О чем речь? Зависимая подвеска – целостная ось. При такой конструкции перемещение одного колеса зависит от изменения положения в пространстве другого. Так, если одно оказывается в яме, то второе поднимается вверх по прямой траектории и уравновешивает положение.
На что обратить внимание? Помимо зависимых, подвески бывают еще независимыми. У них отсутствует жесткая связь, и при перемещении одного колеса другое сохраняет свое положение. При выборе подвески важно учитывать, по каким дорогам чаще всего будет ездить авто. Зависимая проста в конструкции и дешева в ремонте. Однако независимая создает больший комфорт и управляемость.
В этой статье:
Что такое зависимая и независимая подвеска автомобиля
Зависимая подвеска колес
При зависимой подвеске колеса машины на одной оси взаимосвязаны друг с другом. При этом между ними расположена балка либо мост, если ось ведущая.
Что такое зависимая и независимая подвеска автомобиля
При наезде одним колесом на выбоину произойдет изменение положения второго колеса – оно наклонится. Из-за этого передвижение становится некомфортным, машина может потерять управление. Главное достоинство подобного конструктивного решения – простота. Практически все детали длительное время сохраняются в первоначальном виде, поэтому обслуживание требуется редко.
Заднюю зависимую подвеску можно встретить на недорогих машинах с передним приводом, и в исключительных ситуациях данная подвеска устанавливается на передней оси джипов старых годов выпуска.
Когда машина полноприводная, задняя подвеска наверняка независимая. В редких случаях конструкция будет зависимой, если это большие внедорожники и пикапы. К примеру, зависимая задняя подвеска встречается на УАЗ, «Мерседесе-Гелендвагене» первого поколения и «Ниссане-Пасфайндере» до 2014 года выпуска.
Независимая подвеска
Независимая подвеска
В этом случае колеса одной оси не связаны. Если одно колесо переместится, второе останется в неизменном положении. Поэтому передвижение будет более комфортным, машина лучше управляется.
Почти на всех современных машинах стоит передняя независимая подвеска. Если автомобиль премиум-класса, то, вероятно, и задняя подвеска такого же типа. Однако конструкция выполнена из множества элементов, которые быстро приходят в негодность. Чтобы отремонтировать подвеску, потребуется крупная сумма.
Существует несколько видов независимой подвески, рассмотрим наиболее популярные из них:
- Макферсон (MacPherson)
Названа в честь разработчика Эрла Стила Макферсона. Конструктивно подвеска выполнена из одного рычага и совмещенной стойки из амортизатора и пружины. У данной конструкции не самая лучшая кинематика, но из-за простоты элементов и их бюджетности такую подвеску устанавливают на переднюю ось многих моделей переднеприводных легковых авто.
Подвеска с одним рычагом установлена на «Фольксваген-Гольф» и «Тигуан», «Ниссан-Кашкай». Практически не встречается задняя подвеска такого типа.
- Двухрычажная
Амортизационная стойка аналогичная, как у подвески Макферсона, но конструктивно сложнее. Нижний и верхний рычаги отличаются по конфигурации и габаритам, несмотря на то что перемещаются по параллельным траекториям. Кинематика данной подвески лучше, чем у Макферсона, поэтому вы сможете легко управлять автомобилем даже при езде по плохой дороге.
В качестве добавочной детали выступают рычаг и шаровые опоры. В результате стоимость конструкции увеличивается, ее можно встретить на авто среднего класса. К примеру, на больших паркетниках — «Киа-Спортейдж» первого и второго поколения, «Инфинити-М» и «Ауди» старых годов выпуска.
- Многорычажная
По своей конструкции подвеска напоминает двухрычажную, однако рычаги в ней отличаются по форме, их больше по количеству. За счет разных точек крепления и их большого количества кинематика подвески считается улучшенной.
Ехать на машине с данной подвеской комфортно, авто легко управляется. Но за ремонтные работы придется отдать крупную сумму. Подобные подвески устанавливают на премиальные машины. Отличительная черта заднеприводных «Мерседесов» и БМВ – многорычажная подвеска.
Многорычажная
Виды и устройство зависимой подвески
Существуют следующие типы зависимой подвески: с продольными рессорами и с направляющими рычагами.
Подвеска с продольными рессорами включает в себя балку моста, установленную в подвешенном виде на продольных рессорах. Последние сделаны в виде одной либо множества пластин из металла, которые соединены друг с другом при помощи сверхпрочных хомутов-стремянок.
Товары из категории
Концы рессоры крепятся к кузовной части авто кронштейнами либо качающейся серьгой. В последнем случае балка может продольно перемещаться, в результате вибрации при езде становятся минимальными.
На размещенную горизонтально рессору действуют вертикальные, продольные и боковые усилия, а также реактивные и тормозные моменты. В зависимой конструкции она выполняет функцию упругого направляющего элемента и гасит колебания.
Основной минус такой подвески заключается в том, что при быстрой езде при совершении маневров она не противодействует продольным силам. Это приводит к тому, что мост смещается, и машина хуже управляется.
Данный минус отсутствует в зависимых конструкциях, где есть направляющий рычаг. Чаще всего встречается модель с пятью рычагами: четыре из них продольные и один поперечный. Рычаги крепятся к раме авто, а также к балке моста.
Рычаги воспринимают продольные, боковые и вертикальные нагрузки, в качестве упругого элемента выступает витая пружина — амортизатор.
За счет поперечного рычага ось машины не смещается при боковых воздействиях. Данная конструкция называется тягой Панара. Она бывает разрезной либо цельной. В первом случае тяга выполняет главный функционал, а также меняет высоту моста относительно кузовной части авто.
При совершении маневров тяга Панара функционирует по-разному, в результате машина плохо управляется. Чтобы устранить этот недостаток, инженеры создали усовершенствованные конструкции, к примеру механизм Уатта и механизм Скотта – Рассела.
Вертикальный рычаг размещен в центре балки моста и вращается. При совершении маневров движение в механизме Панара неравномерное, но в данной конструкции происходят компенсации за счет поворотов вертикального рычага.
Механизм Скотта – Рассела выполнен из пары рычагов, отличающихся по размерам. Рычаг большей длины соединяется шарниром с кузовной частью авто, его вторая сторона фиксируется к балке моста. Короткий рычаг соединен с серединой длинного рычага и противоположным концом балки моста.
Ключевое отличие механизма Скотта – Рассела состоит в том, что длинный рычаг передвигается за счет эластичной фиксации. Поэтому курсовая устойчивость улучшена, машина прекрасно управляется.
Конструкционные элементы подвески автомобиля
То, чем отличается зависимая подвеска от независимой, зависит от типа конструкции. Однако главные элементы у разных подвесок идентичны. Рассмотрим, какие детали включает в себя подвеска авто.
Конструкционные элементы подвески автомобиля
Упругие элементы
Необходимы для смягчения ударов при езде по плохой дороге. Чтобы вибрации не передавались на кузов, устанавливают пружины либо рессоры – металлические полосы (или пакет таких полос), которые изгибаются под нагрузкой. Кроме того, применяются торсионы – стержни, одной стороной прикрепленные к кузовной части, а другой – к рычагу. Они не изгибаются при работе подвески, как рессоры, происходит их упругое скручивание.
Амортизаторы
Некоторые автовладельцы уверены, что амортизаторы нужны для компенсации ударов. Однако их предназначение – выполнять демпферную функцию, гасить колебания кузова на пружинах или рессорах при передвижении по плохой дороге. Это происходит благодаря нелинейному сопротивлению амортизатора. Когда кузов перемещается быстро, он оказывает максимальное сопротивление. При сильном износе пружины нагрузка на амортизатор значительно увеличивается.
Рычаги
У подвески одного колеса может быть несколько рычагов. Они нужны для соединения ступичного узла – поворотного кулака с кузовной частью либо рамой. Длина, размеры и месторасположение точек фиксации рычагов влияют на геометрию и кинематику подвески.
Сайлентблоки
Другое их название – резинометаллические шарниры. Эти элементы выполнены из металлической втулки и резинового упругого элемента. Сайлентблоки обеспечивают нужную подвижность рычагов в определенном направлении – вокруг оси сайлентблока, ограничивая подвижность в других направлениях.
Шаровые опоры
Шарниры используют в передней подвеске. Они отличаются от сайлентблоков тем, что обеспечивают перемещение колес вверх и вниз, а также поворот на большие углы.
Подрамник
Деталь независимой подвески. К нему присоединены рычаги. Подрамник жестко прикреплен к кузовной части авто либо при помощи резинометаллических шарниров, гасящих вибрации колес при езде по неровностям.
Стабилизатор поперечной устойчивости
Следующий элемент, установленный в независимой подвеске. Представляет собой пруток, прикрепленный к рычагам колес одной оси и к кузовной части. При езде по плохой дороге он не функционирует, но при совершении маневров скручивается, выполняя функцию упругого элемента, снижает крен кузова.
Стабилизатор поперечной устойчивости
Что чаще всего ломается в подвеске
Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая подвеска – зависимая или независимая – ломается чаще. В большинстве случаев из строя выходят шарниры. Шаровые опоры и сайлентблоки практически не ломаются. С годами они начинают люфтить, это значит, что пришло время для замены. Но в редких случаях шарнир выходит из строя неестественным путем. К примеру, в шаровых опорах он защищен от негативного воздействия пыльником. Но при повреждении защиты, к примеру если вы наехали на острые ветки, шарнир покрывается влагой, пылью и быстро ломается.
В некоторых случаях приходится менять рычаги, к примеру после ударов по подвеске. Возможно, произошел занос авто на обледенелой трассе, и колесо ударилось о тротуар на большой скорости.
Большинство производителей авто изготавливают машины, используя рычаги малых размеров. По этой причине передний рычаг составляет одно целое с шаровыми опорами. При поломке опоры придется заменить рычаг полностью. Многие автовладельцы меняют лишь шарнир, но в дилерских центрах такую работу откажутся выполнять.
Амортизатор также часто выходит из строя. Длительность эксплуатации этого элемента зависит от дорожных условий. Если вы передвигаетесь по неровностям, любите рисковые маневры на большой скорости, амортизатор придется менять чаще. Иначе возникнут колебания кузова при наезде на препятствие, протечет смазка на корпусе.
Как проверяют детали подвески
В обязательном порядке нужно посетить СТО, если при езде по плохой дороге появляются необычные звуки либо машина плохо управляется. Нужно загнать авто на эстакаду, только тогда специалист сможет устранить поломку.
Как проверяют детали подвески
Алгоритм действий автомеханика следующий:
- Проведение инструментального осмотра. Автомобиль нужно поднять на подъемнике, а затем монтажкой сымитировать движение каждой детали подвески. Мастер знает, с какой силой давить и на какие критерии обращать внимание. Поэтому важно найти опытного механика.
- Специальное тестирование на вибростенде. Автомобиль загоняют на стенд, имитирующий езду по плохой дороге. В результате стенд снимает определенные данные, указывающие на работу подвески. При помощи вибростенда мастер быстро обнаружит сломанные амортизаторы и пружины.
- Осмотр на стенде для развала-схождения. Для поиска изогнутого рычага и прочих нарушений геометрии подвески потребуется такой стенд. Лазерные датчики помогают мастеру обнаружить проблему.
Допустимо заменять элементы подвески по очереди. К примеру, при установке нового рычага можно не менять пару элементов. Однако пружины и амортизаторы нужно устанавливать комплектом.
Нельзя откладывать ремонтные работы, если один элемент подвески вышел из строя, поскольку очень быстро сломаются и другие. Больше всего финансовых расходов требует многорычажная подвеска на авто премиум-класса.
Какую подвеску выбрать при покупке авто
Зная принцип работы зависимой и независимой подвески, вы сможете подобрать для себя оптимальный вариант, учитывая особенности эксплуатации. Помните о том, что чем сложнее механизм, тем больше денег потребуется на обслуживание подвески.
Зависимая подвеска конструктивно простая, поэтому расходы на ремонт минимальные. Она прочная и надежная, чего нельзя сказать про независимую подвеску. Но ездить на машине с такой подвеской некомфортно, авто хуже управляется.
Что касается джипов, то для повышения проходимости авто сзади устанавливается зависимая мостовая подвеска.
Независимая подвеска конструктивно сложнее, ездить на такой машине комфортно, автомобиль хорошо слушается руля. Однако подвеску придется часто ремонтировать, и это будет не просто установка двух новых сайлентблоков.
Но даже стоимость ремонта и обслуживания многорычажной подвески не является слишком высокой.
Часто задаваемые вопросы о зависимой подвеске
Что произойдет, когда подвеска жестко закреплена?
Вы наедете на выбоину, и автомобиль перестанет управляться, кроме того, движение будет некомфортным.
Что представляет собой пневматическая подвеска?
Это разновидность вышеописанных конструкций, главное отличие – упругие элементы. В «пневме» удары колес компенсируются не за счет пружин, а за счет баллонов с воздухом. Пневмоподвеска бывает зависимой и независимой. По сравнению с пружинами, баллоны с воздухом имеют нелинейные параметры сжатия. Поэтому езда на такой машине будет максимально комфортной.
Такая подвеска устанавливается на премиальные и люксовые авто. Однако она не считается надежной – резина баллонов быстро выходит из строя, при повреждении элемента на машине нельзя ездить. Стоимость ремонта такой подвески достаточно большая.
Чем отличается полузависимая подвеска?
В полузависимой подвеске каждое колесо прикреплено к неразъемному мосту, который соединен с кузовной частью авто. Колеса не полностью независимы, поскольку их передвижение ограничено общим мостом. При этом у каждого колеса есть амортизационная система, поэтому амортизация происходит независимо.
Чем отличается полузависимая подвеска?
Когда для вас важно комфортное передвижение, а бюджет не ограничен, вы ездите по городу либо по идеально ровной трассе, стоит выбирать независимую подвеску. Когда стоит цель сэкономить на ремонтных работах и машина эксплуатируется в сложных условиях, где нужна надежная подвеска, а комфорт и управляемость – на втором месте, рекомендуется отдавать предпочтение зависимой подвеске.