О чем речь? Безопасно поднимать машину на подъемнике можно только с соблюдением определенных правила. Важно правильно разместить опоры оборудования, чтобы кузов авто поднимался равномерно и без перекосов.
Что еще нужно знать? Есть свои нюансы в зависимости от типа подъемника. На это влияют количество стоек и некоторые другие параметры. Только с их учетом можно безопасно проводить работы.
В этой статье:
Основные типы автомобильных подъемников
Главными элементами любого автомобильного подъемника являются опорная система и механизм привода. Классификация подобного оборудования возможна по разным критериям. Так, по компоновочным схемам выделяются следующие категории:
- Стоечные системы. Здесь основой конструкции выступают колонны, число которых варьирует от одной до четырех, но наиболее распространены двухстоечные подъемники. К стойкам на шарнирах крепятся лапы, положение которых может меняться. Лапы подводятся под пороги или силовые элементы кузова, после чего автомобиль поднимается за счет хода кареток, движущихся по направляющим внутри стоек. Работу устройства обеспечивает электромеханический или электрогидравлический привод.
- Ножничный, или параллелограммный, автоподъемник. Тут машина заезжает по металлическим трапам на платформу и надежно на ней фиксируется. Под платформой располагается система рычагов, закрепленных шарнирно подобно ножницам. При включении подъемника рычаги начинают выпрямляться, что толкает подъемный стол вверх. В центральной части конструкции находится гидроцилиндр или элементы гидропневматической системы.
Также бывают плунжерные и канавные подъемники, но они встречаются намного реже.
Основные типы автомобильных подъемников
В зависимости от того, каким способом поднимается машина на подъемнике, устройства бывают двух типов:
- Ручные. В настоящее время в мастерских они почти не используются, но отдельные автовладельцы ставят такие механизмы у себя в гараже, причем сделать их можно даже своими руками, например ножничную систему. Подъем платформы осуществляется путем приложения мускульной силы, что также требует и большего количества времени, чем в случае с электрооборудованием.
- Автоматические. Именно такие подъемники применяются в наши дни. Движение элементов конструкции обеспечивается приводным блоком, который обычно питается от электричества. Управление ведется с пульта, причем оборудование оснащается концевыми датчиками, своевременно подающими сигнал на завершение операции.<br>Основную же работу выполняет электрический двигатель: либо в составе насоса он нагнетает давление в гидроцилиндрах, либо благодаря редуктору передает усилия на систему рычагов. Автоматические подъемники отличаются большей безопасностью и устойчивостью, и они рассчитаны на более значительные нагрузки, чем ручные.
Товары из категории
Еще классификация возможна по разновидностям приводного устройства:
- электрогидравлические подъемники;
- электромеханическое оборудование;
- пневматический тип.
Что касается подъемников с использованием пневматики, то в них для подъема платформы применяется сжатый воздух, подаваемый под давлением. Преимуществом гидравлических и пневматических систем является плавность хода и возможность обеспечить высокую грузоподъемность. Кроме того, пневматические подъемники обладают достаточно высокой скоростью работы устройства.
Также подъемники отличаются по размерам и максимальной грузоподъемности, так что одни из них предназначены только для легковых автомобилей, а другие имеют более универсальный характер.
Основные типы автомобильных подъемников
Правила безопасного подъема машины на подъемнике
Для обслуживания автомобиля, особенно ходовой части и трансмиссии, необходим доступ к транспортному средству снизу, и раньше для этого машины загоняли на эстакады или на смотровые ямы. Теперь комфортность работ повысилась, поскольку с подъемником производить диагностику и ремонт намного проще – можно выбрать любую высоту подъема и легко ее регулировать.
Несмотря на технический прогресс, главным требованием остается обеспечение безопасности, поскольку тяжелый автомобиль при подъеме приобретает большую потенциальную энергию, которая не должна превратиться в кинетическую, иначе не избежать повреждений. Поэтому крайне важно выполнять правила техники безопасности и знать, как правильно поднимать машину на подъемнике. Прежде всего это касается выбора точек опоры на кузове автомобиля и фиксации под ними элементов подъемного механизма.
На современных машинах есть специальные наклейки в районе водительской двери, на которых отмечены места, рекомендуемые для подведения опорных площадок подъемника. Общераспространенный стандарт имеет обозначение JRP-1284 SAE — он разработан Американским обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers).
Основные правила, как поднимать машину на подъемнике:
- Автомобиль располагается так, чтобы нагрузка на опорные площадки была равномерной, без перевеса на какую-либо сторону.
- Кроме основных опор, можно использовать дополнительную предохранительную в виде высокой винтовой подпорки.
- Опорные площадки подводятся под наиболее прочные узлы кузова машины – лонжероны, усилительные пластины.
- Во избежание повреждений элементов кузова автомобиля между ними и опорными площадками помещаются подкладки из прорезиненного материала.
При подъеме транспортного средства лучшую устойчивость и безопасность дает такое расположение опорных площадок, при котором между ними будет максимальное расстояние.
Рамные автомобили, как правило, поднимаются именно за раму, которая выдерживает подобные нагрузки. Для прочих моделей необходимо найти места, пригодные для опоры, – они отмечены на самом кузове или в руководстве пользователя. Лапы подъемника не должны упираться в элементы днища, пока опорные площадки не встанут в нужное место. Чтобы не допустить самопроизвольного движения рычагов подъемника, нужно их заблокировать фиксаторами.
Для подъемников сейчас предлагаются различные аксессуары. Например, это проставки, представляющие собой удлинители для лап. Также есть резиновые прокладки разной толщины и размеров. С помощью этих приспособлений обеспечивается лучший контакт площадки с кузовом, а также достигается безопасность проведения работ.
Правила безопасного подъема машины на подъемнике
К сожалению, порой из-за ошибок работников автомастерских при подъеме страдают элементы автомобиля. Наиболее распространенные ситуации:
- Смятие молдингов порога – это может произойти, если опорная площадка ставится излишне глубоко под днище.
- Повреждение выхлопной системы, к примеру каталитического нейтрализатора.
- Порча шин – если их задевают острые кромки рычагов и площадки подъемника.
Не следует поднимать автомобиль сразу на всю высоту. Сначала машина приподнимается на 25-30 см: если она находится в устойчивом равновесном положении, то можно продолжать подъем.
Нюансы подъема на разных подъемниках
- Четырехстоечный подъемник с трапами для колес
Машина ставится так, чтобы она находилась на одинаковом удалении от стоек. После этого под колеса ставятся противооткатные упоры, рычаг коробки передач переключается на нейтральное положение. Желательно зафиксировать автомобиль стояночным тормозом. Если необходимо свободное вращение колеса, то понадобится другой вид подъема.
- Двухстоечный подъемник
Нюансы подъема на разных подъемниках
Алгоритм работы с оборудованием:
- Перед тем как поднимать машину, автомобиль ставится на площадке подъемника так, чтобы проекция центра стоек оказалась совмещена с передней частью подушки сидения водителя. Двигатель глушится, и машина ставится на нейтралку.
- Подъемные рычаги выдвигаются на необходимую длину, и опорные площадки подводятся под лонжероны и другие элементы кузова, пригодные для подъема.
- Устройство включается и слегка приподнимает автомобиль, чтобы колеса оторвались от земли. Работник автосервиса должен убедиться, что машина прочно зафиксирована и не колеблется.
- Машина поднимается на желаемую высоту.
- Перед началом работ необходимо еще раз проверить, что автомобиль надежно стоит на всех площадках и кузов неподвижен.
Выбор подъемника для автосервиса
Одной из важнейших характеристик автоподъемника является грузоподъемность. В зависимости от того, сервис каких машин производится в автомастерской, делается выбор необходимого оборудования. Грузоподъемность доступных устройств составляет от 2500 до 45 000 кг.
Приведем цифры, насколько мощные подъемники требуются для работы с теми или иными транспортными средствами. Обычные легковые автомобили могут быть подняты устройством, рассчитанным на нагрузку до 2500 кг. Для внедорожников, газелей и микроавтобусов понадобится более серьезное оборудование – с грузоподъемностью до 6000 кг. Более массивные модели подъемников предназначены для обслуживания тяжелых грузовиков и спецтехники — их грузоподъемность начинается от 10 000 кг.
Еще один важный параметр – высота подъема, определяемая как вертикальное расстояние от пола до максимального верхнего уровня подъемной площадки. Соответственно, в этот показатель не входит высота кузова автомобиля. Стандартная высота подъема для большинства моделей подъемника укладывается в размеры от 1000 мм и до 2160 мм. Оборудование с меньшей высотой устанавливается в тех мастерских, где выполнятся только кузовные работы — покраска, рихтовка и т. п.
Имеет значение и размер платформы, поскольку у легковых и грузовых автомобилей разные габариты. Если на СТО будут обслуживаться грузовики, то приобретаются подъемники с более длинной платформой (до 4 м).
Сейчас подъемники стали оборудованием, которое не только является обязательным элементом оснащения автомастерской, но и нередко устанавливается в частных гаражах. Если вы занимаетесь бизнесом в сфере ремонта машин, то вам не обойтись без покупки подъемника. При его выборе необходимо учитывать технические характеристики, чтобы наладить рабочий процесс с максимальной эффективностью.