Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
18.07.2023 Подъемное оборудование
1480
Время чтения: 13 минут

Устройство домкрата разных типов

Сохранить статью:

Для чего? Домкрат – это механизм для подъема, опускания, а также горизонтального перемещения грузов. Он необходим, когда нужно сместить тяжелый предмет при малом приложении сил, незаменим при замене колеса в дороге или при осмотре машины на СТО.

Какие бывают? По устройству домкраты бывают реечные, винтовые, гидравлические и пневматические. По типу привода могут быть ручные и электрические, как правило, оснащенные пультом управления. Но принцип работы у всех одинаков.

История и основные характеристики домкратов

В древние времена домкрат являлся частью инженерного оснащения военной армии, его применяли для того, чтобы сломать ворота в осажденный город. Именно поэтому устройство этого механизма тщательно скрывали. По легенде, засланный шпион узнал конструкцию домкрата и продал ее враждующей стороне.

Есть еще одна версия произошедшего: неизвестный художник сделал портрет дворянина, опирающегося на домкрат. Затем он воспроизвел рисунок механизма по памяти и отдал его врагам.

Конструкцию автомобильного гидравлического домкрата придумали случайно. Сделал это Питер Лунати, который был известным автомехаником. Однажды, посетив парикмахерскую, он заметил, как брадобрей ловко зафиксировал кресло на требуемой высоте – это и дало толчок направлению изобретательской мысли.

Спустя год, в 1925 году, Питер Лунати создал платформенный подъемник для машин с центральной гидравлической стойкой, которая запитывается от гидроагрегата с ручным насосом.

В современных домкратах в основном упор делается на механику, в них используются всевозможные жидкости либо сжатый воздух, чтобы поднимать автомобиль. В зависимости от конструкции и особенностей применения, подъемные механизмы бывают следующих видов:

  • реечные;
  • винтовые;
  • гидравлические;
  • бутылочные;
  • пневматические.

Чаще всего в автосервисах применяются винтовые, реечные и гидравлические домкраты.

Также по мобильности подъемники бывают:

  • стационарные;
  • переносные;
  • передвижные.

Стандартные параметры подъемных механизмов:

  • грузоподъемность – это наибольший вес, на который рассчитан домкрат;
  • высота подхвата – наименьшая дистанция между опорной поверхностью (асфальтом) и подхватом (опорной точкой домкрата) в нижнем рабочем положении;
  • высота подъема – наибольшая дистанция от опорной поверхности до подхвата в верхнем рабочем положении;
  • рабочий ход – дистанция между нижним и верхним рабочим положением подхвата;
  • собственный вес – масса подъемника;
  • ряд подъемников обладают таким параметром, как передаточное число, эта характеристика определяет, как соотносится площадь плунжера гидравлического насоса с площадью подъемного плунжера в гидравлических моделях. Передаточное число влияет на усилие, прикладываемое к рукояти механизма с ручной подкачкой, а также на мощность мотора электронасоса.

Устройство реечных домкратов

Устройство реечного домкрата выглядит следующим образом: имеется вертикальная рейка с зубцами или отверстиями, при этом подхват такого механизма перемещается в вертикальной плоскости либо с помощью качающегося рычага, или вращающейся зубчатой шестерни. В этом случае вместо рычага будет ручка вращения.

Модели реечного типа в основном применяются для обслуживания грузовиков. Дело в том, что у таких домкратов повышенная грузоподъемность и большой рабочий ход.

Кроме того, коэффициент полезного действия у механизма также высокий, он составляет 85 %.

Несмотря на преимущества, у реечных подъемников есть минусы, а именно габариты устройства. Его не получится положить в багажное отделение легкового авто.

Устройство реечных домкратовУстройство реечных домкратов

Также реечные подъемники используются в строительной области для того, чтобы:

  • править конструкции из стали;
  • проводить выверку колонн;
  • поднимать грузы при погрузке, разгрузке, монтаже и ремонте.

Устройство реечного домкрата довольно простое, это корпус из стали, в направляющих которого перемещается односторонняя зубчатая рейка. В верхней части рейки находится грузовая головка, в нижней части – лапа для подъема грузов, которые находятся низко.

Чтобы поднимать и опускать рейку, нужно вращать рукоять, она соединяется с рейкой при помощи шестеренок.

Удержание груза на высоте осуществляется при помощи грузоподъемного тормоза, расположенного на одной из шестерен. Реечные модели подходят для подъема грузов весом не более 10 тонн на высоту 40 см. Грузоподъемность данных домкратов составляет 3-5 тонн, а высота подъема – 30-60 см, привод – ручного типа.

Специфика реечных моделей заключается в том, что подъемная площадка находится низко, всего в 9 см от поверхности, она пошагово опускается под нагрузкой. За счет конструктивных особенностей и большого хода такие домкраты используют в роли ручной лебедки, оснастив механизм тросом и цепью с крючками.

 

Устройство винтового домкрата

Конструкция подобных механизмов была разработана во времена Архимеда. К примеру, при помощи архимедова винта осуществляли подъем воды.

Винтовой домкрат устроен аналогично: на винте шарнирами зафиксировано плечо подхвата. Когда винт вращается, происходит перемещение плеча вверх или вниз, все зависит от направления движения.

Устройство винтового домкратаУстройство винтового домкрата

Каждый автовладелец знает, как выглядит ромбовый винтовой домкрат. Данные механизмы поставляются вместе с автомобилями с завода. Функционирует он следующим образом: струбцина сжимает два шарнирнозакрепленных плеча. За счет излома и соответствующего противоположного движения пары плеч относительно друг друга осуществляется подъем груза.

Главный плюс винтового подъемника – минимальная высота подхвата, поэтому с его помощью можно поднять автомобиль с низким клиренсом либо если проколота шина.

Винтовая модель подъемника имеет корпус из металла, в котором установлен винт с грузовой головкой и рукоять с трещоткой. В верхней части корпуса расположена гайка с нарезкой, по ней при вращении перемещается винт.

Внизу корпус механизма оснащен опорной плитой, в ряде моделей она перемещается горизонтально при вращении винта, чтобы мастеру было легче точно установить домкрат под грузом.

Грузоподъемность винтовых подъемников – от 20 до 200 кН. За счет использования винтовой пары с самотормозящейся резьбой можно удерживать поднятый груз при КПД 0,3-0,4.

Стандартная грузоподъемность винтовых домкратов составляет 2-50 тонн. Если этот параметр более 20 тонн, то механизм подъемника вращается через червячную передачу.

Устройство гидравлического домкрата

Гидравлические модели применяются для того, чтобы поднимать тяжелые (до 500 тонн) грузы больших габаритов. В роли рабочей жидкости выступает индустриальная смазка.

Устройство гидравлического домкратаУстройство гидравлического домкрата

Гидравлические подъемники производятся двух видов:

  • емкость с насосом и домкрат представляют собой единое целое;
  • домкрат выполнен из корпуса с поршнем, при этом насос и емкость для масла расположены по отдельности (в этом случае один насос обеспечивает функционирование сразу нескольких подъемников).

В обеих вышеописанных ситуациях подъем груза осуществляется за счет выдвижения поршня. При этом масло из резервуара поступает в цилиндр. Когда поршень опускается (вместе с грузом), смазка стекает в резервуар. Это становится возможным за счет изменения положения вентиля, расположенного на маслопроводе.

Преимущества:

  • Высокий коэффициент полезного действия – 75-80 %.
  • Компактность, небольшой вес.
  • Плавный подъем и спуск груза, возможность точно зафиксировать определенное положение. Специфика гидравлических моделей заключается в том, что рабочая жидкость не сжимается, за счет этого достигается плавность движения и фиксация на нужной высоте.
  • Подъемники функционируют в вертикальном и горизонтальном положении.
  • Высокая грузоподъемность – более 100 тонн, при этом усилие на плунжере насоса минимальное.

Устройство домкрата гидравлического подкатного следующее:

  • цилиндр;
  • нагнетательный канал;
  • спускной канал.

Груз поднимается за счет подачи в цилиндр устройства рабочей жидкости под давлением. Когда это масло выпускается через спускной канал, груз опускается.

При помощи регулировки степени открытия спускного канала получится менять скорость истечения смазки, а значит, и скорость, с которой опускается груз.

 

В роли рабочей жидкости чаще всего выступает минеральное масло либо смесь воды и глицерина. Жидкость закачивается в цилиндр подъемника с помощью насосов с ручным либо машинным приводом.

Чтобы качать насос руками либо при помощи электричества, необходимо заполнить смазкой нижнюю часть цилиндра, а затем поднять поршень вверх. Обязательный элемент гидравлического домкрата – перепускной клапан. Этот механизм состоит из всасывающего и нагнетательного клапанов, которые создают и поддерживают оптимальное давление в рабочем цилиндре.

Всасывающий клапан находится на патрубке резервуара, он не дает жидкости возвращаться в резервуар во время опускания плунжера насоса.

Нагнетательный клапан расположен на патрубке цилиндра, он препятствует утеканию гидравлической жидкости из цилиндра при подъеме насосного плунжера.

Открывая клапан при помощи винта, уменьшают давление и опускают груз на поверхность. Гидравлические подъемники обладают высокой надежностью и доказали свою эффективность.

Гидравлические домкраты функционируют в вертикальном и горизонтальном положении. При помощи манометра можно регулировать развиваемое усилие.

Практически на всех складах применяют тележки с подъемным механизмом. Это устройство оснащено гидравлическим домкратом (в народе тележка называется рохлей).

Товары из категории

Подъемник автомобильный двухстоечный Launch TLT-240SB
Подъемник автомобильный двухстоечный Launch TLT-240SB
  • Макс. грузоподъемность 4000
  • Напряжение питания, В 380
230 945 ₽
В кредит от 7 698/мес
Автоподъемник двухстоечный ROSSVIK V2-4L г/п 4.0т, 380В, электрогидравлический с верхней синхронизацией
Автоподъемник двухстоечный ROSSVIK V2-4L г/п 4.0т, 380В, электрогидравлический с верхней синхронизацией
  • Макс. грузоподъемность 4000
  • Напряжение питания, В 380
198 750 ₽
В кредит от 6 625/мес
Хит продаж
Подъемник четырехстоечный 5 т, c ручной траверсой 3 т N433, для сход-развала, механическое снятие, синий 4450_MB(M)
Подъемник четырехстоечный 5 т, c ручной траверсой 3 т N433, для сход-развала, механическое снятие, синий 4450_MB(M)
  • Макс. грузоподъемность 5000
  • Грузоподъемность траверсы, кг 3000
526 285 ₽
В кредит от 17 543/мес
Подъемник автомобильный двухстоечный 4 т, 220 В, синий N4120B-4B
Перейти в каталог

Устройство бутылочного домкрата

Корпус устройства является несущей конструкцией, а также играет роль резервуара, в котором находится смазка.

Устройство бутылочного домкратаУстройство бутылочного домкрата

Бутылочный домкрат устроен следующим образом: цилиндр насоса и

  • Основание с опорной плитой.
  • Верхняя часть корпуса, которая защищает подъемник и выполняет функцию емкости для рабочей жидкости.
  • Устройство, создающее давление, состоит из рычага, цилиндра насосной магистрали и поршня.
  • Система клапанов, которые направляют масло в нужный контур, отвечает за снижение давления.
  • Подъемный цилиндр с поршнем. Обеспечивает подъем груза. На подъемниках в рабочем поршне есть резьба, а также расположен винт. Когда он вкручивается, высота подъема увеличивается.
  • Фиксирующая гайка, она прижимает верхнюю часть корпуса к нижней.
  • Сальники, прокладки, уплотнители.

На многих моделях подъемников клапан сброса давления представляет собой винт. Однако на некоторых домкратах опускание осуществляется с помощью кнопки либо рычага.

Функционирует бутылочный домкрат следующим образом: благодаря длинному рычагу требуется прикладывать небольшое усилие, чтобы накачивающий поршень пришел в движение. Когда рычаг поднимается вверх, поршень забирает из резервуара рабочую жидкость.

Когда рычаг движется вниз, происходит закрытие заборного клапана, при этом клапан подачи давления масла в рабочий контур открывается. Жидкость закачивается в подъемный цилиндр, затем поршень выдвигается, поднимая груз.

Если нужно опустить подъемник, открывают клапан спуска давления. Для этого поворачивают винт либо нажимают рычаг.

Устройство пневматического домкрата

Принцип устройства пневматических домкратов такой же, как у колесной камеры. При этом груз поднимается благодаря подаче сжатого воздуха. В этом механизме применяется герметичная воздушная подушка, а также ниппель, через него по шлангу внутрь емкости накачивается воздух или газ.

Пневматические домкраты подразделяются на два типа: подкатные и переносные.

Чтобы накачивать воздух, применяется специальный насос, выхлопная труба, компрессор, функционирующий от сети, прикуривателя или АКБ.

Устройство пневматического домкратаУстройство пневматического домкрата

Главное достоинство такой модели подъемника – широкая платформа и точка опоры. Кроме того, использовать данные домкраты можно при небольшом расстоянии между полом и автомобилем.

У механизма высокий коэффициент полезного действия, пользоваться домкратом легко, груз поднимается быстро и плавно.

Пневматический подъемник подходит для того, чтобы вытащить машину, застрявшую на бездорожье, на заболоченной местности.

Чтобы обеспечить полную безопасность использования устройства, нужно следить за состоянием клапанов, кранов и материала, а также обеспечивать полную герметичность воздушной подушки.

Подушка может быть выполнена из прочной ткани с резинокордной оболочкой, однако с годами из-за резких температурных перепадов она растрескивается.

Единственный минус такого домкрата – проблематично контролировать спуск, также стоимость изделия достаточно высокая.

Подкатные пневматические домкраты идеально подходят для повседневного использования, они часто встречаются в автосервисах.

Переносные модели в виде воздушной подушки многие автовладельцы возят в багажнике. Но такие подъемники не подходят для эксплуатации на СТО.

Устройство подкатного домкрата

Устройство домкрата подкатного типа выглядит следующим образом: это небольшая тележка на колесиках, которая перемещается по поверхности.

Когда поднимается рычаг и подхват, подъемник смещается, подкатываясь под машину. Именно поэтому устройство называется подкатным.

Чтобы использовать механизм, нужно качать рычаг, как в случае с бутылочным домкратом. Для опускания груза следует повернуть клапанный винт.

Если внимательно рассмотреть рукоять, то вы заметите перегородку в торце трубки. Когда потребуется опустить машину, трубчатую рукоять необходимо насадить на клапанный винт, при этом перегородка войдет в паз данного винта (принцип действия, как у отвертки).

Когда человек вращает рукоять, он вращает и винт, в результате давление в рабочем цилиндре падает, а машина опускается на нужную высоту.

Устройство подкатного домкратаУстройство подкатного домкрата

Подкатные домкраты применяются практически на всех СТО, с их помощью можно быстро поднять автомобиль с одной стороны.

Однако, несмотря на преимущества, у подкатных домкратов есть минусы. Чтобы их использовать, потребуется ровная поверхность – бетонная либо асфальтовая. Данные подъемники массивные, у них большие габариты, поэтому хранить устройство в багажном отделении не получится. Именно поэтому подкатные модели идеально подходят только для автосервисов.

Благодаря особому устройству подкатного механического домкрата, его используют в ситуациях, когда требуется быстро поднять груз, в гаражных условиях либо на СТО.

Под корпусом устройства есть колесики и ручки, поэтому мастер сможет легко расположить подъемник под машиной. Данная модель идеально подходит для выполнения сложных манипуляций, когда нужно часто поднимать автомобиль, к примеру, на шиномонтажках.

Для профессионального использования следует выбирать специальные подкатные подъемники с усиленной базой. Грузоподъемность таких устройств составляет 50 тонн.

Однако помните о том, что чем мощнее домкрат, тем больше его вес и габариты. К примеру, некоторые подкатные подъемники весят более 200 кг.

Существует подвид подкатных подъемников – трансмиссионная модель. Подхват такого устройства оборудован специальной поворотной рамой.

Такие подъемники обладают точным и плавным ходом. Поэтому с их помощью можно расположить снимаемую или устанавливаемую трансмиссию машины в вертикальной и в горизонтальной плоскости в нужном положении.

Использовать подъемники нужно, учитывая правила безопасности. Если поднимается одна сторона машины, под колеса противоположной стороны надо поставить стопорные башмаки.

Практически все модели домкратов предназначены для поднятия автомобиля, но не удержания его на высоте. Поэтому, чтобы зафиксировать груз на время проведения ремонтных работ, потребуются опоры-подставки.

Зная возможности, особенности и устройство домкрата любого вида, вы сможете подобрать подходящую модель для вашей ситуации. Оборудование должно соответствовать задачам и требованиям, быть надежным и удобным в эксплуатации.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽