Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
14.04.2023 Автосервис
3933
Время чтения: 13 минут

Виды технического обслуживания автомобиля

Сохранить статью:

О чем речь? Есть разные виды технического обслуживания автомобиля. Каждый из них осуществляется с определенной периодичностью и включает в себя перечень конкретных операций, проводимых с целью поддержания нормального состояния машины.

На что обратить внимание? Техобслуживание транспортного средства – процедура платная. Более того, в некоторых случаях приходится выкладывать серьезные суммы. Но способы сэкономить средства при сохранении качества работ, разумеется, существуют.

 

Суть техобслуживания автомобиля

Под данной процедурой понимаются различные виды работ по техническому обслуживанию автомобиля, осуществляемые комплексно и с определенной периодичностью.К таковым не относится ремонт, который производится по факту поломки того или иного узла или агрегата.

Объем ремонтных мероприятий в рамках технического обслуживания определяется сложностью устройства машины, что является прямым следствием качества работы автопроизводителя. Таким образом, можно сказать, что трудоемкость техобслуживания зависит от марки и модели транспортного средства (ТС). Кроме того, имеют значение такие факторы, как:

  • уровень пробега на момент осуществления ТО;
  • условия эксплуатации;
  • возраст ТС, если его в течение данного периода интенсивно не эксплуатировали.

Суть техобслуживания автомобиляСуть техобслуживания автомобиля

По-другому техническое обслуживание можно определить как комплекс работ, разделенный на определенные этапы: диагностика автомобиля и/или отдельных его элементов, регулировка систем, регламентная замена деталей, смена технических жидкостей. Разберем каждый этап подробнее:

Диагностика

Данная стадия может иметь различную сложность в зависимости от потенциальной трудоемкости процедуры. Визуальный осмотр является наиболее простым вариантом диагностического обследования. Обычно его проводят при каждом визите в сервисный центр. Главной задачей в этом случае является определение видимых глазу неисправностей или дефектов. К примеру, во время такой диагностики можно обнаружить разрыв чехла приводного узла, пыльника, течь из участка какой-либо магистрали, прогар в глушителе, деформацию составной части подвески.

Очень хорошо выявляются очаги коррозии и прочие видимые глазу при беглом осмотре дефекты. Как правило, осмотр производится целенаправленно: к примеру, проверяются тормозные колодки и диски (на предмет износа и необходимости замены), кроме того, контролируется уровень тормозной и охлаждающей жидкости в бачках и попутно выявляются другие дефекты.

Если необходима более глубокая диагностика, то здесь уже требуется специальное измерительное оборудование, например, пневматический манометр (для проверки давления в баллонах) или же динамический ключ для проверки силы затяжки болтов. Но иногда для выявления возможных неисправностей нужны целые испытательные стенды (к примеру, для определения степени развала/схождения колес).

Зачастую проведение осмотра необходимо для того, чтобы выявить ошибки предшествующей диагностики. В этом случае обычно применяют более точное и чувствительное компьютерное оборудование. Кроме того, в современных автомобилях электронные блоки управления контролируют все большее число опций. Все неисправности и некорректно осуществленные настройки фиксируются в памяти компьютера. В итоге исправить отклонение текущего состояния узлов от норматива становится намного проще. И неважно, о чем идет речь: о севшей батарейке в ключе зажигания или же о пропусках зажигания в свечах. Информация, хранимая в счетчиках ошибок, дает возможность быстро и эффективно отслеживать состояние ТС и вовремя определять потенциальные неисправности.

Регулировка систем

Регулировочная настройка позволяет вернуть параметры различных элементов двигателя машины к значениям, рекомендованным автопроизводителем, то есть близким к оптимальным.И не всегда речь идет исключительно об электронной регулировке. К примеру, в любой машине присутствует большое количество соединений между подвижными элементами. Изменение зазоров, увеличение амплитуды люфтов или же ослабление крепежей в процессе интенсивной эксплуатации приводит к ухудшению условий работы всего ТС. Это вполне естественное явление, но после диагностики как раз и наступает процесс регулировки, во время которой подобные отклонения от нормального состояния обычно и устраняются.

В процессе могут подтянуть приводной ремень ГРМ, заново отрегулировать зазоры клапанов, откорректировать степень развала/схождения колес. В итоге сберегается ресурс различных узлов и деталей транспортного средства, а зачастую даже компенсируется их износ.

Проведение регламентных работ

При регламентных работах заменяются детали и расходные материалы, выработавшие свой ресурс. Это нужно делать вовремя, исходя из норматива, не дожидаясь, пока компоненты окончательно утратят свои функциональные характеристики и выйдут из строя, причинив ущерб зависимым узлам. Речь, в первую очередь, о всевозможных смазочных материалах, антифризе, фильтрах, приводных ремнях, тормозных колодках и дисках и пр.

 

Общая классификация обслуживания автомобилей

Россия стала правопреемницей Советского Союза в плане нормативных требований по проведению предупредительных мероприятий в сфере технического обслуживания ТС. Выделяются следующие основные виды обслуживания автомобилей:

  • ежедневное ТО транспортных средств;
  • первое техобслуживание автомобиля (ТО-1);
  • второе техобслуживание автомобиля (ТО-2);
  • сезонное техобслуживание.

Общая классификация обслуживания автомобилейОбщая классификация обслуживания автомобилей

У производителей присутствует собственная классификация и требования к периодичности осуществления техосмотра. Их нумерация стала сквозной: от ТО-1 до ТО-10 или даже ТО-12, при этом обслуживание должно проводиться через примерно одинаковые временные интервалы. Формат техобслуживания по советской классификации ТО-1 утратил свою актуальность, впрочем, у кое-каких производителей он имеет обозначение ТО-0.

В итоге классификация техосмотров изменилась следующим образом:

  • ежедневное ТО;
  • ТО-0 (впервые производимый осмотр);
  • периодическое или номерное обследование: ТО-1,…ТО-12;
  • сезонное ТО.

Точная длительность интервалов между мероприятиями по техническому обслуживанию, регламент проведения работ, а также содержание операций прописывается каждым автопроизводителем в руководствах по пользованию ТС.

К примеру, для ТО-0 (или ТО-1 по российской классификации) максимальный предел пробега не должен превышать 2,5 тыс. км. При этом межсервисные интервалы обычно составляют 10–20 тыс. км.

Проводимые работы в зависимости от вида техобслуживания

Осуществляют следующие работы по техническому обслуживанию автомобилей в зависимости от их вида:

Ежедневное обслуживание

Под ежедневным техобслуживанием понимается, прежде всего, контроль общего технического состояния транспортного средства. Здесь водитель должен перед каждой поездкой проверять нормальное состояние осветительных приборов, датчиков на приборной панели, эффективность рулевого управления, а также звукового сигнала и стеклоочистителя. Перед выходом в рейс проверяется работа сцепления, осуществляется проба тормозов, контролируется исправность работы коробки передач.

К перечню позиций ежедневного обслуживания относится также контроль давления в баллонах, проверка уровня масла, тормозной и охладительной жидкостей (уровень последней замеряется при холодном двигателе). В некоторых случаях производится проверка люфта рулевого колеса (для легковых авто он не должен превышать 10°).

Проводимые работы в зависимости от вида техобслуживанияПроводимые работы в зависимости от вида техобслуживания

Также крайне важно регулярно контролировать состояние подвески. Проверка здесь крайне незамысловатая – достаточно нажать на кузов легкового авто в районе задней или передней оси. Исправная машина не должна раскачиваться более 2-3 раз.

Ну и, разумеется, должен присутствовать комплект таких «сопровождающих» наборов и девайсов, как аптечка и огнетушитель, а также мигающий фонарь для выставления обозначения препятствия на пару со знаком остановки при аварии.

После стоянки (даже не слишком длительной, например, ночной) водителю желательно осматривать место, где стояла машина на предмет присутствия различных пятен, свидетельствующих о протекании масла, горючего или же других жидкостей.

Контрольные мероприятия по осмотру ТС осуществляются в следующей последовательности:

  • Определение состояния рабочих жидкостей, в том числе омывающей, охлаждающей и гидравлической.
  • Контроль горючего в баке и целостности топливной системы.
  • Осмотр колес.
  • Наведение порядка в салоне.
  • Внешняя и внутренняя мойка при необходимости.

Однако в последние десятилетия качество исполнения и надежность выпускаемых машин возросла в разы. Автомобиль любого уважающего себя производителя обязан «бегать» без ремонта как минимум весь срок гарантии. От пользователя требуется только вовремя менять масло и заливать качественное горючее. А значит, нет никакой необходимости каждый день контролировать масляный щуп или же давление в баллонах. Достаточно проводить подобные контролирующие мероприятия пару раз в месяц.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

ТО-1

Данный формат технического осмотра необходим для предотвращения случайно возникающих неисправностей, которые могут привести к цепочке более серьезных дефектов (например, если вовремя не заменить ремень ГРМ, то это может привести не только к сильному увеличению расхода топлива, но и к необходимости замены всей головки блока двигателя).

ТО-1ТО-1

Сюда относятся перечисленные выше действия по ежедневному техническому обслуживанию, дополненные следующими процедурами:

  • Контроль и диагностика. Проверяется работа тормозной системы (и ручника тоже), контролируются зазоры рулевого привода, пыльники на элементах ходовой, целостность штанг, рычагов и амортизаторов, корректная амплитуда свободного хода всех педалей, натяжение ремней привода.
  • Регулировка. Она осуществляется лишь в тех случаях, когда это реально необходимо. Обычно регулируются свободный ход педали сцепления, натяжение приводных ремней и тросов ручного тормоза, зазоры рулевого управления. Также проверяется работа карбюратора (в случае его наличия).
  • Крепежные работы. Речь идет о креплениях: силового агрегата, трансмиссии, элементов тормозной системы, тяг ходовой, рычагов поворотников, составных частей выхлопной системы.
  • Заправка. Если цвет масла на щупе отличается от нормального, производится его слив, промывка двигателя и заливка нового масла. При этом также заменяются масляный и воздушный фильтры.
  • Электротехнические работы. Очищать от скопившейся пыли и грязи клеммы аккумуляторов и различных электроприборов нужно регулярно. Такое ТО включает в себя наладку изоляции электропроводки, замену предохранителей, контроль исправности лампочек. Полный перечень мероприятий в рамках ТО-1 у разных автопроизводителей может отличаться.
 

ТО-2

ТО-2 преследует ровно те же цели, что и ТО-1. Отличия лишь в объеме проводимых работ и в их сложности. В частности, ТО-1, как правило, не включает в себя демонтаж элементов силовой установки, а ТО-2 такие действия уже предусматривает.

Кроме того, некоторые узлы, детали и составные части автомобиля после определенного уровня пробега должны проходить штатную замену. В частности, речь идет о топливных фильтрах, фильтрах очистки смазывающей жидкости коробки передач, воздушных фильтрах (в том числе в салоне), свечах зажигания. Если в двигателе вращательный момент на распределительный вал подается не цепью, а с помощью ремня ГРМ, то в обязательном порядке нужно менять ролики ремня, сам ремень и всю его оснастку.

Крепежных работ при осуществлении ТО-2 намного больше, чем в случае с ТО-1. Как правило, нужно менять затяжки радиаторных креплений, проверять и обновлять крепления топливного бака, проверять крепеж болтов головки блока цилиндров, а также крышки ГРМ. Нужно обязательно контролировать поддон моторного картера, целостность впускного и выпускного коллекторов и крышки редуктора заднего моста на предмет возможных протечек масла/топлива или же утечек выхлопных газов.

Замене в данном случае подлежат: тормозная жидкость, охлаждающая жидкость, масло в гидросистеме, а также в коробке передач. У грузовых машин заменяется масло в мостах.

Иногда в рамках ТО-2 регулируются моторные клапаны, контролируется зазор между колодками и дисками тормозов, зазор подшипников в ступицах передних колес и, конечно, проверяется натяжение ремня ГРМ.

ТО-2ТО-2

Общее количество операций, осуществляемых при ТО-2, зависит от модели машины, а также от автопроизводителя. Кроме того, имеет значение величина установленного нормативного межсервисного интервала.

Сезонное обслуживание

При данном виде техобслуживания автомобиль готовится к очередному летнему или зимнему сезону. В средней полосе нашей страны климат относительно мягкий: зимой температура редко опускается ниже -20 °С, поэтому такое обслуживание не слишком хлопотное. В связи с этим сезонное ТО обычно совмещают с ТО-1 или же ТО-2.Больше всего неудобств доставляет замена колес и антикоррозийная обработка кузова.

В случае, если автомобиль эксплуатируется в условиях Крайнего Севера, то при осуществлении такого ТО обязательно выполняется замена моторного масла. Это необходимо, потому что всесезонное масло при снижении забортной температуры ниже -40 °С сильно густеет, обретая консистенцию меда. Завести двигатель с таким маслом просто не представляется возможным. В случае наступления теплого времени года, наоборот, нужно заливать летнее масло, потому что зимний вариант утрачивает все свои полезные эксплуатационные качества.

Сезонное обслуживание проводится не чаще двух раз в год. Что касается периодичности ТО-1 и ТО-2, то она устанавливается производителем вне зависимости от особенностей технического устройства автомобиля. Здесь большее значение имеют уровень пробега, а также общее время работы ТС и условия его эксплуатации. Если машина ездит преимущественно по пересеченной местности, то проводить техническое обслуживание любого типа требуется намного чаще, чем в условиях его эксплуатации на городских дорогах. Это же утверждение относится и к стилю передвижения: при агрессивной езде осматривать авто нужно чаще.

Стоимость, время и место прохождения ТО

Стоимость технического обслуживания находится в прямой зависимости от марки и модели машины, а также от реализованного пробега. Сложность ТО отличается в зависимости от устройства автомобиля того или иного производителя, помимо прочего, большое значение имеют цены на запчасти, детали и расходные компоненты.

Средний норматив по времени на осуществление ТО – полтора-два часа. Впрочем, все зависит от сложности внутреннего устройства автомобиля: к примеру, в иных случаях только на то, чтобы заменить ремень привода ГРМ, нужно потратить до четырех часов.

Различные виды технического обслуживания автомобиля можно осуществлять в самых разных условиях. К примеру, замену воздушных и масляных фильтров, а также самого масла можно произвести практически в любом автосервисе. Более сложные работы, включая диагностику, производят только на комплексных станциях технического обслуживания.

С каждым годом устройство автомобилей все более усложняется. Для квалифицированного проведения ТО теперь требуется не только специальный инструмент, но и углубленные познания, а также доступ к узкоспециализированной литературе. Компетентный автослесарь должен иметь профильное образование и обладать длительным опытом осуществления работ данного типа. Кроме того, он обязан ориентироваться в мануалах производителей современных моделей транспортных средств.

Более того, даже замену масла теперь рекомендуется производить в более продвинутых, технически оснащенных сервисных центрах. Это нужно для того, чтобы компетентные специалисты вовремя могли заметить и исправить потенциально опасный дефект.

Способы экономии на техобслуживании

Процедура технического обслуживания – затея недешевая. Многие водители в связи с этим стараются ее игнорировать, экономя.

Способы экономии на техобслуживанииСпособы экономии на техобслуживании

Этому способствует и то, что современные автопроизводители перманентно улучшают качество и надежность выпускаемых моделей. В итоге межсервисные интервалы постоянно увеличиваются, равно как растет и гарантийный пробег.

У данного вопроса присутствует формальная и фактическая стороны. Формально отсутствие прохождения ТО влечет утрату владельцем ТС права на бесплатное гарантийное обслуживание. Что касается фактической стороны вопроса, то изобрести полностью необслуживаемую машину у автопроизводителей пока что не получилось. А это значит, что даже при увеличении межсервисных интервалов осуществлять регулярный технический осмотр автомобиля нужно обязательно. И касается это не только новых машин, но и тех, у которых значительный пробег на спидометре. Получается, что формальность лишь подстегивает владельцев ТС проходить ТО регулярно. Но и в том, и в другом случае осуществлять промежуточное обследование «железного коня» жизненно необходимо.

При этом экономить на осуществлении мероприятий, входящих в ТО (без ухудшения качества работ), вполне возможно. Реализовать такую экономию можно, не только выбирая сервисный центр с более взвешенной ценовой политикой, но и осуществляя данную процедуру вовремя, чтобы можно было избежать более дорогостоящей починки. Помните: гарантийный ремонт стоит намного дешевле постгарантийного.

Некоторые автопроизводители в качестве условия предоставления гарантии требуют от автовладельцев проходить ТО исключительно в сертифицированных дилерских центрах. С точки зрения антимонопольного законодательства данное требование является более чем спорным, но в настоящий момент большинство водителей стараются его не нарушать.При этом ценовая политика данных дилерских центров имеет второстепенное значение – все прекрасно понимают, что ремонт не по гарантии обойдется на порядок дороже.

Помимо этого, всегда нужно обращать внимание на перечень технических операций в рамках ТО, который выставляет вам сертифицированный автодилер. Иногда туда заносятся работы, не предусмотренные производителем, но которые при этом стоят весьма дорого.

После окончания гарантийного срока возможностей для экономии становится больше. Некоторые операции можно выполнить самостоятельно. В частности, сюда относятся: замена масла и всех фильтров, замена свечей зажигания, тормозных колодок и дисков, а также некоторые работы по замене износившихся элементов ходовой.

Способы экономии на техобслуживанииСпособы экономии на техобслуживании

Для выполнения более сложных операций (к примеру, для замены ремня привода ГРМ) можно подыскать автосервисный центр, где данная операция стоит дешевле, чем у сертифицированных автодилеров. Важно помнить одно: обслуживать автомобиль нужно своевременно и с нормативной частотой. В этом заключается залог его длительной полезной эксплуатации. И как бы банально это ни звучало, но в данном тезисе нет ни одного слова неправды.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽