Какой аэрограф выбрать? Все зависит от того, где будете его применять: при создании маникюра, украшении торта или покраске автомобиля. Определившись с видом, далее рекомендуется изучить параметры пневматического устройства.
На что обратить внимание? Перед покупкой определяются с конструкцией и диметром сопла, вариантом подачи краски, расположением бачка, способом управления. Не последнюю роль играет цена аэрографа.
В этой статье:
Что собой представляет аэрограф
Аэрограф представляет собой компактное ручное пневмоустройство, с помощью которого осуществляется распыление красящих веществ. Чтобы привести его в рабочее состояние, понадобится подключение к компрессору. После нажатия на соответствующий рычаг воздух подается в магистраль, захватывая «по дороге» краску из бачка аэрографа.
По мере прохождения по магистрали воздушно-красящая смесь в итоге попадает в тонкий канал смесителя, из которого под давлением «выстреливается» на окрашиваемую поверхность на подобие факела. Канал сопла является настолько тонким, что частицы краски получаются крайне мелкими, что обеспечивает равномерность нанесения без какой-либо шероховатости.
Своеобразным затвором для сопла служит игла, которая запирает микроканал и не позволяет распылять красящую смесь без нажатия на триггер. Чем сильнее пользователь давит на спуск, тем шире выходящий факел.
Что собой представляет аэрограф
Крайне важно использовать в аэрографах подходящие красящие материалы. Лучше всего для этого подходят мелкодисперсные краски, которые эффективнее всего распадаются на микроскопические частицы при распылении. А вот основа таких красок может быть самой разной, что дает возможность использовать аэрографы для различных задач. К примеру, с помощью данных устройств получится наносить краску на такие материалы, как:
- металл;
- бумага;
- дерево;
- ткань;
- керамика;
- пластик.
Товары из категории
Весьма эффективны аэрографы бывают при воплощении художественных композиций на кузовах легковых автомобилей. Предусмотрены даже такие узкоспециалзированные приборы, которые предназначены для создания узорчатого маникюра, грима и макияжа. Более того, некоторые аэрографы специально изготавливаются из пищевой нержавейки и предназначены для кондитерского искусства. Однако в этой статье мы подробно расскажем об устройствах для покраски автомобилей. Итак, аэрограф для авто - какой выбрать?
Критерии выбора аэрографа для покраски автомобиля
Главной, если не единственной деталью аэрографа, является сопло с иглой. Собственно, именно данный элемент и определяет возможности устройства, а именно: толщины рисуемых линий (что зависит от ширины факела), а также ширина веера рассеивания краски. Какой же аэрограф лучше выбрать? Рассмотрим варианты:
Конструкция и диаметр сопла
Вот, какие результаты обеспечивают разные диаметры:
- 0,15-0,18 мм.
Сопла таких размеров применяются для рисования тонких линий для максимальной детализации изображений. С их помощью можно нанести буквально каждый мелкий штришок. И работа с таким инструментом требует опыта и предварительной подготовки.
Здесь очень важно качество распыляемых лакокрасочных материалов: это должны быть сольвентные эмали или мелкодисперсные краски. Только такие вещества не будут создавать подтеков и формировать тоненькие линии. Если выбрать более грубые составы, сопло будет забиваться и инструмент, в лучшем случае, будет требовать перманентной прочистки.
- 0,2-0,3 мм.
Данный размер сопла является наиболее востребованным и популярным. Дело в его универсальности, ведь такой аэрограф позволяет как прорисовывать мелкие детали, так и равномерно покрывать краской большие площади.
Обычно насадки с таким соплом используются:
- для дизайнерского раскрашивания сноубордов и вэйкбордов;
- для нанесения оригинальных рисунков на мотоциклетные шлемы и крышки ноутбуков;
- для окрашивания любых небольших по габаритам объектов.
При выборе правильной краски аэрографы способны служить очень долго.
- 0,4-0,6 мм.
Сопло с данным размером лучше всего подходит для нанесения краски на большие площади (однако применение краскопульта при этом не является целесообразным). Очень часто их используют при оформлении дизайна комнат – для росписи стен, потолков и полов. Кроме того, такой диаметр сопла позволяет наносить составы с достаточно «густой» консистенцией – например, лаки и грунтовки.
0,4-0,6 мм
По способу размещения сопла на корпус аэрографа выделяют следующие типы устройств:
- Резьбовой
В данном случае сопло просто накручивается на корпус аэрографа. Однако нужно делать это крайне внимательно и осторожно, так как любой перетяг резьбы приведет к поломке детали (обычно сопло изготавливается из латуни или силумина). Кроме того, резьба, к сожалению, не обеспечивает нужной герметичности, а потому в качестве уплотнителей используются резиновые манжеты. Однако резина химически чувствительна к всевозможным растворителям, а значит, использовать можно далеко не любой тип красок.
Модели распылителей, которые предназначены для профессионального использования, обычно производятся из более дорогостоящих сортов нержавейки, и соприкасающиеся части, подлежащие герметизации, дополнительно полируются, что обеспечивает плотный прижим деталей без уплотнителей. Эти аэрографы уже могут работать и с сольвентом, и с уайт-спиритом.
- Конусный
Конусные сопла массивнее резьбовых, однако при этом они намного легче снимаются, а кроме того, они практически «не убиваемые». Единственный минус: такие сопла малого диаметра выпускаются только немецкими производителями. А вот американские, японские и китайские компании обеспечивают размер безрезьбовых сопел, не менее 0,3 мм в диаметре.
Разницы в нанесении краски между резьбовыми и конусными соплами нет никакой. И в том, и в другом случае поперечная проекция факела распыляемых микрочастиц представляет собой круг. Для получения овала инструмент держат по отношению к плоскости под углом. Если же нужно покрыть краской большую площадь, то для этого лучше всего подойдет сопельная головка «с рожками», обеспечивающая плоскоовальный факел. Данная насадка позволяет быстрее и качественнее нанести лак или краску на поверхность (по сравнению со стандартным факелом, имеющим круглое сечение).
Расход воздуха напрямую зависит от диаметра сопла. К примеру, если оно имеет размер 0,2 мм, то аэрограф будет тратить примерно 18-20 литров сжатого воздуха в минуту. Если диаметр составляет 0,4 мм, то потребуется обеспечивать подачу 25 литров, а если 0,6 мм, то здесь нужно иметь компрессор, обеспечивающий расход примерно 30 литров в минуту.
Если выполнение работы предусматривает частую смену сопел, то настоятельно рекомендуется установить пневматический редуктор.
Варианты подачи распыляемого материала
Для работы аэрографа требуется подача сжатого воздуха. Подача наносимого материала может осуществляться несколькими способами в зависимости от того, каким именно способом к аэрографу крепится бачок с расходуемым составом.
- Верхняя подача
Название полностью себя оправдывает – бачок с краской размещается сверху, на устройстве. И благодаря тому, что краска как бы стекает вниз в смеситель под действием силы тяжести, называется такая схема крепления «гравитационной». Смешение происходит, разумеется, со сжатым воздухом, благодаря чему далее происходит ее распыление. Главным преимуществом схемы является то, что здесь не требуется создавать высокое давление.
Обычно подача сверху используется, когда необходимо осуществить художественную роспись – из-за того, что давление воздуха в магистрали невелико, получается рисовать тонкие линии. Также эргономичная верхняя «посадка» бачка обеспечивает удобный обзор. При указанном расположении емкости с краской становится очень удобно распылять краску под разными (даже запредельными по отношению к нормали) углами.
- Нижняя подача
Здесь сифон (бачок с распыляемым веществом) устанавливается снизу. Внутрь бачка подается напор сжатого воздуха, в результате чего содержимое по специальному патрубку движется вверх в главную магистраль, где смешивается с основным током воздуха в смесителе и разбрызгивается из сопла на поверхность. В отличии от верхнего размещения, емкости с нижним креплением могут быть весьма объемны, что позволяет производить окрашивание (рисование) в безостановочном режиме - промежуточная дозаправка будет не нужна. Но от компрессора требуется большее давление, чем в «гравитационном» случае.
Нижняя подача
- Боковая подача
Это размещение емкости с краской встречается редко. Ведь пистолет при этом теряет центр тяжести, поэтому без особых причин данную неэргономичную компоновку стараются не применять. Одним из редких случаев ее использования является проведение росписи потолков.
- Гибридная подача
Существуют такие модели аэрографов, в которых есть возможность подключить емкость с распыляемым веществом одновременно и сверху, и снизу. За соответствующее подсоединение отвечает переключатель. А в некоторых моделях можно скоммутировать подачу сразу из двух бачков одновременно (это дает возможность получить на выходе смешение цветов).
Смешивание распыляемого материала
Здесь выделяют следующие модели устройств:
- Аэрографы внешнего смешивания
Краска и сжатый воздух здесь смешиваются как бы вовне самого устройства и подаются в аэрограф непосредственно для распыления. Такие модели просты, а потому дешевы. Однако внешнее, сепаратное расположение смесителя делает всю систему немного громоздкой, то есть весьма неудобной для использования в условиях ограниченного пространства. Зато это отличный вариант для окраски больших площадей – надежный и производительный.
- Аэрографы внутреннего смешивания
Устройства с внутренним расположением смесителя сложнее, а потому объективно дороже. Как следствие, и вероятность поломок здесь выше, а кроме того, данный тип аэрографов более требователен к качеству распыляемого материала (к степени его тягучести, дисперсности и пр.). Но равномерность нанесения у таких устройств лучше, чем у внешних смесителей. Также у них лучше устроена система дозировки.
Способ управления процессом смешивания
Очень часто можно услышать вопрос: «Какой выбратьаэрограф для автомобильной краски?» Такие аэрографы условно подразделяются на:
- Устройства одинарного действия. В них предусмотрено управление только одним параметром воздушно-красящей смеси. Как правило, речь идет либо о регулировке интенсивности воздушного потока, либо поступления распыляемого материала.
- Устройства двойного действия. Управление воздухом и краской осуществляется сепаратно. То есть не обязательно, что при подаче большего объема воздуха будет подаваться и больший объем краски. По сути, это не зависимые друг от друга параметры. Очевидно, что управление и регулировка такого аэрографа являются сложными процессами, требующими опыта и умения, а потому начинающим мастерам пользоваться таким инструментом не рекомендуется. Зато с помощью раздельной регулировки можно получать разную насыщенность цвета на «выходе».
И конечно же, от выбранного способа процесса смешивания краски сильно зависит и расход последней.
Гриф
Так называют хвостовую часть аэрографа, которая скрывает заднюю часть иглы. У более дорогостоящих моделей гриф ограничивает расход распыляемого материала, а с помощью винта регулируется рабочий ход иглы. И если, к примеру, зафиксировать ее положение в какой-то конкретной точке, то можно рисовать линии одинаковой толщины. Кроме того, винт помогает проводить очистку сопла, так как позволяет отводить иглу в безопасное положение, чтобы прочищающий пыж ее не задел.
Часто задаваемые вопросы о выборе аэрографа
Какой аэрограф лучше брать – дорогой или дешевый?
Аэрограф – это инструмент, в котором применяются высокие технологии, так как создавать сопла, каналы и иглы диаметром в несколько десятых миллиметра – это трудно и объективно дорого. Поэтому при одинаковых, на первый взгляд, параметрах устройства от разных производителей могут существенно отличаться по цене. И дело здесь не только в стоимости пресловутой торговой марки – большое значение имеет то, из каких материалов создан аэрограф, в частности, игла и сопло.
Общее правило такое: чем меньше пластика, тем выше цена. Наиболее ценный материал – это нержавеющая сталь (а в некоторых частях она проходит еще и дополнительную полировку). Выполненный из нее инструмент будет максимально надежным и служить будет долго.
Часто задаваемые вопросы о выборе аэрографа
Также имеет значение устойчивость различных элементов инструмента к химически активным веществам. Имеются в виду материалы, из которых эти элементы изготовлены. У дешевых аналогов в конструкции присутствуют всевозможные резиновые уплотнители, которые разъедаются спиртами и растворителями, которые могут входить в состав той же краски (например, уайт-спирит).
Такие устройства не будут служить долго, так как резина в итоге распадется, а заменить такую прокладку, тем более, своими силами («на коленке») не представляется возможным. Качественной альтернативой являются аэрографы, в которых прокладки изготавливаются из тефлона или им покрыты. Но и стоимость такого инструмента резко подскакивает вверх. В средней ценовой категории – изделия, с прокладками из фторопласта: данный материал устойчив к воздействию химически агрессивных веществ и стоит относительно недорого.
Как работает аэрограф двойного действия?
На нем присутствует два рычажка-регулятора: для краски и воздуха. Сначала нужно нажать на «воздушный» регулятор (точнее, потянуть его назад) – это пустит по каналу воздушный поток. Затем, оттягивая назад рычажок, регулирующий поступление краски, вы будете определять интенсивность ее смешивания с воздухом.
То есть, при той же самой силе выдува (а значит, и нанесения материала на поверхность) количество краски можно изменять, не останавливая работу устройства. Чтобы научиться пользоваться таким аэрографом профессионально, необходим опыт, то есть время.
Какой выбрать аэрограф для покраски автомобиля — пистолетного типа или «ручку»?
Те, кто привык работать с краскопультами, обычно выбирают пистолеты — они для них комфортнее. Ручки выбирают в тех случаях, когда нужно выполнить рисунки, содержащие тонкие и даже малозаметные элементы. Пистолеты лучше подходят для закрашивания больших поверхностей.
Аэрографы позволяют «залить» (то есть окрасить) большие площади с минимальным расходованием краски. При этом слои краски лягут равномерно, без подтеков и смотреться будут красиво. Различные режимы подачи красящего материала позволяют создавать реалистичные стереоэффекты, чего не позволит добиться ни один краскопульт.