Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
22.11.2023 Автосервис
1120
Время чтения: 12 минут

Неисправности вакуумного усилителя тормозов: разбираемся в нюансах

Сохранить статью:

О чем речь? Вакуумный усилитель тормозов является важнейшим компонентом тормозной системы автомобиля. Он помогает создать давление, необходимое для безопасной и эффективной остановки. К сожалению, как и любая другая механическая деталь, он может выйти из строя и вызвать проблемы с тормозами. О том, как обнаружить неисправности вакуумного усилителя тормозов и что делать дальше, читайте в статье.

 

Как работает вакуумный усилитель тормоза

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) выглядит как металлический цилиндр с воздушными клапанами, открывающимися при нажатии на педаль тормоза и при ее отпускании.

Давайте подробнее рассмотрим, из каких деталей состоит вакуумник и в чем заключаются их функции:

  • Воздушный клапан с вакуумным и атмосферным каналами, оборудованными мембранными разделениями.
  • Вакуумный шланг, подводящий разрежение от впускного коллектора.
  • Диафрагма, расположенная в центре корпуса. Под давлением толкает шток поршня ГТЦ.
  • Шток ГТЦ — с одной стороны соединен с педалью тормоза, а с другой — с главным тормозным цилиндром.

Как работает вакуумный усилитель тормозаКак работает вакуумный усилитель тормоза

Теперь изучим, по какому алгоритму работает система в целом, и ее детали в частности.

Во время стоянки все элементы вакуумного усилителя тормоза неподвижны. Тормозная система еще неактивна, на педаль не действует давление извне. Давление воздуха в камерах, разделенных диафрагмой, одинаково.

Затем водитель начинает движение и в дороге нажимает на тормозную педаль. При нажатии активируется расположенный в центре ВУТ шток и начинает двигаться вперед. При этом давление в камерах становится разным. Вакуумный патрубок мешает уравновешиванию давления. Открывается воздушный клапан, соединяя атмосферную камеру с воздухом окружающей среды.

Конструкция вакуумного усилителя тормозов

Металлический корпус вакуумника имеет цилиндрическую форму. Внутри расположены следующие элементы системы:

  • Резиновая диафрагма, колеблющаяся при разности давлений и возвращаемая на место возвратной пружиной.
  • Клапан с вакуумным и атмосферным каналами.
  • Металлический шток, соединяющий тормозную педаль и ГТЦ, к нему же крепится диафрагма ВУТ.
  • Патрубок с обратным клапаном, создающий вакуум в системе.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Диафрагма делит корпус устройства на две камеры. В одну из них через вакуумный шланг подводится разрежение, во второй давление равняется давлению атмосферы. Рабочие камеры соединяются между собой каналами воздушного клапана, открываемыми и закрываемыми при воздействии на педаль тормоза.

 

Самые распространенные неисправности

Наиболее часто водители встречаются со следующими неполадками вакуумного усилителя тормозов:

  • разгерметизация вакуумного шланга;
  • износ воздушного клапана;
  • разгерметизация камер.

Первые две неисправности случаются с вакуумником чаще всего. Водитель может распознать, что произошла разгерметизация системы, по звуку и поведению двигателя. При нажатии на тормозную педаль обороты мотора учащаются или, наоборот, резко падают вплоть до полной остановки двигателя. Дело в том, что попадающий в ВУТ и проникающий в другие части авто атмосферный воздух влияет на состав и качество топливной смеси, из-за чего силовой агрегат начинает вести себя иначе.

Самые распространенные неисправностиСамые распространенные неисправности

Прислушайтесь: при нажатии тормозной педали можно услышать шипение. Этот звук явно указывает на разгерметизацию системы. Внутрь всасывается воздух, что и становится источником такого шипения. Полный выход вакуумника из строя распознать еще легче.

При этом становится очень тяжело давить на педаль тормоза — для этого требуется примерно такое же усилие, как при заглушенном двигателе. Но зачастую отказывает не вся система, а ее отдельные части, и причину неполадки определить становится сложнее. Однако опытный и внимательный автомобилист сможет успешно решить подобную проблему.

Признаки возникновения неполадок

Стоит заранее изучить все признаки, указывающие на то, что те или иные детали ВУТ вышли из строя. Своевременно распознав причину неисправности, можно в ближайшие сроки отремонтировать или заменить механизмы, не дожидаясь критических ситуаций.

О том, что с вакуумным усилителем тормозов не все в порядке, свидетельствуют следующие симптомы:

  • Для нажатия на педаль тормоза приходится прикладывать большее усилие. Если для этого, наоборот, требуется минимальная нагрузка, значит, в системе появился воздух.
  • Шипение при нажатии на педаль говорит о том, что повреждена какая-либо деталь ВУТ: диафрагма, патрубок, резиновые мембраны.
  • Двигатель изменил свои характеристики и режим работы. Это может происходить при разгерметизации камер и проникновении лишнего воздуха в топливную смесь.
  • Из-за недостаточной фиксации мембран периодически при торможении могут появляться посторонние звуки.
  • При повреждениях насоса ВУТ слышится стук или гул, в памяти ЭБУ будет зафиксирована ошибка Р1479. Эти неполадки зачастую связаны с перегревом деталей.
Если вы заметили один или несколько из этих симптомов, стоит проверить состояние вакуумника. Легкие неисправности можно отремонтировать, в более сложных случаях придется полностью менять узел.

Ошибка P1479

У современных машин с ЭБУ устройство может фиксировать ошибку с кодом Р1479 — «Механическая неисправность тормозной вакуумной системы». С подобным встречаются водители разных марок авто: Ford, Volkswagen, Audi и др. Причиной возникновения ошибки могут быть различные неисправности вакуумного усилителя тормозов, например разгерметизация вакуумного шланга, проводящего разрежение.

Датчик разрежения может зафиксировать недостаточный уровень вакуума в системе. Такое происходит, когда внутрь вакуумного усилителя тормозов и/или в его каналы и трубки попадает влага. Проблема решается прочисткой и сушкой трубок. Если из строя вышел сам датчик, его необходимо заменить.

Кроме того, стоит проверить состояние предохранителя, расположенного между ЭБУ и датчиком разрежения. Точное местоположение предохранителя зависит от электросхемы конкретной модели автомобиля, чтобы найти его, необходимо изучить техдокументацию на машину.

Подобная ошибка может возникнуть при отказе электровакуумного насоса. В таком случае нужно искать неполадки его электродвигателя, реле, предохранителя или клемм, проверить крыльчатку, подшипники и крепление.

Почему возникают неполадки с системой торможения

Распространенные причины неисправностей ВУТ:

  • повреждение основного воздушного клапана;
  • износ и деформация диафрагмы, из-за чего теряется герметичность камер;
  • потеря возвратной пружиной своей упругости;
  • разгерметизация корпуса;
  • повреждения шланга, вследствие чего нарушается всасывание воздуха.

Если вы заметили какие-либо симптомы или явные признаки неисправностивакуумного усилителя тормозов, надо сразу посетить шиномонтажный сервис. Нужно убедиться, что проблема действительно кроется в этом узле, и выявить, насколько серьезны повреждения. В некоторых случаях понадобится установить новый ВУТ, а при относительно легких неисправностях можно обойтись заменой шланга и усилением соединения элементов системы. После ремонта обязательно проверьте, исправно ли работает усилитель.

Почему возникают неполадки с системой торможенияПочему возникают неполадки с системой торможения

Как проверить вакуумный усилитель тормозов

С проверкой вакуумника способен справиться даже начинающий водитель. Определить состояние механизма можно, не демонтируя его с автомобиля. Достаточно будет провести три небольших теста, результаты которых укажут на наличие (или отсутствие) проблемы.

Тест №1

Заведите мотор и дайте ему минут семь поработать вхолостую, затем выключите. После этого нужно до упора выжать тормозную педаль, чтобы создать в усилителе вакуум. Отпустите педаль и вновь полностью выжмите.

Если вакуумный усилитель тормозов неисправен, для второго нажатия на педаль понадобится большая нагрузка, чем для первого. Это значит, что в системе больше не может создаваться вакуум. Если ход педали при первом и втором нажатии не отличается, возможно, неисправностей нет, но для уверенности стоит провести следующий тест.

 

Тест № 2

При отключенном моторе нажмите 6–8 раз на тормозную педаль. Затем максимально выжмите педаль и заведите машину. Когда с усилителем все в порядке, в системе в этот момент начинает образовываться вакуум. При этом диафрагма давит на шток, соединенный с тормозной педалью. Вследствие этого, даже если максимально выжата педаль, вы почувствуете, что получилось опустить ее еще ниже.

Но если педаль после запуска мотора не сдвинулась с места, значит, вакуум создан не был. Следует выяснить, неполадки каких элементов ВУТ привели к подобным последствиям, и отремонтировать узел.

Тест № 3

Третий тест позволит выяснить, нет ли утечек воздуха в атмосферу. Сначала нужно завести двигатель. Полностью выжмите тормозную педаль и заглушите автомобиль.

Теперь нужно наблюдать, как поведет себя педаль. Если спустя 30 секунд ее местоположение не отклонится от максимально выжатого, разгерметизация системы отсутствует. Но если возвратная пружина приводит педаль в начальное положение, это свидетельствует о росте давления в рабочей камере. Стоит проверить вакуумный усилитель тормозов в шиномонтажной мастерской.

Что делать с неисправным устройством

Теперь вы знаете, как самостоятельно определить, что с вакуумником произошли какие-либо неполадки. Что делать дальше, если вся система или ее элементы выйдут из строя? В автосервисе, скорее всего, вам сообщат, что выгоднее будет демонтировать ВУТ и поставить новый. Однако в большинстве случаев, чтобы вернуть усилитель в строй, достаточно отремонтировать или заменить отдельные детали системы. Полная замена узла понадобится только в по-настоящему серьезных случаях.

Регулировка

Чтобы отрегулировать усилитель, требуется корректно выставить свободное движение педали тормоза. Для этого нужно подогнать длину штока ГТЦ. Регулировочным болтом проверьте ширину зазора/выступа. Положение самого болта также должно быть настроено правильно, чтобы можно было обнаружить точный момент открытия/закрытия клапанов.

Ремонт и замена

Если патрубок вакуумного усилителя тормозов потерял свою герметичность, его нужно заменить. Ослабленные держатели требуется затянуть. Для установки новых резиновых прокладок вакуумного шланга взамен изношенных используйте ремонтный набор, однако сначала убедитесь, что другие детали системы исправны. Если проблема только в обратном клапане, его проще заменить, чем ремонтировать, — сэкономите и деньги, и время.

Что делать с неисправным устройствомЧто делать с неисправным устройством

Обнаружив во время самостоятельной диагностики более серьезные повреждения ВУТ, следует отправиться в автомастерскую. Ремонт узла не стоит баснословных денег, зато вы будете уверены в полной безопасности и машины, и пассажиров, и собственной. Не забудьте после работ по реконструкции усилителя выполнить проверку антиблокировочной системы и системы стабилизации, а также синхронизацию вращения колес при торможении. Сделать все это, скорее всего, можно будет, не уезжая из автосервиса, на специальном диагностическом стенде.

Часто задаваемые вопросы о неисправности вакуумного усилителя тормозов

Что будет, если ездить на автомобиле с неисправным вакуумником?

Неисправности механизма снижают эффективность торможения, увеличивают тормозной путь. Могут быть повреждены прочие элементы тормозной системы. Высок риск попасть в аварию.

Обязательно ли устанавливать ВУТ на свой автомобиль?

Некоторые модели не оборудованы вакуумным усилителем тормозов, и водители таких машин ездят без проблем. Однако для повышения безопасности и комфорта движения стоит все-таки поставить такую систему.

Пытаясь сбавить скорость авто без вакуумника, приходится изо всех сил жать на тормозную педаль, иногда и двумя ногами. Тормозной путь у таких автомобилей значительно длиннее, а в случае экстренного торможения остановить транспортное средство практически мгновенно будет практически невозможно.

Сколько стоит диагностика вакуумного усилителя?

Стоимость проверки вакуумника разнится в зависимости от модели машины и самого автосервиса. Обычно за такую диагностику нужно будет заплатить от одной до трех тысяч рублей.

Какие есть разновидности вакуумных усилителей?

Существуют одинарные, двойные и гидравлические усилители. Механизмы отличаются друг от друга конструкцией и принципом работы.

Как продлить срок службы вакуумного усилителя тормозов?

Вакуумник прослужит дольше, если регулярно проверять состояние тормозной системы, проводить тесты на образование вакуума, менять изношенные прокладки и фильтры, не тормозить слишком резко, не перегружать автомобиль. При возникновении признаков неполадок ВУТ следует незамедлительно отправиться в автомастерскую для ремонта или замены запчастей.

Как продлить срок службы вакуумного усилителя тормозов?Как продлить срок службы вакуумного усилителя тормозов?

При любых неисправностях вакуумного усилителятормозов проще всего будет обратиться в профессиональную шиномонтажную мастерскую. Однако опытные автовладельцы с большим стажем вождения и обслуживания машины могут выполнить ремонт или установку нового механизма своими руками. Стоит учитывать, что часто замена деталей усилителя стоит гораздо дешевле, чем их починка.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...