Зачем нужна? Проверка генератора мультиметром необходима при проблемах с этой деталью. Иначе в самый неподходящий момент автомобиль останется без электроэнергии, которую вырабатывает этот узел. Следовательно, встанут многие системы машины, в том числе стартер и зажигание.
Как произвести? Генератор можно проверить как на самом автомобиле, так и сняв его. Подсоединяя клеммы к разным участкам и считывая показания мультиметра, можно определить место поломки.
В этой статье:
Принцип работы генератора
Электрооборудование любого современного автомобиля включает в себя генератор. Это устройство преобразует механическую энергию, поступающую от двигателя внутреннего сгорания, в электрическую. Вместе с регулятором напряжения он составляет так называемую генераторную установку.
Принцип работы генератора
На современных транспортных средствах используются генераторы переменного тока, которые в наибольшей степени соответствуют следующим требованиям:
- Показатели выходного тока генератора должны быть таковы, чтобы при эксплуатации автомобиля можно было избежать прогрессивного роста заряда аккумуляторной батареи;
- Напряжение в электрической сети транспортного средства должно оставаться постоянным даже при большой амплитуде изменения частоты вращения ротора и нагрузки.
Необходимость стабильного напряжения обусловлена чувствительностью аккумуляторной батареи к данному показателю. Если вольтаж слишком низок, то это приводит к неполному заряду аккумулятора и неполадкам при запуске стартера двигателя. Если же напряжение слишком велико, то повышается скорость износа батареи, сокращается срок ее службы.
Товары из категории
Основные принципы работы генератора идентичны для всех его моделей, разница может заключаться лишь в качестве сборки, размерах деталей, расположении некоторых узлов.
К основным узлам генератора относятся следующие:
- Шкив. Используется для передачи механической энергии от мотора к валу генератора при помощи ремня.
- Корпус генератора. Он включает в себя две крышки. Передняя находится со стороны шкива, а задняя – со стороны контактных колец. Они необходимы для монтажа статора, крепления всего генератора к силовой установке, крепления подшипников ротора. Также на задней крышке находятся выпрямитель напряжения, щетки, регулятор напряжения, выходы для подключения электрических устройств.
- Ротор. Металлический вал, на котором размещаются две втулки клювообразной формы. В полости между ними располагается обмотка возбуждения, выводы которой подключены к контактным кольцам. Обычно используются цилиндрические контактные кольца из медного сплава.
- Статор. Несколько стальных листов, имеющих трубчатую форму. В полостях между листами находится трехфазная обмотка, формирующая мощность генератора.
- Выпрямительные диоды. Используется по три диода высокой мощности, запрессованных в теплоотводы с положительным и отрицательным зарядом.
- Регулятор напряжения. Прибор, который обеспечивает неизменность величины напряжения при колебаниях частоты вращении ротора, температуры окружающей среды, электрической нагрузки.
- Щеточный узел. Представляет собой пластмассовый корпус, в котором стоят щетки, соприкасающиеся с кольцами ротора.
- Защитный кожух диодного блока.
Принцип работы генератора
Работа генератора основана на явлении электромагнитной индукции. При пропуске магнитного потока через катушку из медного проводника на концах катушки возникает электрическое напряжение. Аналогичным образом, чтобы получить магнитный поток, необходимо провести электрический ток через катушку. Соответственно, чтобы получить электрический ток переменной величины, нужен источник изменяющегося магнитного поля и катушка, на концах которой будет формироваться напряжение. Проверка генератора может выполняться мультиметром.
Возможные проблемы с генератором
Неисправности генератора подразделяются на два вида: механические и электрические.
Механические неполадки легко обнаруживаются при визуальном осмотре двигателя. К таковым относятся:
- Разрыв, износ, отслоение волокон на ремне генератора.
- Повреждение или чрезмерный износ натяжного валика.
- Повреждение, разрыв металла корпуса генератора, его креплений.
Неисправности генератора можно обнаружить либо по перебоям в подаче электроэнергии на системы автомобиля, либо по полному отсутствию электропитания. В этом случае для диагностики неполадок понадобится несложное устройство – мультиметр, а также лампа на 12 В.
Навык проверки напряжения генератора мультиметром важен для любого автолюбителя, поскольку позволяет получить многие данные о состоянии электросетей автомобиля, которые необходимы для правильного выбора технологии ремонта.
Виды мультиметров для проверки генератора
Для любого электрика мультиметр – незаменимое устройство для тестирования параметров работы электрооборудования. Если же у вас нет навыков в использования этого прибора, то расскажем о нем подробнее.
Как можно понять из называния, мультиметр – это устройство, позволяющее измерять сразу несколько величин. Чаще всего к ним относятся:
- Напряжение (вольт, В) измеряется вольтметром.
- Сопротивление (Ом) измеряется омметром.
- Сила тока (ампер, А) измеряется при помощи амперметра.
Виды мультиметров для проверки генератора
Существует два типа мультиметров:
- Аналоговый. Показания отображаются при помощи стрелки, указывающей на то или иное значение на шкале. Такое устройство стоит дешевле, но имеет значительную погрешность, что не всегда оказывается допустимым при диагностике систем автомобиля.
- Цифровой. Прибор оснащен электронным дисплеем, напоминающим табло обычного калькулятора. Показания на нем выводятся в виде цифровых значений. Такой мультиметр показывает более точные данные, однако стоит дороже.
В продаже можно найти такие цифровые мультиметры, которые позволяют передавать данные от прибора на компьютер или съемный носитель.
На мультиметре есть поворотный переключатель, который устанавливается в определенное положение для измерения той или иной физической величины.
- ACV — устанавливается для проверки величины переменного напряжения;
- DCV — устанавливается для проверки величины постоянного напряжения;
- DCA — устанавливается для проверки величины постоянного тока;
- Ω — устанавливается для проверки величины электрического сопротивления.
При первичной проверке генератора мультиметром на автомобиле можно ограничиться режимом DCV, позволяющим измерить постоянное напряжение. Для этого необходимо будет подсоединить выводы прибора к контактам аккумулятора.
Правила работы с мультиметром при проверке генератора
Наверное, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в квартире отключалось электроснабжение. Согласитесь, что приятного здесь мало. То же самое произойдет и с автомобилем, если генератор выйдет из строя. Тогда все электрические системы транспортного средства лишатся источника питания, аккумуляторная батарея престанет подзаряжаться, и после выключения двигателя его не удастся запустить снова.
Чтобы избежать всех этих неудобств, необходимо проводить своевременную диагностику генератора. В этом поможет мультиметр.
Правила работы с мультиметром при проверке генератора
При проверке параметров работы генератора необходимо соблюдать технику безопасности. В противном случае можно легко повредить реле, регулятор напряжения, выпрямительные диоды и другие детали.
При выполнении диагностики нельзя:
- производить короткое замыкание генератора, то есть проверять его состояние «на искру»;
- замыкать клемму «30» (она может быть подписана как «В+») с контактом 67 («D+») либо массой;
- запускать генератор при выключенных устройствах, потребляющих электричество, например аккумулятор;
- тестировать выводы генератора при напряжении свыше 12 В.
Теперь о том, как правильно выполнять диагностику генератора:
- Для проверки должен использоваться амперметр или вольтметр.
- При выполнении сварных работ по кузову контакты отсоединяются от генератора и аккумулятора.
- При монтаже новых кабелей они должны быть такого же сечения и длины, как и в заводской проводке.
- При тестировании генератора необходимо проверить натяжение ремня, работоспособность всех контактов. В нормальном состоянии при нажатии пальцем на середину ремня от не должен прогибаться более чем на 10-15 мм.
Проверка генератора мультиметром без снятия с авто
Диагностику состояния генератора можно выполнить, не снимая устройство с автомобиля. Для этого нужно замерить заряд АКБ. Последовательность операций следующая:
- Заглушите мотор, отключите все устройства, потребляющие электроэнергию.
- Установите переключатель мультиметра в положение для проверки величины постоянного напряжения.
- Присоедините контакты мультиметра к контактам на аккумуляторе. Соблюдайте полярность: плюс к плюсу, минус – к минусу.
- Измерьте величину напряжения на аккумуляторе. В норме оно составляет 12,5-12,6 В.
- Запустите мотор.
- По прошествии 1-2 секунд вновь измерьте напряжение. Оно должно составлять 14,3-14,4 В.
- Включите устройства, потребляющие электрическую энергию. Это позволит создать нагрузку на генератор.
- Еще раз измерьте напряжение. Оно должно находиться в пределах от 14,1 до 14,2 В.
- Если величина напряжения упала ниже 13,5 В, это явный признак неисправности генератора.
При значительном падении напряжения придется выполнить проверку генератора после его демонтажа. Только в этом случае можно будет сделать точное заключение о состоянии устройства и необходимости его ремонта или замены.
Проверка снятого с авто генератора мультиметром
Удобнее всего проверять генератор мультиметром у снятого устройства. Диагностика включает в себя три операции: проверку регулирующего реле, проверку диодного моста, осмотр обмотки статора и ротора. Выполнять их можно в любой последовательности, при этом используется тестер. Путем визуального контроля степени износа оценивается состояние щеток и колец.
Проверка снятого с авто генератора мультиметром
Состояние реле-регулятора можно проверить при помощи лампочки на 12 В. Для этого необходимо подключить ее к выводам и подать напряжение. Если при показателе в 15 В и больше лампочка выключается, то реле в порядке. В противном случае он неисправен.
Для проверки диодного моста генератора мультиметром нужно установить переключатель в режим прозвона. Каждая пластина тестируется отдельно. Сначала один щуп прикладывается к положительному контакту, а второй поочередно подключается к каждому диоду. Затем щупы меняются местами. Эта процедура выполняется на каждой пластине. Если диод работает нормально, то в одном направлении должно быть небольшое сопротивление, а в другом оно бесконечно. При нулевых или бесконечных показаниях мультиметра в обоих направлениях диод неисправен.
Теперь о том, как протестировать статор. В этом поможет проверка обмотки: устанавливаем мультиметр в режим прозвонки и измеряем сопротивление на статоре без диодного моста. В нормальном состоянии сопротивление между выводами не превышает 0,2 Ома, а величина между обмоткой и нулевым контактом мотет составлять 0,3 Ома.
Перейдем к прозвонке ротора. Мультиметр также устанавливается в режим прозвонки, затем щупы прикладываются к контактным кольцам. Сопротивление должно составлять от 2,3 до 5,1 Ома. При более низком показателе вероятно межвитковое замыкание. Если же показания выше данного диапазона, то не исключен недостаточно плотный контакт. Также это может говорить о разрыве витков, что представляет достаточно серьезную проблему.
Еще один способ. Мультиметр ставится в режим измерения силы тока, и на кольца ротора подается напряжение 12 В. Показания не должны превышать 3-4 А.
Проверка снятого с авто генератора мультиметром
Проверка регулятора напряжения, других деталей генератора мультиметром позволяет получить достаточно полую информацию для диагностики. Если возникают трудности при проверке в бытовых условиях, всегда можно обратиться в автосервис.