Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
28.04.2023 Автосервис
1791
Время чтения: 14 минут

Точечная сварка автомобиля: где, как и когда применяется

Сохранить статью:

Что это? Точечная сварка автомобиля в основном используется на заводах при изготовлении кузова. Благодаря автоматизации процесса и роботизации конвейера такой способ значительно ускоряет производство.

Как использовать? Для кузовного ремонта в автосервисах используется разновидность точечной сварки – споттеры. Эти аппараты редко применяются для сваривания деталей. Их прямое назначение – рихтовочные работы.

 

Что собой представляет точечная сварка

Необходимо понимать, что технология сваривания тонких листов металла будет отличаться от сварки толстостенных элементов.

Когда толщина деталей достаточно большая, не происходит тепловая деформация, а также искривление металла. Устойчивость металлических заготовок большой толщины объясняется достаточным объемом, в котором рассеивается тепло по аналогии с радиатором.

При проведении сварочных работ необходимо обращать внимание на проникновение металла, шов должен получиться качественным и прочным. Если заготовки достаточной толщины, невозможно прожечь металл. Но при работе с тонкими элементами, к примеру, во время точечной сварки при ремонте автомобилей, могут возникнуть сложности.

Возможно, у вас большой опыт сваривания металлоконструкций большой толщины. Однако выполнить точечную сварку автомобиля будет непросто. Необходимо потренироваться, чтобы почувствовать, как ведет себя в работе металл кузова.

Что собой представляет точечная сваркаЧто собой представляет точечная сварка 

Точечная сварка автомобиля представляет собой процесс, во время которого через минимальное расстояние подается сильнейший электроимпульс на плотно сжатые элементы.

В ходе работы поверхности обрабатываемого металла нагреваются до максимальных температур. В области соприкосновения образуется расплавленное ядро.

Из-за того что металлические элементы плотно сжаты, запускается процесс диффузии металлов. Когда электроток отключается и нагретая точка остывает, металл кристаллизуется.

Точка сварки настолько прочная, что, если попытаться разрушить соединение, металл лопнет не в точке сварки, а рядом с ней.

Аппарат для точечной сварки автомобиля генерируется импульс, при этом заготовки должны быть плотно сжаты. Чтобы сильно разогреть импульсом поверхность металла, нужна большая сила тока и низкое напряжение.

Преимущества и недостатки точечной сварки

У каждой технологии сварки есть свои достоинства и недостатки. Прежде всего, стоит отметить преимущества точечной сварки:

  • Сварочные работы выполняются тремя способами, повышающими функциональность: точечным, шовным – контактная стыковая сварка, а также рельефным.
  • Можно сваривать детали, отличающиеся по толщине.
  • Подходит при работе со сплавами с разным химическим составом.
  • Можно менять характеристики временных режимов контактной сварки, а также мощность.
  • Сварной шов получается высококачественным, способен выдержать повышенные нагрузки: при давлении (к примеру, в паровых котлах, стыках рельс), динамические и на разрыв.
  • У точечной сварки высокая производительность – на одну точку достаточно 0,02-1 секунды, поэтому ее применяют в технологических линиях на производствах.
  • Благодаря автоматизации производственного процесса практически полностью исключается появление дефектов из-за ошибок мастера.
  • Есть множество вариантов исполнения: стационарные, подвесные сварочные аппараты (при контактной точечной сварке клещами), а также передвижные.
  • Не нужно выполнять подготовку, нагревать элементы, погружать их в защитную среду.
  • Полная экологичность сварочного процесса.
 

Несмотря на весомые преимущества, точечная сварка для ремонта кузова автомобиля имеет недостатки, связанные с высокой ценой на сварочные работы и необходимостью проведения подготовки:

  • повышенные требования на допуски (определенное сечение и толщина заготовок);
  • применяются узкоспециализированные сварочные аппараты;
  • цена таких аппаратов достаточно высокая;
  • при соединении элементов используются ограниченные площади.

Применение точечной сварки (споттеров) в кузовном ремонте

Раньше точечную сварку применяли ограниченно, так как для выполнения работ требовались источники питания с повышенной мощностью, сварочные клещи, под которые удавалось разместить не каждую заготовку.

Однако затем стали использоваться споттеры, и ситуация в корне поменялась. При реализации этой технологии сварки нужен доступ лишь с одной стороны соединяемых заготовок, мощность небольшая, поэтому подойдет стандартный инверторный источник питания. Такое оборудование за счет небольшой цены может приобрести каждый владелец автосервиса.

Вышеперечисленные особенности позволяют с успехом применять сварку споттерами, чтобы отремонтировать машину.

Применение точечной сварки (споттеров) в кузовном ремонтеПрименение точечной сварки (споттеров) в кузовном ремонте 

Споттер представляет собой оборудование для точечной сварки. Но его не применяют для того, чтобы сваривать элементы кузова.

В споттере сила тока используется для того, чтобы локально нагреть металл либо приварить к поврежденной детали вспомогательный элемент и восстановить кузов.

Рихтовка споттером подходит для реконструкции кузовных элементов, к примеру чтобы устранить вмятины в тех областях автомобиля, где к дефекту невозможно подобраться с внутренней стороны.

Точечная сварка споттером применяется для восстановления порогов, стоек крыши, задних крыльев, дверей и прочих кузовных элементов, где нет полного доступа и не получится выдавить и устранить повреждение изнутри.

Непосредственно сам споттер не участвует в восстановлении геометрии кузова. Чтобы устранить вмятины с его помощью, к поверхности нужно приварить вспомогательную оснастку, для этого применяют шайбы.

Используя спорттер для того, чтобы отрихтовать вмятину на кузове, сварщик выполняет действий лишь снаружи повреждения. Во время ремонтных работ не повреждается внутреннее антикоррозийное покрытие кузова, не меняется состав стали, поскольку не происходит выжигание углерода, из которого она состоит.

Стоит отметить, что рихтовка производится с высокой точностью и деликатностью. Поэтому мастер легко сможет устранить вмятину, при этом поверхность кузовного элемента будет идеально ровной. После такого ремонта, подготавливая машину к покрасочным работам, маляр будет использовать небольшое количество шпатлевки. В результате удастся восстановить кузов качественно, вернув автомобилю заводской внешний вид.

Товары из категории

Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Объем ресивера, л 500
  • Мощность, кВт 11
291 785 ₽
В кредит от 9 726/мес
ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ ШКАФ ДЛЯ АКБ СВЕТОЧ - 04 - 06.40В.50А.R18А(250ВТ) – управление только через ПК
ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ ШКАФ ДЛЯ АКБ СВЕТОЧ - 04 - 06.40В.50А.R18А(250ВТ) – управление только через ПК
  • Количество каналов, шт 6
  • Ток зарядки 1, А 50
682 560 ₽
В кредит от 22 752/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
349 200 ₽
В кредит от 11 640/мес
ML Верстак 1800 ML5/ML5 с двойным экраном и освещением
ML Верстак 1800 ML5/ML5 с двойным экраном и освещением
  • Габариты, мм 1888x1800x700
  • Вес, кг 141.2
Под заказ
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Методы работы споттером при ремонте автомобиля

При проведении рихтовки споттером мастер может легко выровнять вмятину на кузовном элементе, удалить бугры, шишки и хлопуны, которые возникают из-за растяжения металла в месте деформации. Технология ремонта споттером вмятин и выпуклостей существенно отличается.

Стандартную вмятину споттер вытягивает, захватившись за поверхность кузова. Чтобы обеспечить нужный зацеп, споттер используют следующим образом: точечно приваривают кончик насадки с обратным молотком и сразу же выполняют удар. Также можно отрывать насадку, поворачивая инструмент под прямым углом, либо приварить к другому участку.

Таким образом, металл на вмятине отстукивается наружу. Приваривание наконечника обратного молота не портит кузовной элемент, поскольку никаких следов обработки не остается.

  • Приваривание шайб споттером к поверхности с дефектом осуществляется в одно касание.
  • После этого через отверстия в шайбах продевают прут из стали, за него мастер цепляется рычагом либо специнструментом и вытягивает вмятину.

С помощью споттера можно приварить к вмятине 2-3 шайбы либо волнистую проволоку. Далее к ним прицепить специальную гребенку, за которую мастер с помощью рычага вытянет вмятину.

  • Волнистую проволоку приваривают лифтером к кузовному элементу с дефектом.
  • После этого мастер цепляется к вмятине крючками-гребенкой и устраняет дефект с помощью рычага.

Вместе со споттером зачастую используется лифтер. Этот специальный инструмент имеет стержень, кончик которого приваривается к вмятине. Специальная опора упирается в поверхность, после чего металл вытягивается плавным движением с помощью рукояти.

  • В комплект к споттеру входит насадка-лифтер: стержень привариваем к поврежденной области.
  • Далее подтягиваем металл в области повреждения.

То, какие дополнительные инструменты использовать вместе со споттером, зависит от типа повреждения. Опытный мастер может применить насадку-лифтер либо крючки-гребенку, чтобы выполнить работу быстро и качественно.

Методы работы споттером при ремонте автомобиляМетоды работы споттером при ремонте автомобиля 

Во время осаживания металла (бугров, хлопунов, шишек) сила тока споттера применяется, чтобы нагревать металлические поверхности.

Необходимо понимать, что выпуклости на металле образуются из-за того, что происходит его растяжение и утончение.

При растяжении для устранения дефекта избыточную площадь металла нагревают. Для этого используется насадка споттера. Ее приваривают к поверхности, затем нагревают до появления накала. Приставленная к выпуклости насадка нагревает ее, в результате происходит осаживание металла. В месте выпуклости устраняется избыточная площадь, толщина металла становится как прежде.

Осаживание выпуклостей с помощью спецнасадки является специфическим видом ремонта, выполнить такую сложную работу могут только опытные мастера.

Технология работы следующая: при точечном нагреве мастер несильно надавливает кончиком насадки споттера на сталь, которая становится пластичной и податливой. При этом избыточную площадь растянутого элемента по периметру обрамляет холодный металл, который не нагревается споттером. Растянутая сталь во время нагрева вынуждена принять первоначальную форму и плоскость.

Рекомендации по работе со споттером

Выполняя точечную сварку автомобиля, следует придерживаться изложенных ниже советов:

  • Если аппарат подключается к электросети, следует понимать, что сечение электропроводов, подведенных к розетке, должно быть от 2,5 квадратных миллиметров. Для оборудования, которое потребляет ток 32А, важно, чтобы сечение было от 4 квадратных миллиметров. При использовании удлинителя потребуется кабель, сечение которого увеличивается в зависимости от длины.

Автоматические предохранители на распределительном щитке должны иметь индекс кривой отсечки D (задержка по срабатыванию: для оборудования на 230 В — 25 А, для оборудования на 400 В — 16 А). Данные особенности работы объясняются спецификой технологии точечной сварки (короткое замыкание). Если не придерживаться указанных рекомендаций, потери по сопротивлению на кабелях будут слишком большие, не удастся добиться нужного эффекта.

  • Необходимо подготовить поверхность предстоящего воздействия – зачистить их от всех загрязнений. В противном случае будет искрение, расход наконечников увеличится, мастеру станет некомфортно работать.
  • Клемму массы «земля» следует располагать максимально близко к области сваривания, нельзя ставить ее на рядом расположенную деталь.
  • Необходимо отслеживать прочность контактов в области, где крепятся инструмент и масса. Из-за недостаточного контакта возникнут сбои, места крепления инструмента выйдут из строя.
  • Приваривать волнистую проволоку нужно с дальней точки, постепенно двигаясь к массе. В противном случае произойдет шунтирование, ток пройдет по наименьшему сопротивлению, в результате каждая последующая точка будет слабее предыдущей. Важно отслеживать, чтобы проволока касалась элементов не всеми точками, а лишь привариваемой.
  • Нажимать на инструмент во время проведения сварочных работ нужно с умеренным усилием. Контактная сварка называется еще сваркой сопротивлением, что отражает физику процесса. Это значит, что при слишком большой силе нажатия сварка не произойдет, сопротивление в месте контакта будет практически нулевым, заготовки лишь слегка прилипнут друг к другу.
  • Если размер дефекта слишком большой, вытягивать вмятину нужно с края, постепенно двигаясь к середине по спирали. Действуя таким образом, вы исключите провал вокруг центра, за который не стоит начинать вытягивать. Иначе металл растянется, это приведет к образованию дефекта хлопуна. Если же вытягивать вмятину постепенно по спирали, не произойдет сильная растяжка металла, мастер сэкономит свои силы и время.

Рекомендации по работе со споттеромРекомендации по работе со споттером 

Во время точечной сварки автомобиля свет должен падать сбоку, чтобы вам было лучше видно плоскость. Следите за тем, чтобы на кузовных элементах не образовывались бугры, которые портят вид и являются серьезным дефектом.

Когда длина импульса слишком большая, в области точечной сварки, после того как отсоединится молоток, образуется отверстие. Устранить его практически невозможно. Придется наносить шпаклевку, но даже после этого возникает сквозная ржавчина. Оптимальный вариант – сразу же выбрать небольшую длину импульса, прибавляя ее при необходимости.

Если прожог единичный и у вас нет полуавтомата, устранить отверстие можно угольным электродом, подавай второй рукой присадочную проволоку.

Споттер успешно используется для выполнения точечной сварки при ремонте автомобиля. Если вы планируете применять такое оборудование не только для кузовных работ, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации, которая прилагается к аппарату.

Получив необходимые навыки работы со споттером, вы сможете использовать точечную сварку на всех этапах рихтовки, научитесь быстро восстанавливать кузов автомобиля. Когда вы наберете достаточно опыта выполнения подобного вида сварочных работ, сможете обслуживать больше машин за единицу времени, при этом качество рихтовки будет высоким, а значит, клиенты останутся довольными. При подборе той или иной модели споттера обращайте внимание на основные характеристики оборудования, чтобы купить подходящий для себя аппарат.

Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Приобрести оборудование за 0 ₽ без первого взноса
Кредит за 15 минут
Скидка до 46 000 ₽