В чем проблема? Если гудит ГУР, причины могут быть самые разные: от низкого уровня жидкости в узле до неисправности насоса. Гидроусилитель руля спустя 100–200 тысяч километров пробега начинает издавать разные звуки: пищать, шипеть. Но именно гул должен насторожить любого водителя.
Что делать? Чтобы устранить назойливый гул ГУРа, нужно диагностировать каждую причину. Некоторые неисправности легко устранить своими руками, а вот ремонт рулевой рейки лучше доверить профессионалам.
Из этого материала вы узнаете:
Механизм появления посторонних звуков
После преодоления автомобилем рубежа в 100-200 тысяч километров пробега, гидравлический усилитель руля (ГУР) может начать издавать посторонние звуки. Чаще всего причина писка – недостаточное натяжение или проскальзывание ремня. Шипение, как правило, связано с работой перепускного клапана. Эти звуки можно считать нормальными. Но если начинает гудеть ГУР, это серьезный признак, он может свидетельствовать об износе подшипника насоса, его крыльчатки.
Механизм появления посторонних звуков
В звуковом спектре неисправностей, которые может издавать гидроусилитель руля, выделяют три основных типа: писк, шипение и гудение. Каждый из них указывает на определенные проблемы в работе ГУР.
Писк чаще всего обусловлен проблемами в ременной передаче. Шипение обычно возникает при активации перепускного клапана. А если гудит ГУР при повороте руля, причины могут скрываться в поломке насоса или его подшипника.
Писк ремня ГУР
Постоянный такой звук от ГУР может быть следствием его износа или недостаточного натяжения. При запуске двигателя приводной ремень начинает вращаться. Если натяжение недостаточно или лента изношена, возникает трение о ролики и натяжители, что вызывает неприятный звук. В такой ситуации можно попробовать применить специальный аэрозольный кондиционер для ремней. Он смазывает ленту, снижая трение между ней и роликами, что может устранить писк.
Товары из категории
Если это не решает проблему, стоит проверить степень натяжения ремня. Правильная – важный фактор для нормальной работы ГУР. Слишком сильное натяжение может привести к ускоренному износу подшипников роликов или шкивов. Недостаточное – вызвать проскальзывание ремня и его износ.
Для проверки натяжения следует заглушить двигатель, затем нажать на среднюю часть ремня с помощью деревянного бруска или гаечного ключа. Допустимое провисание не должно превышать 2 см. Если цифра больше, нужно подтянуть ремень вручную или при помощи специального инструмента. Не помогает – это может говорить о его серьезном износе, тогда требуется замена.
Обветшавший ремень ГУР – частая причина появления писка. Если на нем видны трещины или другие признаки старения, то лучше заменить его. Новый ремень обеспечит оптимальное натяжение и поможет избежать возникновения лишних шумов в системе гидроусилителя руля.
Шипение перепускного клапана
Если при запуске двигателя или повороте руля водитель слышит сильное шипение, это указывает на срабатывание перепускного клапана насоса гидроусилителя руля.
Полностью избавиться от шипения, вызванного работой перепускного клапана, скорее всего, не удастся. Однако можно предпринять определенные шаги, чтобы снизить интенсивность звука. Рекомендуется избегать частого вращения руля в крайние положения, особенно при стоящем автомобиле. Такие действия увеличивают нагрузку на гидравлическую систему, что приводит к частому срабатыванию клапана и появлению шипения.
Шипение от перепускного клапана насоса ГУР может быть симптомом более серьезных проблем в рулевой системе. Если оно становится громче или сопровождается другими звуками, такими как стук или гул, следует незамедлительно провести диагностику этого механизма.
Причина гула ГУРа
Гидроусилитель руля может издавать гул или вой даже при отсутствии явных поломок. Обычно такие звуки появляются, когда колеса повернуты в крайние положения – влево или вправо. В этом состоянии насос ГУР работает на пределе возможностей. Это приводит к возникновению характерного шума.
Причина гула ГУРа
Если вы заметили, что ГУР начал гудеть, хрустеть, издавать другие необычные звуки, это сигнализирует о необходимости диагностики системы. Многочисленные факторы могут способствовать появлению посторонних шумов, и определить точную причину, почему гудит ГУР, бывает трудно даже опытному специалисту. Основные проблемы, из-за которых это происходит:
- низкий уровень гидравлической жидкости в системе;
- использование жидкости, не рекомендованной производителем автомобиля;
- несоответствие качества жидкости установленным требованиям;
- попадание воздуха в гидравлическую систему;
- неисправности насоса ГУР;
- проблемы с рулевой рейкой;
- ослабление или повреждение приводного ремня.
Теперь, когда мы разобрались, почему гидроусилитель руля может издавать гул, давайте рассмотрим, как устранить причины, по которым гудит ГУР.
Проверьте уровень жидкости
Один из первых шагов в диагностике – это проверка уровня жидкости в расширительном бачке ГУР, который располагается в моторном отсеке. Убедитесь, что он находится между минимальной и максимальной отметками. Если уровень жидкости ниже, добавьте масло, но сначала устраните причину протечки. Основное внимание следует уделить проверке хомутов и стыков, так как они бывают именно в этих местах в 90% случаев.
Проверьте уровень жидкости
Исправьте ошибку с выбором жидкости
Если был залит неподходящий состав, необходимо срочно его заменить. Продолжение эксплуатации автомобиля с не рекомендованной производителем жидкостью может не только усугубить проблему с гудением ГУР, но и привести к серьезным повреждениям системы.
Замените низкокачественную или выработавшую ресурс жидкость
В гидроусилителе руля используется специальное масло, которое по своим характеристикам напоминает ATF, применяемую в АКПП. При эксплуатации эта жидкость теряет свойства и перестает обеспечивать должную смазку насосу, сальникам и другим компонентам системы. Это одна из причин, по которой ГУР может начать гудеть.
Если вы услышали странные шумы в районе рулевой колонки, проверьте состояние жидкости. Для этого можно с помощью шприца взять небольшое количество масла из расширительного бачка и капнуть его на лист бумаги.
В норме жидкость должна иметь яркий оттенок – красный, зелёный или синий (в зависимости от ее типа и марки). Если же цвет стал темно-коричневым, серым или черным, это означает, что она утратила свойства и ее следует срочно заменить. Еще один признак необходимости этого действия – запах гари.
График замены масла в ГУР зависит от модели автомобиля и указан в технической документации. Обычно это делают каждые 100 тысяч километров пробега или не реже одного раза в два года.
Проверьте наличие воздуха в системе
Одной из причин, почему гудит ГУР, может быть попадание воздуха в систему. В этом случае звук обычно исходит от насоса, который рассчитан исключительно на жидкость. Когда в него попадают пузырьки воздуха, его работа нарушается, что может вызвать появление гула.
Проверьте наличие воздуха в системе
Если звук слышится недавно, проблему можно попытаться решить путем прокачки системы. Возможно, в контуре гидроусилителя образовались воздушные карманы. Чтобы их удалить, надо открыть крышку расширительного бачка и несколько раз повернуть руль до упора в обе стороны. Вы услышите выход пузырьков воздуха. После этого работа ГУР должна восстановиться.
Но если насос продолжает гудеть уже длительное время, воздух в жидкости мог рассеяться, превратив ее в пенистую массу. В этом случае прокачка не поможет.
Замените насос новым в случае его неисправности
Причиной, по которой гудит ГУР может быть поломка этого механизма, перекачивающего жидкость по системе. В насосе могут выйти из строя подшипники, крыльчатка, другие элементы. Еще одной причиной посторонних звуков бывает износ его внутренних поверхностей. В такой ситуации чаще всего выгоднее заменить насос на новый, чем пытаться его отремонтировать.
Устраните неисправности рулевой рейки
Гул в ГУР может быть связан с этой проблемой. Проверьте рулевую рейку визуально, прислушайтесь к звукам, которые она издает во время движения. Наиболее распространенные проблемы – износ прокладок и пыльников рулевых тяг. Это приводит к утечке жидкости и попаданию грязи на рейку.
Для устранения проблем можно использовать ремкомплект, который доступен в автомагазинах. Если вы не уверены в своих силах по ремонту, лучше обратиться к профессионалам на автосервис. Игнорирование неисправности рейки может быть опасно, поскольку в любой момент ее может заклинить, что приведет к аварийной ситуации.
Обеспечьте правильное натяжение приводного ремня
Еще одной причиной, по которой гудит ГУР может быть ослабление приводного ремня. Проверить его состояние можно так: запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут. Затем аккуратно прикоснитесь к ремню. Если он горячий, это говорит о недостаточном натяжении и проскальзывании.
Если не заменить ослабленный ремень вовремя, он может износиться и вызвать дополнительные проблемы. Чтобы корректно выставить натяжение, следуйте указаниям в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если вы не уверены, что можете самостоятельно отрегулировать его, лучше обратиться в автосервис за профессиональной помощью.
Обеспечьте правильное натяжение приводного ремня
3 совета по продлению срока службы ГУР
Чтобы система гидроусилителя руля функционировала бесперебойно и служила вам долго, важно придерживаться определенных рекомендаций. Неправильное использование может ускорить ее износ и привести к дорогому ремонту. Вот три основных совета, которые помогут сохранить ГУР в хорошем состоянии:
- Избегайте крайних положений руля: не рекомендуется выворачивать колеса до упора влево или вправо, это создаёт чрезмерную нагрузку на насос ГУР, что может привести к его быстрому износу. Старайтесь держать шины в нейтральном положении при парковке или остановке.
- Не оставляйте автомобиль с вывернутыми колесами на долгое время: в таком положении вы создаете дополнительные нагрузки на систему при запуске двигателя. В этом случае холодная жидкость под высоким давлением начинает циркулировать в трубопроводах, что способствует ускоренному износу ГУР.
- Ограничьте вращение руля на месте: это может отрицательно сказаться на рулевой рейке и гидроусилителе руля. Частые его повороты в неподвижном состоянии способны вызвать преждевременный износ элементов системы. Старайтесь держать руль в прямом положении, избегая ненужных движений, когда автомобиль не движется.
Следуя этим простым рекомендациям, вы сможете продлить срок службы вашей системы гидроусилителя руля и предотвратить возможные неисправности.
Часто задаваемые вопросы о причинах гула ГУР
По какой причине гудит насос ГУР на холодную?
Если при таком запуске двигателя вы слышите гул, это может указывать на подсос воздуха через магистрали низкого давления. Для решения проблемы нужно установить дополнительные хомуты на трубку, соединяющую бачок и насос, заменить уплотнительное кольцо на патрубке последнего.
Еще одной причиной, по которой гудит насос ГУР на холодную, может быть неполная прокачка системы, вследствие чего в бачке остается воздух. Если прокачка не помогла, возможно, на дне бачка сохранился пузырь. Удалить его можно с помощью шприца.
По какой причине ГУР гудит на горячую?
Если при прогреве двигателя и последующем его нагреве вы замечаете вибрацию руля, возможно, проблема связана с неисправностью насоса. Бывает, гул в ГУР появляется на малых оборотах горячего двигателя, а на высоких исчезает. Это может свидетельствовать, что насос начинает выходить из строя. Наиболее эффективным решением будет его замена.
Можно ли продолжать движение, если ГУР гудит?
Езда с неисправным или протекающим ГУР технически возможна, однако это приведет к ухудшению управляемости автомобилем. Руль тяжелее, для его поворота требуется больше усилий. Даже при поломке ГУР управление останется рабочим, однако комфорт и безопасность снизятся.
Чаще всего проблемы с этой системой возникают из-за износа или поломки насоса. Если заметили первые признаки неисправности, рекомендуется немедленно разобраться в ситуации. Устранение неполадок в гидроусилителе руля возможно в домашних условиях, но требует специальных знаний и оборудования, и может быть сложной задачей для непрофессионала.