Как проверить опорный подшипник? Насторожить должны посторонние звуки, издаваемые подвесной на ходу. Как правило, глухой стук – явный признак неисправности опорного подшипника. Для большей убедительности проверить это можно, загнав машину на яму.
Что делать? Чаще всего стойки не ремонтируют, а полностью меняют на новые. У водителей они считаются расходником, заменяемым раз в 100 тысяч километров пробега. И лучше это делать при малейших признаках выхода из строя, иначе заклинит руль.
Из этого материала вы узнаете:
- Конструкция подвески автомобиля
- Признаки неисправности опорного подшипника
- Причины выхода из строя опорного подшипника
- 3 способа проверить передний опорный подшипник
- 2 способа проверки задней опоры
- Рекомендации по проверке и продлению срока службы опорных подшипников
- Часто задаваемые вопросы о проверке опорного подшипника
Конструкция подвески автомобиля
На большинстве современных автомобилей используется подвеска Макферсона, названная в честь ее создателя. Ключевым компонентом этой системы являются амортизационные стойки. Стойка Макферсона, иногда называемая «качающейся свечой», обладает конструкцией, в которой пружина, демпфер и амортизатор размещены на одной оси. Это помогает поглощать вертикальные колебания и обеспечивать комфортное движение автомобиля.
Верхняя часть стойки соединена с кузовом машины через специальную резиновую втулку, известную как верхняя опора. Этот узел передает вертикальные нагрузки от колес на корпус автомобиля во время эксплуатации. Передние опоры оборудованы подшипником, который обеспечивает возможность вращения стойки.
Конструкция подвески автомобиля
Опорный подшипник находится внутри, между крепежным узлом штока переднего амортизатора и верхней чашкой пружины. Обычно это радиально-упорный элемент качения, хотя встречаются конструкции с парами скольжения, выполненными из металлических втулок.
Задняя опора стойки амортизатора состоит из резиновых втулок и металлического распора либо представляет собой цельную резинометаллическую деталь.
Передняя опора выполняет двойную функцию – поддерживает вращение и упорные нагрузки. Тяжести и длительная эксплуатация приводят к естественному износу этой детали, и с течением времени может потребоваться ее замена.
Признаки неисправности опорного подшипника
Опорный подшипник часто сигнализирует о своей неисправности характерными металлическими стуками, которые слышны в области передних колес. Эти звуки могут усиливаться при движении по неровной дороге, при резких поворотах, ускорениях, значительной загрузке автомобиля и на высоких скоростях.
Другим сигналом износа подшипника стойки является появление стуков и хруста при повороте руля во время движения. В таких случаях водитель может заметить ухудшение в реакции автомобиля на маневры, нарушение устойчивости, а также возможное подклинивание руля.
Товары из категории
Пробег автомобиля также играет роль. Обычно подшипники рассчитаны на ресурс около 100 тысяч километров, но на сложных дорогах этот срок может сократиться вдвое. Поэтому, если ваш пробег достиг 50 тысяч километров, стоит подготовиться к возможным проблемам с подшипником, хотя поломка возможна и ранее.
Стуки и хрусты могут быть вызваны неисправностями и других компонентов подвески. Поэтому рекомендуется провести комплексную проверку ходовой части. Тем не менее, в первую очередь следует уделить внимание проверке опорного подшипника.
Помимо износа могут возникать и другие проблемы с передним опорным узлом. Например, глухие удары при движении по неровностям дороги свидетельствуют о проблемах с резиновым корпусом опоры, его отслоением или даже пробоем амортизатором насквозь.
Аналогичные признаки износа можно наблюдать и у задней опоры: скрипы и стуки в районе задней подвески. Звуки могут появляться, когда заднее колесо проезжает через яму, но отсутствовать при проезде мелких неровностей. Повышенный люфт в деталях опорного узла вызывает заметные колебания и неустойчивость автомобиля.
Причины выхода из строя опорного подшипника
Опорные подшипники могут выходить из строя по разным причинам, среди которых наиболее частыми являются воздействие пыли и влаги, отсутствие смазки, а также удары по стойке.
Причинами неисправности подшипника могут быть:
- Естественный износ: из-за плохого состояния отечественных дорог подшипники изнашиваются быстрее, чем предполагает производитель. Это особенно актуально для автомобилей, эксплуатируемых на сложных дорожных покрытиях.
- Загрязнение механизма: поскольку опорный подшипник представляет собой элемент качения, он не всегда оснащен эффективной защитой от загрязнений. Песок и грязь могут попасть внутрь и повлиять на его работу.
- Агрессивный стиль вождения и нарушение скоростного режима: частый проезд по неровностям и усиленная работа от резкого маневрирования увеличивают нагрузку на подшипники, что приводит к их быстрому износу.
- Проблемы с качеством детали: низкое качество или дефекты производства, особенно у подшипников отечественного производства (например, для автомобилей ВАЗ).
3 способа проверить передний опорный подшипник
Рассмотрим, как проверить опорный подшипник передней стойки на неисправность. Определить состояние переднего опорного подшипника можно несколькими способами, не снимая его с автомобиля.
Метод 1 (тест на ходу):
- найдите участок дороги с неровным профилем и препятствиями;
- поездите по этому участку, меняя скорости и выполняя различные маневры;
- совершите несколько раз разгон, торможение и делайте резкие повороты, чтобы нагрузить подвеску.
Если вы услышите металлический стук спереди, это может указывать на проблемы с опорным подшипником.
Метод 1 (тест на ходу)
Метод 2 (стационарный способ проверить на неисправность опорный подшипник амортизатора):
- установите машину на ровную горизонтальную поверхность;
- включите стояночный тормоз;
- зафиксируйте колеса деревянными или пластиковыми клиньями;
- откройте капот и снимите пластиковые колпачки с опорного узла;
- положите пальцы на шток амортизатора;
- попросите помощника раскачать автомобиль.
Если вы заметите стук и хруст при раскачивании машины, это может свидетельствовать об износе подшипника. Почувствуете, что шток движется относительно амортизатора, подшипник, вероятно, вышел из строя («рассыпался»).
Метод 3 (способ проверить на неисправность опорный подшипник передней подвески на яме для ремонта):
- поместите автомобиль на яме;
- спуститесь вниз и найдите пружину, прикоснитесь к ней рукой;
- попросите помощника крутить рулевое колесо влево и вправо.
Если подшипник разрушен, вы почувствуете щелчки и стуки, которые будут передаваться через металл. Эти звуки свидетельствуют о проблемах с опорным подшипником.
Все эти методы помогают проверить опорный подшипник стойки на неисправность, но окончательный вердикт можно вынести только после разборки переднего амортизатора. Необходимо учитывать, что шумы могут также быть вызваны другими элементами подвески, такими как рулевые тяги.
2 способа проверки задней опоры
Теперь рассмотрим, как можно проверить задний опорный подшипник на неисправность без его снятия. Для проверки задней опоры автомобиля можно воспользоваться двумя методами, аналогичными тем, что используются для передних опор.
Первый метод (тест на ходу):
- выберите участок дороги с неровностями и препятствиями;
- прокатитесь по этой дороге, периодически изменяя скорость;
- разгоняйтесь, тормозите и поворачивайте на неровных участках дороги, чтобы создать нагрузку на задние опоры.
Удары или хруст сзади могут быть сигналом о необходимости замены задних опорников. Обратите внимание на работу задних амортизаторов – если возникают «пробои» при ударах, это плохой признак.
Второй метод проверить задний опорный механизм на стационарной площадке:
- установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности;
- закрепите его на ручной тормоз;
- зафиксируйте колеса с помощью деревянных клиньев;
- откройте багажное отделение и найдите задние опорные стойки;
- при необходимости снимите облицовку и защитные элементы, чтобы получить доступ к гайке крепления штока заднего амортизатора;
- пальцами прижмите гайку (верхнюю часть опоры стойки);
- попросите помощника раскачивать заднюю часть автомобиля.
Если при этом вы услышите стук или хруст, аналогичные тому, что был при движении, или почувствуете, что шток амортизатора смещается относительно опоры, это говорит, что система требует замены. Решение проблемы – установка новых задних опорников.
Второй метод
Рекомендации по проверке и продлению срока службы опорных подшипников
- Замена при необходимости: если возникла потребность в замене изношенного узла, рекомендуется заранее подготовить специальный инструмент для снятия стойки. Обычно его изготавливают из двух трубок разного диаметра, создавая рычаг оптимальной длины.
- Регулярные проверки: чтобы продлить срок службы опорных подшипников, рекомендуется периодически проводить осмотр каждые 10-12 тысяч километров. Регулярное техническое обслуживание значительно увеличивает ресурс деталей.
- Периодическая смазка: независимо от пробега автомобиля опорные подшипники следует смазывать минимум один раз в год, а лучше дважды – весной и осенью. Для этого нужно снять защитную крышку и нанести силиконовую смазку.
- Осторожное вождение: бережное управление автомобилем, избегание резких разгонов, торможений и предпочтение качественных дорог – лучшие способы предотвратить преждевременный износ подшипников.
- Усиление конструкции: для повышения долговечности подшипников можно установить проставки для увеличения дорожного просвета и автобаферы, которые снижают нагрузку. Дополнительно можно рассмотреть установку распорки между стойками.
- Выбор качественных запчастей: при замене опорных подшипников лучше всего выбирать оригинальные детали от проверенных производителей. Покупка дешевых аналогов, особенно из Китая, может привести к проблемам из-за низкого качества и брака.
Рекомендации по проверке и продлению срока службы опорных подшипников
Часто задаваемые вопросы о проверке опорного подшипника
Как часто надо проверять опорный подшипник?
Производители устанавливают разные сроки службы для этих деталей, которые подвергаются значительным нагрузкам. В среднем, предел пробега для подшипника составляет около 100 000 км. Однако в условиях плохого состояния дорог этот срок может сократиться до 50 000 км и меньше. Как правило, замена подшипника требуется раз в 2-3 года.
Тем не менее, необходимо ориентироваться на появление характерного скрипа или других признаков износа. Проверять состояние опорного подшипника рекомендуется ежегодно, а после пробега в 20 000 км – обязательно. Процесс проверки не требует значительных усилий.
Какова функция опорного подшипника?
Он играет ключевую роль, соединяя подвеску с кузовом автомобиля. Расположен в верхней части амортизационной стойки, между верхней чашкой пружины и опорой. Этот элемент обеспечивает управляемость автомобиля, позволяя колесам поворачиваться. Именно поэтому опорные подшипники устанавливаются только на передней подвеске. В задней подвеске, даже если она независимая, таких подшипников нет – там используется только опора задней стойки.
Как проводится замена опорного подшипника?
В современных автомобилях проблемы с опорным подшипником часто проявляются уже при его значительном износе или разрушении. Чтобы избежать таких ситуаций, не нужно задаваться вопросом: как проверить опорный подшипник при снятой стойке. Рекомендуется сразу менять деталь при любой переборке передней стойки или замене пружины. Это позволит избежать повторного снятия и разборки стойки для замены только одного элемента.
Порядок действий:
- Ослабьте гайки колеса, поднимите автомобиль с помощью домкрата и снимите колесо.
- Отсоедините тормозной суппорт и диск, а также поворотный кулак от рычага и стойки стабилизатора.
- Снимите стойку вместе со всей конструкцией.
- Используйте стяжки, чтобы сжать пружину, затем разберите стойку.
- Замените опорный подшипник, при этом щедро смазав шток.
- Соберите все в обратном порядке.
Частичная или полная поломка опорного подшипника не является причиной для немедленного прекращения движения на автомобиле. Однако важно не откладывать замену неисправной детали, чтобы предотвратить дальнейшие повреждения и обеспечить безопасность на дороге.