О чем речь? Шиномонтажный участок – это отличное дополнение к уже работающему автосервису. Спрос на данные услуги есть всегда, и будет делом техники предложить их вашим постоянным клиентам.
Как организовать? Независимо от того, открываете вы отдельный шиномонтаж или делаете участок, вам придется определиться с перечнем работ. Далее необходимо подобрать надежное оборудование и набрать профессионалов.
В этой статье:
Задачи участка шиномонтажа
Шиномонтажный участок на станции технического осмотра предназначен для выполнения таких работ, как демонтаж и монтаж колёс и покрышек, замена шин, ремонт повреждённых камер и колёсных дисков, балансировка колёс. Мойку и просушивание колёс перед выполнением необходимых диагностических и ремонтных работ можно организовать на самом участке либо в зоне уборочно-моечных работ, оборудованной шланговой моечной техникой.
Задачи участка шиномонтажа
Демонтаж автопокрышек выполняется на специализированном демонтажно-монтажном стенде по алгоритму, прописанному в технологической карте. Для транспортировки на шиномонтажный участок колёс, снятых с автотранспортных средств, используется тележка. Хранение колёсных дисков и шин перед началом ремонтных работ осуществляется на стеллаже, а для камер предусмотрена специальная вешалка.
Товары из категории
Диагностика шины включает в себя осмотр с внешней и внутренней сторон с помощью спредера – ручного пневматического бортрасширителя. Инородные предметы, попавшие в протектор и в боковую часть покрышки, извлекают плоскогубцами или затупленным шилом. Металлические предметы, застрявшие в шине, выявляются при помощи специального прибора. Герметичность камеры тестируется в специализированной ванне, оборудованной системой подачи сжатого воздуха. Общая диагностика камер состоит из проверки на выявление таких дефектов, как проколы, пробои, вмятины, разрывы, повреждение вентиля.
При осмотре колёсных дисков выявляется наличие деформаций, вмятин, трещин, а также участков, подверженных коррозии. Диагностика также предполагает обязательную проверку технического состояния отверстий под шпильки крепления колёс. Для удаления ржавчины с ободьев используется специализированный станок с электрическим приводом. Небольшие повреждения ободьев колёс, заусенцы, мелкие вмятины устраняются при помощи слесарного инструмента на оборудованном стенде.
После любых ремонтных работ в обязательном порядке необходимо проводить балансировку колёс на специальной установке, а также проверять давление воздуха в покрышках – оно должно соответствовать стандартам, заявленным автопроизводителем. Шиномонтажное отделение на СТО должно быть оборудовано эталонным манометром, с помощью которого регулярно осуществляется проверка всех рабочих манометров.
Участок для шиномонтажа должен быть обеспечен всем необходимым оборудованием для осуществления диагностики и ремонта, технической документацией, а также технологическими картами, содержащими инструкции и рекомендации по выполнению основных видов работ.
Требования к помещению для шиномонтажа
- Нормы проектирования ОНТП-01-91 (Приложение 2).
- СНиП 31-03-2001 (требования противопожарной безопасности).
Расстояние между оборудованием, технические проходы должны быть достаточными по ширине для того, чтобы два человека могли беспрепятственно на них разойтись. Специалисты шиномонтажной мастерской должны иметь возможность свободно перемещаться по помещению и при этом не мешать друг другу.
Для этой цели необходимо выделить отдельное подсобное помещение, в котором также можно хранить расходные материалы и инструменты, применяемые при диагностических и ремонтных работах.
Шиномонтажный участок должен быть оснащён принудительной вентиляцией, так как отдельные виды технических работ предполагают использование летучих и токсичных веществ.
Требования к помещению для шиномонтажа
Необходимое оборудование для участка шиномонтажа
К обязательному оборудованию для шиномонтажного участка относится:
Шиномонтажный станок
Эта установка применяется для демонтажа шины с колеса и последующего монтажа обратно.
При подборе станка для шиномонтажа учитывайте площадь мастерской: расстояние между оборудованием должно быть не меньше полутора метров. Если свободного места мало – остановите свой выбор на компактном агрегате.
Обратите внимание также на максимальный диаметр колёс, поддерживаемый шиномонтажным стендом. Он зависит от разновидностей транспортных средств, с которыми вы собираетесь работать. Для легковых автомобилей наибольший диаметр может не превышать 20-ти дюймов, а для обслуживания грузовых машин и спецтехники будет нужна более серьёзная и дорогостоящая установка.
Станки для шиномонтажа бывают автоматические и полуавтоматические. Последние – более доступны по стоимости, однако более громоздкие по параметрам и предполагают самостоятельное отведение монтажной стойки, что не всегда удобно.
Стенды, поддерживающие работу под напряжением 380 Вольт, работают быстрее, они более устойчивы к перепадам. Однако такие модели требуют от помещения соответствия установленным нормам пожарной безопасности: участок должен быть не менее 100 кв.м по площади и в обязательном порядке оснащён противопожарной системой оповещения и усиленной вентиляцией.
Для упрощения работы с демонтажно-монтажным стендом можно использовать следующие два вспомогательных устройства: «взрывная подкачка» (используется для облегчения монтажа бескамерных шин) и «третья рука» (незаменимый помощник при обслуживании низкопрофильных автошин).
Балансировочный станок
Данная установка используется для определения параметров вибрации, а также выявления участков и степени неуравновешенности колеса.
При подборе балансировочного станка обратите внимание на тип прижимной гайки – от неё напрямую зависит то, сколько времени будет затрачиваться на установку колеса. При планирующихся повышенных нагрузках следует отдать предпочтение станку с быстросъёмной прижимной гайкой.
Для достижения наибольшей точности при балансировке шин рекомендуется установить специальное программное обеспечение либо выбрать для работы шиномонтажного участка станок с автовводом.
Подкатной домкрат
Незаменимое оборудование любой станции техосмотра и ремонта автомобилей – домкрат. При его выборе следует учитывать такие параметры, как максимальные грузоподъёмность и тоннаж, высота подъёма и подхвата.
Для эффективной работы шиномонтажного участка рекомендуется использование гидравлических домкратов – они обладают усиленной прочностью, а также обеспечивают необходимую высоту подъёма и гарантируют хорошую грузоподъёмность.
Вулканизатор
Это устройство, которое с помощью нагрева позволяет ремонтировать проколы и порезы на покрышках, устранять грыжи и менять вентили.
При покупке вулканизатора, прежде всего, ориентируйтесь на размер нагревательной пластины. Для обслуживания шин легковых автомобилей достаточен диаметр в 8,5 см, для грузовых транспортных средств его параметры могут достигать 2,7х2,7 см.
Существуют следующие разновидности вулканизаторов:
- переносные (отличный вариант для маленького шиномонтажного участка: такие устройства оснащены двумя нагревательными элементами, надёжной металлической рамой и ручным винтовым прижимным механизмом);
- настольные (такие агрегаты оснащены более прочной рамой и опорной подставкой, а встроенный таймер позволяет устанавливать точное время нагрева);
- напольные (эти устройства являются самыми функциональными и автоматизированными, так как работают на микропроцессоре, однако для установки на участке шиномонтажа требуют отдельного помещения).
Поршневой компрессор
Это оборудование используется для создания и накопления сжатого воздуха, который применяется в работе некоторых шиномонтажных устройств.
Выбирайте компрессоры с минимальной производительностью от 200 л/мин., воздухосборником объёмом не менее 100 л и максимальным давлением от 10 бар.
Существуют следующие виды компрессоров:
- винтовые (устройства с высокой надёжностью, создающие при своей работе минимум шума и способные работать непрерывно в течение длительного времени);
- поршневые (самый подходящий вариант для небольших шиномонтажных мастерских: они просты в эксплуатации, доступны по стоимости, неприхотливы в ремонте и обслуживании – для долгой и верной службы достаточно сливать накопившийся конденсат один раз в три месяца).
Прочее оборудование
Для качественной и эффективной работы шиномонтажной станции целесообразно задуматься о специальном стенде или установке для мойки колёс: чистую покрышку гораздо проще обследовать на наличие дефектов и ремонтировать впоследствии.
Следует также запастись расходными материалами и мелким инструментом. Для работы вам обязательно понадобятся балансировочные грузики, заплаты, ножки, грибки, жгутики, заплатки, клей, герметики, пасты, ветошь, фрезы, абразивный материал и пр.
Необходимое оборудование для участка шиномонтажа
Набор персонала на шиномонтажный участок
Организация шиномонтажного участка, работающего семь дней в неделю, предполагает наличие двух сменных бригад по два человека в каждой. Не бойтесь брать в штат молодых людей с минимальным опытом – как правило, они целеустремлённые, лёгкие в обучении и соблюдении трудового распорядка. Выполнение работ на сложном или узкоспециализированном оборудовании следует доверять персоналу, обладающему необходимой квалификацией и знаниями.
Следите за тем, чтобы ваши сотрудники всегда были вежливы и учтивы с клиентами и посетителями шиномонтажной мастерской, серьёзно относились к своим должностным обязанностям, рабочему оборудованию и инструментам.
Если вы открываете только отдельную шиномонтажную мастерскую (не в составе СТО), для организации её работы вам также потребуется бухгалтер. Ведение бухучёта можно поручить аутсорсинговой компании либо осуществлять собственными силами. Не забывайте также и про специалиста по уборке помещения.
Шиномонтажный участок – прибыльное дело как в виде отдельной станции, так и в качестве дополнительного сервиса в составе автомастерской. Хорошее оборудование и верно подобранные кадры – два главных слагаемых успеха.