Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
27.09.2024 Автосервис
1260
Время чтения: 13 минут

Прикипело колесо: как снять, не повредив металл

Сохранить статью:

В чем проблема? Прикипело колесо – значит, заржавел металл диска, который пристыл к барабану, ступице, болтам или гайкам. Неприятное явление, с которым наверняка сталкивался каждый водитель в самый неподходящий момент. Снять такое колесо без вспомогательных средств самостоятельно не получится.

Что делать? Существуют разные способы снятия прикипевшего колеса: от вандальных с сильными ударами до более щадящих с помощью ВД-40. На СТО мастера не используют какой-то один, а пускают в ход все возможные варианты, чтобы быстрее открутить диск.

Признаки прикипевшего колеса

Прикипание колеса – это проблема, которая возникает из-за коррозии, образующейся на сопрягаемых с шиной элементах автомобиля. Ржавчина накапливается в микроскопических зазорах между деталями, что приводит к их слипанию. Наиболее подвержены этой проблеме те элементы, которые находятся в непосредственной близости к колесу, и нижняя часть кузова.

Что вызывает прикипание колеса? Главной причиной является не только воздействие дорожных реагентов, которыми обрабатывают дороги в зимний период. Коррозия также может возникнуть из-за окисления и износа металлических частей, таких как болты, крепящие колесо. Когда они ржавеют, их откручивание и снятие диска становятся весьма сложной задачей.

признаки прикипевшего колеса Признаки прикипевшего колеса

Колесо может прикипеть к следующим элементам:

  • Тормозной барабан.
  • Ступица.
  • Гайки (могут прикипеть к самому колесу).
  • Болты, которые могут сломаться при попытке снять диск.
  • Грани крепежа могут быть стерты.
  • Соединительные детали могут прикипеть, если их слишком сильно затянуть с использованием пневматического инструмента или мощного ключа. После того как такое колесо удается снять, рекомендуется заменить все болты на новые, сделанные из нержавеющей стали или с антикоррозийным покрытием. Со временем сильно затянутые соединения теряют прочность, что может сделать автомобиль менее безопасным.

7 способов снять прикипевшее колесо

Оптимальный результат достигается, когда применяются все возможные методы одновременно. Опытные специалисты автосервиса прекрасно понимают, что металлические детали могут «упираться» и не желают рассоединяться, поэтому они используют все доступные средства параллельно, а не поочередно. Что же делать, если колесо прикипело?

Использование смазки

Для поверхностей трения это хороший метод, но лишь когда есть доступ к этим участкам. Но когда прикипело колесо, он весьма ограничен, так как металлические детали сжаты между собой с огромной силой.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Тем не менее, существуют смазочные материалы с особыми проникающими свойствами, которые могут помочь даже в таких ситуациях. Поскольку структура ржавчины пористая, специальные составы могут проникнуть внутрь, хоть и не сразу.

Но просто нанести смазку – это лишь часть решения проблемы. Важно понимать, что сила трения, определяемая произведением распирающей силы и коэффициента трения, должна быть резко снижена.

Если последнюю цифру формулы уменьшить в 10 раз, то даже при мощном воздействии оставшаяся сила все еще может быть чрезмерной. Поэтому современные проникающие смазки типа WD-40, содержат жидкие масла и активные компоненты, способные влиять на окислы. В итоге оба параметра силы трения снижаются.

Так даже значительная сила сопротивления, ранее эквивалентная тоннам, может быть уменьшена до сотен килограммов. Это делает снятие прикипевшего колеса гораздо более управляемым и простым даже для непрофессионала.

Нанесение ударов

Если колесо прикипело очень сильно, бить по нему часто бесполезно. Слабые удары могут просто не принести нужного результата, а сильные способны повредить диск и ступичный подшипник, что приведет к дополнительным затратам на ремонт. Поэтому данный метод эффективен только тогда, когда колесо прикипело недавно и не успело слишком сильно «схватиться» с деталями.

Вращение колеса на месте

Такой метод не только маловероятно будет успешен, но и может привести к ненужному износу рулевого управления и перегреву усилителя руля. Если использовать этот способ кратковременно, он вряд ли нанесет значительный ущерб, но и помочь, скорее всего, не сможет.

Разгон и торможение на месте (на ходу)

Метод основывается на использовании сил инерции для решения проблемы прикипевшего колеса. В теории идея неплоха, особо если колесо массивное, но в практике бывает опасной.

 

Некоторые автовладельцы советуют поднимать одно колесо с помощью домкрата (фиксируя остальные с помощью упоров), раскручивать его мотором до максимальной скорости и резко тормозить. Это может привести к серьезным повреждениям, начиная с поломки трансмиссии, если автомобиль сорвется с подставок, и заканчивая риском нанесения значительного ущерба окружающим предметам или людям.

Особенно опасны рекомендации открутить все болты на колесе и запускать его вращение, надеясь, что помощник поймает его после отделения от автомобиля. Это крайне рискованный способ. Он может привести к травмам, так как неконтролируемое колесо может нанести серьезный урон машинам или людям, находящимся поблизости.

Еще одна проблема в том, что дифференциал автомобиля может пострадать, если раскручивать только одно колесо. Для минимизации риска нужно вывешивать оба диска, использовать надежные подставки и упоры или (лучше всего) поместить машину на подъемник. Болты полностью откручивать не следует, достаточно ослабить их на несколько оборотов, чтобы появился небольшой зазор.

Но если колеса прикипели на неприводной оси, эффективность этого метода снижается. Попытка применить его в движении крайне опасна и может привести к серьезным последствиям, не оправдывающим риски и затраты.

разгон и торможение на месте Разгон и торможение на месте

Нагрев диска

Чтобы создать достаточный зазор в прикипевшем соединении, теоретически нужно нагреть его до нескольких сотен градусов. Но такой сильный нагрев может привести к сгоранию покрытия дисков, уничтожению смазки в ступицах и изменению свойств металла деталей, что сделает их непригодными для дальнейшего использования.

 

Тем не менее, метод может быть полезен, особенно если диск сделан из стального штампованного материала. Такой легко перекрасить после обработки. Для нагрева достаточно использовать промышленный фен, доведя диск до температуры в пределах 100–200°С. Этот метод следует сочетать с ударами и проникающей смазкой, чтобы постепенно разрушить окисный слой и ослабить сцепление между диском и ступицей.

Расклинивание

Метод заключается в создании сдвигающего усилия между диском и ступицей. Для этого через отверстия в первом вставляется подходящий клин, который создает значительное давление. Этот инструмент нужно периодически перемещать по окружности, расшатывая диск.

Съемник

Съемники делятся на два типа: винтовые и ударные. Первые работают за счет увеличения усилия по мере уменьшения шага резьбы. Ударные съемники создают значительную инерционную силу, используя резкое торможение массивного груза, прикрепленного к диску с помощью строп или цепей.

Оба этих метода достаточно эффективны, однако в реальных условиях не всегда возможно найти подходящее приспособление. Тогда его придется изготовить самостоятельно, что, к счастью, не требует особых технических навыков.

Использование съемника должно сопровождаться другими методами, такими как нанесение проникающей смазки, нагрев и резкие удары по центру ступицы. Важно действовать аккуратно, чтобы не повредить подшипник, что требует определенного мастерства и чутья. Если просто тянуть винт или использовать груз без должной осторожности, можно повредить резьбу, сломать съемник или диск, порвать цепи.

Здесь важно понимать, что цель – не победить коррозию силой, а постепенно ослабить ее воздействие, используя комплексный подход.

Как предотвратить прикипание колеса

Чтобы избежать таких проблем, необходимо регулярно контролировать состояние машины. Важно очищать колеса от грязи, снега и других загрязнений, которые могут способствовать коррозии.

Периодические технические осмотры в автосервисе также позволят вовремя заметить проблему. Чтобы колеса не прикипали, специалисты рекомендуют применять специальные антикоррозийные средства для смазки болтов и других соединений. Рассмотрим подробнее методы борьбы с этой проблемой.

Применение графитовой смазки

Один из наиболее эффективных способов предотвращения прикипания колес. Графитовая смазка пользуется большой популярностью среди автовладельцев благодаря смазывающим и антифрикционным свойствам. Она наносится на контактные поверхности, например, между ступицей и диском, что помогает предотвратить их слипание и облегчает последующее снятие колеса. Графитовая смазка может применяться для обработки болтов и других деталей, подверженных трению. Это предотвращает их закисание и упрощает обслуживание автомобиля.

Если этого состава под рукой не оказалось, ее можно заменить графитовым карандашом. Достаточно заштриховать места, поврежденные коррозией, чтобы создать защитный слой и облегчить впоследствии демонтаж деталей.

Применение медной смазки

Для предотвращения прикипания колес и борьбы с коррозией медная смазка представляет собой эффективное средство, особенно в сложных условиях эксплуатации и при высоких нагрузках. В отличие от графитовой, которая хорошо работает при умеренных температурах и нагрузках, она предназначена для более сложных ситуаций.

Медная смазка помогает разъединять плотно соединенные детали и устранять коррозию. На рынке она доступна в виде аэрозольных баллончиков и может эффективно справляться с проблемами, такими как прикипание дисков к шинам, помогает и при снятии свечей из двигателя.

применение медной смазки Применение медной смазки

Чтобы колеса автомобиля не прикипали, рекомендуется наносить медную смазку дважды в год, лучше всего во время сезонной замены покрышек, например, весной и осенью. Это обеспечит регулярную защиту от коррозии и облегчит демонтаж.

Тем не менее, использование медной смазки может не подойти для дисков из алюминия. Взаимодействие этих металлов в сочетании с атмосферными условиями способно привести к разрушению материала из-за гальванической коррозии. Поэтому для алюминиевых дисков следует избегать применения медной смазки.

Также стоит помнить, что некоторые составы, такие как маслянистые мази (например, солидол, литол), могут быть неэффективны, так как они имеют тенденцию к интенсивной текучести при нагревании.

Очищение плотно прилегающих частей диска и ступицы от ржавчины

Чтобы колеса не прикипали, важно регулярно очищать участки, где детали диска и ступицы могут соединяться из-за ржавчины. Даже небольшие следы коррозии могут со временем привести к серьезным проблемам. Регулярная очистка этих участков помогает снизить риск прикипания.

Используйте большую металлическую щетку или мелкую шкурку для удаления ржавчины с поверхности диска. Эта простая процедура существенно снижает вероятность возникновения проблем и облегчит снятие колеса в будущем.

Применение пластиковых супинаторов

Еще одним эффективным инструментом борьбы с прикипанием является супинатор из пластика. Эта вставка помогает легко отделить колесо от диска, где произошло коррозионное соединение. Пластиковые супинаторы, установленные на нем, позволяют минимизировать эффекты ржавчины и облегчить процесс снятия колес.

применение пластиковых супинаторов Применение пластиковых супинаторов

Не следует пытаться самостоятельно изготовить пластиковые супинаторы. Для их производства требуется особый пластик с определенными характеристиками, другие влияют на его качества. Если супинатор не будет надежно закреплен, он может сломаться при использовании, а это опасно при движении автомобиля.

Часто задаваемые вопросы о прикипании колеса

Диск колеса прикипел к тормозному барабану, как снять?

Стоит попробовать снять их вместе. На большинстве автомобилей это возможно. После этого можно применить для разделения деталей один из следующих методов:

  • использование пресса;
  • забивание металлических клиньев между диском и барабаном;
  • прогрев барабана или диска;
  • применение специального съемника.

Что делать, если внутреннее колесо прикипело к ступице?

Можно воспользоваться методом раскручивания колеса и резкого торможения на месте или в движении. Если есть монтировка, стоит попробовать отжать колесный диск, вставив инструмент между колесом и ступицей и приложив усилие.

Можно использовать домкрат: один конец его упирается в раму автомобиля, а другой – во внутреннюю боковину шины или в деревянную проставку, приложенную к колесу.

Прикипело колесо, как снять его с машины, если нет специальных инструментов?

Иногда проблемы могут возникнуть в дороге, когда под рукой нет специальных инструментов. Можно ослабить крепежные болты и несколько раз резко тронуться с места, затем так же затормозить с вывешенным колесом или на ходу. Если прикипело переднее колесо, снять его может помочь вращение руля в стороны.

Прикипело колесо грузового автомобиля, как снять?

Эти машины обладают массивными колесами, и для их демонтажа эффективен метод резкого старта и торможения. Также для более сложных случаев можно применить домкрат. Он устанавливается между рамой и шиной через деревянную проставку.

Во всех описанных случаях важно помнить, что профилактика всегда лучше лечения. Чтобы избежать прикипания колес, необходимо регулярно проверять состояние автомобиля, особенно дисков и покрышек. Коррозия и ржавчина могут развиваться незаметно, поэтому плановые осмотры и профилактическое обслуживание предотвратят такие проблемы. Если все же колесо прикипело, важно знать, что делать для его снятия, минимизируя риск повреждения автомобиля и угрозу безопасности водителя.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...