В чем проблема? Воздух в системе охлаждения появляется при ее разгерметизации, что может быть вызвано такими причинами, как растрескивание патрубков, неправильный монтаж ГБО, проблемы с крышкой бачка, прокладками ГБЦ, термостатом.
На что обратить внимание? Первый признак завоздушивания – густой белый дым из выхлопной трубы. Также на эту проблему указывают быстрый набор температуры двигателем на холостых оборотах, пустой расширительный бачок и холодный воздух из печки.
В этой статье:
Признаки и причины появления воздуха в системе охлаждения
О наличии воздуха в системе охлаждения двигателя говорят следующие признаки:
- Густой дым белого цвета, идущий из выхлопной трубы. Это объясняется попаданием антифриза в камеру сгорания через негерметичную прокладку ГБЦ. Аналогичным образом в систему осаждения проникают продукты сгорания топливно-воздушной смеси.
- Чрезмерно быстрый нагрев двигателя. Это происходит из-за отсутствия нормального охлаждения, что может вызвать перегрев мотора.
- Дефицит охлаждающей жидкости в системе. Если распределительный бачок опустел, то это с высокой долей вероятности указывает на завоздушивание контура охлаждения.
- Обнаружение под днищем автомобиля потеков охлаждающей жидкости. Это говорит о негерметичных патрубках, через которые внутрь попадает воздух.
- Из отопителя вместо горячего воздуха поступает теплый или даже прохладный воздух.
В некоторых случаях мотор, наоборот, прогревается дольше обычного, что может указывать на наличие воздушной пробки в термостате.
Признаки и причины появления воздуха в системе охлаждения
Воздух в систему охлаждения попадает по разным причинам. Назовем наиболее распространенные:
- негерметичность патрубков;
- выход из строя клапана расширительного бачка;
- падение уровня антифриза;
- неправильная замена антифриза;
- засорение контура охлаждения;
- пробой в прокладке ГБЦ;
- выход из строя термостата;
- повреждение водяного насоса.
Товары из категории
При обнаружении признаков попадания воздуха в систему охлаждения необходимо как можно скорее определить причину неисправности, иначе объем воздуха в контуре будет увеличиваться, что в дальнейшем приведет к перегреву мотора.
Для диагностики неисправности следует выполнить ряд действий:
Разобрать и проверить пробки радиатора и расширительного бачка
Если на них есть повреждения (разрывы прокладки или пружины), соответствующую деталь нужно заменить на новую.
Визуально оценить состояние основного радиатора и радиатора отопителя
Также нужно проверить все патрубки в системе, они не должны иметь внешних повреждений, трещин, расслоений. Если шланг значительно изношен, то его следует заменить на новый и зафиксировать при помощи хомутов.
Визуально оценить состояние помпы
По мере эксплуатации автомобиля уплотнители насоса могут изнашиваться, что приводит к утечке антифриза. Для диагностики можно зажать пальцами патрубок, соединяющий радиатор и мотор, при заведенном двигателе. Если все работает нормально, то не слышно никаких посторонних шумов, а шланг будет пульсировать.
Проверить все патрубки, соединенные с радиатором
В случае если один из них холодный, а другой горячий, с большой долей вероятности причина проблемы кроется в неисправном термостате, в котором возникла воздушная пробка.
На наличие воздуха в системе охлаждения может также указывать образование пузырьков в расширительном бачке при пуске мотора.
Признаки и причины появления воздуха в системе охлаждения
Причины появления воздуха в системе охлаждения некоторых моделей авто
Ряд моделей автомобилей в силу конструктивных недостатков изначально предрасположены к завоздушиванию. В нижеследующей таблице указаны возможные причины неисправностей, а также меры, которые помогут выгнать воздух из системы охлаждения.
Сначала разберем возможные причины неполадок.
Модель автомобиля | Неисправный узел | Причина неисправности |
---|---|---|
ВАЗ 2108–21099 ВАЗ 2113–2115 | Дроссельный узел | На автомобилях «Лада-Самара» с карбюраторным двигателем дроссельный узел оказывается верхней точкой охлаждающей системы, в связи с чем в нем может возникать завоздушивание. |
Пробка расширительного бачка | На ВАЗ 2108–2115 клапан пробки может засоряться или заклинивать, по этой причине возникают скачки давления и подсос наружного воздуха. | |
Lead Kotlin, Priora, ВАЗ 2110–2112 | Дроссельный узел (на моделях с механическим приводом дроссельной заслонки). Печка салона (на авто с Е-газ) | Завоздушивание возникает в верхней зоне контура охлаждения. |
Пробка расширительного бачка | Заклинивание клапана, повреждение пружины. | |
ВАЗ 2101–2107 «Жигули» (классика) | Кран и радиатор печки | Потеря радиатором герметичности, через кран и его соединения начинается утечка и поступление воздуха в систему. |
Hyundai Accent | Неполадки в головке блока цилиндров или ее прокладке | Разгерметизация прокладки из-за перегрева или повреждения материала. |
Audi А80 | Ошибки при замене антифриза | Антифриз распределяется по контуру неравномерно, в результате в верхней точке контура образуется завоздушивание. |
Термостат | Заклинивание клапана. | |
BMW E39 | Ошибки при замене антифриза | Если при замене антифриза он распределяется по системе неравномерно, то в контуре остается воздух. |
«Газель» | Салонная печка | Высокое крепление печки вызывает завоздушивание и трудноудаляемые пробки. |
Способы устранения воздуха из системы охлаждения
Чтобы удалить воздух из системы охлаждения, можно использовать один из нижеследующих советов. Выбор конкретных мер зависит от модели авто, причин неполадок, возраста машины и других факторов.
Так, в современных моделях автомобилей контур охлаждения выполнен по замкнутой схеме, из-за чего приходится выгонять пробку принудительно. Простым стравливанием воздуха на холостых оборотах мотора здесь не ограничиться.
Итак, основные способы устранения воздушной пробки.
Способы устранения воздуха из системы охлаждения
Дорожный (прокачка)
Наиболее простой и быстрый способ, позволяющий спустить воздух из системы охлаждения. Правда, шансов на успех не так много, но попробовать имеет смысл.
- Поставьте авто максимально ровно.
- Задние колеса поставьте на «ручник».
- При помощи домкрата приподнимите переднюю часть кузова примерно на 50 см.
- Открутите крышку.
- Заведите мотор.
- Включите фильтр салона на оптимальный режим.
- Тонкой струей залейте антифриз до максимума.
- Увеличьте обороты мотора до 3000 в минуту и подождите, пока двигатель прогреется.
- Сдавите рукой нижний патрубок контура отвода тепла, соединенный с радиатором, для стравливания воздуха. Патрубок может быть горячим, поэтому наденьте толстые перчатки.
Данную процедуру необходимо выполнять до тех пор, пока воздух полностью не вытравится из системы. При этом все патрубки будут теплыми, а отопитель в салоне должен подавать горячий воздух. По окончании обслуживания опустите машину с домкрата на землю, долейте нужный объем охлаждающей жидкости.
При таком способе устранения неисправности выполняется прокачка антифриза при сдавливании патрубка. Крышка бачка должна быть открыта. На подобное обслуживание достаточно 10 минут.
Во время подкачки нужно следить за температурой охлаждающей жидкости по приборам. Она не должна подниматься до максимальных значений.
Продувка обычная
Этот способ значительно эффективнее предыдущего, но при его использовании необходимо соблюдать осторожность, поскольку все работы выполняются на горячем двигателе. Алгоритм следующий:
- При малом объеме антифриза в бачке нужно долить жидкость до нужного значения.
- Мотор прогревается не менее чем до 60 градусов.
- Снять наиболее высоко расположенный патрубок контура охлаждения. В инжекторных моторах таковым является подогревательный шланг дросселя. Демонтированный патрубок помещается в широкую емкость. На старых карбюраторных автомобилях снимается коллектор впуска или нижняя зона карбюратора.
- Дуньте в горловину бачка, открыв его пробку. Свободный конец патрубка должен находиться в сосуде. Когда пойдет чистый антифриз, процедуру необходимо прекратить, при этом не должно образовываться пузырьков. Далее наденьте трубку на штуцер и зафиксируйте ее хомутом.
- Пробку бачка откручивайте аккуратно и медленно, чтобы давление успевало стравливаться. Спешка может привести к ожогу горячей жидкостью. Если на моторе есть специальная термостатическая крышка, то рекомендуется выполнять продувку через горловину радиатора. Пробка бачка в любом случае должна быть снята.
Продувка компрессором
Эта процедура часто выполняется в автосервисах и требует подключения к расширительному бачку компрессора. Горловину следует прикрыть чистой тряпкой, после этого натянуть резиновый шланг и подать сжатый воздух. Антифриз будет вытекать с образованием пузырей. Как только они исчезнут, продув нужно остановить.
Также следите затем, чтобы антифриз не вытекал наружу полностью. Объем жидкости не должен опускаться ниже допустимого минимума.
Продувка компрессором
Полная замена
В данном случае охлаждающая жидкость сливается полностью, и тосол заливается заново. Такое обслуживание позволяет устранить воздушную пробку во всех случаях при отсутствии иных неисправностей. Выполнять эту процедуру лучше в гараже, прямо на дороге это будет не очень удобно.
Рассмотрим подробнее алгоритм выполнения работ:
- Старый антифриз сливается в широкий сосуд. Желательно подготовить две емкости. Одна из них ставится под сливную пробку блока цилиндров, а вторая – под основной радиатор. Кроме того, требуется открутить кран салонного отопителя.
- Контур охлаждения промывается при помощи специального состава. Этого можно не делать, если новый тосол имеет тот же состав и марку, что и старая жидкость. Промывочное вещество заливается в бачок в том же объеме, что и тосол. Далее следует запустить двигатель на 10 минут, затем заглушить его и слить жидкость. Если она очень грязная, то процедуру рекомендуется выполнить еще раз. Наконец, нужно промыть контур обычной водой.
- Поставьте на свое место все пробки и надежно закрутите кран.
- Удалите хомут и достаньте патрубок с дроссельного подогревателя или карбюратора (на старых моделях авто).
- При помощи воронки с узким горлышком добавьте в расширительный бачок новый антифриз до необходимого уровня.
- Слив антифриза проверяется шлангом. После пропадания пузырей процедура прекращается.
- Незамедлительно наденьте трубу на место и зафиксируйте ее при помощи хомута.
Обслуживание завершается проверкой работы мотора. Для этого он прогревается до максимальной температуры, должен открыться термостат и включиться электровентилятор. Далее замеряется уровень антифриза в бачке.
Продувка компрессором
При падении объема охлаждающей жидкости ее нужно снова долить. Делайте это аккуратно, чтобы в контур снова не попал воздух.
При выполнении обслуживания следует придерживаться ряда рекомендаций:
- При выполнении продувки соблюдайте осторожность, чтобы токсичная охлаждающая жидкость не попала в органы дыхания и полость рта.
- Автомобиль должен стоять на ровной площадке, чтобы можно было точно оценить уровень антифриза.
- Антифриз заливайте медленно и тонкой струей. В противном случае избыточный напор вызовет образование затора.
- Во время работы двигателя запрещается открывать крышку распределительного бачка.
Обратите внимание. Поскольку охлаждающая жидкость имеет в своем составе токсичные вещества, категорически запрещается сливать ее вблизи водоемов и колодцев, иных источников питьевой воды.
Профилактика завоздушивания системы охлаждения
Для предотвращения выхода из строя системы охлаждения двигателя, термостата, помпы запрещается заменять антифриз на обычную или дистиллированную воду. Их можно использовать только для разбавления тосола в нужной пропорции.
Имейте в виду, что даже в герметичной системе вода испаряется через клапан, что приводит к падению ее давления и может вызывать образование воздушных пробок. В этой связи регулярно проверяйте уровень антифриза в расширительном бачке и при необходимости добавляйте нужный объем.
Не следует часто доливать обычную воду, поскольку это приводит к снижению плотности антифриза и грозит его замерзанием при низких температурах окружающей среды. Концентрацию тосола можно проверить при помощи ареометра. При необходимости в систему добавляется неразбавленный концентрат антифриза.
Обычно качественный антифриз может использоваться в течение 2-3 лет. Срок зависит от марки авто и жидкости, износа мотора и т. д. В частности, проникновение грязи и газов из камеры сгорания в контур охлаждения, перегрев двигателя, использование специальных герметиков может привести охлаждающую жидкость в негодность очень быстро.
Профилактика завоздушивания системы охлаждения
Часто задаваемые вопросы о воздухе в системе охлаждения
Как состояние контура влияет на появление воздуха?
Рубашка блока изнутри покрывается накипью, грязью, засоряются ходы радиатора. В результате в заклинившем термостате антифриз движется слабо.
Можно ли запустить воздух при выполнении ремонта авто?
В некоторых случаях автолюбители сами провоцируют появление проблем в системе охлаждения. Например, может неправильно подключаться газобаллонная установка к охладительному контуру. Так же как и при компоновке отопителя, необходимо иметь в виду расположение расширительного бачка редуктора. При внесении изменений в конструкцию сопротивление жидкости возрастает.
Чем грозит наличие воздуха в контуре охлаждения?
Если в контур охлаждения попал воздух, то необходимо срочно заняться поиском причины проблемы. В противном случае двигатель может быстро перегреться и выйти из строя, что повлечет за собой большие расходы на ремонт.
Также учитывайте, что контур охлаждения двигателя требует периодического обслуживания, как и любая другая система авто. Если в антифриз попала грязь, то при его замене систему нужно тщательно промыть.
Радиатор также необходимо время от времени промывать как снаружи, так и внутри, чтобы удалить следы коррозии, накипь, продуты распада антифриза.
Теперь вы знаете, по каким причинам попадает воздух в систему охлаждения двигателя и как его выгнать. Не забывайте следить за уровнем антифриза, при появлении признаков завоздушивания незамедлительно устраняйте причину, чтобы избежать перегрева двигателя и обеспечить качественную работу отопителя при низких температурах.