В чем проблема? Стук в двигателе может сигнализировать о серьезной неисправности, поломке, которая уже случилась или вот-вот произойдет. Характер и локализация звука могут быть разными.
Каким может быть? Например, глухой звук чаще всего указывает на проблему с коленвалом – его износ или непригодность коренных вкладышей. Звонкий стук может издавать растянутая цепь. Характер и интенсивность треска зависят и от конкретной модели авто.
В этой статье:
Локализация и характер стука в двигателе
Если в двигателе появился стук или другие посторонние звуки, это в любом случае повод насторожиться. Необходимо как можно быстрее разобраться в причинах, чтобы в дальнейшем не платить за дорогой ремонт:
Кривошипно-шатунный механизм
Локализация и характер стука в двигателе
Появление глухого низкого стука в двигателе, интенсивность которого нарастает по мере увеличения нагрузки, обычно связано с повреждением вкладышей коленвала. Если причина в слишком большом зазоре или износе шатунных вкладышей, звук будет более высоким и звонким, становясь громче с увеличением оборотов. Как в первом, так и во втором случаях блоку цилиндров угрожает серьезная поломка – необходимо прекратить эксплуатацию мотора и заняться его ремонтом.
Цилиндро-поршневая группа
При достижении поршнем верхней мертвой точки в начале его движения вниз происходит так называемая перекладка.
Причины стука в двигателе при этом обычно заключаются в изношенности поршней и стенок цилиндров. Распознать наличие этой проблемы можно следующим признакам:
- частый стук, интенсивность которого зависит от величины зазора между поршнем и стенкой цилиндра;
- большая интенсивность треска «на холодную» с затиханием при прогреве двигателя;
- пропорциональность стуков количеству оборотов мотора.
Нередко ДВС, издающий такие звуки, эксплуатируется не один год, несмотря на повышенный расход моторного масла и риск довести дело до капитального ремонта.
Газораспределительный механизм
- Клапаны
Знакомое всем водителям явление, когда «стучат клапана» – не что иное, как увеличение тепловых зазоров. В таких случаях нужна регулировка. Характерный признак данной неполадки – локализация стука в верхних частях мотора, а также его частота, которая в два раза меньше скорости вращения коленчатого вала.
Товары из категории
Звук могут издавать как один клапан, так и несколько. Если шумят приводы нескольких клапанов, можно услышать подобие цоканья из-под клапанной крышки.
Если стук происходит из-за больших зазоров, он сопровождается повреждением контактирующих поверхностей. Когда щели минимальны, подобные неполадки могут стать причиной прогорания выпускного клапана, а звук больше напоминает шепот.
- Привод распределительного вала
Если ремень распредвала слишком сильно натянут, он может издавать характерный вой.
Такой звук исходит от натяжного и обводного роликов и сигнализирует о высыхании смазки в подшипниках и даже о начале их разрушения. Если своевременно не выявить источник проблем и не устранить неполадку, дело может закончиться обрывом ремня газораспределительного механизма из-за заклинивания одного из роликов, после которого двигателю понадобится дорогостоящий ремонт.
- Башмаки натяжителей
Если у газораспределительного механизма ДВС цепной привод, то по мере изнашивания башмаков натяжителей звенья цепи могут начать издавать характерный шорох и даже лязг.
До разрыва цепи ГРМ дело обычно не доходит, однако масляная система может загрязняться продуктами изнашивания башмаков. Если же цепь проскочит по зубцам шестерни и поршни встретятся с клапанами, дорогостоящий ремонт двигателя обеспечен.
- Фазовращатели
Если стук раздается из передней части ДВС, его частота совпадает со скоростью вращения распределительного вала, а на панели приборов зажигается индикатор Check Engine, можно с большой долей вероятности «грешить» на неисправность фазовращателей впускного и выпускного распредвалов.
Турбонаддув
Турбонаддув
При нормальной работе турбина может слегка посвистывать. Если же речь идет о сильном свисте или шипении – это признаки неисправности.
Когда дело доходит до скрежета, означающего задевание рабочих колес за улитки турбокомпрессора, можно считать, что двигатель приговорен.
Система регулируемого впуска
Причина стука может скрываться в заслонках механизма, меняющего длину каналов впускного трубопровода двигателя внутреннего сгорания. Проверить можно, перемещая рукой привод и наблюдая за тем, как меняется звук. Для ДВС может быть опасен отрыв разболтавшихся заслонок от осей.
Система охлаждения
Если двигатель начинает «выть», это может говорить о неисправности подшипника в насосе системы охлаждения. Когда последний приводится в действие ремнем газораспределительного механизма, заклинивший подшипник может вывести из строя мотор.
Даже если насос приводится в действие вспомогательным агрегатом и двигателю ничего не угрожает напрямую, нельзя продолжать эксплуатацию без ремонта.
Не стоит путать посторонние шумы со звуком работы электрического вентилятора, охлаждающего радиатор. Данная система часто срабатывает даже при заглушенном моторе.
Причины стука в двигателе и решение проблемы
Детонация
Стук в бензиновом или дизельном двигателе может быть вызван детонацией топлива в камерах сгорания при ее преждевременном воспламенении. Это явление сопровождается увеличением температуры и давления в цилиндрах. Взрывы топливно-воздушной смеси бывают довольно громкими и происходят из-за:
- некачественного горючего;
- ошибок при чип-тюнинге двигателя, приведших к изменению степени сжатия;
- неисправности системы зажигания;
- скопления нагара и грязи в цилиндрах;
- неисправных свечей зажигания.
В первую очередь необходимо убедиться, что топливо соответствует рекомендациям производителя по октановому числу и имеет удовлетворительное качество. В остальных случаях следует установить и устранить причину самостоятельно, например, заменив свечи, или обратиться за помощью к профессионалам.
Гидрокомпенсаторы
Стук, появляющийся в двигателе «на холодную», при холостой работе, исчезающий при перегазовке и затихающий, когда мотор прогреется, часто является признаком неисправности гидравлических компенсаторов, регулирующих клапаны. Подобное может происходить из-за появившихся зазоров или изменения положения той или иной мелкой детали. Одна из причин – снижение качества моторного масла.
Причины стука в двигателе и решение проблемы
Чтобы решить эту проблему, нужно несколько раз заменить масло с промежутком не более одной тысячи километров пробега. Если работа гидрокомпенсаторов не наладится, возможно, потребуется их замена.
Коленвал
Доносящийся снизу стук при запуске двигателя, который продолжается считанные секунды и становится тише при прогреве, обычно издает коленчатый вал. Этот звук может исчезать и возвращаться. Причина – увеличенный зазор между шейками и вкладышами коленвала. Такая неисправность чревата серьезной поломкой мотора и требует срочного обращения в автосервисную мастерскую.
Причина подобного глухого стука в двигателе нередко заключается в естественном износе. Важно помнить, что срок службы коленвала сокращается, если он работает без достаточной смазки или используется масло низкого качества.
Решить эту проблему можно, заменив коленвал и отремонтировав его постель. Несмотря на высокую стоимость этой процедуры, ее не стоит откладывать. В противном случае можно столкнуться с еще большими расходами, если мотор заклинит.
Масляное голодание
Масляное голодание
Недостаток смазки – причина увеличенного трения между подвижными деталями двигателя и возникновения различных стуков. Снижение уровня масла в системе может быть следствием неисправности масляного насоса, течи в маслопроводах, засорения или «прокрутки» масляного фильтра.
Избежать подобных проблем можно, если следить за уровнем масла и доливать его при необходимости. Замена масла и масляного фильтра должна выполняться через каждые 5–7 тысяч километров пробега. Если вышел из строя масляный насос и двигатель лишился смазки, не следует пытаться добраться до автосервисной мастерской на автомобиле. Лучший вариант – эвакуатор.
Навесное оборудование
Причиной стука, доносящегося из двигателя, могут быть неисправный аксессуар или элемент навесного оборудования. Это не представляет непосредственной опасности. Однако из-за близкого расположения компонентов зачастую сложно понять, что проблема не в самом моторе.
Избавиться от стука в этом случае можно, заменив вышедший из строя элемент дополнительного оборудования, например, насоса или компрессора.
Часто задаваемые вопросы о стуке в двигателе
Что может «трещать» в двигателе?
Источником треска обычно становятся неисправные фазорегуляторы. С этим звуком хорошо знакомы хозяева автомобилей марки TOYOTA или RENAULT с двигателем K4M (1600 мл3 и 113 л. с.). Неисправность данного устройства может проявлять себя по-разному, например, нестабильностью оборотов на холостом ходу, провалами тяги и треском. Некоторые моторы позволяют подолгу не обращать внимания на эти симптомы, а другим требуется быстрая диагностика и замена неисправных элементов.
Зачастую эта проблема устраняется заменой моторного масла на более качественное и соответствующее рекомендациям производителя ДВС.
Также возможно, что причина треска кроется в так называемом датчике фаз. Однако не стоит торопиться заменять это довольно дорогое устройство на новое. Сначала необходимо выполнить диагностику с помощью специальной аппаратуры в автосервисной мастерской.
Как слушать стуки двигателя?
Стук в двигателе на холостых оборотах и в движении обычно слушают для диагностики проблемных узлов. Часто специалисты пользуются стетоскопом. Своими силами можно сделать устройство, позволяющее услышать посторонние шумы в моторе, припаяв к стальному пруту металлическую банку, дно которой, выполняющее роль мембраны, нужно прижать к уху, а конец прута прикладывать к обследуемым узлам ДВС.
Что означает стук в двигателе на холостых оборотах?
Часто шум, появляющийся на холостых оборотах, затихает или полностью исчезает, если нажать на газ. Такие стуки обычно не очень опасны, однако всегда лучше убедиться в этом, проведя соответствующую диагностику. Основные причины возникновения подобных посторонних звуков:
- задевание шкива генератора или помпы;
- вибрация кожуха газораспределительного механизма или защиты двигателя;
- наличие люфта в распределительных шестернях;
- открутившийся шкив коленчатого вала.
Иногда стук может быть признаком более серьезной неполадки – треснувшего маховика на машине с АКПП. Также могут шуметь ослабленные звездочки (шестерни) коленчатого или распределительного вала.
Можно ли различить шумы двигателя в зависимости от их источника?
Профессионалы могут по тональности стука, который на разных двигателях может быть более звонким или глухим, предварительно диагностировать многие неполадки. Важно учитывать особенности конкретного мотора, так как одни и те же проблемы обычно заявляют о себе звуками разных четкости, громкости и характера.
Стук в двигателе (как «на горячую», так и «на холодную») может быть вызван самыми разными причинами, о большинстве из которых было упомянуто выше. Следует понимать, насколько важно своевременно провести диагностику, при необходимости заменив вышедшие из строя детали. В противном случае можно через какое-то время столкнуться с серьезными проблемами и потратить серьезные деньги на капитальный ремонт ДВС.