Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
29.05.2024 Автосервис
1023
Время чтения: 13 минут

Проходимость автомобиля: показатели и способы улучшения

Сохранить статью:

О чем речь? Проходимость автомобиля – основной показатель внедорожников, характеризующий силу и мощь «железного коня». Говорит о том, сможет ли машина преодолеть полное бездорожье, рыхлый снег, горную породу и прочие препятствия.

Что учесть? Автомобили даже с низкой проходимостью можно довести до ума, чтобы проезжать там, где обычная легковушка 100 % застрянет. Для этого водители придумали простые способы и более модифицированные приспособления.

 

Что такое проходимость автомобиля

Говоря про проходимость автомобиля, дают определение тем характеристикам конструкции машины, благодаря которым транспортное средство легко преодолевает бездорожье и справляется с повышенной нагрузкой.

Каждый автомобилист нередко сталкивается с труднопроходимыми участками дороги, где движение машины затруднено либо ограничено. К примеру, осложняется езда по грунтовке, скользкому подъему и спуску, по неровной дороге с колеей и по затопленным трассам.

В зависимости от проходимости выделяют несколько категорий ТС:

  • машины ограниченной проходимости — с двумя либо тремя осями, при этом передняя ось не ведущая (колесные формулы 4 × 2, 6 × 4);
  • машины повышенной проходимости — двухосные, трехосные, при этом все оси ведущие (колесные формулы 4 × 4, 6 × 6);
  • автомобили высокой проходимости, сконструированные специальным образом, у них четыре оси либо более, каждая из которых ведущая, сюда относятся полугусеничный транспорт и машины-амфибии.

Что такое проходимость автомобиляЧто такое проходимость автомобиля

Автомобили повышенной и высокой проходимости разработаны для сложных условий эксплуатации, они легко справляются с бездорожьем. Но подобные машины нельзя назвать обычными, у них специфическая конструкция и компоновка, подходящие для передвижения по плохим дорогам.

 

Показатели проходимости автомобиля

Ключевые параметры, от которых зависит проходимость – геометрические и опорно-тяговые.

Геометрическая проходимость автомобиля

  • Клиренс

Дорожный просвет – это дистанция между днищем авто и трассой. Чем выше клиренс, тем легче машина будет проходить препятствия, не касаясь нижней точкой дороги.

  • Радиусы продольной и поперечной проходимости

Это радиусы окружностей, касательных к колесам и к низшей точке машины, находящейся внутри колеи. Данные радиусы определяют высоту и очертание препятствия, которое автомобиль легко пройдет, не соприкоснувшись с ним. Чем меньше эти радиусы, тем проще автомобилю проезжать через выбоины, не чиркая по ним низшими точками.

  • Передний и задний углы проходимости

Углы, которые образует опорная поверхность трассы и плоскость, касательная к передним и задним колесам и к выступающим низшим точкам передней и задней оси.

  • Наивысшая высота порога, которую способно преодолеть колесо

Для ведомых колес этот параметр равен 0,35-0,65 R.

Наибольшая высота препятствия, которое преодолевают ведущие передние колеса, может превышать радиус колеса, зачастую ограничивается не тяговыми параметрами машины либо сцеплением ведущих колес с трассой, а минимальными значениями углов проходимости и клиренса.

Наибольшая высота порога во многом определяется конфигурацией его края. Указанные размеры порогов соответствуют прямоугольной кромке. Но когда край закруглен либо сминается во время езды по бездорожью, высота порога становится больше.

  • Наименьшая требуемая ширина проезда

Которая зависит от наименьшего радиуса поворота авто. Данный параметр определяет то, насколько хорошо машина совершает маневры в ограниченном пространстве, к примеру в карьерах, на ж/д станциях, стройплощадках.

Проходимость легкового автомобиля в горизонтальной плоскости – это специфический параметр под названием «маневренность». Этот показатель выше у машин со всеми ведущими колесами. Если нужно отбуксировать прицеп либо полуприцеп, автомобиль станет менее маневренным, поскольку при разворотах автопоезда происходит смещение прицепа к центральной части поворота. В результате ширина полосы движения автопоезда больше, чем у машины без прицепа.

Ширина полосы движения автопоезда зависит от длины дышла, ширины прицепа – одного или нескольких.

 

Опорно-тяговые параметры

  • Удельное давление покрышек qш на опорную поверхность

Чтобы определить этот параметр, нужно найти отношение приложенной к шине вертикальной статической нагрузки Gш и площади контакта F, которая измеряется по контуру.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Давление колес на опорную поверхность значительно влияет на профильную проходимость автомобиля, в частности, когда вы движетесь по песчаной дороге, бездорожью или грунту. Когда покрышки недокачаны, образуется неглубокая колея, сопротивление качению минимальное, а проходимость авто максимальная.

Опорно-тяговые параметрыОпорно-тяговые параметры

  • Коэффициент совпадения колеи

Это отношение ширины колеи от передних колес к ширине колеи задних колес. Ели эти два параметра совпадают, значит, задние колеса перемещаются по почве, которая уплотнена передними колесами, при этом сопротивление качению небольшое.

Если же колея не совпадает, придется затрачивать много энергии на то, чтобы разрушить задними колесами уплотненные края колеи, которая образована передними колесами.

Чтобы улучшить проходимость автомобиля, в качестве задних колес используют одинарные покрышки, снижая сопротивление качению.

  • Проходимость машины по скользкой трассе

Если дорога мокрая или покрыта льдом, проходимость ухудшается, когда колеса начинают буксовать.

Способы увеличения проходимости автомобиля

Повышая проходимость автомобиля, важно помнить, что предыдущие поколения автолюбителей справлялись со снежными заносами на машинах отечественного производства без какой-либо электроники. Придерживайтесь следующих рекомендаций, чтобы увеличить проходимость автомобиля:

  • Подтяните ручник. При поднятом стояночном тормозе буксующее колесо начнет сопротивляться, образуя крутящий момент, при этом дифференциал передаст крутящий момент статичному колесу, которое начнется двигаться, и машина легко выедет из грязи или снега.
  • Спустите давление в покрышках. Это необходимо, чтобы колеса перестали с силой давить на поверхность, в результате увеличится пятно контакта и улучшится сцепление с трассой. Вы сможете легко проехать бездорожье.
  • Когда машина застряла в снегу, установите под шины антибуксы – автотраки или сэнд-траки. Они выполнены из профилированного алюминия, стали либо прочного пластика. Помните, что стоимость таких устройств достаточно большая.

Если у вас нет специальных приспособлений, используйте то, что есть под рукой, – доски, ветки. Подложите их под ведущее колесо по направлению движения авто, и машина легко справится с плохой дорогой.

Как повысить проходимость переднеприводного автомобиля

Зная, что такое проходимость автомобиля, можно легко изменять этот параметр. К примеру, простой вариант – воспользоваться специальными цепями против скольжения. Это армированные изделия, в которых продольные тросики соединены друг с другом звеньями. Цепь крепится по периметру колеса, играя роль съемного протектора.

Набор состоит из двух цепей на два передних колеса. Даже если вам предстоит двигаться по обледенелой трассе, цепи будут улучшать сцепление с дорожным полотном.

Как повысить проходимость переднеприводного автомобиляКак повысить проходимость переднеприводного автомобиля

Главное достоинство цепей – конструктивная простота и невысокая цена, они поместятся в багажнике, их легко монтировать. Однако цепи нужно подбирать под вашу машину, учитывая специфику марки и модели. В продаже нет универсальных цепей, подходящих под все машины.

Также существуют грязевые цепи, позволяющие передвигаться как по обледенелой трассе, так и по снежной каше, глинистой и песчаной дороге. Конструктивно они выполнены таким образом, что не засоряются, стоимость их невысокая по сравнению с противоскользящими моделями. Но на таких цепях нет приспособления для самонатяжения, поэтому придется дотягивать цепи вручную.

У цепей есть весомый минус – противоскользящие и грязевые модели могут поцарапать колесный диск, стоимость которого достаточно высока.

Альтернатива – использовать композитные цепи. Их протектор имеет стандартный орнамент, по этой причине их иногда называют сетками. Такие изделия подходят для глубокого снега. Композитные цепи быстро выходят из строя, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам. Весомый плюс – они не царапают колесные диски.

Наиболее бюджетный вариант – противоскользящие ремни и браслеты. Принцип действия у них точно такой же, как у цепей, но гораздо меньше срок эксплуатации. Ремни чаще всего производятся из полиуретана. Также можно приобрести пластиковые изделия с накладками из стали, автовладельцы называют их грунтозацепы.

Браслеты выполнены в виде цепочки, распиленной на части. При движении по снежной каше следует установить на колесах по несколько браслетов. Рекомендуется надеть такие браслеты заблаговременно, чтобы машина не застряла и быстро выбралась из снега.

Покрышки – то, от чего зависит проходимость автомобиля

На многих машинах с полным приводом установлены стандартные шины. При езде по бездорожью автомобиль буксует и застревает. Чтобы такого не происходило, нужно купить подходящую резину, которая легко справится с плохой дорогой и обледенелой трассой.

Способы увеличения проходимости автомобиляСпособы увеличения проходимости автомобиля

Оптимальный выбор – установить на внедорожник покрышки с протектором Mud Terrain или All-Terrian. Данные модели шин обеспечивают высокую проходимость автомобиля даже при езде по плохой дороге.

Вы можете притормаживать вращающееся колесо, поднять ручной тормоз, использовать специальные браслеты и цепи, купить грязевые покрышки и увеличить трение в дифференциале, чтобы обеспечить образование крутящего момента в нужном месте. Но переброска его не произойдет. Поэтому рассмотрим наиболее дорогие методы увеличения проходимости авто.

Более серьезный апгрейд

Проходимость машины улучшится, если обе оси будут ведущими. Для реализации этой задумки потребуется монтировать пару двигателей – спереди и сзади, как на Citroen 2CV 4 × 4 Sahara.

На этой машине с полным приводом оси механически не были связаны. Если ломался один мотор (либо отключается в целях экономии), можно было ехать на другом двигателе.

Сегодня на гибридных кроссоверах электромотор отвечает за вращение задней оси. Автоконцерны утверждают, что можно оснастить все колеса персональным мотором. Возможно, скоро в продажу поступят такие модели авто.

Также можно подключить к передней оси вал от раздаточной коробки. Благодаря жесткому подключению оси два карданных вала начнут двигаться с одинаковой частотой. В результате у машины повысится проходимость, поскольку одновременно начнет вращаться пара колес, однако такое решение не подойдет для диагонального вывешивания.

Не забывайте о том, что чем выше эффективность выбранного способа повышения проходимости, тем больше финансовые вложения. Поэтому учитывайте ваши персональные потребности при выборе того или иного метода.

Часто задаваемые вопросы о проходимости автомобиля

Какая машина с передним приводом имеет лучшую проходимость?

Рекомендуется выбирать из следующих моделей:

  • Kia Rio X-Line. Дорожный просвет составляет практически 190 мм, а на версиях premium с дорогостоящей комплектацией клиренс уже 195 мм.
  • Renault Sandero Stepway / Renault Logan Stepway. Машина производится на базе серийного хэтчбека, к нему просто добавили обвес от внедорожника, увеличив клиренс до 195 мм.
  • Lada XRAY Cross. Дорожный просвет 215 мм при колесной базе в 2592 мм, поэтому машина является полноценным внедорожником.
  • Lada Vesta SW Cross. Данная модель – усовершенствованная версия универсала Vesta SW. Поскольку клиренс составляет 203 мм, машина прекрасно справляется с бездорожьем.

Какая машина с передним приводом имеет лучшую проходимость?Какая машина с передним приводом имеет лучшую проходимость?

С каким приводом машина имеет лучшую проходимость?

Внедорожник всегда должен быть полноприводным. Причем привод может быть постоянным, как на «Ниве», либо жестко подключаемым, как на УАЗ. В первом случае привод оснащен блокировкой межосевого дифференциала, при его активации происходит равномерное распределение крутящего момента между передней и задней осями.

Также есть усовершенствованные виды полного привода, где предусмотрено электронное распределение крутящего момента и прочие конструктивные решения.

Как отличаются машины по проходимости?

В продаже есть авто средней, повышенной и высокой проходимости. Когда машина повышенной проходимости, на ней можно передвигаться по плохой дороге. Сюда можно отнести авто с двумя-тремя ведущими осями. Если же машина высокой проходимости, у нее четыре ведущие оси либо гусеничный ход.

Чтобы улучшить проходимость вашего автомобиля, воспользуйтесь приведенными рекомендациями. Тогда вы сможете преодолеть бездорожье, грязь и снежную кашу. В любой ситуации нужно грамотно оценивать обстановку на дороге, поскольку даже самый подготовленный автомобиль может застрять.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...