Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
19.06.2023 Общегаражное оборудование
1957
Время чтения: 14 минут

Какие бывают типы стапелей: о чем важно знать

Сохранить статью:

О чем речь? Стапель (стенд для восстановления геометрии кузова автомобиля) – один из основных инструментов для исправления и ремонта деформированного кузова автомобиля.

На что обратить внимание? На этом стенде можно вытягивать вмятины, несущие элементы и устранять различные дефекты кузова, которые появляются после ДТП. Есть несколько типов стапелей, которые применяются в автосервисе и позволяют точно восстанавливать заводские геометрические параметры автомобилей.

 

В этой статье:

  1. Что такое стапель
  2. Принцип работы стапеля для автомобиля
  3. Типы стапелей
  4. Самодельное оборудование
  5. Какой стапель нужен вам
  6. Плюсы и минусы самодельного устройства
  7. Измерительные системы для стапелей
  8. Советы по выбору кузовного стапеля

Что такое стапель

В автомобильном мире стапелем называется оборудование для восстановления геометрии кузова машины. Поскольку кузовной ремонт очень востребован и с необходимостью его выполнить сталкивается большинство автовладельцев, стапели есть в любом крупном сервисном центре.

Технологии в наши дни меняются очень быстро, и это касается оборудования для обслуживания машин. Современные стапели обладают намного большей функциональностью, чем их предшественники, и они способны обеспечить приложение усилия в любом направлении и с разными характеристиками, чтобы устранить повреждения кузова. Соответственно, приобретение данного оборудования является необходимостью для автосервисов, предлагающих своим клиентам подобные услуги.

Что такое стапельЧто такое стапель

Основной принцип при производстве кузовного ремонта, когда нужно убрать вмятину или восстановить геометрическую форму того или иного элемента, – приложение оптимальной нагрузки к деформированному участку, чтобы его поверхность приобрела исходный вид. Чаще всего для этого применяются гидравлические устройства, способные дать предельно точное, но при этом значительное усилие, величина которого доходит до нескольких тонн. Это усилие передается благодаря цепям, а также различным зажимам и захватам. Необходимым условием для успешности работы является надежная фиксация кузова на прочном основании.

Правда, нужно учитывать, что в зависимости от характера повреждений приходится использовать разные стапели – по размерам, конструктивным особенностям и функциональным возможностям.

Принцип работы стапеля для автомобиля

Наиболее популярная услуга в рамках кузовного ремонта – это рихтовка, представляющая собой восстановление деформированных металлических элементов. На рихтовочных стендах вытягиваются вмятины, выправляются заломы и устраняются другие дефекты кузова, обычно появляющиеся в результате ДТП. Более сложной и масштабной работой является восстановление геометрии автомобиля после серьезных столкновений и переворачиваний.

Чтобы было понятнее, как используется стапель при кузовном ремонте, выделим последовательность действий работников автосервисов:

  • Прежде всего производится общая диагностика, чтобы оценить характер повреждений и методы их устранения. Дефекты бывают прямые – это части кузова, на которые пришелся удар, и непрямые, когда механическая энергия удара передается дальше по цепочке. Специалисты определяют, восстановление каких элементов целесообразно, а какие нужно заменить, и составляют перечень требуемых работ и запчастей. Кроме того, важно определить оптимальный порядок производства операций, от чего зависит качество конечного результата.
  • Далее пострадавший автомобиль устанавливается на стапеле: рама жестко фиксируется, чтобы появилась возможность прикладывать усилие в разных направлениях.
  • Рихтовочный стенд снабжен измерительными приспособлениями, цепями и различными захватами. Рихтовщик выбирает участки, на которые будет направлено усилие, – здесь тоже важно не ошибиться, чтобы не нанести поверхностям новых повреждений.
  • Гидравлическое оборудование создает нужное усилие – при этом детали кузова растягиваются, сжимаются и выпрямляются. Все операции производятся оператором очень внимательно и с постепенным увеличением нагрузки на деформированный участок.
  • Чаще всего рихтовка включает в себя несколько этапов – сначала так называемая грубая работа, целью которой является устранение крупных дефектов, а потом доходит очередь до мелких вмятин и повреждений. В идеале кузовному элементу можно вернуть заводские параметры, так что структура металла не нарушается и после покраски он будет неотличим от новой детали.

Производители и поставщики оборудования для кузовных работ предлагают различные модели стапелей, по-другому называемых рихтовочными стендами: все они решают сходные задачи по устранению деформаций металлических деталей.

Принцип работы стапеля для автомобиляПринцип работы стапеля для автомобиля

Конечно, небольшую вмятину можно выправить ручным инструментом, и специальное оборудование здесь не понадобится. Однако если машина побывала в серьезном ДТП, то без стапеля никак не обойтись.

Рихтовочные стенды позволяют выполнять самые сложные работы, получая превосходный результат. Их преимущество в том, что они обеспечивают предельно точное распределение усилия, чего невозможно добиться при ручной обработке. Также плюс в том, что они оснащены разнообразными приспособлениями и инструментами.

Хотя некоторые деформации нельзя устранить самыми современными устройствами, порой стапели буквально «творят чудеса», возвращая покореженному автомобиля форму, подобную той, какую он имел при сходе с заводского конвейера.

Разумеется, многое зависит от квалификации работников автосервиса. Несмотря на то что рихтовочные работы могут показаться простейшими, не требующими особых знаний и умений, в реальности опытный мастер способен выполнить то, что не под силу новичку. Именно специалист определяет место приложения усилия, его мощность, а также инструменты, наиболее эффективные для устранения конкретной деформации. Кроме того, этой работе противопоказана спешка: к примеру, при мелкой рихтовке серия легких воздействий обычно дает намного лучший результат, чем одно сильное.

Поэтому автовладельцу, чье транспортное средство побывало в ДТП, рекомендуется крайне ответственно отнестись к выбору ремонтного центра. Следы некачественно выполненной рихтовки будут видны невооруженным глазом, и радость от экономии на дешевом ремонте окажется короче, чем постоянное лицезрение его последствий.

Еще более значимы результаты восстановления геометрии кузова – здесь требуется абсолютная точность, поскольку при сохранении даже невидимых отклонений от заводских параметров ухудшатся эксплуатационные характеристики автомобиля, будут появляться трещины, зазоры между деталями, быстрее изнашиваться шины, что чревато созданием аварийной ситуации.

 

Типы стапелей

Основу любого стапеля составляет корпус, обеспечивающий фиксацию кузова в одном положении. Отличия устройств касаются набора элементов (чем их больше, тем богаче функционал стенда), а также конструкции.

По последнему параметру можно выделить четыре разновидности стапелей: подкатные, напольные, рамные и платформенные. Каждая из них имеет свое оптимальное предназначение и особенности.

Подкатные устройства

Это самые простые и доступные стапели, применяемые при производстве несложных ремонтных работ. Они компактны, мобильны и могут быть использованы для обслуживания самых различных транспортных средств и видов кузовов. С учетом небольших размеров, подкатные модели – идеальный вариант для гаража, но и в крупных автосервисах должно иметься подобное оборудование, чтобы задействовать его в тех ситуациях, где не требуются более громоздкие стенды.

Специальные системы позволяют осуществлять крепеж машины, как без отбортовки порогов, так и с отбортовкой. Лучше всего подкатные стенды использовать при ремонте лонжеронов, панелей, стоек и других не слишком массивных элементов кузова.

Типы стапелейТипы стапелей

С другой стороны, небольшая подкатная техника не подойдет для исправления серьезных перекосов и других геометрических нарушений всего кузова. К тому же минусом является то, что подкатный стенд, не будучи стационарно закреплен, удерживается на месте лишь весом автомобиля, и в некоторых случаях ему не хватает устойчивости.

В целом, подобные станки имеют универсальное применение, но скромные размеры выступают как в качестве их преимущества, так и объективного недостатка. Для крупного ремонта их возможностей окажется недостаточно.

Напольные стапели

Это более массивное и, самое главное, стационарное устройство, вмонтированное в пол помещения автосервиса. Система может включать в себя стойки и рельсы, к которым с помощью цепей и других приспособлений крепится машина.

Монтаж таких стапелей осуществляется на месте, и по стоимости и легкости установки они несильно отличаются от подкатных моделей.

Напольные стапелиНапольные стапели

Напольные стапели бывают разных размеров, и можно установить такой, который в наибольшей степени будет соответствовать форме и площади помещения, так что их достоинством является компактность и экономия пространства.Если временно конструкция не нужна, то рельсы можно приспособить для других целей.

К недостаткам следует отнести сложности при выполнении замеров.

 

Рамный тип стапеля

Данное оборудование относится к профессиональному классу, и обычно его можно встретить в крупных СТО. Рамные стапели занимают не очень много места и, как правило, оснащаются ножничными подъемниками, позволяющими поднимать автомобиль на удобную высоту. Каркас образует стальная рама, к которой крепится машина при помощи специальных зажимов. Такие устройства позволяют работать как с крупными, так и незначительными деформациями, давая возможность тянуть или давить в любом направлении.

Рамный тип стапеляРамный тип стапеля

Подобные модели по праву можно назвать золотой серединой при выборе оборудования для кузовного ремонта.

Платформенные стапели

Это самые дорогие, но и самые многофункциональные конструкции. На них можно восстанавливать геометрию кузова даже рамных внедорожников. Главный элемент – надежно закрепленная платформа, на которой жестко фиксируется ремонтируемый автомобиль.

Заезд обычно осуществляется по опускаемому мосту, а также стапель может оборудоваться рельсами. На самой платформе размещается множество точек, выполняющих роль опорных, и на них устанавливаются разнообразные приспособления, что облегчает труд рихтовщиков.

Платформенные стапелиПлатформенные стапели

Кроме того, в комплект платформенного оборудования обычно входит лебедка и подвижные блоки для перемещения автомобилей, которые не могут идти своим ходом вследствие полученных в ДТП повреждений. Опорные стойки оснащаются гидравлическими механизмами создания усилия, причем эти стойки могут свободно перемещать вокруг платформы, что дает возможность работать с любого угла.

Наличие балок позволяют обслуживать тяжелые транспортные средства, а благодаря телескопической шкале есть возможность производить точные расчеты и измерения для координации всех операций.

Товары из категории

Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1
Стенд для восстановления шаровых опор NORDBERG VHS-1
  • Напряжение питания, В 220
  • Максимальный размер пальца, мм 28
99 170 ₽
В кредит от 3 306/мес
Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л
Камера пескоструйная T06305 AE&T 990л
  • Производительность, м2/час 1-3
  • Рабочее давление, бар 3.5-8.6
158 990 ₽
В кредит от 5 300/мес
Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550
Пресс, усилие 50 тонн NORDBERG PRO N3550
  • Развиваемое усилие, тонн 50
  • Ход штока, мм 220
175 312 ₽
В кредит от 5 844/мес
Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е
Стенд универсальный для ремонта ДВС, КПП и др. агрегатов весом до 2000кг. стацион. ЧЗАО Р776Е
  • Макс. грузоподъемность 2000
  • Тип стационарный
199 000 ₽
В кредит от 6 633/мес
ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100
ПРЕСС с пневмоприводом 100т PRO NORDBERG PRO N35100
  • Развиваемое усилие, тонн 100
  • Ход штока, мм 220
392 205 ₽
В кредит от 13 074/мес
Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T
Станок для заклепки тормозных колодок пневмогидравлический T3306PH AE&T
  • Максимальное усилие, тонн 6
  • Рабочее давление, бар 0-10
114 990 ₽
В кредит от 3 833/мес
Перейти в каталог

Самодельное оборудование

Автомобильный стапель вполне можно изготовить самостоятельно, что позволит сэкономить значительную сумму денег. Также преимуществом самодельного устройства является то, что его размеры можно изначально подогнать под параметры рабочей площадки. Здесь есть разные варианты: создание стапеля исключительно своими силами, заказ по чертежам у производителей, специализирующихся на изготовлении подобных конструкций, либо приобретение самодельного оборудования, уже бывшего у кого-либо в употреблении.

Изготовление передвижного стапеля

  1. Прежде всего понадобится каркас, основой которого послужит металлическая рама. Для этого берем профиль толщиной не менее 4 мм. Размеры определяются индивидуально, но рассчитывайте, чтобы рама примерно в два раза была больше габаритов транспортных средств, которые будут на ней обслуживаться.
  2. Для усиления конструкции используются поперечины и угловые элементы, которые также смогут выполнять роль опор, для чего на них крепятся вытяжные механизмы.
  3. Поскольку речь идет о передвижном устройстве, то прикручиваем к раме колеса.
  4. Чтобы автомобиль мог заехать, к сходням с одной стороны монтируется подъемный или съемный участок, а с другой рекомендуется сделать заглушку во избежание скатывания машины.
  5. Роль фиксаторов могут выполнять специальные зажимы или даже обычные слесарные тиски. Их должно быть достаточно для надежного удерживания транспортного средства в неподвижном положении.

Самодельное оборудованиеСамодельное оборудование

Изготовление стационарного стапеля

Чуть больше времени займет создание стационарного рихтовочного стенда, поскольку в данном случае потребуется забетонировать швеллер. Оптимальным материалом для конструирования рамы, включающей в себя и поперечные ребра жесткости, является профиль с сечением 40 на 80 мм. Общие габариты делаются с прицелом на то, какие машины предполагается ставить.

По периметру рамы ставятся крепления или тиски (минимум четыре) для фиксации машины. Их нужно располагать так, чтобы оставалась возможность двигать их перпендикулярно, за счет чего можно будет крепить автомобили разных размеров. Если машина не в состоянии сама заехать на стапель, то подъем осуществляется домкратом: обычно сначала поднимают переднюю часть, а потом заднюю. Поблизости от стенда необходимо вмонтировать специальные проушины, используемые для крепления цепей.

В целом, если вы занимаетесь кузовным ремонтом – в своем гараже либо в специализированном техническом центре, то стапель необходим. На выбор модели влияет несколько факторов: какие машины будут обслуживаться, насколько сложный ремонт предполагается производить, каковы размеры производственного помещения, особенности организации работ и, наконец, ваши финансовые возможности. Разумеется, предпочтительнее профессиональный заводской стапель, но во многих случаях можно обойтись и более скромным оборудованием, в том числе изготовленным своими руками.

Какой стапель нужен вам

Итак, если вы решили приобрести готовое оборудование, то учитывайте его функциональные свойства и характеристики.

Рамный стапель

Это самое сложное из всех видов стапелей устройство. Оно сочетает в себе многофункциональность с достаточно компактными размерами. Усилие создается за счет применения гидравлики, и существуют разнообразные приспособления для кузовного ремонта. Рекомендуется покупать модели, оборудованные подъемником, чтобы имелась возможность регулировать положение машины по высоте.

Стапель-платформа

Его преимуществом является мощность и массивность. Кроме подъемника, к элементам конструкции относятся опорные башни, которые двигаются по всему периметру. Платформа, оснащенная гидравлическими механизмами, позволяет производить ремонт тяжелой техники – даже весом более 20 тонн, и в некоторых случаях восстановление геометрии кузова возможно лишь на таких моделях стапелей.

Наличие телескопических приспособлений облегчает измерения и делает их максимально точными. С другой стороны, громоздкие размеры и высокая стоимость платформенных стапелей накладывают определенные ограничения на их использование в небольших техцентрах.

Напольный стапель

Эта стационарная модель легко монтируется – требуется лишь ровная поверхность достаточного размера. Анкерные рельсы упрощают перемещение самого автомобиля и вспомогательного оборудования. Еще одним достоинством является способность создать мощное усилие, к примеру, это требуется при восстановлении геометрии кузова грузовой машины. Однако устанавливать такой стапель целесообразно лишь в том случае, если вы являетесь собственником помещения, где производятся работы: в противном случае демонтаж системы вызовет сложности.

Какой стапель нужен вамКакой стапель нужен вам

Плюсы и минусы самодельного устройства

Причина, по которой многие автомастерские устанавливают самодельные стапели, очевидна – высокая цена на заводские модели.

Специалист, давно работающий в этой сфере, может определиться, какая конструкция ему нужна, и создать чертеж, по которому подобное оборудование будет изготовлено. С учетом того, какие нагрузки будет испытывать рихтовочный стенд, следует использовать при его создании только качественные материалы и обращаться к профессионалам, обладающим знаниями по слесарному и сварочному делу. Такой стапель, сделанный на заказ, может обойтись в два-три раза дешевле заводской продукции, но по функциональности ничуть ей не уступать.

Измерительные системы для стапелей

Сейчас можно выбрать из двух типов измерительных систем. Во-первых, это традиционные механические инструменты и приспособления: линейки, адаптеры, измерительные салазки. Во-вторых, большую точность измерений обеспечивают электронные системы, оснащенные специальными датчиками, и расчеты там сразу ведутся компьютером.

Особенно большое значение это имеет при контроле геометрии кузова, которая может нарушиться не только в результате ДТП, но и в силу длительной эксплуатации автомобиля и вызванного этим смещения элементов: из-за этого начинают плохо закрываться двери, появляется вибрация, ухудшается управляемость машиной, быстрее изнашиваются крепления.

Помимо самих измерительных приборов, автосервисы используют и базы данных, в которых содержатся ключевые параметры по геометрии кузова от завода-производителя. Электронные системы в этом отношении дают больше возможностей, и они применимы для выполнения обычной диагностики – так автовладелец может узнать, каково техническое состояние его машины.

Стапели для кузовного ремонта

Советы по выбору кузовного стапеля

Подведем общие итоги:

  • Стационарные рихтовочные стенды высокой мощности находят свое применение достаточно редко. Нужно учитывать, что автомобиль, сильно пострадавший в ДТП, нередко либо вообще не подлежит восстановлению, либо ремонт обойдется слишком дорого, так что владелец машины вряд ли на него согласится. Самые востребованные услуги – рихтовка отдельных элементов кузова, для чего не требуется громоздкое оборудование.
  • Стапели выпускаются в разной комплектации, и лучше выбирать модель с возможностью «апгрейда», если вы рассчитываете на развитие своего автобизнеса и расширение ассортимента оказываемых услуг. Скажем, для начала сгодится и механическая измерительная система, а потом можно будет приобрести электронную.
  • Если бюджет на покупку стапеля ограничен, можно для начала приобрести оборудование в минимально необходимой комплектации, которой хватит для основных работ. Затем постепенно дополнять стенд приборами и приспособлениями, расширяя возможности по ремонту.
  • Лебедка в конструкции стенда крайне полезна, поскольку с ее помощью будет проще устанавливать поврежденное транспортное средство – учитывайте, что многие машины, побывавшие в ДТП, не могут передвигаться самостоятельно.
  • Грузоподъемность оборудования должна соответствовать классу обслуживаемых автомобилей.
  • Как правило, современные стапели оборудованы гидравлическим приводом, который имеет ручное или электронное управление.

Таким образом, стапель является основным оборудованием в автотехцентрах, занимающихся кузовным ремонтом. В настоящее время есть широкий выбор моделей рихтовочных стендов, но, принимая решение о приобретении, следует оценивать и перспективы развития автосервиса.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽