Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
18.04.2023 Автосервис
4783
Время чтения: 16 минут

Почему не проворачивается ключ в замке зажигания и что с этим делать

Сохранить статью:

В чем состоит проблема? Если не проворачивается ключ в замке зажигания, с водителя сойдет сто потов. В голове сразу возникает рой мыслей, что сломалось что-то очень серьезное. Однако не стоит паниковать раньше времени, так как бывает, что ситуация не стоит и выеденного яйца.

Каковы причины? Виной всему могут стать различные факторы: сор в личинке, блокировка руля, понижение температуры и проч. Устранив их, машина обязательно заведется. Есть более серьезная причина – выход из строя замка зажигания, но и эта проблема легко и быстро решаема.

 

Принцип работы замка зажигания

В автомобиле множество узлов и систем, и потому с техническими неполадками сталкивается каждый водитель. Некоторые из них устраняются легко, а другие требуют серьезного ремонта. Проблемы могут возникнуть и с замком зажигания, когда в нем застревает ключ и отказывается проворачиваться. Тем самым становится невозможной эксплуатация машины, что перечеркивает планы на ближайший день.

Перед тем как рассматривать, почему не проворачивается ключ в замке зажигания и что в такой ситуации делать, вкратце разберем, как устроен замковый механизм.

Принцип работы замка зажиганияПринцип работы замка зажигания

Функцией данного устройства является включение и отключение основных систем автомобиля: электрооборудование, зажигание и стартер двигателя. Замок встроен в конструкцию рулевой колонки и располагается с правой стороны, хотя в некоторых машинах, например, советского времени, он может находиться слева.

Конструкционно замок состоит из нескольких частей:

  1. Стальной корпус, имеющий цилиндрическую форму.
  2. Личинка – кодовая часть замка, которая обеспечивает невозможность управления замком без оригинального ключа.
  3. Контактная группа, обеспечивающая соединение личинки с электрической системой автомобиля.
  4. Запорный стержень для блокировки рулевого колеса.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

В отличие от обычного замка при повороте личинки замка зажигания вращается еще вал контактной группы, благодаря чему становится возможным включение отдельных систем. Как правило, есть четыре позиции, в трех из которых подается напряжение на разных потребителей – общее электрооборудование автомобиля, система зажигания и стартер. В позиции Lock все системы отключены, руль заблокирован, и ключ может быть вытащен из скважины.

 

5 причин, почему не проворачивается ключ в замке зажигания

Итак, представим, что, сев утром в свой автомобиль, вы с удивлением обнаруживаете, что не можете повернуть ключ зажигания. Не стоит сразу паниковать – в большинстве случаев обращение за помощью специалистов не потребуется и несложно будет решить проблему. Даже при наличии каких-либо поломок серьезных финансовых затрат для приведения в порядок замка зажигания не понадобится. К числу наиболее распространенных причин застревания ключа относится:

Блокировка

Часто возникающая ситуация, когда неожиданно блокируются руль и замок зажигания несмотря на то, что ключ вставлен. Это срабатывание установленного в рулевой колонке механизма противоугонной защиты – к сожалению, порой он включается, когда машину пытается завести законный владелец. Как правило, к этому приводит некорректное положение ключа, к примеру если он был вставлен не до конца, но его сразу начали поворачивать.

5 причин, почему не проворачивается ключ в замке зажигания5 причин, почему не проворачивается ключ в замке зажигания

Не нужно отчаиваться, если не проворачивается ключ в замке зажигания или даже не вытаскивается. Если ключ оригинальный, то разблокирование не должно вызвать особых трудностей. Для этого необходимо опытным путем найти правильное положение руля, при котором он и замок зажигания освободятся. Одновременно прокручиваем ключ и аккуратно, не прилагая чрезмерных усилий, поворачиваем руль в разных направлениях – амплитуда возможных движений невелика, поэтому вы быстро найдете верную позицию.

Как только это произойдет, все разблокируется, и никаких негативных последствий от временной блокировки не будет. Чтобы избегать таких ситуаций, рекомендуется не торопиться при манипуляциях с ключом – вставлять его под правильным углом и до конца.

Замерзание влаги в личинке

Подобная ситуация возможна только в зимнее время в морозную погоду – особенно при -20 ⁰С и ниже. Большинство автовладельцев сталкивается с данными проблемами в отношении дверных замков, но иногда такое происходит и с замком зажигания.

Как известно, на любой поверхности скапливается водный конденсат, который имеет свойство замерзать при отрицательных температурах. Попадает влага и внутрь замка зажигания – даже небольшого ее количества достаточно, чтобы образовавшиеся ледяные кристаллы перекрыли пазы личинки. Определить наличие замерзшей воды в замке легко – обычно в этом случае даже не удастся вставить ключ до конца.

Простейший и эффективный способ решения проблемы – обогрев устройства, на что уйдет немного времени. Для этого годятся и подручные средства. Идеальный вариант – если есть возможность использовать обычный фен. Струя теплого воздуха быстро растопит ледяные частицы. Также можно употреблять специальные средства – размораживатели.

А вот применять горячие жидкости, плеснув ими в замок, крайне нежелательно. Да, таким путем вы сумеете завести машину в этот раз, но залившаяся внутрь скважины вода надолго там останется, и проблема с замерзшим замком приобретет хронический характер. К тому же попадание влаги на контакты чревато коротким замыканием.

Открытый огонь от спички или зажигалки может помочь, но направлять его напрямую не рекомендуется – так можно опалить пластиковые элементы рулевой колонки. Гораздо безопаснее нагреть ключ и сразу вставить его в скважину. Скорее всего, процедуру придется повторить несколько раз, но рано или поздно замок отогреется. Также в качестве источника тепла можно использовать собственное тело – приложите большой палец к личинке. Хотя в данном случае ждать результата придется дольше, но зато это самое надежное и «экологичное» средство.

Замерзание влаги в личинкеЗамерзание влаги в личинке

Если ситуация с замерзанием стала повторяться, то следует решить проблему в корне. С приближением холодов можно обработать замок специальными жидкостями, выбор которых сейчас велик – WD-40, литоловая или силиконовая смазка и т. д. В принципе, подойдет даже такое средство, как тормозная жидкость, небольшое количество которой вводим в личинку с помощью медицинского шприца с иглой.

Данные средства отталкивают воду и не позволяют ей скапливаться. Однако есть и негативная сторона их использования: смазка в силу своей липкости притягивает к себе пыль и грязь. В итоге накопившееся с течением времени загрязнение может негативно сказаться на работе замка. Поэтому, когда с приходом весны опасность замерзания миновала, необходимо прочистить замок зажигания, обработав его промывкой для карбюраторов.

Засорение замочной скважины инородными телами

Если зимой замок зажигания может утратить работоспособность из-за замерзшей в нем влаги, то в летний период угрозу представляют пыль, грязь и мелкий мусор, попадающие в скважину вместе с ключом. Загрязнение накапливается постепенно, но в один совсем не прекрасный день оно способно проявить себя тем, что не вставляется до конца или не желает поворачиваться ключ в замке зажигания. Особенно это характерно, если ранее замок был обработан густыми смазками, притягивающими к себе любой мусор.

Как и в предыдущем случае, необходимо освободить внутренности личинки от того, что туда попало. Правда, в отличие от ледяных кристаллов, которые рано или поздно растают, удаление мусора требует больших усилий, и позитивный результат отнюдь не гарантирован.

В любом случае начинаем с того, что пытаемся очистить скважину замка подходящими средствами. Для этого можно применить вышеупомянутую жидкость WD-40. У нее универсальные полезные свойства: кроме того, что она является водоотталкивающим, антикоррозийным и смазочным средством, средство еще и служит растворителем. Это качество обеспечивается благодаря присутствию в составе WD-40 такого компонента, как уайт-спирт. Соответственно, нужно через тонкую насадку направить струю этого аэрозольного препарата внутрь замка и подождать несколько минут, пока идет химическая реакция.

Заливать данный очиститель в скважину необходимо до тех пор, пока обратно не начнет выходить чистая жидкость. WD-40 способно разрушать достаточно плотные и серьезные загрязнения. Преимуществами этого средства является высокая проникающая способность, а также самоиспарение, так что WD-40 не оставит после себя какого-либо осадка.

К сожалению, помогает это не в 100 процентах случаев: если загрязнение оказалось стойким, то придется разбирать замок, чистить его вручную и затем ставить на место, для чего лучше всего обратиться в специализированную автомастерскую.

 

Естественный износ

Еще одной причиной, почему не проворачивается ключ в замке зажигания, может стать механический износ. Движущиеся детали устройства постоянно вступают в соприкосновение друг с другом, и воздействие на них оказывает трение. От этого поверхностный слой металла постепенно истирается, и контактная группа перестает нормально функционировать. Критический износ может наблюдаться как у внутренних элементов замка, так и у ключа.

Естественный износЕстественный износ

Сначала следует оценить состояние ключа. Скругленные зубцы и другие геометрические изменения приводят к тому, что выступы личинки и ключа перестают совпадать, и последний утрачивает способность открывать замок. Проще всего, если есть запасной ключ – достаточно визуально сравнить оба экземпляра, чтобы увидеть появившиеся различия.

Конечно, если проблема заключается в износе основного ключа, то наличие запасного позволит легко завести машину. Однако в дальнейшем лучше всего заказать изготовление качественного дубликата, поскольку поломка или потеря единственного оставшегося ключа чревата серьезными неприятностями: придется вскрывать замки и либо менять их, либо заказывать новый комплект у производителя.

Истирание металла идет постепенно, поэтому появление первых его признаков несложно отследить. Если вы стали замечать, что ключ начал плохо проворачиваться, открывать замок не с первого раза, то это характерный показатель вероятного механического износа трущихся поверхностей. В этом случае следует внимательно проверить ключ и замок.

Деформация

Это тоже проблема, вызванная механическими изменениями, но здесь речь идет не о естественном износе, а о повреждении формы ключа. Автомобильные ключи нельзя назвать массивными, и особой прочностью они похвастаться не могут. Их легко деформировать, особенно те экземпляры, которые не складываются. Скажем, если водитель хранит ключ в заднем кармане, то достаточно сесть на него, чтобы изогнуть. Подобным образом ключ может пострадать и в самых различных других ситуациях, например при неудачном падении на твердую поверхность.

ДеформацияДеформация

Даже крошечная, едва заметная деформация способна привести к тому, что ключ не получится вставить правильно в скважину и повернуть им личинку. Если он был случайно согнут, то можно попробовать вернуть ему исходную форму. Действовать нужно предельно аккуратно, применяя только резиновые и деревянные инструменты. Металлическим молотком или плоскогубцами лучше не пользоваться, поскольку так можно усугубить ситуацию.

Даже когда ключ удалось выровнять, радоваться еще рано, поскольку иногда повреждения внешне практически не видны – проверьте, включается ли зажигание. Если замок функционирует, то считайте, что в этот раз все обошлось; если нет, то выручит вариант с запасным ключом.

Гораздо хуже, когда искривленным ключом повреждаются внутренности замка. При деформации элементов личинки другого варианта, кроме демонтажа устройства, не остается. Необходимо заметить, что выход из строя личинки выражается по-разному: как в блокировке замка, так и, наоборот, в снятии секрета. В последнем случае машина превращается в легкую добычу для угонщиков, поскольку завести ее можно любым ключом и даже отверткой.

Замена замка зажигания – довольно хлопотное дело. Во-первых, у некоторых моделей авто шляпки болтов, стягивающих скобы с замком на рулевой колонке, не имеют резьбы, и открутить их обычной отверткой не получится – производители ставят такие крепления с противоугонной целью. Во-вторых, при установке замка важно соблюдать правильное расположение проводов, идущих на контакты, иначе работа систем автомобиля будет нарушена. В-третьих, вместе с замком зажигания меняются и личинки дверей. В целом, если у вас нет опыта выполнения подобных работ, то лучше обратиться к специалистам сервисного центра.

Возможны и другие причины, почему не проворачивается ключ в замке зажигания. На машинах с автоматической коробкой передач нередко имеется ограничитель, не позволяющий включить зажигание, если селектор занимает неправильное положение. Соответственно, пока рычаг не будет передвинут в позицию P (паркинг) или N (нейтраль), автомобиль невозможно будет завести. Кроме того, могут сломаться и элементы цилиндра – пружины, толкатели.

ДеформацияДеформация

Как видим, существуют самые разнообразные причины, почему не проворачивается ключ в замке зажигания. Некоторые проблемы решаются самостоятельно, но при более серьезных неисправностях оптимальным выходом станет обращение в автосервис. Поскольку без замка зажигания машина не заведется и доставить ее в СТО можно лишь на эвакуаторе, то обычно специалисты готовы выехать сами, чтобы на месте осмотреть замок и вернуть ему работоспособность. К счастью, по сравнению со многими другими поломками неисправности замка зажигания не требуют дорогостоящего ремонта.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...