О чем речь? Толщина лакокрасочного покрытия автомобиля определяет устойчивость кузова к механическим и другим повреждениям, а также придает машине эстетическую привлекательность. При авариях ЛКП страдает не меньше несущих элементов, поэтому важно уметь его оценить во время выбора б/у авто.
На что обратить внимание? Измерение производится толщинометром, однако недостаточно просто посмотреть на цифры и сравнить их с заводскими. Толщина ЛКП неодинакова на элементах кузова и даже на новых авто в разных партиях.
В этой статье:
Сколько составляет толщина лакокрасочного покрытия автомобиля
Для формирования лакокрасочного покрытия деталей кузова транспортного средства на них последовательно наносится несколько многокомпонентных составов, имеющих хорошие адгезивные и защитные свойства. Без ЛКП металл, из которого изготовлены кузовные панели, под действием внешних факторов быстро ржавеет и разрушается.
Сколько составляет толщина лакокрасочного покрытия автомобиля
Помимо придания кузову автомобиля привлекательного внешнего вида, ЛКП создает надежную антикоррозионную защиту поверхности деталей. Состояние транспортных средств после продолжительной эксплуатации в первую очередь оценивают, проводя визуальный осмотр лакокрасочного покрытия.
При обработке автомобильных кузовов на заводе на каждом этапе соблюдаются жесткие технологические стандарты и применяются специальные материалы высокого качества. Современные покрасочные линии, как правило, роботизированы. Говорить о нанесении ЛКП, идентичного заводскому, в условиях небольшой частной мастерской или гаража не приходится.
Товары из категории
Если предельно упростить производственный технологический процесс формирования лакокрасочного покрытия на деталях несущего элемента авто, он выглядит так. Все кузовные панели изготавливаются из листового металла, который предварительно оцинковывается с обеих сторон. Еще он при этом покрывается защитной пленкой, которая необходима на случай, если ЛКП подвергнется механическому разрушению.
Затем выполняется подготовка – очистка, обезжиривание, фосфатирование и грунтование. Далее наносится необходимое количество слоев краски и лака – поверхность приобретает нужный цвет, становится глянцевой и получает надежную защиту от коррозии.
На заводских производственных линиях кузовные детали покрывают составом, который имеет высокие эксплуатационные характеристики и обеспечивает надежную защиту. Технологический процесс выполняется в строгом соответствии как с локальными нормативными документами, так и со стандартами ГОСТ. Одним из важнейших параметров является толщина лакокрасочного покрытия автомобиля, измеряемая в микрометрах (мкм) или микронах (мк). Точные значения устанавливаются производителем на основании рекомендаций изготовителей, а также возможностей и технических характеристик используемого для покраски оборудования.
Сколько составляет толщина лакокрасочного покрытия автомобиля
Заводское лакокрасочное покрытие в среднем имеет толщину от 80 до 180 микрон. На большей части поверхности этот показатель может колебаться от 100 до 130 мк, однако отдельные части кузова могут иметь более тонкий или толстый слой краски и лака.
В таблице приведены средние значения толщины лакокрасочного покрытия кузовных панелей популярных марок и моделей автомобилей:
Марка | Модели | Толщина ЛКП, мкм |
---|---|---|
Audi | A5, A6, A7, A8, Q3, Q5, Q7 | 105–170 |
BMW | X1, X3, X5, X6, M6, 1, 3, 5, 7 | 89–135 |
BYD | F3 | 55–120 |
Chery | Amulet, Tiggo | 100–120 |
Chevrolet | Lanos, Aveo, Captiva, Cruze, Epica, Lacetti, Niva, Spark | 74–150 |
Citroen | C3, C4, C5 | 90–130 |
Daewoo | Nexia, Matiz | 95–115 |
Fiat | Albea, Punto | 111–130 |
Ford | Explorer, Focus, Kuga, Mondeo, Transporter, Ranger, Fiesta | 100–160 |
Geely | MK, Otaka | 75–100 |
Honda | Accord, Civic, CR-V, Fit, Pilot, Jazz | 87–130 |
Hyundai | Accent, Elantra, X35, Santa Fe, Solaris, I30, I40 | 70–112 |
Kia | Sportage, Picanto, Venga, Rio, Optima, Sorento, Ceed, Cerato, Soul | 101–122 |
Lada | Granta, Kalina, Priora, Largus | 60–100 |
Land Rover | Range Rover, Range Rover Sport | 105–135 |
Lexus | RX, CT, GX, ES, LX, LS | 119–150 |
Mazda | CX-5, CX-7, CX-9, 3, 6 | 96–130 |
Mercedes-Benz | C, E, GL, ML | 90–96 |
Mitsubishi | Lancer, L200, ASX, Outlander, Pajero | 55–125 |
Peugeot | 308, 508, 3008, 4008 | 58–109 |
Nissan | Patrol, Qashqai, X-Trail, Murano, Pathfinder, Juke, Navara, Tiida, Teana, Almera | 80–145 |
Opel | Astra, Corsa, Zafira | 118–157 |
Renault | Duster, Fluence, Koleos, Logan, Megane, Sandero, Symbol, Clio | 70–152 |
Skoda | Fabia, Octavia, Yeti, Roomster, Superb | 99–125 |
Ssang Yong | Kyron | 100–110 |
Subaru | Forester, Outback, Legacy, Tribeca, Impreza | 110–136 |
Suzuki | Grand Vitara, Splash, SX-4, Swift | 77–114 |
Toyota | Auris, Avensis, Camry, Corolla, Fortuner, Highlander, Hilux, LC 200, LC Prado, Prius, RAV4, Sienna, Versa, Yaris | 77–130 |
Volkswagen | Polo, Golf, Jetta, Touareg, Tiguan, Passat | 72–103 |
Volvo | S60, S40, XC70, XC90 | 95–130 |
ГАЗ | 3110, Siber | 80–105 |
УАЗ | Patriot | 90–105 |
При покупке автомобиля с пробегом велика вероятность, что продавец попытается продать машину, кузов которой отремонтирован после более или менее серьезной аварии. Как правило, это обстоятельство стараются не афишировать. Шансы приобрести на вторичном рынке машину с идеально сохранившимся ЛКП ничтожно малы.
Для практически безошибочного выявления участков кузовных деталей, которые ремонтировались и окрашивались повторно применяется измерение толщины лакокрасочного покрытия автомобиля. Если слой краски и лака достигает 300 и более микрон, необходимо более тщательно обследовать поверхность. При толщине более 500 мк необходим серьезный торг или отказ от сделки.
В нормативных документах – стандартах ГОСТ и ISO – содержится ряд жестких требований, регламентирующих качество лакокрасочного покрытия автомобилей, его коррозионную стойкость, твердость, прочность, блеск и другие показатели, однако не содержится норм, касающихся подбора цвета ЛКП при ремонте.
Сколько составляет толщина лакокрасочного покрытия автомобиля
Виды толщиномеров для оценки ЛКП автомобиля
Для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля используются специальные приборы. В продаже можно найти устройства разных типов со своими принципом действий, возможностями и стоимостью. Рассмотрим каждый вид толщинометров подробно:
Ультразвуковые
Такие приборы позволяют измерять толщину ЛКП как на металлических, так и на пластиковых, композитных и керамических деталях, включая декоративные элементы кузова. Недостаток заключается в относительной дороговизне – цена начинается с отметки в 10 тысяч рублей.
Вихретоковые
Этот тип толщинометров позволяет производить высокоточные измерения и оценивать состояние ЛКП. Точность показаний прибора определяется токопроводимостью основного материала. К примеру, с медными и алюминиевыми деталями она максимальна, а при работе со стальными вероятно появление погрешностей. Цена стартует от 5 тысяч рублей.
Электромагнитные
Такие приборы точны, надежны и практичны. Плюс – относительная дешевизна (до 3 тысяч рублей). Минус – работают исключительно с черным металлом.
Магнитные
Как следует из названия, такие толщинометры измеряют толщину ЛКП по силе, с которой они притягиваются к поверхности детали. Плюсы – низкая стоимость (около 500 рублей) и практичность. Минус – удовлетворительная точность измерения при работе с деталями, толщиной не более 1,5 мм.
Этапы проверки толщины ЛКП автомобиля
Как проводятся измерения:
- Включенный прибор прикладывается к детали, после чего срабатывает звуковой сигнал и на монитор выводится толщина ЛКП в соответствующих единицах.
- Полученные значения сверяются с указанными в технической документации.
Поверхность детали отражает генерируемые датчиком волны, а прибор, улавливая их, показывает результат в цифрах. При сравнении полученных данных с табличными значениями важно учитывать возможные колебания показателей. В норме они составляют не более 10 мк. Говорить о признаках ремонтной покраски можно при значениях от 200 микрон и выше. Важно учитывать, что измеряется также толщина слоев шпаклевки и грунта.
Этапы проверки толщины ЛКП автомобиля
Рекомендуется первым делом измерить толщину ЛКП на крыше, которая наименее повреждаема и редко подвергается повторной окраске, а значит, может выполнять роль эталона. В среднем значения здесь должны быть несколько меньше, чем на остальных деталях кузова. Затем измеряется толщина ЛКП на стойках, верхняя часть которых используется для контрольных замеров. Чаще всего ремонту подвергаются детали передней и задней частей кузова. Нужно внимательно обследовать передние двери и пороги, переходя затем к остальным элементам.
При наличии дополнительных слоев на заводской покраске показания толщинометра составляют от 180 до 260 и более микрон. При толщине покрытия от 300 мк и выше можно говорить о присутствии слоя шпаклевки. Следует учитывать, что внутренние поверхности деталей на заводе окрашиваются более тонким слоем. К примеру, на Ладе Гранта толщина покрытия составляет от 40 микрон и выше. Подобную картину можно наблюдать и на корейских автомобилях.
Главное – обнаружить первый слой лакокрасочного покрытия помимо заводского, толщина которого возможно совпадает с оригинальным. Замеры выполняются в разных частях, в том числе – на углах и по краям. Подозрения вызывают значительные перепады значений на одной детали.
Все полученные значения сверяются с заводскими. Если имел место ремонт, цифры в перекрашенном месте будут отличаться от средних по всей поверхности кузова на 40 % и более. В случае с Ладой Гранта контрольный показатель составляет 190 микрон. О небольших подкрасках свидетельствует превышение табличных значений на величину от 50 до 90 мк. При ремонте незначительных дефектов норма может быть превышена на 50–150 микрон. О серьезных повреждениях можно говорить, если толщина превышает стандартную для модели ТС на 150–200 мк. А показатели от 250 до 300 микрон свидетельствуют о наличии слоя шпаклевки.
Этапы проверки толщины ЛКП автомобиля
Причины различной толщины ЛКП на одном автомобиле
Необходимо учитывать, что незначительные колебания толщины покрытия имеют место на разных моделях и марках автомобилей. Толщина ЛКП может определяться:
- страной производства;
- годом выпуска;
- партией автомобилей.
Современные марки и бренды автомобилей могут выпускаться сетью дочерних предприятий или по франшизе в разных странах. При этом толщина лакокрасочного покрытия может зависеть и от применяемых технологий. Толщина ЛКП, например, может измениться при апробации новых температурных режимов сушки окрашенных деталей на одной из многочисленных сборочных площадок крупного автопроизводителя.
Пример – автомобили Toyota, собираемые в России и Японии. Технология покраски может быть различной, что приводит к расхождениям толщины ЛКП в диапазоне от 10 до 30 микрон. Сказанное относится ко всем маркам и производителям.
Причины различной толщины ЛКП на одном автомобиле
Толщина ЛКП может колебаться и в пределах одного конкретного кузова из-за разной скорости образования пленки, которая влияет на размер слоев грунта, эмали и лака. Причина в простой физике. Не схватившийся состав растекается по поверхности под действием силы тяжести, что может стать причиной появления шагрени и перепадов толщины на деталях сложной конфигурации. Наблюдаются следующие явления:
- средние значения толщины ЛКП на горизонтальных поверхностях обычно выше таковых для вертикально расположенных панелей;
- у горизонтальной плоскости толщина лакокрасочного покрытия увеличивается на краях.
Соответственно, ЛКП капота и крыши будет толще, чем на крыльях. Наибольшие значения показывает измерение ЛКП в нижней части дверей.
Допустимы колебания в диапазоне от 10 до 40 мк (в среднем – 20–30). Толщина ЛКП в норме может составлять:
- на середине крыши – 100 мк;
- на крыльях – 120 мк;
- на дверях сверху – 130 мк;
- на дверях снизу – 150 мк.
Часто задаваемые вопросы о толщине ЛКП автомобиля
Может ли пыль влиять на показания толщиномера?
При умеренной запыленности или наличии незначительных загрязнений толщина покрытия существенно не меняется.
Может ли автокосметика увеличивать толщину ЛКП?
Полироль или нанозащита дают увеличение от 10 до 50 микрон, а пленочные, например карбоновые, добавляют от 100 до 300 ;мк.
Какие факторы уменьшают толщину заводского покрытия?
Заметно снизить толщину ЛКП может использование абразивных полиролей (от 10 до 30 микрон за одну процедуру). Покрытие также со временем истончается при посещении автомоек и даже при очистке кузова от снега.
В данной статье вкратце изложены основные сведения о лакокрасочном покрытии кузовных деталей автомобиля, способах измерения и факторах, влияющих на его толщину. Опираясь на эту информацию, используя соответствующие справочные таблицы и измерительные приборы, можно избежать покупки кота в мешке или, как минимум, приводить при торге убедительные аргументы.