О чем речь? Порядок регулировки клапанов двигателя зависит от инструментов. Вариантов немного: шайбы и винты. Есть еще третий – родом из СССР, который используется все реже – с помощью рейки с индикатором.
Что учесть? Во время регулировки клапанов двигателя многие новички сталкиваются со сложностями. Все дело в том, что современные автомобили больше рассчитаны на обслуживание в технических центрах, поэтому в гаражных условиях без специального оборудования трудно снять даже клапанную крышку.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое клапаны двигателя
- Когда нужна регулировка клапанов
- Способы регулировки клапанов двигателя
- Порядок регулировки клапанов двигателя винтами
- Порядок регулировки клапанов двигателя шайбами
- Порядок регулировки клапанов двигателя рейкой с индикаторами
- Что будет, если не регулировать клапаны
- Сложности в регулировке клапанов двигателя
- Часто задаваемые вопросы о регулировке клапанов двигателя
Что такое клапаны двигателя
Клапаны – это детали, установленные в системе газораспределения двигателя. Впускной обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр, а выпускной отвечает за вывод отработанных газов после сгорания. В четырехтактном двигателе впуск осуществляется в первом такте, а выпуск – в четвертом.
Для правильного функционирования двигателя необходимо, чтобы клапаны не только своевременно открывались, но и плотно закрывались, обеспечивая герметичность цилиндров. В противном случае часть отработанных газов может утекать, снижая эффективность рабочего процесса.
Клапаны работают так: кулачок распредвала нажимает на толкатель, и клапан открывается. Когда давление на толкатель ослабевает, пружина возвращает клапан обратно. Необходимо, чтобы клапаны открывались и закрывались в нужное время. Это позволит цилиндрам правильно наполняться и опустошаться.
Что такое клапаны двигателя
Когда двигатель функционирует, рабочие детали сильно нагреваются, а металл расширяется. Из-за этого клапан становится чуть длиннее. Чтобы избежать неполадок, в конструкции предусмотрен тепловой зазор. Он позволяет клапану полностью открываться и плотно закрываться, несмотря на изменение длины. Регулировка клапанов заключается в контроле и настройке зазора.
Когда нужна регулировка клапанов
Регулировку клапанов необходимо проводить своевременно. В старых автомобилях это делается каждые 60–80 тысяч километров пробега, хотя точный интервал зависит от конструкции двигателя, стиля вождения, регулярности технического обслуживания и других факторов.
Товары из категории
Автовладельцу следует обращать внимание на признаки, сигнализирующие о необходимости регулировки клапанов. Среди них:
- характерный металлический стук в работе двигателя, особенно если звук не исчезает после прогрева;
- уменьшение мощности, которое ведет к ухудшению разгона;
- увеличенный расход топлива;
- неустойчивые обороты на холостом ходу.
Эти признаки могут указывать не только на неправильный тепловой зазор, но и на другие возможные неисправности.
Способы регулировки клапанов двигателя
Существует несколько методов регулировки клапанов. Рассмотрим самые распространенные.
- Автоматическая регулировка. В современных моделях авто весь процесс происходит автоматически благодаря гидрокомпенсаторам, которые поддерживают нужный тепловой зазор, используя давление моторного масла.
- Винтовая регулировка. В этом случае специалист использует регулировочный винт на толкателе, который взаимодействует с клапаном. Вращая винт, мастер либо приближает его к клапану, уменьшая зазор, либо отдаляет, увеличивая зазор. Для проверки величины зазора применяется специальный щуп.
- Регулировка с помощью шайб. В этом случае толкатель снимается, и под него помещается тонкая металлическая шайба для достижения необходимого зазора.
Порядок регулировки клапанов двигателя винтами
Чтобы лучше понять процесс регулировки клапанов, можно рассмотреть пример с ВАЗ-2107. Перед началом работы двигатель должен полностью остыть, так как все операции выполняются на холодном моторе. В ВАЗ-2107 клапаны открываются за счет давления, передаваемого на шток рычага, который движется благодаря эксцентричному кулачку распредвала. Отрегулировать нужно зазор, который находится между кулачком в его самой дальней от эксцентрика точке и рычагом.
Во время регулировки вы можете воспользоваться таблицей.
Угол поворота коленвала (гр.) | Угол поворота распредвала (гр.) | Номера цилиндров | Номера клапанов |
---|---|---|---|
0 | 9 | 4 и 3 | 8 и 6 |
180 | 90 | 2 и 4 | 4 и 7 |
360 | 180 | 1 и 2 | 1 и 3 |
540 | 270 | 3 и 1 | 5 и 2 |
Для начала необходимо установить поршень четвертого цилиндра в верхнюю мёртвую точку, когда оба клапана закрыты. После этого коленвал нужно поворачивать до тех пор, пока метка на звёздочке не совпадёт с меткой на корпусе. Для проверки зазора используется щуп 0,15 мм и два ключа – на 13 и 17.
Порядок проведения регулировки клапанов цилиндрового двигателя следующий:
- Сначала щуп нужно вставить в зазор между кулачком и рычагом клапана № 6. Если щуп входит с небольшим усилием, то это нормально. Если щуп болтается, застревает или не проходит совсем, требуется корректировка.
- Нужно закрепить регулировочный болт, ослабить контргайку и повернуть болт для достижения нужного зазора. Так проводится регулировка клапанов № 6 и № 8 цилиндрового двигателя.
Те же действия выполняются для всех остальных клапанов. Коленвал нужно поворачивать на 180 градусов от предыдущего положения, что соответствует повороту распредвала на 90 градусов. После каждого поворота нужно проверять зазор и при необходимости регулировать клапаны:
- 180° – №№ 4, 7;
- 360° – №№ 1, 3;
- 540° – №№ 5, 2.
Регулировка клапанов должна выполняться строго по установленному порядку. Нарушение этой последовательности может привести к сбоям в настройках системы газораспределения. Если у вас есть необходимые навыки, то регулировка клапанов может быть выполнена собственноручно.
Порядок регулировки клапанов двигателя шайбами
Если регулировка клапанов выполняется не с помощью винтов, а с использованием шайб, как это часто бывает на переднеприводных автомобилях, то процесс будет схож с настройкой клапанов на ВАЗ.
Для начала коленчатый вал поворачивается до совпадения меток. После этого зазор регулируется с помощью шайбы, подходящей по размеру (в зависимости от того, требуется ли увеличить или уменьшить зазор). Если на шайбе нет маркировки, для точного измерения зазора применяется штангенциркуль или микрометр.
Порядок регулировки клапанов двигателя рейкой с индикатором
Есть способ регулировки зазоров с помощью индикатора и рейки. Этот метод учитывает износ деталей, поэтому его часто используют на старых моторах с большим пробегом.
Порядок регулировки клапанов двигателя рейкой с индикатором
Процесс регулировки зазоров включает несколько этапов:
- Сначала коленвал проворачивается до совпадения меток.
- Затем на головке блока цилиндров фиксируется специальная рейка.
- На рейке устанавливается индикатор, и его лапка размещается на кулачке распредвала.
- При помощи захвата кулачок поднимается вверх. Стрелка индикатора должна пройти 52 деления при нормальной температуре.
- Если показания стрелки отклоняются от нормы, потребуется регулировка, которую можно выполнить винтом или шайбами в зависимости от типа двигателя.
Правильная эксплуатация двигателя внутреннего сгорания помогает поддерживать проектные размеры тепловых зазоров клапанов, обеспечивать полную герметичность цилиндров, предотвращать преждевременный износ деталей и максимизировать эффективность работы мотора.
Что будет, если не регулировать клапаны
Регулировка клапанов необходима для поддержания оптимальной работы двигателя. Если не следить за правильным размером зазоров, то это может существенно снизить эффективность работы ДВС.
Неправильные зазоры могут привести к нарушению герметичности цилиндров, затруднениям в полном открытии или закрытии клапанов. Это ухудшает качество наполнения цилиндров топливовоздушной смесью и уменьшает мощность двигателя. При незначительных отклонениях владелец авто может ничего не заметить. Однако со временем появится цокающий звук из-под капота, и двигатель начнёт демонстрировать всё более заметное снижение мощности.
Например, когда зазор уменьшится, клапан будет работать при неподходящей температуре, поскольку тарелка не сможет должным образом передавать тепло седлу. Если зазор увеличится, клапанный механизм будет получать удары от кулачка распредвала. Оба эти случая ускоряют износ деталей и могут привести к необходимости капитального ремонта ДВС. Поэтому регулировка зазоров позволяет увеличить мощность мотора и предотвратить серьёзные поломки.
Сложности в регулировке клапанов двигателя
Конструкция ДВС и особенности автомобиля определяют сложность регулировки клапанов. Современные модели транспортных средств проектируются для обслуживания в специализированных технических центрах.
На начальном этапе могут возникнуть трудности, например, при обеспечении доступа к крепежу клапанной крышки. В таких случаях необходимо снять навесное оборудование, провода или патрубки системы охлаждения, что усложняет процесс регулировки.
Есть автомобили, в которых регулировка зазоров предполагает полный или частичный демонтаж двигателя или головки блока цилиндров. Поэтому следует совмещать эту процедуру с заменой свечей зажигания, ремня ГРМ, роликов и водяного насоса. Кроме того, при проведении регулировки клапанов стоит заранее приобрести прокладки для клапанных крышек и свечных колодцев.
Даже в случаях, когда регулировка клапанов осуществляется без особых усилий, крайне важно строго соблюдать все предписания и регламенты. Это требует определённых слесарных навыков и опыта в выполнении таких работ. Не рекомендуется экономить на регулировке в автосервисе и пытаться сделать все самостоятельно. Лучше всего обратиться за помощью к специалистам.
Часто задаваемые вопросы о регулировке клапанов двигателя
Какой зазор нужно оставлять при регулировке клапанов?
Прежде чем начать регулировку, важно определить, какие зазоры оптимальны для клапанов вашего двигателя. Для этого следует рассмотреть техническую документацию к авто. Не существует универсальных значений, однако можно указать рекомендуемые диапазоны. Как правило, для впускных клапанов зазор составляет от 0,15 до 0,25 мм, а для более горячих выпускных клапанов – от 0,2 до 0,4 мм.
Зазоры измеряются при помощи щупа – инструмента с набором металлических пластин с точно заданной толщиной.
С какого цилиндра следует начинать регулировку тепловых зазоров клапанов?
Регулировку тепловых зазоров следует начинать с первого цилиндра и продолжать в соответствии с порядком работы цилиндров вашего двигателя (к примеру, 1–3–4–2). Для этого нужно установить цилиндр в верхнюю мёртвую точку, ориентируясь по меткам на шкивах распределительного и коленчатого валов.
С какого цилиндра следует начинать регулировку тепловых зазоров клапанов
Для проворачивания двигателя можно использовать колесо на автомобилях с механической коробкой передач (предварительно приподняв машину домкратом и поставив коробку на передачу) или шкив коленвала.
В каком положении поршня следует проверять зазоры клапанов?
Зазоры клапанов проверяются на холодном двигателе, когда его температура не выше 38 °C. Дело в том, что после прогрева двигателя стержень клапана расширяется, и зазор уменьшается или исчезает. Поэтому зазоры проверяются и настраиваются именно в холодном состоянии двигателя.
Если зазор увеличивается, кулачок начинает бить по рокеру. Из-за этого появляется характерный шум при работе двигателя.
Регулировка клапанов – важная часть технического обслуживания транспортного средства. Эта процедура обеспечивает правильную работу ДВС и способствует увеличению его срока службы. Однако важно соблюдать правильный порядок регулировки клапанов двигателя, так как в противном случае можно повредить мотор.