Через сколько менять ремень ГРМ? Замена проводится по нескольким причинам. В основном о такой необходимости сигнализирует пробег автомобиля после установки расходника или появившиеся на нем трещины и подтеки.
Что делать? Замену можно выполнить самостоятельно, если есть необходимый набор инструментов и требуемые знания. При малейшем сомнении лучше доверить процедуру специалисту.
Из этого материала вы узнаете:
Устройство ГРМ и принцип работы
Аббревиатура ГРМ используется для обозначения газораспределительного механизма двигателей внутреннего сгорания, без которого невозможно функционирование любого мотора. Главная задача этой системы заключается в управлении работой впускных и выпускных клапанов, обеспечивающих впрыск топливно-воздушной смеси или воздуха в камеры сгорания, и последующее отведение отработавших газов.
Устройство ГРМ и принцип работы
Качество работы ДВС зависит от того, насколько точно по времени запускаются и прерываются процессы, составляющие рабочий цикл силовой установки. Даже небольшие погрешности могут серьезно повлиять на мощность и производительность. Кроме того, многое зависит от надежности деталей.
В течение долгой истории двигателей внутреннего сгорания были опробованы различные газораспределительные механизмы, в большинстве своем ушедшие в историю. Например, в наши дни уже не применяются золотниковые ГРМ. Двухтактными ДВС, в которых в роли клапанов выступали сами поршни, сегодня оснащаются только мотоциклы и отдельные модели специальной техники. С другой стороны, ряд перспективных разработок, таких, например, как электромагнитные системы распределения газов, пока что находятся на стадии испытаний.
Далее речь пойдет о наиболее распространенном виде ГРМ, работа которых осуществляется за счет тарельчатых клапанов. Такими механизмами оснащается подавляющее большинство современных двигателей внутреннего сгорания. В общих чертах они работают следующим образом:
- Каждый цилиндр двигателя снабжен минимум двумя клапанами – впускным и выпускным. При открытии первого в камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь или воздух, а когда открывается второй – из цилиндра отводятся продукты горения. На концах стержней у клапанов находятся «тарелки», которые перекрывают отверстия для впуска и выпуска газов.
- Противоположные концы стержней взаимодействуют с распредвалом, вращение которого толкает коромысла или прямо воздействует на клапаны, заставляя их срабатывать. Закрытие обеспечивается мощными пружинами и происходит, когда кулачки находятся в дальнем положении.
- Широко применявшееся раньше нижнее положение клапанов газораспределительного механизма в наши дни стало экзотикой. Современные двигатели оснащаются клапанами ГРМ, расположенными в головке блока цилиндров. Их работой руководят один (SOHC –Single Overhead Camshaft) или два (DOHC – Double Overhead Camshaft) распределительных вала (во втором случае на каждый из них приходится отдельная группа клапанов).
- Для синхронизации с рабочим циклом ДВС необходима связь газораспределительного механизма с коленвалом, которая может осуществляться разными способами. Передача вращения выполняется через зубчатые колеса, цепи или наименее шумные зубчатые ремни. В любом случае действует один закон – обороты коленчатого вала должны быть ровно в два раза больше скорости вращения распределительного.
- Для того чтобы сделать работу привода газораспределительного механизма максимально точной, бесшумной и надежной, он оснащается успокоителями, башмаками и натяжными роликами, за счет которых устраняется провисание, вызванное нагревом и износом элементов.
- В работе ГРМ существуют фазы, продолжительность и порядок которых определяются работой клапанов. Многие современные ДВС имеют функцию, позволяющую изменять параметры газораспределения непосредственно в ходе работы двигателя, приводя их в соответствие со скоростью, оборотами, нагрузкой и прочими факторами. Дополнительные механизмы, входящие в эту систему, немного передвигают распределительные валы по отношению к приводу, а значит, и к коленчатому валу, или изменяют профиль кулачков на распредвале.
Пять явных признаков того, что пора менять ремень ГРМ
Благодаря ремню ГРМ распределительный и коленчатый валы ДВС вращаются синхронно. Кроме того, с его помощью приводится в движение водяная помпа, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости. Если привод рвется, в большинстве случаев происходит «встреча» клапанов с поршнями, а значит, речь идет о капитальном ремонте силовой установки автомобиля.
Для каждого автомобилиста актуален вопрос о том, через сколько километров пробега необходимо менять ремень ГРМ и какие симптомы свидетельствуют о необходимости срочной замены этой запасной части:
Пробег
Чтобы определить время, когда необходимо выполнить очередную плановую замену ремня газораспределительного механизма, в первую очередь следует исходить из «пробега» этого расходника. У разных марок и моделей рекомендованная периодичность выполнения этой процедуры может быть разной. Проще всего найти информацию в технической документации, прилагающейся к автомобилю.
Пробег
Если исходить из рекомендаций большинства производителей, касающихся того, через сколько километров нужно менять ремень ГРМ, чаще всего указывается пробег от 50 000 до 100 000 км. Как правило, даже самые качественные расходники выдерживают не более 130 000 км.
Условия эксплуатации
Следует понимать, что далеко не всегда можно исходить из километров пробега, ведь ремень ГРМ может утратить свои эксплуатационные характеристики, даже если автомобиль просто несколько лет стоит в гараже. Также крайне важно, в каких условиях происходит эксплуатация транспортного средства.
Товары из категории
Через сколько лет обычно меняют ремень ГРМ? Рекомендованный срок эксплуатации равен пяти годам. Если расходник «старше», начинается деградация материала, из которого он изготовлен. При езде по бездорожью ремень контактирует с песком, мелким гравием и влагой, которые выполняют роль абразива, вызывая ускоренное изнашивание резины.
Подтекание технических жидкостей
Если на поверхность ремня ГРМ попадает моторное масло, подтекающее через сальники распределительного вала, или антифриз, это неизбежно сокращает срок эксплуатации. Например, из-за масляных потеков привод может проскальзывать, что приводит к нарушению синхронизации между клапанами и поршнями.
Подтекание технических жидкостей
Клапаны при «рассинхроне» могут быть погнуты поршнями. Кроме того, велика вероятность поломки направляющих втулок. Нередко к разрыву ремня приводит потекшая помпа.
Охлаждающая жидкость представляет собой агрессивную среду, которая повреждает резиновые элементы. Также тревожным признаком следует считать наличие потертостей и расслоение резины, которые обычно возникают из-за плохо натянутого ремня (чаще всего причиной становится неправильно отрегулированный натяжитель), изношенного шкива масляного насоса и т. п.
Смещение и перекос ремня
Нередко этот расходник приходит в негодность из-за сползания с ролика натяжителя, приводящего к перекосу. При этом происходит срезание краев ремня фасками ролика (буртами), что может сделать его в два раза уже нормы.
Как правило, причина этой проблемы кроется в неисправности натяжного ролика, изгибе шпильки, низком качестве ремня (при наличии заводского брака последний может обладать неравномерной жесткостью, из-за которой он будет съезжать в ту сторону, где резина мягче). Также неполадки могут возникать вследствие выработки зубьев на шкивах коленвала или перекоса помпы, который нередко возникает на отечественных автомобилях.
Посторонние звуки
Определить, через сколько километров надо менять ремень ГРМ и когда необходима срочная замена, часто удается, прислушавшись к звукам, которые издает работающий двигатель автомобиля. О наличии проблем с приводом механизма газораспределения говорят характерные щелчки и шорох, которые усиливаются с увеличением оборотов. Появление цикличного щелканья также может быть признаком повреждения подшипников в натяжных роликах или помпе.
Посторонние звуки
Что указывает на необходимость замены ремня ГРМ
- Появление провалов при наборе скорости, необычные вибрации, проблемы с запуском двигателя. При проскакивании ремня ГРМ хотя бы на один зубец сбиваются настройки системы зажигания, что становится причиной указанных неполадок.
- Темный дым в выхлопных газах. Если проскальзывание ремня газораспределительного механизма привело к сбоям в работе зажигания, происходит избыточное обогащение топливно-воздушной смеси. Воздуха в ней становится недостаточно для полного сгорания. В результате растут как температура в системе выхлопа, так и нагрузка на катализатор, что приводит к появлению темного дыма в выхлопе автомобиля.
- Отсутствие возможности точно определить пробег автомобиля. Выше был рассмотрен вопрос, через сколько километров пробега рекомендуется менять ремень ГРМ, однако как быть, когда невозможно понять, как много «пробежали» расходники без замены. В таких случаях опытные водители предпочитают на всякий случай выполнить замену, даже если визуально резина выглядит сухой и неповрежденной.
Инструменты, необходимые для замены ремня ГРМ
Для замены необходимо купить ремонтный набор, включающий в себя, помимо самого ремня, комплект шкивов, также подлежащих замене.
Для замены ремня ГРМ следует воспользоваться следующими инструментами и приспособлениями:
- наборами ключей (накидных, рожковых) и головок;
- шестигранником (для некоторых моделей);
- домкратом;
- балонным ключом;
- монтажными лопатками.
В отдельных случаях, например, при замене ремня на BMW E36 с мотором M40 или Audi А6, придется также прибегнуть к отверткам и другим мелким инструментам.
Этапы замены ремня ГРМ
Подготовьте автомобиль к замене ремня ГРМ:
- установите машину на ровной площадке, заблокировав колеса упорами;
- отсоедините клемму от АКБ, чтобы обесточить автомобиль (если при этом есть опасность потерять настройки бортового компьютера, можно пропустить этот пункт);
- демонтируйте элементы, которые мешают выполнению работ;
- если это необходимо, снимите расширительные бачки для технических жидкостей, фильтры и т. п.
Чтобы выполнить замену ремня ГРМ:
- демонтируйте защитный кожух, открутив болты шестигранным ключом;
- если двигатель оснащен датчиком положения коленвала, от него необходимо отсоединить провода;
- демонтируйте ролик натяжителя, открутив болтовое крепление (в случае наличия направляющего ролика, его также необходимо снять);
- снимите ремень ГРМ;
- проверьте метки (при наличии двух распредвалов необходимо, чтобы метки совпадали на обоих шкивах) и установите вал в правильное положение, поворачивая болт с помощью ключа;
- снимите зубчатое колесо с коленчатого вала, чтобы убедиться, что метки совпадают, а затем открутите крепление пневматическим гайковертом, предварительно зафиксировав шкив;
- прокрутите коленчатый вал и совместите метки, для этого надо поддомкратить ведущее колесо и провернуть его на второй передаче;
- установите опорный ролик;
- накиньте новый ремень на шкив коленчатого вала, а затем на шкив/шкивы распределительного, зубчатое колесо помпы и шкив генератора (если не совпадает хотя бы одна метка, процедуру придется повторить);
- установите натяжитель, не закручивая крепеж до конца;
- убедитесь, что ремень ГРМ установлен правильно (его зубцы совпадают с зубцами шестерен).
Далее необходимо натянуть привод, а затем затянуть крепежный болт, зафиксировав ролик. Для проверки натяжения ремня нужно рукой провернуть его приблизительно на 70 или 90 градусов.
Часто задаваемые вопросы о замене ремня ГРМ
Возможно ли самостоятельно заменить ремень?
Несмотря на то, что замену ремня газораспределительного механизма вполне можно выполнить своими силами, специалисты советуют доверить эту процедуру профессионалам, работающим на сертифицированном оборудовании.
Каковы возможные последствия обрыва ремня ГРМ?
В большинстве случаев после обрыва привода ГРМ двигатель нуждается в капремонте. Если обойдется без тяжелых последствий, достаточно замены ремня и шкивов. Однако наиболее часто можно столкнуться с:
- повреждением клапанов, которые загибаются при ударе, сопровождающем их «встречу» с поршнями;
- пробитием поршней;
- повреждением постели распределительного вала.
Каковы возможные последствия обрыва ремня ГРМ
Что надежнее – ремень или цепь ГРМ?
Теоретически более надежна цепь, которая не требует замены в течение всего срока эксплуатации двигателя. Однако случается, что этот элемент выходит из строя намного раньше. Это может быть связано с конструктивными особенностями ДВС и условиями, в которых работает привод. Среднестатистический пробег цепных приводов газораспределительного механизма колеблется от 150 000 до 200 000 км.
Многие водители предпочитают цепной привод, так как цепи предупреждают о неполадках характерными шумами. Также о растяжении цепи может свидетельствовать загоревшийся индикатор Сheck Еngine на приборной панели.
Но следует понимать, что растяжение цепи ГРМ также несет в себе серьезные опасности для двигателя, так как возможно ее проскакивание по зубьям шкивов, что приводит к сбоям в газораспределении. Иными словами, этот элемент также необходимо периодически проверять.
Если вы столкнулись с необходимостью замены ремня ГРМ, но не знаете, как это правильно сделать, лучше доверьте выполнение этой работы специалистам, обратившись в сервисный центр.