Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
16.03.2023 Автосервис
4150
Время чтения: 13 минут

Вытягивание кузова стапелем: правила и последовательность работ

Сохранить статью:

О чем речь? Вытягивание кузова стапелем – один из сложнейших процессов в ремонте автомобиля. Только качественное оборудование и опыт мастера помогут вернуть первоначальную жесткость поврежденным элементам

На что обратить внимание? Существуют различные виды стапелей, которые имеют свои особенности применения. Также на качество работ влияет и соблюдение ряда правила, например своевременно простукивать детали или прикладывать дополнительные усилия для их ремонта.

 

Описание стапеля

Кузовной ремонт условно разделяют на мелкий и крупный (который иногда называют капитальным).

Мелкий – это ремонт, связанный с восстановлением лакокрасочного покрытия, удалением царапин и незначительных вмятин. Большинство подобных работ можно выполнить самостоятельно.

Описание стапеляОписание стапеля

Капитальный ремонт кузова – это гораздо более трудоемкая процедура, которую при опоре только на собственные силы сможет сделать далеко не каждый. Такой ремонт обычно осуществляют после каких-то аварийных ситуаций, в результате чего нарушается геометрия и балансировка кузова. Молотком здесь проблему не решить – тут потребуется комплекс специального рихтовочного оборудования, предполагающий наличие так называемого стапеля (или стенда для правки). Качественный стапель можно найти только на СТО.

Владельцам авто, особенно имеющим потребность в работах, о которых идет речь, полезно получить представление об устройстве стапелей, а также о том, как та или иная их модель стенда может помочь справиться с разными нарушениями геометрии кузова.

Стапели имеют гидравлическую силовую установку, при помощи которой создается усилие, достаточное для исправления нарушения геометрии того или иного элемента кузова. Специализированные устройства могут откорректировать даже тяжелые пластические повреждения.

Стенд представляет собой целый комплекс оборудования, включающий большое количество инструментов и приспособлений. Основными компонентами здесь являются:

  • захваты;
  • цепи;
  • измерительные приборы;
  • споттеры и др.

Все это позволяет не только оказывать направленное силовое воздействие (при прочном захвате), но и дозировать нагрузку на кузов, распределяя ее в соответствии с заложенными требованиями. Создаваемое напряжение является контролируемым, текущие параметры тщательно измеряются. Ведь здесь недопустимо переусердствовать, когда пластические изменения уже невозможно будет исправить.

Описание стапеляОписание стапеля

Виды стапелей

У всех стапелей одинаковый принцип действия. Деформированный в результате внешнего силового воздействия кузов фиксируется на одном или нескольких участках, нуждающихся в рихтовке. Затем обслуживающий специалист укрепляет на другом конце выправляемого участка вытяжное устройство и подает на трос динамическое напряжение. В итоге поврежденная часть корпуса начинает выправляться, словно скомканный лист бумаги, расправляющийся легким натяжением пальцев. Вытяжные механизмы могут быть четырех разновидностей:

Подкатный механизм

Данный стапель годится для выправления кузовов автомобилей разного типа и грузоподъемности. На стапели присутствуют приспособления для закрепления кузова без отбортовки порогов. Преимуществом подкатного механизма является то, что он не требует большого пространства, то есть его можно использовать в гаражных условиях. Однако подкатный стапель недопустимо применять, если наблюдается нарушение кузовной геометрии (что делает его не таким уж и востребованным).

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Напольный стапель

Это также весьма компактное устройство для ремонта и восстановления кузова в условиях относительно скромной мастерской (в том числе для ремонта собственного авто своими руками). Рельсы, располагающиеся на полу, также могут быть использованы и для других целей.

 

Рамный стапель

Это уже разновидность профессионального оборудования. Приспособление здесь имеет усложненную конструкцию. Автомобиль фиксируется на раме, обладающей высокой прочностью и грузоподъемностью (что дает возможность ремонтировать машины разной категории). Расправляющие металл усилия могут быть направлены в диаметрально противоположные стороны, что позволяет выправлять деформации легкой и средней степени сложности.

С целью экономии места в гараже или мастерской приобретаемые стенды для кузовного ремонта обычно оснащаются подъемниками.

Платформенный стапель

Это полноценное профессиональное оборудование, предназначенное для исправления пластических деформаций корпусов самых разных автомобилей, в том числе рамных внедорожников.

В конструкции предусмотрены рельсы и въездной мост, на который с помощью лебедки затягивается автомобиль. Стенд имеет множество крепежных механизмов, с помощью которых поврежденное транспортное средство надежно фиксируется на платформе.

Стапель оснащен:

  • гидравлическими металлическими стойками;
  • лебедкой;
  • силовыми и выдвижными блоками.

С помощью балок можно без усилий перемещать увесистые конструкции в разных направлениях. Рихтовочный стенд имеет телескопическую шкалу, позволяющую с высокой точностью производить измерения и расчеты. Недостатками платформенного стапеля являются большие габариты, а также значительная стоимость оборудования. Поэтому в гараже данное приспособление установить не получится – только на профессиональной станции технического обслуживания.

Платформенный стапельПлатформенный стапель

Принцип и последовательность работ при вытягивании кузова стапелем

Рихтовочные стенды используются в основном для работы с попавшими в ДТП транспортными средствами, а точнее, для исправления дефектов их геометрии. Малые деформации с их помощью, конечно, не ремонтируют. Применение стапеля позволяет буквально вытянуть корпус помятого автомобиля, вернув его к заводским параметрам.

Принцип и последовательность работ при вытягивании кузова стапелемПринцип и последовательность работ при вытягивании кузова стапелем

Рассмотрим более подробно суть работы стандартного рихтовочного стенда:

  • Сначала компетентные специалисты производят определение характера повреждений и того, насколько они исправимы в принципе. Далее формируется перечень корректирующих работ. Этот этап называют первоначальной диагностикой.
  • Затем корпус машины выставляют на стапель, на раме которого он прочно закрепляется.
  • На рихтовочном стенде есть все необходимые захваты, а также измерительные приборы, которые позволяют определить необходимую силовую нагрузку, а также точку ее приложения.
  • После закрепления цепей на требуемых участках оператор подает на них нужные усилия, в результате чего металл кузова начинает сжиматься или расправляться в зависимости от направления. Данные процессы возвращают корпусу основные параметры геометрии.
  • Многократные изменения точек приложения силы дают возможность вернуть даже сильно покореженному корпусу заводские параметры. Самой главной особенностью такого ремонта является то, что структура металла при этом не повреждается.

У разных видов стапелей принципы работы отличаются. Но все без исключения стенды предназначены для:

  • вытягивания вмятин;
  • сжимания выпирающих элементов кузова.

В результате комплекса таких воздействий корпусу машины придается первоначальный вид. При этом, как в случае со знаменитым медицинским принципом «не навреди!», ключевым условием проведения работ по восстановлению геометрии кузова является исключение нанесения повреждений другим деталям корпуса.

 

Вытягивание кузова стапелем может осуществляться двумя различными способами:

  • Обычное вытягивание. Автомобиль здесь закрепляется на стенде; затем к различным его точкам прикрепляются цепи тянущей системы (посредством специально привариваемых ушек), а далее цепи начинают формировать разнонаправленные тянущие усилия, в результате которых корпус изменяет свою геометрию.
  • Компьютерное вытягивание кузова стапелем. Этот формат ремонта предлагается на профильных автосервисах. Крепление автомобиля на стапеле осуществляется схожим образом. Однако точки крепления тянущих цепей определяет компьютер, также он командует всеми динамическими усилиями. В процессе выправления корпуса точки приложения сил переоцениваются в зависимости от изменения его геометрии.

Исправление производится по частям: прикладываемые усилия способны эффективно воздействовать только на определенные, весьма ограниченные, зоны, где наблюдаются повреждения. Участки, не пострадавшие в результате ДТП, корректирующими воздействиями не затрагиваются. В некоторых ситуациях повреждения таковы, что исправить их можно исключительно на стапеле.

Квалифицированные, опытные специалисты, умеющие правильно управлять стендовым оборудованием и грамотно использовать все его возможности, добиваются при восстановлении таких результатов, которые превосходят даже самые смелые ожидания. После качественной корректировки восстановленный участок может обрести заводское качество. Иной раз даже не требуется восстановления лакокрасочного покрытия (впрочем, это уже зависит от характера повреждения).

Правила вытягивания кузова стапелем

Вот основные правила вытягивания автомобильного кузова на стапелях:

  • Принцип вытяжки заключается в том, чтобы прикладываемое усилие по вектору было противоположным направлению удара при ДТП.
  • Складки на металле, образовавшиеся при аварийной деформации, необходимо простукивать. То есть вытягивание кузова на рихтовочном стапеле периодически приостанавливается, и в течение паузы по мятому металлу выправляемого элемента специалист проходит молотком, расправляя складки. Натяг цепей при этом остается статичным, то есть элемент кузова должен находиться под динамическим напряжением (иначе выправить вмятины не получится). После этого вытягивание продолжается.
  • Некоторые элементы кузова перетягиваются, то есть вытягиваются немного больше, так как впоследствии данный элемент вернется в нужное положение.
  • Несмотря на то что при производстве современных автомобилей используется обычный металл, не обладающий опцией запоминания формы, ранее отштампованная листовая сталь стремится вернуть свою прежнюю форму. Это ее естественное свойство. То есть нужно понимать, что все детали кузова, деформированные в результате аварии, находятся в напряжении. Так вот задачей квалифицированного кузовщика является снятие этих напряжений, чтобы помочь металлу принять изначальную форму.
  • Для более эффективного вытягивания кузова стапелем применяют нагрев. Неподатливые участки в таком случае выравниваются быстрее. Однако не стоит нагревать силовые элементы из высокопрочных сталей (например, лонжероны) – это их сильно ослабит.
  • Для исправления неподатливых складок иногда требуется сделать надрезы.

Стапели для кузовного ремонта

Автомобильная авария – это крайне малопредсказуемое происшествие как для водителя, так и для кузова машины. Некоторые транспортные средства после ДТП обретают такой вид (а главное, форму), что с их исправлением не смогут справиться никакие, даже самые современные, нашпигованные электроникой рихтовочные стенды.

Именно для этого нужна предварительная оценка состояния корпуса. Специалист с использованием компьютерного моделирования определяет, реально ли провести восстановление кузова и не приведут ли попытки его местного растяжения или сжатия к окончательному разрушению. И здесь очень большую роль играет квалификация и опыт мастера.

Главное, для чего изначально был изобретен стапель, – это восстановление геометрии кузова авто. И в первую очередь это необходимо для обеспечения стабильности передней и задней колеи (то есть колесной базы). В процессе эксплуатации машина все равно получает множество легких повреждений, что изменяет колесную базу. Однако, как правило, эти изменения микроскопические по сравнению с теми деформациями, которые автомобиль может получить в результате ДТП.

Разумеется, вытяжку кузова владелец может осуществлять для того, чтобы вернуть своему пострадавшему в аварии железному коню прежний внешний вид и ездить на нем дальше. Однако чаще всего владелец после такой рихтовки хочет продать свой автомобиль. И такой вариант действий является весьма спорным, так как вытягивание кузова стапелем – это самый дорогостоящий кузовной ремонт, требующий не только специализированного оборудования, но и профессиональной руки. Так что перед тем, как восстанавливать машину на стапеле, имеет смысл тщательно все рассчитать – возможно, будет дешевле купить новую.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...