Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
14.06.2024 Автосервис
1067
Время чтения: 13 минут

Как проверить ТНВД на дизельном двигателе

Сохранить статью:

Топливный насос высокого давления (ТНВД) является одним из ключевых элементов в системе питания дизельного двигателя. От его исправности зависят стабильность работы мотора, экономичность и мощность. Поэтому своевременная диагностика и проверка данного узла имеют огромное значение для поддержания автомобиля в рабочем состоянии.

Типы топливных насосов

Топливные насосы высокого давления дизельных двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, в зависимости от типа и модели могут обладать некоторыми особенностями. Однако их, как и все подобные устройства, объединяет наличие одного обязательного и главного узла – плунжерной пары (поршня и цилиндра).

Разные типы топливных насосов высокого давления отличаются принципами действия системы впрыска, который может быть:

  • непосредственным (механический привод плунжера);
  • аккумуляторным (common rail).

типы топливных насосов Типы топливных насосов

Конструктивно ТНВД бывают:

  • рядными – с установленными в ряд рабочими сегментами (топливо впрыскивается поочередно во все камеры сгорания);
  • распределительными (с одной или двумя плунжерными парами) – подача топлива осуществляется в цилиндры, относящиеся к одной секции;
  • многосекционными – V-образные или гидравлические аккумуляторы (их устанавливают на мощные силовые установки, работающие на малых оборотах).

В топливных насосах, осуществляющих непосредственный впрыск, механический привод плунжера отвечает за одновременные подачу и нагнетание. Система Common Rail предусматривает подачу раздельными циклами – сначала в общую топливную магистраль, а потом в форсунки. На современных дизельных двигателях контролируют процесс электронные блоки управления.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

 

Топливными насосами высокого давления оснащаются также бензиновые двигатели, на которых выполняется непосредственный впрыск топлива в камеры сгорания (топливно-воздушная смесь формируется внутри цилиндров, а затем воспламеняется от искры, которую создают свечи зажигания).

Причины неисправностей

Неполадки в работе топливного насоса могут возникать по разным причинам. Рассмотрим наиболее частые случаи:

  • Засорение или износ плунжерных пар обычно становятся результатом использования некачественного топлива. Детали приходят в негодность из-за попадающей на них грязи и перестают справляться с работой.
  • При попадании в ТНВД воды из низкокачественной солярки части механизма подвергаются коррозии и изнашиваются. Кроме того, присутствие влаги в топливе приводит к перебоям в работе двигателя, так как она не дает смеси воспламеняться.
  • Засорение топливных фильтров также часто становится следствием попадания грязи в плунжерные пары и перебоев в работе ДВС из-за затрудненной подачи топлива. Изнашивание деталей происходит от недостатка солярки, которая выполняет роль смазки.
  • Нарушения в распределении топлива по цилиндрам приводят к нестабильной работе мотора и появлению дыма в выхлопных газах из-за забитых форсунок и/или износа плунжерных пар.
  • Растрескивание корпуса насоса, разрушение подшипников и заедание плунжеров, как правило, является результатом заводского брака или ускоренного изнашивания (его темпы зависят как от качества деталей, так и от условий эксплуатации).
  • Сбои в работе системы охлаждения приводят к перегреванию ТНВД, вследствие чего детали выходят из строя и происходит заклинивание движущихся частей. Дизельное топливо, которое выполняет функцию охлаждающей жидкости, может подаваться с перебоями из-за забитых топливных фильтров или избыточного натяжения ремня привода.
  • Нарушение герметичности корпуса ТНВД приводит к возникновению струек и потеков солярки. Причина может крыться в поврежденных прокладках, трещинах и прочих неисправностях.
  • Сбои в функционировании системы впрыска могут быть вызваны сбитой регулировкой клапанов. Перебои в работе двигателя и дым в выхлопных газах – сигнал о необходимости проверки узла (если он предусмотрен), регулировки впрыска, а также диагностики форсунок.
  • Поломка возвратной плунжерной пружины приводит к сокращению хода плунжера, а значит, к снижению подачи топлива. Двигатель в таких случаях может троить, работать нестабильно и вибрировать.
  • Неисправность рейки ТНВД приводит к нарушению ее подвижности, что в свою очередь ведет к сбоям в подаче топлива. Если ее заклинило при выключенном моторе, последний не заведется, а если на высоких оборотах, то ДВС будет работать на пределе и может выйти из строя.
  • Если детали ТНВД замерзают, в осадок выпадает парафин, забивающий топливный фильтр и каналы, по которым подается солярка. Избежать возникновения подобных проблем помогает использование зимнего или арктического дизельного топлива, а также применение специальных присадок.

Признаки неисправности ТНВД дизеля

Неисправность топливного насоса высокого давления дизельного двигателя может проявляться:

  • перебоями в работе силовой установки;
  • падением мощности;
  • появлением дыма в выхлопных газах.

Рассмотрим эти признаки более подробно:

  • Нестабильная работа ДВС. Такие неполадки обычно возникают из-за попадания влаги в солярку, подсоса воздуха в систему подачи топлива, неравномерной подачи разными секциями ТНВД, плохого распыления или заедания иглы распылителя.
  • Сниженная мощность двигателя. Если снижение мощности ДВС не сопровождается выделением дыма, причину следует искать в износе деталей ТНВД или засоренном топливном фильтре (силовой агрегат становится менее мощным, потому что в камеры сгорания поступает недостаточное количество солярки).
  • Дым. Выделение дыма – один из наиболее часто встречающихся признаков сбоев в работе топливного насоса высокого давления. Его цвет может помочь разобраться, в каких элементах системы подачи топлива возникли неисправности.
 

Появление в выхлопных газах белого дыма может свидетельствовать о:

  • плохом распылении солярки в камерах сгорания;
  • подсосе воздуха в систему подачи дизельного топлива;
  • присутствии воды в цилиндрах двигателя;
  • сбитых настройках угла начала подачи топлива.

Появление в выхлопе черного дыма может быть признаком нарушения регулировок ТНВД, недостаточной подачи воздуха, маленьком угле начала подачи топлива (когда угол слишком большой, работа двигателя сопровождается резким стуком).

Если резко упали или увеличились обороты двигателя, это может говорить о нарушениях в работе регулятора или заедании плунжера ТНВД в положении, соответствующем максимальной подаче солярки в цилиндры ДВС.

Далее разберемся, как проверить ТНВД. Но в сложных случаях и когда нет достаточных навыков, опыта и знаний, лучше всего доверить диагностику и ремонт профессионалам, которые не только точно установят причины неполадок, но и максимально качественно устранят их.

Определение неисправностей в ТНВД

Для того чтобы точно оценить работоспособность ТНВД, в автосервисах используют специальные профессиональные диагностические стенды. Выполнить подобную диагностику самостоятельно нельзя, однако можно убедиться в исправности некоторых элементов, используя методы, о которых пойдет речь ниже:

Влага в плунжерных парах

Снимите ремень привода ГРМ и медленно проверните шкив рукой. Если для вращения потребуется прилагать переменные усилия, вода отсутствует. О наличии влаги будет свидетельствовать необходимость приложения значительной силы. Также вода, попавшая в плунжеры, может привести к тому, что шкив вообще перестанет проворачиваться.

Влага, попавшая в топливный насос высокого давления, наносит ему очень серьезный вред (как и всему силовому агрегату). Из-за коррозии поверхность деталей быстро изнашивается. В самых тяжелых случаях ТНВД может заклинить.

Низкое давление в плунжерных парах

Для проверки обычно пользуются специальными приборами – КИ-4802 или ТАД-01А. В противном случае можно воспользоваться обычным манометром, имеющим большой диапазон измеряемых значений.

Вкрутите прибор в отверстие для подачи топлива или закрепите его в центральном отверстии на головке топливного насоса высокого давления. Запустите мотор и зафиксируйте показания прибора. В норме они должны быть около 300 кг/см2. Это усредненное значение. Возможны отклонения под воздействием тех или иных причин. Однако на указанный показатель следует ориентироваться. Когда давление в плунжерных парах сильно падает, это свидетельствует о серьезном износе деталей. ТНВД в этом случае требует ремонта или замены.

Показания датчиков управления

Дизельные двигатели с аккумуляторным впрыском (Common Rail) оснащаются специальными электронными блоками управления. Чаще всего неполадки в электронике связаны с повреждением проводов или выходом из строя датчиков.

показания датчиков управления Показания датчиков управления

Обычно водитель узнает о неисправности ЭБУ по срабатыванию светового индикатора Check Engine, который загорается на приборной панели. Для точной диагностики необходимо с помощью автосканера определить код ошибки, на основании которого можно выбрать алгоритм устранения неисправности.

Причиной поломки датчика обычно становится окончание срока службы или случайное повреждение проводов. Сбои в работе электронного блока управления, как правило, бывают вызваны поступлением некорректных сигналов.

Утечка топлива

Подтекание горючего из топливного насоса высокого давления чаще всего происходит из-за износа уплотнительных колец. Для выполнения диагностики заведите двигатель и покачайте рукой ось рычага ТНВД. Если уплотнитель поврежден, из-под него начнет протекать солярка.

В отдельных случаях топливо может подтекать через установочное место плунжерной пары. Для диагностики ТНВД нужно снять с двигателя.

Чтобы убедиться в герметичности клапана топливного насоса высокого давления, следует выполнить следующие действия:

  • отверните трубку высокого давления от секции, проходящей проверку;
  • переведите рейку ТНВД в позицию выключения подачи;
  • создайте давление в системе подачи топлива с помощью ручного насоса.

Если нажимной штуцер не начнет пропускать солярку через отверстие, клапан работает хорошо.

Ограниченная подвижность рейки

Для того чтобы убедиться в работоспособности рейки ТНВД, необходимо освободить ее от тяг и рычагов регулятора, а также от останавливающих скоб. О «прикипании» этой детали свидетельствует необходимость приложения значительных усилий для того, чтобы провернуть кулачковый вал несколько раз вокруг продольной оси. Если присутствуют неисправности, вращение происходит рывками.

Замерзание

Если ТНВД начал сбоить в морозы, его необходимо занести в теплое помещение и отогреть. Когда детали насоса вновь станут подвижными, слейте масло и используйте чистое дизельное топливо для промывки. Затем заполните картер свежим маслом и установите устройство на место.

Если топливный насос высокого давления размораживается с трудом, используйте размораживатель дизельного топлива.

Ремонт

Решили отремонтировать ТНВД самостоятельно? Для этого необходимо знать конструкцию, а также порядок разборки и сборки конкретной модели насоса.

В целом процесс будет таким:

  • отсоедините клемму от аккумуляторной батареи;
  • освободите топливный насос от всех трубок и приводного ремня;
  • демонтируйте все устройства и детали, которые могут помешать при снятии топливного насоса высокого давления;
  • открутите крепления и демонтируйте ТНВД;
  • аккуратно разберите насос (запомните, в какой последовательности выполняли разборку, а также постарайтесь не потерять ни одной мелкой детали);
  • осмотрите все элементы устройства, предварительно очистив их от загрязнений;
  • замените плунжерные пары, если это необходимо (нельзя выполнять замену только плунжера или гильзы);
  • соберите ТНВД, соблюдая обратную последовательность операций, а затем установите его на место.

ремонт Ремонт

Профилактика поломок ТНВД

Для того чтобы продлить срок службы топливного насоса и избежать его поломки, которая повлечет за собой расходы на ремонт или замену, необходимо:

  • промывать всю систему подачи топлива как минимум один раз в год;
  • своевременно менять топливный фильтр;
  • заправлять транспортное средство только качественным дизтопливом;
  • в холода заливать в бак зимнюю солярку или использовать специальные присадки, увеличивающие текучесть топлива;
  • длительное хранение автомобиля (особенно в холодную погоду) следует осуществлять с полным баком (в противном случае в нем будет конденсироваться влага, которая затем попадет в ТНВД);
  • следить за уровнем топлива в системе;
  • прогревать двигатель и остальные системы автомобиля при запуске в холодное время года, отслеживая процесс по показаниям приборов;
  • если приходится заливать в бак дизтопливо сомнительного качества, использовать специальные присадки, чтобы улучшить его характеристики.

Соблюдение указанных мер позволит защитить от преждевременного выхода из строя одно из важнейших устройств – топливный насос высокого давления.

Часто задаваемые вопросы о проверке ТНВД на дизельном двигателе

Какие признаки свидетельствуют о неполадках в топливном насосе высокого давления?

При неправильном функционировании ТНВД топливо в камеры сгорания подается неравномерно, что становиться причиной нестабильности малых оборотов, перебоев в работе отдельных цилиндров, возникновения вибраций при работе мотора.

К каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля с неисправным топливным насосом высокого давления?

Относительно простая конструкция ТНВД делает такие устройства достаточно надежными, но из-за изнашивания тех или иных деталей насос может полностью выйти из строя или начать работать со сбоями. Ездить на машине с такой неисправностью опасно, она может загореться на ходу. Никогда не откладывайте диагностику, ремонт или замену этого узла!

Можно ли очистить топливный насос высокого давления от загрязнений?

Пыль, влага или мелкий мусор могут вывести из строя плунжерные пары, форсунки и прочие элементы системы подачи топлива, поэтому регулярно чистить и промывать ТНВД не только можно, но и необходимо.

Самостоятельно выполнить проверку и ремонт ТНВД довольно сложно. Необходимо располагать соответствующими навыками, знаниями и инструментами. Лучше доверить выполнение этой работы профессионалам, которые пользуются специальным оборудованием и приспособлениями.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...