О чем речь? Одним из самых важных компонентов вашего автомобиля является стартер, и очень важно регулярно проверять его, чтобы обеспечить бесперебойную работу.
Как проверить стартер? Первый шаг в проверке стартера — открыть капот и найти его. Обычно он расположен в нижней части двигателя рядом с местом соединения с коробкой передач, но это может зависеть от марки и модели вашего автомобиля. После того как вы его найдете, вам понадобится гаечный ключ или набор торцевых головок, чтобы открутить все болты, которые могут удерживать его на месте. Затем отсоедините все провода, подключенные к стартеру, и с помощью мультиметра или контрольной лампы проверьте наличие питания на каждой клемме.
В этой статье:
- Проверяем работоспособность стартера
- Основные признаки неисправности стартера
- Как проверить стартер аккумулятором
- Как проверить бендикс
- Как проверить втягивающее реле
- Как проверить якорь и щетки
- Как проверить обмотку стартера
- Возможные проблемы
Проверяем работоспособность стартера
Стартер – это специальное устройство, которое необходимо для запуска двигателя. Обычно этот узел отличается надежностью и долговечностью, но и он со временем начинает давать сбои. Чаще всего неполадки в стартере не вызывают его моментального выхода из строя, при надлежащем внимании к работе систем авто наличие неисправности можно определить заблаговременно. Виды неисправностей:
Механические
Обусловлены износом деталей стартера (бендикса, щеток, обмотки, якоря и др.).
Электрические
Произошел обрыв в электрической цепи, возникают сбои при подаче электропитания.
В любом из этих случаев необходимо выполнить комплексную проверку стартера.
Проверяем работоспособность стартера
О том, что в работе стартера есть проблемы, можно судить по следующим признакам:
- При повороте ключа в замке зажигания стартер не срабатывает вообще.
- Двигатель завелся, но после этого стартер продолжает работать.
- Стартер работает, однако двигатель не заводится.
- При пуске стартера слышен неестественный шум и скрежет.
Основные признаки неисправности стартера
Признаки неисправности стартера могут быть похожи на признаки неполадок других узлов и систем. Отметим проявления, по которым, по крайней мере, есть смысл проверить состояние системы запуска двигателя.
Товары из категории
- Втягивающее реле не срабатывает, о чем говорит отсутствие щелчков, якорь не вращается.
- Разряд аккумуляторной батареи либо ее поломка.
- Окисление контактов батареи и соединенных с ними наконечников.
- Неплотное прилегание контактов и наконечников, соединенных со стартером или батареей.
- Разрыв кабеля, соединяющего замок зажигания и стартер. Нет напряжения на клеммных болтах.
- Замыкание, обрыв, пробив на массу втягивающего реле.
Здесь могут быть следующие причины:
- Отсутствует контакт на клеммных болтах втягивающего реле.
- Щетки износились, повреждены, или их просто заклинило.
- Коллекторные пластины подгорели.
- Пробита обмотка, повреждена изоляция, между витками произошло замыкание.
- Повреждена изоляция положительно заряженного держателя щеток.
- Повреждение изоляции коллекторных пластин и их замыкание.
Есть вращение якоря, однако не крутится коленчатый вал
Причины:
- Обгонная муфта проскальзывает.
- Неисправно устройство свободного хода (пружины бендикса, подводковое колечко).
- Вилка привода стартера неисправна или отсоединилась.
- Привод не может свободно двинуться по нарезке на валу якоря.
Причины продолжения работы стартера после того, как двигатель завелся, могут быть в следующем:
- Вилку провода заклинивает.
- Вышла из строя пружинка включения зажигания.
- Клеммы втягивающего реле, привод стартера на валу якоря заклинивает после запуска двигателя.
- Неисправность пружины, обеспечивающей возврат втягивающего реле или обгонной муфты.
- Втягивающее реле заело.
- Отошли крепления электромагнитного двигателя к двигателю внутреннего сгорания, в результате возникает перекос.
При чрезмерном шуме после запуска при проверке стартера выявляются следующие неисправности:
- Избыточный износ деталей якоря (втулок и шеек).
- Поврежден корпус стартера на участке нахождения привода.
- Маховик либо бендикс неисправен, повреждены зубья механизма.
- Ослабление болтов, крепящих электродвигатель.
- Заряженная клемма непрочно закреплена в стартере и касается якоря при вращении.
Основные признаки неисправности стартера
Как проверить стартер аккумулятором
Обычно самое первое, что делают автомобилисты при необходимости выполнить диагностику неисправностей стартера, используют для этих целей аккумулятор.
Аккумулятор позволяет проверить состояние стартера, ведь когда он установлен на двигателе, можно услышать разве что щелчки, которые никак не помогут выявить причину неисправности. Для получения более определенных данных необходимо присоединить контакты аккумулятора на корпус стартера или втягивающее реле. Это позволит заметить, происходит ли срабатывание реле и запускается ли мотор стартера.
Также можно проверить, выдвигается ли шестерня на стартере и вращается ли он. Для этого минусовый контакт подключается к корпусу, а плюсовой – к верхней клемме реле и контакту его запуска. Если все в порядке, то бендикс должен выйти наружу при одновременном вращении привода шестерни.
Далее рассмотрим, как выполнить проверку каждого элемента стартера в отдельности.
Как проверить бендикс
Демонтировав электродвигатель, нужно проверить состояние бендикса – шестерни в самом конце. Если он имеет повреждения, зубья сточены, требуется выполнить замену детали.
Также замена бендикса требуется, если он вращается в обе стороны. Проверить его исправность при помощи аккумулятора, скорее всего, не получится, поскольку шестерня может вращаться, но для запуска двигателя скорость вращения мала.
Как проверить бендикс
Как проверить втягивающее реле
Для диагностики втягивающего реле при помощи аккумулятора необходимо соединить его положительный контакт с самим реле, а отрицательный – с корпусом стартера. Если реле в порядке, должен происходить выход бендикса со щелчком.
Если шестерня не выдвигается, то причины этому могут быть следующие:
- Контакты реле подгорели.
- Якорь заело.
- Обмотка на стартере или реле сгорела.
Как проверить якорь и щетки
Проверку работы щеток и реле на стартере модно выполнить при помощи мультиметра или лампочки на 12 вольт. Стартер подсоединяется к аккумулятору, а затем лампочка подключается к массе и щеткодержателю.
Если лампочка загорелась, это говорит о необходимости замены щеток.
Если используется мультиметр, то при нормальном состоянии щеток на дисплее должно отобразиться бесконечное значение сопротивления. При их неисправности происходит замыкание на массу.
Для осмотра якоря придется разобрать электродвигатель. В первую очередь нужно проверить, есть ли на контактах следы окисления, повреждения. Диагностику на наличие межвиткового замыкания можно выполнить при помощи прибора проверки якорей.
Диагностика якоря и его ремонт достаточно сложны, для этого придется обратиться в автосервис. Однако перед этим рекомендуется осмотреть и другие детали стартера.
Как проверить якорь и щетки
Как проверить обмотку стартера
Диагностику обмотки электродвигателя производим при помощи мультиметра или лампочки. В последнем случае лампочку необходимо подсоединить к корпусу стартера и выводу обмотки. Свечения быть не должно, в противном случае обмотка пробита.
Так же мультиметром можно проверить сопротивление обмотки, которое при нормальном ее состоянии должно составлять примерно 10 кОм.
Если при самостоятельной диагностике причин неисправности стартера возникают трудности, лучше обратиться за помощью в автосервис, где состояние данного устройства будет проверено при помощи специального оборудования.
Возможные проблемы
Существует ряд признаков, свидетельствующих о том, что стартер нуждается в диагностике и ремонте. Игнорирование этих проявлений может очень быстро привести к невозможности запуска двигателя.
Стартер прерывисто щелкает, но не крутит
Эта неисправность встречается чаще других и может быть обусловлена оной из следующих причин:
- Разряд аккумулятора. Об этой неисправности сигнализирует индикатор на приборной панели, который загорается на несколько секунд при повороте ключа в замке зажигания. Об этом же можно судить в случае потускнения света в осветительных приборах в момент запуска стартера.
- Плохой (или отсутствующий) контакт между двигателем и корпусом стартера. В этом случае силы тока оказывается недостаточно для того, чтобы выполнить старт двигателя по причине плохой коммутации. Якорь втягивающего реле отбрасывается в сторону и не заводит силовую установку.
В обоих случаях проблема выявляется после тщательной проверки всех узлов стартера.
Как проверить стартер, если он щелкает, но не крутит
Для проверки стартера необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- На контакте, к которому подключен кабель от обмотки стартера, определяется напряжение. При отсутствии неисправностей оно должно быть равно нулю.
- Провод от обмотки и вывод от аккумулятора необходимо замкнуть. При отсутствии неполадок должно начаться вращение маховика.
После выявления описанных неисправностей есть два варианта: ремонт либо замена вышедших из строя деталей на новые.
Как проверить стартер, если он щелкает, но не крутит
Стартерный механизм крутится, но не вращает двигатель
Проверка стартера при помощи аккумулятора в большинстве случаев позволяет правильно определить причину неисправности. Как правило, проблема заключается в следующем:
- повреждение роликов бендикса;
- износ зубьев обгонной муфты;
- износ венца махового вала.
При повороте ключа стартер вообще не крутит
Наиболее вероятно, что стартер полностью вышел из строя, его придется менять в сборе. Можно сдать агрегат в автосервис и обсудить со специалистами возможность восстановления. Причина неисправности может заключаться в обгоревших клеммах, деформации, большом зазоре между обмотками, повреждении основных узлов стартера и т. д. В каждом случае требуется тщательная диагностика и профессионализм автомастеров.
Стартер не крутит при неисправности реле
Причина неисправности может быть в следующем:
- Нет напряжения на колодке.
- Неплотное крепление контактных групп релейных блоков.
- Обугливание контактов коммутации.
- Повреждение проводки.
При неисправности стартера большинство проблем связано с электрикой. Без проведения полной проверки сложно установить истинную причину неисправности. Можно пойти простым путем и заменить весь стартер в сборе, однако в этом случае нужно быть готовым к значительным расходам.