Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
30.01.2024 Автосервис
1052
Время чтения: 11 минут

Масло в АКПП: температура в норме и при перегреве

Сохранить статью:

О чем речь? Температура масла в АКПП играет важную роль в обеспечении ее эффективной работы и продолжительного срока службы. Слишком высокие или низкие показатели негативно сказываются коробке передач, выводя ее из строя.

Какая оптимальная? Идеальная рабочая температура масла в АКПП обычно составляет от +70 °C до +90 °C. В таком случае жидкость обеспечивает оптимальную вязкость и смазывает все детали коробки передач. Важно поддерживать температуру масла на этом уровне.

 

Температура масла в АКПП

Качество и состояние такой важной жидкости, как трансмиссионное масло или ATF (Automatic transmission fluid), которое заливается в «классические» автоматические коробки переключения передач современных автомобилей, напрямую влияют на рабочую температуру агрегата.

Эта жидкость отличается от моторного масла составом и выполняемыми функциями, в число которых входят:

  • обеспечение смазки деталей трансмиссии;
  • охлаждение трущихся деталей КПП;
  • защита трансмиссии от коррозии;
  • создание рабочего давления, сжимающего фрикционы, которые отвечают за переключение передач;
  • передача крутящего момента от ДВС к ведущим колесам через гидротрансформатор.

Высокие рабочие нагрузки приводят к повышению температуры масла в АКПП и его быстрому изнашиванию. Предотвратить перегрев ATF позволяет использование контура охлаждения, при прохождении через который нагрев жидкости снижается до нормальных значений (от +75 до +95 °C).

Важно понимать, что для работы агрегата некритично кратковременное повышение температуры рабочей жидкости до значений от +100 до +120 °C. Однако если превышение нормы носит постоянный характер, то каждые 20 градусов приводят к двукратному снижению жизнеспособности ATF.

Проверка температуры и уровня масла в АКПП может выполняться как на приборной панели, так и через адаптер ELM327 с использованием специального ПО Torque Pro. После подключения сканера к разъему для диагностики, которым оснащен бортовой компьютер, данные можно получить через интерфейс USB или с помощью технологий беспроводной связи (Bluetooth, Wi-Fi).

 

Признаки и причины перегрева масла в АКПП

Повышение рабочей температуры ATF может происходить по разным причинам, среди которых чрезмерные нагрузки и недостаточный уход за транспортным средством.

Признаки и причины перегрева масла в АКПППризнаки и причины перегрева масла в АКПП 

Температура трансмиссионного масла может доходить до + 95 °C и выше по разным причинам, среди которых:

  • автомобильные пробки;
  • жара;
  • работа двигателя на чрезмерно высоких оборотах;
  • буксировка тяжелого прицепа или другого транспортного средства;
  • подъем в гору.

Чрезмерно высокая температура масла в АКПП может возникать не только из-за высоких нагрузок. Существуют другие возможные причины:

Неисправность радиатора

Эффективность системы охлаждения снижается в жаркую погоду и при езде в пробках. Причина заключается в недостаточно интенсивном потоке воздуха. Также теплообменник может не справляться со своими функциями из-за засорения сот, в которые набиваются пух, пыль и насекомые.

Температура масла в коробке АКПП снижается за счет использования контура охлаждения, встроенного в теплообменник ДВС, нагрев антифриза в котором может составлять +100 °C и выше, что не позволяет ATF охладиться до нормальных значений.

Высокая нагрузка

Критическое повышение температуры ATF может происходить вследствие автоматического переключения передач при длительной пробуксовке ведущих колес. Трансмиссия пытается передавать больший крутящий момент, что приводит к быстрому нагреву рабочей жидкости.

Низкий или избыточный уровень рабочей жидкости в системе

Если в АКПП не хватает трансмиссионного масла, то при работе насоса происходит захват воздуха с образованием масляно-воздушной смеси. Такая эмульсия обладает низкой теплоемкостью и легко поддается сжатию, что приводит к падению качества смазки. Повышение трения в свою очередь приводит к перегреву ATF.

Если трансмиссионной жидкости слишком много, она при работе двигателя на высоких оборотах начинает пениться, увеличиваясь в объеме и выплескиваясь наружу, что приводит к снижению уровня. Далее происходит то, о чем говорилось выше.

Низкое качество трансмиссионной жидкости

Согласно рекомендациям производителей, ATF подлежит замене в среднем каждые 60 000 км пробега, однако из-за специфики климатических условий, качества дорожного покрытия и стиля вождения жидкость может нуждаться в замене через 30 000–40 000 км.

Если вовремя не обновлять трансмиссионную жидкость, она насыщается загрязнениями, частичками металла, что приводит к утрате смазывающих и охлаждающих свойств, а значит, температура масла в АКПП начинает превышать норму.

Низкое качество трансмиссионной жидкостиНизкое качество трансмиссионной жидкости 

Как узнать, что температура масла в АКПП превысила норму? Об этом можно судить по загоранию соответствующего светового индикатора на панели приборов или снижению уровня жидкости. Если индикация отсутствует, о перегреве ATF могут свидетельствовать следующие признаки:

  • Возникновение толчков и задержек при переключении передач, сбрасывание повышенной передачи на пониженную – все это говорит о засорении соленоидов и тонких каналов гидротрансформатора шлаками и частичками металла, взвешенными в перегретом масле, что вызывает падение давления. Недостаточное сжатие фрикционных дисков приводит к их пробуксовке.
  • О подгорании ATF также свидетельствует появление запаха горелого масла.
 

Что делать при перегреве масла в АКПП

Как оказать «неотложную помощь» автоматической коробке переключения передач при появлении признаков перегрева (горит индикатор AT или A\T Oil Temp), чтобы предотвратить серьезные поломки? Рассмотрим несколько способов:

Снижение оборотов двигателя

Необходимо сбросить скорость и подождать, пока масло в коробке охладиться до нормальных значений, о чем будет свидетельствовать погасшая лампочка индикатора на приборной доске автомобиля.

Промывка радиатора

Специалисты рекомендуют выполнять чистку теплообменников как минимум один раз в год, смывая загрязнения струей воды или с помощью минимойки. Для мытья теплообменников можно пользоваться автомобильными шампунями. Следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить соты.

Замена ATF

Проверку уровня и качества трансмиссионной жидкости следует выполнять на работающем ДВС с селектором в положении «Р». Перед замером с помощью щупа рекомендуется проехать от 10 до 20 км. Уровень ATF в норме не должен превышать отметки «Hot».

В нормальном состоянии ATF имеет красный или светло-желтый оттенок. При загрязнении жидкость темнеет. Если масло на щупе черного цвета, оно подлежит замене.

Что делать при перегреве масла в АКППЧто делать при перегреве масла в АКПП 

Аппаратную или частичную замену ATF можно осуществлять даже на необслуживаемой АКПП. Во втором случае необходимо снять и промыть поддон, слить из системы около половины масла, заменить масляный фильтр, вернуть поддон на место и залить новую жидкость. Такая процедура выполняется несколько раз.

Если заливаемое масло не соответствует старому и имеет другую вязкость, это может привести к нарушениям в работе АКПП. При замене ATF необходимо ориентироваться на рекомендации производителя. Соответствующая информация может быть нанесена на щуп, табличку под капотом или содержаться в технической документации к автомобилю.

Если перечисленные выше меры не помогают снизить температуру до нормальных значений, необходимо обратиться в сервисный центр для проведения диагностики.

Товары из категории

Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
295 434 ₽
В кредит от 9 848/мес
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6
682 560 ₽
В кредит от 22 752/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
331 200 ₽
В кредит от 11 040/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Советы по поддержанию рабочей температуры масла в АКПП

По мере эксплуатации автомобиля рабочее тело гидротрансформатора изнашивается, что приводит к повышению температуры, снижению крутящего момента и ухудшению динамики разгона. К примеру, плохая работа трансмиссии может затруднять обгон.

Работа АКПП при температуре, превышающей норму (+95 °C), вызывает быстрое изнашивание ее элементов. При нагреве от +120 до +130 °C ATF утрачивает вязкость, что приводит к осаждению фрикционной пыли и других загрязнений в каналах трубопровода, на поверхности деталей и в сотах теплообменника. Из-за недостаточной смазки подшипники, шестерни и валы испытывают избыточное трение. Неправильная работа агрегата приближает его капитальный ремонт или полную замену.

В АКПП до поступления команды на переключение передач происходит свободное вращение фрикционных дисков. Для передачи крутящего момента необходимо полное сжатие фрикционов и их фиксации в правильном положении. В противном случае их пробуксовка приводит к перегреву и обугливанию поверхности.

Наличие пластиковых корпусов и втулок в современных гидроблоках и соленоидах приводит к их выходу из строя при перегреве, что в свою очередь может вызвать повреждение проводов, соединяющих датчики коробки с электронной системой управления АКПП.

Советы по поддержанию рабочей температуры масла в АКППСоветы по поддержанию рабочей температуры масла в АКПП 

К основным мерам, позволяющим предотвратить перегрев ATF и поддерживать оптимальную температуру масла в АКПП, относится увеличение длины контура охлаждения. Дополнительный радиатор позволяет эффективно решить эту задачу. Коробка переключения передач оснащена теплообменником, встроенным в радиатор ДВС, необходимо врезаться в него и смонтировать дополнительный охладитель на внешнюю сторону.

Важно правильно подобрать размер охлаждающего контура. Если теплообменник будет слишком маленьким, он не сможет эффективно выполнять свои функции, а содержание слишком большого связано с дополнительными затратами.

Специалисты советуют придерживаться следующих схем:

  • легковые автомобили с объемом двигателя не более 2,0 л – 4-рядный контур;
  • автомобили с объемом до 3,0 л – 6-рядный;
  • от 3,0 л и более – 8-рядный.

Размеры и конфигурация контура охлаждения зависит от мощности ДВС. При установке дополнительных теплообменников возникает дисбаланс теплообмена, поэтому в зимнее время коробка нуждается в более длительном прогревании. Эту проблему обычно решают установкой термостатов.

Перед установкой дополнительных теплообменников необходимо убедиться, что имеющиеся не засорены и исправны.

Регулярное обслуживание с заменой ATF позволяет избежать перегрева. У разных производителей и марок рекомендованная периодичность выполнения таких процедур может быть разной. К примеру, одинаковые автоматические коробки ZF, которые устанавливают на свои автомобили BMW и Range Rover, первый производитель называет необслуживаемыми, а второй – предписывает замену трансмиссионной жидкости через каждые 60 тысяч километров пробега.

Многое зависит от качества и характеристик ATF, выполняющей в АКПП роль рабочего тела. Жидкости могут иметь разный состав, допуски по нагрузкам, вязкость и набор присадок.

Часто задаваемые вопросы о температуре масла в АКПП

При какой температуре замерзает ATF?

Температура замерзания масла в АКПП – важный параметр. Специалисты советуют подбирать ATF, добавляя допуск в 10 градусов к значению, при котором оно теряет текучесть. То есть жидкость, замерзающую при -35 °C, допустимо использовать при температурах окружающего воздуха не ниже -25 °C.

Какая максимальная рабочая температура масла допустима в АКПП?

Специалисты указывают значение +120 °C. Дальнейшее повышение температуры ATF нежелательно.

Допустима ли зимняя замена ATF?

Специалисты рекомендуют заменить жидкость и фильтр перед наступлением зимних морозов, если с предыдущей замены пробег составил более 40 тысяч километров.

При правильном обслуживании и поддержании нормальной температуры масла в АКПП она способна «пробежать» не менее 300 000 км. Важно следить за ее работой и вовремя выполнять замену ATF.

close icon
Евгений Ковальчук (менеджер)

Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽