Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
08.11.2023 Автосервис
985
Время чтения: 13 минут

Зазор между поршнем и цилиндром

Сохранить статью:

На что влияет? На зазор между поршнем и цилиндром влияют температура, износ и производственные допуски. Слишком малый может привести к чрезмерному нагреву двигателя. И наоборот, слишком большой зазор станет причиной потери компрессии и снижения мощности.

Что учесть? Для обеспечения оптимальной работы двигателя необходимо регулярно измерять этот зазор при плановом техническом обслуживании. Измерения следует проводить на холодном двигателе, чтобы учесть любые изменения, связанные с тепловым расширением.

 

Понятие рабочего зазора

Рабочим зазором называют промежуток между поршнем и цилиндром, при котором двигатель выходит на оптимальный режим работы. Это важный параметр в конструкции солового агрегата. Далее разберемся, какой зазор должен быть между поршнем и цилиндром.

При очень малом расстоянии есть трение поршня о цилиндр, растет износ, падает эффективность и неизбежна неисправность. Чрезмерный зазор уменьшает производительность и ведет к утечке масла.

Измеряется зазор микрометром. На оптимальный размер влияют вид двигателя, материал деталей, режимы функционирования. Так, для двигателей внутреннего сгорания идеальное значение находится в интервале от 0,02 до 0,2 мм.

Понятие рабочего зазораПонятие рабочего зазора

Одна из задач ухода за двигателем – это выставление допустимого рабочего зазора между поршнем и цилиндром. Автопроизводители рекомендуют отслеживать этот параметр для сохранения эффективности мотора и предотвращения его раннего износа. Такой подход позволит сохранить ваши денежные средства и время.

Почему изменяется зазор между поршнем и цилиндром

Автомобильные конструкторы добиваются надежности деталей двигателя, создавая условия жидкостного трения. Соприкасающиеся поверхности смазываются так, чтобы возникла устойчивая масляная пленка, или же масло подается под давлением, минимизируя трение с тем же объемом расхода масла при значимых нагрузках.

Но такие условия сложно сохранить, и нормальные зазоры между поршнями и цилиндрами нарушаются. Причиной тому могут быть такие обстоятельства:

  • масляное голодание: подача масла в область поршня и цилиндра под давлением не обеспечивается, как, например, для скользящих подшипников в коленчатом и распределительном валах; иные же варианты смазки не приводят к устойчивому результату; наиболее эффективными признаются специализированные масляные форсунки, но они не слишком популярны по ряду причин;
  • дефекты поверхности цилиндра: в случаях некачественного узора хонингования, наличия износа плохо обеспечивается удержание масляной пленки и возможно ее исчезновение от воздействия поршневых колец;
  • превышение температуры может обнулить тепловой зазор, ликвидировать масляный слой; из-за ликвидации минимального зазора между поршнем и цилиндром на поверхностях поршня и/или цилиндра возникают задиры;
  • использование масла низкого качества с неприемлемыми важными параметрами.
Парадоксально, что у поверхности чугунных цилиндров износ ускоренный, как для цельных чугунных блоков, так и цилиндрических оболочек в виде гильз – сухих или мокрых, вставленных внутрь алюминиевого блока.

Касаясь зазоров между алюминиевым поршнем и цилиндром, отметим, что при отсутствии гильзы оболочку цилиндра из алюминия специально обрабатывают для создания твердого слоя, устойчивого к износу. Такое покрытие обеспечивает стабильное давление на поршень, и при использовании смазки материал ничтожно стирается. На цилиндр же основательно воздействуют пружинные кольца, удельное давление которых велико из-за небольшой площади соприкосновения.

Конечно, и поршень подвержен износу, пусть и не настолько быстрому. Вследствие общего износа обеих трущихся друг о друга оболочек образуется большой зазор между поршнем и цилиндром, который постоянно растет, и прирост этот не бывает равномерным.

 

Нормы соответствия

Изначально цилиндр имеет простую форму: он представляет собой геометрическую фигуру с одним и тем же диаметром от верха до низа, то есть его сечение по всей высоте представляет собой круг. Форма поршня не так проста. Причем в поршне присутствуют термофиксирующие вставки, которые приводят к его неравномерному расширению во время работы двигателя.

Как померить зазор между поршнем и цилиндром, чтобы оценить состояние двигателя? Следует измерить диаметры поршня в области юбки, а у цилиндра в его середине и вычислить их разность.

Нормы соответствияНормы соответствия

Какими должны быть значения предельного теплового зазора между поршнем и цилиндром? Обычно допускаются величины от 0,03 до 0,05 миллиметра по диаметру, а величиной максимального зазорамежду поршнем и цилиндром вследствие износа считается 0,15 мм.

Следует учитывать, что эти значения являются средними и могут изменяться в зависимости от типа и конструкции двигателя, геометрических параметров деталей, которые варьируются в зависимости от рабочего объема силового агрегата.

Различия в рабочем зазоре для бензиновых и дизельных двигателей

Рабочий зазор в двигателе представляет собой физический промежуток между верхней точкой поршня и внутренней стенкой цилиндра. Производительность и долговечность мотора критически зависит от калибровки этого параметра.

В бензиновых двигателях требуется не столь большой зазор как в дизельных, поскольку процесс сгорания бензина более затруднен. Нагрев и физические нагрузки на поршень с цилиндром при движении значительны и не способствуют увеличению эффективности бензинового мотора.

Требования к рабочим зазорам между поршнем и цилиндром в случае дизельных двигателей менее строгие из-за особенностей системы впрыска. Увеличенный зазор помогает равномерному распределению топлива и хорошему смешиванию с сильно сжатым воздухом, что обеспечивает нужный топливный разряд, играющий ключевую роль в моторах этой системы.

На выбор подходящего рабочего зазора влияют различные обстоятельства, такие как режимы использования, работоспособность двигателя и иные особенности и характеристики. Правильная настройка такого важного показателя надолго сохранит эффективность вашего мотора.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Как определяют размер между поршнем и гильзой

Демонтаж головки блока цилиндров (ГБЦ) позволяет осмотреть оболочку цилиндра изнутри. Один из показателей износа – степень сохранности хонингования. Простой осмотр и прощупывание поверхности позволяют профессионалам оценить процент износа. Ориентируются они на размер ступеньки на верхней части втулки цилиндра, что формируется в наивысшей части, куда доходят поршневые кольца.

Помочь оценить износ гильзы может и неиспользованное ранее поршневое кольцо. Кольцо вставляется в часть участка гильзы, куда не доходили кольца поршня. Проверяется соответствие норме теплового зазора кольца в этой позиции. Перемещая кольцо вниз по цилиндру и фиксируя, насколько раскрывается замок, можно определить изношенность оболочки.

Как определяют размер между поршнем и гильзойКак определяют размер между поршнем и гильзой

Как точно замерить зазор между поршнем и цилиндром? Нужен демонтаж поршня и измерение двух компонентов. Следует строго соблюдать инструкцию по ремонту, помня про технологическую карту. Обычно оба компонента измеряют в горизонтальной и вертикальной плоскостях в 3 разных местах.

Диаметр поршня измеряется микрометром, а для гильз применяют нутромер. Чтобы получить правильные результаты, нужно выработать навыки в использовании измерительных инструментов и освоить их настройку при помощи концевых мер.

Измерив диаметры, можно получить расстояние, вычитая из диаметра цилиндра диаметр поршня. Из-за неравномерного износа при перемещении приборы будут давать отличающиеся значения. Вполне возможна деформация деталей с возникновением овальности, конусности или бочкообразности. Есть таблицы регламента с предельными параметрами изменения формы.

При разных видах ремонта наибольшие и наименьшие полученные результаты сверяют с номинальными или граничными параметрами. Во время локального ремонта достаточно настроить параметры в пределах допуска, а для обширного необходимо вывести на номинальные характеристики.

Тепловой зазор в цилиндропоршневой группе (ЦПГ) следует регулировать, заменяя один, а возможно, и оба компонента.

Результат нарушения зазора

Когда компрессионные кольца стираются, растет зазор, увеличивается просачивание масла в рабочую камеру, и его сжигание приводит к угару.

В теории такая ситуация обязана снизить степень сжатия, но зачастую компрессия увеличивается. Причина – масляный излишек для компрессионных колец, временно улучшающий их герметичность. Впрочем, со временем кольца начинают коксоваться, застревать, что приводит к окончательной потере компрессии.

 

Увеличенные зазоры нарушают нормальную работу поршней – они начинают издавать характерные стуки, которые особенно громки в самом верхнем положении, в момент прохождения поршнем мертвой точки, когда меняется вектор перемещения нижней шатунной головки.

Излишний зазор дает юбке набрать чрезмерную силу для удара при перемещении к противоположной грани цилиндра. Такой стук – сигнал о необходимости срочного ремонта, пока еще нет полного разрушения поршней, а в итоге, аварии всего двигателя.

Часто задаваемые вопросы о зазоре между поршнем и цилиндром

Из-за чего может сужаться зазор между поршнем и цилиндром?Из-за чего может сужаться зазор между поршнем и цилиндром?

  • Из-за чего может сужаться зазор между поршнем и цилиндром?

При бережном использовании двигателя наблюдается естественное сокращение зазора между поршнем и цилиндром. Такой процесс обусловлен длительным нахождением компонентов в среде повышенных температур. Сужению данного промежутка могут способствовать некорректная настройка подвижных компонентов, чрезмерная термическая нагрузка, а также смещение цилиндров относительно оси. В последнее время намечается тенденция к использованию цилиндрических блоков из алюминия, обладающих удвоенной способностью увеличиваться при нагреве в отличие от блоков из легированного чугуна.

  • Как понять, что пора померить зазор между поршнем и цилиндром цилиндропоршневой группы?

Измерение диаметров компонентов ЦПГ актуально, когда есть признаки неполадок двигателя:

  • снижение компрессии;
  • уменьшение выходной мощности;
  • рост давления в картере;
  • характерное постукивание;
  • увеличенная трата моторного масла и горючего;
  • увеличенное образование дыма.

 

  • Зачем знать нормы соответствия между поршнями и цилиндрами?

Знать нормативы важно для выбора поршней, соответствующих типу цилиндров. Если вам известно, сколько миллиметров считаются допустимыми для зазора между поршнем и цилиндром, то именно с учетом этих данных вы будете подбирать детали. Согласно разработанным нормативам, в новых блоках тепловой зазор между поршнем и цилиндром составляет от 0,05 до 0,07 мм. В использованных пределом является 0,15 мм. Зазор вышел за предел в 0,15 мм – пора подобрать к цилиндрам поршни с параметрами, ближайшими к норме.

Для контроля нормы нужно понимать, как мерить зазор между поршнем, а лучше доверить измерение специалисту.

В уходе за автомобилем важно систематически проверять и поддерживать нормальный зазор. Следуйте советам автокомпаний и консультируйтесь с профессионалами для обеспечения бесперебойного и долговечного использования вашего автомобиля.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽