О чём речь? Измерение мультиметром основных показателей электрических цепей в автомобиле необходимо для контроля состояния аккумулятора. Так можно фиксировать данные напряжения, тока и сопротивления. Более продвинутые модели измеряют частоту, температуру, емкость.
На что обратить внимание? В комплекте с мультиметром идут два щупа: красного и черного цветов. Первый выступает как положительный и подключается к разъему VΩmA, а второй – отрицательный, предназначен для COM-контакта.
Из этого материала вы узнаете:
Кратко о важности АКБ
Автомобильная аккумуляторная батарея (АКБ) играет ключевую роль в запуске двигателя и поддержании работы всех электрических систем машины. Это основной источник электроэнергии, который обеспечивает работу автомобиля даже при выключенном моторе. Поэтому важно следить за исправностью аккумулятора, не допускать его разряда и регулярно проверять уровень.
Кратко о важности АКБ
Опытные водители используют для этого разные инструменты: мультиметр, нагрузочную вилку, ареометр, тестер пускового тока и разрядное устройство. Рассмотрим использование компактного и удобного устройства. Это мультиметр, который также называют автомобильным тестером.
Что такое автомобильный мультиметр
Это инструмент, предназначенный для диагностики и проверки электрической системы автомобиля, для выявления неисправностей и оценки работоспособности ее компонентов. В базовом варианте его можно собрать из батарейки, лампочки и двух проводов. Этого простого устройства достаточно для прозвонки цепей и обнаружения разрывов, что является наиболее частой проблемой.
Товары из категории
Современные тестеры значительно продвинулись по сравнению с примитивными устройствами. Сегодня это компактные и многофункциональные мультиметры. Они не только проверяют целостность цепей, но и измеряют их ключевые характеристики, диагностируют параметры двигателя, такие как обороты и температура. Несмотря на широкий функционал, современные тестеры остаются компактными и удобными в использовании.
Внешнее устройство мультиметра
Типичный портативный цифровой мультиметр – компактное устройство с экраном, переключателем режимов измерений, тремя разъемами для подключения щупов и специальным – для проверки транзисторов.
В комплекте обычно идут два щупа. Черный используется для соединения с разъемом COM, выполняя роль отрицательного. Красный – положительный, подключается либо к универсальному VΩmA для измерения напряжения, сопротивления и слабых токов либо к контакту 10 А для определения токов в диапазоне от 200 мА до 10 А.
Переключатель режимов позволяет выбирать нужный тип измерений. Стандартные для мультиметра:
- DCV – измерение постоянного напряжения;
- ACV – определение переменного напряжения;
- DCA – измерение силы постоянного тока до 200 мА;
- 10A – определение силы тока от 200 мА до 10 А;
- hFE – тестирование транзисторов;
- режим с символом диода – диагностика полупроводников (диодов);
- обозначение Ω – измерение сопротивления и прозвонка цепей.
Каждый режим имеет несколько делений для точной настройки диапазона измерений. Вверху мультиметра расположен 3,5-разрядный жидкокристаллический дисплей, на котором отображаются показания в виде целых или дробных чисел.
Внешнее устройство мультиметра
Основные функции и комплектация мультиметра
Современные цифровые мультиметры могут измерять разные параметры электрической системы автомобиля, включая:
- Напряжение (например, на аккумуляторе, генераторе или катушке зажигания).
- Ток.
- Сопротивление.
- Длительность электрических импульсов (в системе зажигания).
- Угол замкнутого состояния контактов распределителя (для карбюраторных моторов).
- Частоту вращения двигателя.
- Температуру (с использованием термопары).
Мультиметр может применяться и в качестве простого тестера при выполнении разных проверок:
- Тестирование диодов.
- Проверка предохранителей и других компонентов.
- Оценка целостности и качества электрических соединений.
- Поиск повреждений или обрывов в проводке.
Все измерения могут проводиться только при наличии соответствующих датчиков или щупов, которые обычно поставляются вместе с мультиметром:
- Стандартные щупы для измерения напряжения, тока, сопротивления и прозвонки цепей.
- «Крокодилы» для выполнения тех же процедур.
- Термопара для измерения температуры мультиметром.
- Зажимы для бесконтактного измерения (для высоковольтных цепей зажигания и др.).
- Адаптеры для проверки предохранителей, диодов и других компонентов.
Основные функции и комплектация мультиметра
Измерение мультиметром емкости аккумулятора автомобиля
Емкость аккумулятора определяет, как долго батарея способна обеспечивать ток определенной силы. Поскольку он измеряется в амперах, а время – в часах, емкость выражается в ампер-часах (А ч). Для автомобильных аккумуляторов эта величина обычно определяется в течение 20 часов. Например, если ток составляет 3 ампера, то емкость будет 60 ампер-часов. Чем больше эта цифра у батареи, тем дольше она сможет работать при одинаковом энергопотреблении.
Емкость, наряду с номинальным напряжением, является ключевой характеристикой любого аккумулятора. Со временем, из-за износа или неисправностей, она может снизиться, что приведет к более быстрому разряду батареи при той же нагрузке.
Например, на новом аккумуляторе можно слушать музыку несколько часов с заглушенным двигателем и потом без проблем завести машину. Однако на изношенной батарее после пары часов работы магнитолы авто может не завестись, так как уменьшенная емкость приводит к более быстрому разряду без подзарядки.
Чтобы измерить емкость аккумулятора с помощью мультиметра, нужно выполнить такие шаги:
- Снимите аккумулятор с автомобиля и полностью его зарядите. Для этого существует множество устройств с разными функциями и ценами. Простой вариант – долго поездить на машине – не подходит: зарядная система автомобиля не всегда работает идеально и может не восстановить емкость аккумулятора до максимума. После зарядки дайте батарее постоять несколько часов при комнатной температуре, чтобы электролит перестал кипеть.
- Найдите лампу на 12 вольт и определите ее ток потребления. Так, если у вас есть лампа мощностью 60 ватт, разделите мощность на напряжение. Получите цифру в амперах – 5 А.
- Подключите лампу к аккумулятору и отметьте это время. Убедитесь, что прибор безопасно размещен (он нагревается), а провода имеют подходящее сечение.
- Регулярно измеряйте напряжение на клеммах аккумулятора при подключенной лампе. Как только напряжение достигнет 10,5 вольта, отсоедините ее. Запишите время отключения и подсчитайте, сколько часов лампа была включена.
- Рассчитайте фактическую емкость аккумулятора, умножив количество часов работы прибора на его потребление в амперах. Например, если напряжение на аккумуляторе упало до 10,5 вольт за 10 часов, цифра составит 50 Ач.
Затем полученная емкость аккумулятора сравнивается с номинальной, указанной на его этикетке, чтобы оценить состояние батареи. Важно помнить, что паспортные характеристики батареи уже через год-два эксплуатации могут стать труднодостижимыми. Однако значительное снижение емкости все же недопустимо.
Например, для аккумулятора с номинальной емкостью 60 А ч, который используется три года, нормальным считается реальный показатель 50 или даже 40 А ч. Если при проверке батарея показала 25–30 А ч, это верный сигнал о необходимости ее замены.
Измерение утечки тока мультиметром
Это ток, который батарея автомобиля продолжает потреблять даже при выключении всех устройств, что нормально. Даже при остановленной машине питание поддерживается для таких систем, как часы, временная память блока управления двигателем (ЭБУ), сигнализация и дежурное у мультимедиа.
Чтобы проверить ток утечки в автомобильном аккумуляторе, выполните следующие шаги:
- Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
- Установите мультиметр на измерение тока с диапазоном до 10 А.
- Подключите плюсовой щуп инструмента к минусовой клемме аккумулятора, а минусовой – к одноименному его выводу.
Если система машины функционирует нормально, мультиметр покажет ток в пределах 15–40 мА. Если цифра окажется выше, начните поиск причины неисправности, извлекая поочередно предохранители. Определите, на каком из них значение тока резко уменьшится – это укажет на цепь с возможной проблемой.
Измерение напряжения мультиметром
Проверка напряжения аккумулятора – это простой и быстрый способ оценить состояние батареи в текущий момент. Этот тест обычно является первым шагом в такой диагностике. Чтобы измерить напряжение с помощью мультиметра, необходимо правильно подключить прибор.
Чтобы провести проверку, выполните следующие действия:
- Установите мультиметр на измерение постоянного напряжения с диапазоном до 20 В.
- Выключите все электроприборы в автомобиле, заглушите двигатель и подождите один час. Если двигатель до этого не работал минимум в течение часа, достаточно подождать 10 минут, чтобы отключились все электронные системы.
- Подключите щупы мультиметра к клеммам батареи.
Этот метод поможет вам быстро получить представление о текущем состоянии аккумулятора.
Часто задаваемые вопросы об измерении мультиметром
Какое напряжение должно быть при выключенном двигателе?
Исправный аккумулятор в этой ситуации должен показывать напряжение около 12,5 В. Это значение может немного изменяться в зависимости от факторов, таких как температура окружающей среды и состояние батареи.
Какое напряжение должно быть при работающем двигателе?
Когда мотор в действии, напряжение на клеммах аккумулятора должно находиться в пределах 13,5–14 В. Небольшие колебания выше или ниже этих значений возможны, но в целом цифра должна быть в этом диапазоне. Эти показатели помогают определить, исправен ли аккумулятор и работает ли генератор должным образом, хотя для полной проверки могут потребоваться дополнительные измерения.
Какое напряжение должно быть при работающем двигателе
Как правильно определить плотность электролита в батарее?
В интернете можно найти советы по измерению плотности электролита аккумулятора с помощью обычного мультиметра. Однако это неверно, так как устройство предназначено для определения электрических параметров, таких как напряжение, сопротивление и ток, и не может выявить плотность жидкости. Для ее проверки необходимо использовать специализированный прибор – ареометр, который доступен в магазинах автозапчастей и стоит недорого.
Как измерить внутреннее сопротивление аккумулятора мультиметром?
Это действие также не является корректным. Для его точного определения нужна более сложная процедура, которая включает подключение дополнительных сопротивлений по определенной схеме, проведение нескольких измерений и вычисление результатов с использованием формул. Поскольку внутреннее сопротивление аккумулятора зависит от множества факторов, таких как температура и уровень заряда, подробности этой операции выходят за рамки данной статьи.
Мультиметр – это многофункциональный инструмент, который может заменить несколько специализированных приборов. Он позволяет выполнять базовую диагностику электрических систем автомобиля и обнаруживать неисправности без необходимости обращаться в автосервис.