Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
14.09.2023 Автосервис
1129
Время чтения: 12 минут

Туго крутится руль с гидроусилителем: причины и способы исправления ситуации

Сохранить статью:

О чем речь? В 1951 году компания Chrysler установила на автомобиль Crown Imperial гидроусилитель руля, сделав управление автомобилем комфортным. К сожалению, ГУР не вечен, и в самый неподходящий момент может потребоваться его ремонт. Чтобы избежать проблем в будущем, важно распознать проблему и принять своевременные меры.

В чем проблема? Если туго крутится руль с гидроусилителем, это связано с рядом неисправностей. К примеру, в систему попал воздух, фильтр засорился или вышел из строя насос. Также может быть неисправен и сам ГУР.

Устройство гидроусилителя руля

Гидроусилительный контур является замкнутой системой, которая состоит из множества компонентов. Поэтому ремонтировать ГУР достаточно трудно, ведь элементов здесь множество:

  • нагнетающий насос;
  • расширительный бачок;
  • регулятор давления;
  • силовой блок;
  • золотник;
  • соединительные рукава магистрали.

Насос приводится в действие силовым агрегатом автомобиля, при этом регулятор давления балансирует создаваемое усилие относительно золотника. Гидроцилиндр воздействует на рулевую рейку, создавая необходимое дополнительное усилие при повороте руля. То есть перепад давления напрямую зависит от расхода жидкости в ГУРе.

Устройство гидроусилителя руляУстройство гидроусилителя руля

По сути, именно данная зависимость и является причиной большинства неполадок, из-за которых нужно выполнять корректировку отдельных составляющих гидроусилителя или полностью менять масло. Ведь именно для того, чтобы нагрузка, которая требуется для активизации рейки, была сбалансирована, на колонку устанавливается золотник. Он будет реагировать на вращательный момент при повороте водителем руля.

Признаки неисправности системы гидроусилителя руля

Когда появляется ощущение, что гидроусилитель работает некорректно, то есть одни и те же углы вращения руля приводят к разным поворотам направляющих колес, следует проверить:

  • сопротивление повороту руля на разных скоростях движения машины, на разных углах подъема или спуска;
  • движение с рывками на предмет наличия заеданий;
  • усилие при повороте руля влево и вправо;
  • разницу в усилии при повороте руля как с заглушенным двигателем, так и с включенным – если она незначительна, это верный признак неисправности ГУР.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Именно последний признак является простейшей и довольно верной экспресс-диагностикой системы усиления.

6 причин, почему туго крутится руль с гидроусилителем

Если оснащенный гидроусилителемруль начинает крутитьсятуго, выделяют несколько причин:

Проблемы с залитым маслом

  • Вполне возможно, что уровень жидкости падает из-за того, что происходит ее утечка. Следует проверить всю систему на предмет герметичности (в первую очередь целостность бачка и соединения) и долить масла до нормы.
  • Внутрь магистрали попал воздух. В отличие от жидкости, воздушная масса может менять объем при увеличении давления, что приводит к снижению производительности колонки ГУР.

Воздух достаточно эффективно выгоняется из магистрали путем последовательного поворота руля вправо и влево. Если же он попадает в магистраль с завидной регулярностью, следует обратиться в автосервис.

 

Ослабление приводного ремня гидроусилителя

Все детали автомобиля имеют свойство изнашиваться, а трущиеся детали – тем более. Со временем зубчатая сторона приводного ремня потихоньку истирается, и он вытягивается. Из-за этого сильно ослабляется контакт ленты со шкивом, который перестает передавать крутящий момент. В итоге руль с гидроусилителем крутится туго.

Явным признаком подобной неисправности является визг под капотом при запуске мотора или же при резких поворотах рулевого колеса. При исследовании ремня можно увидеть характерные потертости краев, а также наличие трещин.

Неполадки в карданном вале

Если у автомобиля большой пробег, то руль может начать вести себя непредсказуемо: изначально вращать его было легко, но вдруг он внезапно потяжелел.

Это типичный признак изношенности карданного вала, который передает вращательный момент на рулевую колонку. Данная неприятность чревата еще и тем, что в один ужасный момент руль может просто заклинить, и автомобиль потеряет управление на скорости.

6 причин, почему туго крутится руль с гидроусилителем6 причин, почему туго крутится руль с гидроусилителем

Слишком большое или маленькое давление в шинах

Иногда водители грешат на ГУР, хотя в действительности виновниками плохой управляемости являются колеса, а именно: избыточное или недостаточное давление в баллонах. Приспущенные шины не позволяют авто быстро реагировать на повороты руля, так как увеличивается пятно контакта резины с покрытием. На гидроусилитель руля при этом существенно увеличивается нагрузка.

При перекачке покрышки начинают хуже поглощать вибрацию, как следствие, все колебания передаются на рулевую колонку, что, естественно, ускоряет износ последней.

Износилась рулевая стойка

Со временем между составляющими рулевого механизма образуются зазоры, происходит износ демпфирующих деталей, изготовленных из резины. Из-за этого рулевая стойка расшатывается, в области передней оси появляется стук, а на руль передается вибрация.

Обычно при таком развитии событий из ГУР начинает утекать жидкость – под днищем машины образуются масляные пятна. Для исправления ситуации потребуется полностью заменить рулевую колонку.

 

Загрязнился клапан насоса ГУР

Почему же еще может туго крутиться руль с гидроусилителем, если после проверки выясняется, что все элементы системы работают штатно? Дело может быть в избыточном нагреве жидкости в гидроусилителе, когда образуется нерастворимый осадок. Он твердый, и из-за его присутствия перепускной клапан залипает. Из-за этого насос перестает генерировать требуемую мощность. Данная неисправность решается переборкой и промывкой всех запчастей насоса.

Разбор руля

Во-первых, даже если руль с гидроусилителем крутится неестественно туго, производить ремонт системы «на горячую» нельзя. После того как мотор охладится, трубопроводы, которые соединяют рулевую систему и расширительный резервуар, отсоединяются, жидкость внутри системы сливается. Далее снимают приводной ремень и проверяют его на дальнейшую пригодность для эксплуатации. Затем отсоединяют блоки крепления шкива насоса.

Данный алгоритм дает возможность подобраться к креплению насоса ГУР, после чего его можно снять и отремонтировать (с разборкой и промывкой всех составных частей).

Также нужно протестировать работу системы фильтрации. Своими силами эту проверку выполнить нельзя – необходимо обратиться в профессиональный автосервис.

Удаление излишков воздуха

Удалить из магистрали ГУР лишний воздух относительно несложно. Во-первых, можно прокрутить руль до отказа вправо, а затем до отказа влево. И так несколько раз. Скопившиеся в гидравлике микропузырьки воздушной массы будут буквально выдавлены из нее.

Если при этом руль все равно продолжает крутиться плохо, то дело в завоздушивании расширительного бачка. То есть жидкость в нем эффективно смешивается с воздухом, образуются пузыри, которые и мешают работе рулевого механизма. Данная проблема решается посредством смены масла в системе.

Замена жидкости в ГУР

Для смены жидкости в ГУР разбирать механизм не нужно. Сначала снимают хомуты с соединений патрубков, далее ремни и другие крепежи. Демонтаж бачка производить необязательно. Масло при этом откачивается и заливается новая смазка. Но если диагностики не было очень давно, резервуар нужно снять, проверить на герметичность и промыть.

Замена жидкости в ГУРЗамена жидкости в ГУР

Для ГУР лучше использовать «синтетику» высокого качества. Использовать обычное машинное недопустимо. Только специально подобранные составы имеют необходимую текучесть и вязкость, чтобы обеспечить эффективную работу – как в жару, так и в мороз. Кстати, для пониженной температуры нужно применять особые синтетические темно-зеленые смеси.

Замена тяжелого руля

Сначала убираются все крепежи и патрубки, далее из резервуара сливается масло. Затем осуществляется монтаж новой системы (находящейся в исправном состоянии).

Очень важно производить замену в специализированном центре, где есть требуемый рихтовочный стенд. Кроме того, выполнять работу должны компетентные специалисты.

Устройство системы ГУР достаточно сложное, выявить причины некорректной работы бывает трудно. Самое неприятное, что проблемы могут удачно маскироваться одна под другую, соответственно, ухудшение работы гидроусилителя не всегда связано с поломками именно в данной системе.

Часто задаваемые вопросы о гидроусилителе руля

Можно ли крутить руль с гидроусилителем с заглушенным двигателем?

Иногда «на холодную» руль с гидроусилителемкрутитсятуго. Выворачивать рулевое колесо в авто, оснащенном ГУР, с выключенным мотором настоятельно не рекомендуется – в этом случае неоправданно расходуется технический ресурс шестеренок. Бывает, что рулевая система изнашивается настолько, что требуется замена рейки, в данном случае вращение руля приведет к усилению нагрузки на подвеску.

Можно ли ездить без гидроусилителя руля?

Разумеется, управлять автомобилем, лишенным гидроусилителя руля, возможно и технически, и формально. Конечно, это будет неудобно. Однако при езде без ГУР выдавливания сальников не произойдет.

Можно ли ездить с неисправным гидроусилителем руля?

ГУР, который работает некорректно, рулевое управление не блокирует, продолжать движение с «потекшим» или поломанным усилителем вполне возможно. Но нужно привыкать к такой езде, ведь потребуется большее количество усилий для вращения руля. Все-таки разумнее вовремя контролировать техническое состояние гидроусилителя.

Можно ли ездить без жидкости в гидроусилителе руля?

ГУР рассчитан на то, чтобы внутри него циркулировало масло. Поэтому отсутствие специальной жидкости в системе приведет, прежде всего, к поломке насоса, который не может работать «всухую». Произойдут задиры роторной пары (стоимость исправления поломки – до 18 тыс. руб.) и пр. Особенно трудно отремонтировать или заменить двухконтурный насос машины с гидроподвеской.

Причины тугого прокручивания руля крайне сложно диагностировать. Нужно учесть слишком большое количество факторов: степень накачки шин, натяжение привода насоса, уровень заполнения расширительного бачка. И это только те моменты, которые можно протестировать «на месте» – более трудные поломки необходимо проверять в специализированных сервисах.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...