Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Успейте получить скидку до 46 000 рублей на весь ассортимент
Только до 5 декабря
Получить скидку
30.01.2024 Автосервис
1241
Время чтения: 12 минут

Причины и последствия старения моторного масла

Сохранить статью:

О чем речь? Старение масла, а значит, ухудшение его качественных характеристик – неизбежные процессы. В жидкости накапливается вода, туда попадают разного рода механические примеси и продукты окисления, изменяются вязкость и коксуемость.

На что обратить внимание? Сроки старения моторного масла зависят от режима эксплуатации машины, климатических условий и конструкционных особенностей двигателя. То есть и периодичность замены привязана к этим факторам.

 

Факторы, влияющие на сроки старения масла

На работающий двигатель внутреннего сгорания воздействуют различные факторы, которые могут быть отнесены к эксплуатационным, климатическим и конструкционным. Именно они приводят к постепенному старению моторного масла и ухудшению технического состояния силового агрегата автомобиля.

Эксплуатационные факторы

Специалисты отмечают, что старение моторного масла и изменение его рабочих характеристик в основном зависят от режимов эксплуатации транспортного средства.

Эксплуатация на автомагистралях. При движении автомобиля по трассе в двигателе соблюдается оптимальная температура. Топливный и водяной конденсаты при этом практически не накапливаются в моторном масле. Работа в таком режиме создает наиболее щадящие условия как для силового агрегата, так и для технических жидкостей.

Эксплуатация в режиме «Старт/Стоп». Речь идет о движении в городе, при котором двигатель часто работает на холостых оборотах. При этом не происходит прогревания моторного масла до температуры, при которой начинается активное испарение влаги и топлива, конденсирующихся в нем. В результате детали двигателя подвергаются коррозии, а на их поверхности накапливаются отложения.

При движении в пробках возрастает тепловая нагрузка на силовой агрегат, что в свою очередь приводит к ускоренному старению моторного масла.

Факторы, влияющие на сроки старения маслаФакторы, влияющие на сроки старения масла 

Эксплуатация в тяжелых условиях. При буксировке тяжелых грузов или перевозке пассажиров на двигатель ложится дополнительная нагрузка, требующая использования моторного масла с повышенным уровнем защиты от старения.

Агрессивный или спортивный стиль вождения. При постоянных ускорениях и езде на высокой скорости моторное масло подвергается интенсивному нагреванию, которое снижает его вязкость. По этой причине двигатель нуждается в максимальной защите.

Использование некачественного топлива, которое является одной из главных причин старения масла, приводит к тому, что химически активные соединения попадают в смазку, загрязняют ее и вызывают ускоренное устаревание и накопление отложений.

Если производитель транспортного средства рекомендует длительные интервалы между заменами, к качеству моторного масла предъявляются дополнительные требования, так как оно должно дольше сохранять эксплуатационные характеристики.

 

Климатические условия

Интенсивность процессов старения масел в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха. В холода повышается вязкость смазки, ей труднее циркулировать по системе, а значит, на смазывание и защиту ДВС уходит больше времени.

В жару моторное масло утрачивает вязкость, что отрицательно сказывается на его защитных свойствах.

Попадание в смазку частиц пыли при повышенной запыленности часто приводит к ускоренному износу деталей и старению моторного масла.

Климатические условияКлиматические условия 

При повышенной влажности воздуха в моторном масле конденсируется влага, в нем формируются кислотные компоненты, вызывающие коррозию металлических поверхностей и приводящие к ускоренному старению смазочного материала.

Особенности конструкции ДВС

У дизельных моторов и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском в масле происходит накопление частиц сажи, которые формируют агломераты и приводят к абразивному изнашиванию поверхностей.

У турбированных ДВС отложения внутри турбокомпрессора собираются, когда на смазку воздействует высокая (до +850 °C) температура. Низкокачественные масла при этом могут коксоваться, выводя из строя турбину.

Кроме того, моторное масло в дизельном двигателе может стареть под действием следующих факторов:

  • использования некачественного топлива;
  • неправильного способа заправки, условий хранения топлива и масла (перепад температуры может приводить к конденсации влаги в емкостях и коррозии их стенок);
  • нарушения режима обслуживания систем смазки и очистки воздуха, а также периодичности замены масляных и воздушных фильтров;
  • холодного запуска двигателя в морозы;
  • повышенных нагрузок на двигатель (транспортировка тяжелых грузов, перевозка пассажиров, буксировка других автомобилей и т. п.).

Особенности конструкции ДВСОсобенности конструкции ДВС 

К выбору периодичности замены масла следует подходить ответственно, учитывая конструктивные особенности ДВС, условия эксплуатации (в том числе и климатические). Подробнее эту тему разберем ниже.

Изменение характеристик масла в процессе старения

Главные признаки старения масла – изменение его основных эксплуатационных характеристик:

  1. Вязкость. Ее увеличение обычно говорит о накоплении продуктов неполного сгорания – частиц сажи и окисленных углеводородов, которые становятся причиной ускоренного старения масла и испарения легких фракций. Если смазка стала слишком жидкой, это следствие того, что в нее попало топливо, а полимерная присадка разрушилась.
  2. Температура вспышки. От этого показателя зависит интенсивность испарения и сгорания масла на поверхностях, разогретых до высокой температуры, которые приводят к загрязнению двигателя золой и сажей.
  3. Коксуемость. Этот показатель зависит от количества примесей продуктов окисления масла и сгорания топлива.
  4. Наличие конденсата. Включения влаги в моторном масле свидетельствуют о ее проникновении из системы охлаждения вследствие разгерметизации уплотнителей и прокладок.
  5. Щелочность, кислотность. Снижение степени насыщения щелочью моторного масла говорит об уменьшении концентрации моющих присадок, а увеличение степени содержания кислоты – об окислении добавок и их разложении.
  6. Наличие нерастворимого осадка. Его появление – признак того, что топливо в двигателе не сгорает до конца.
  7. Присутствие продуктов изнашивания деталей двигателя в моторном масле. Для их выявления в сервисных центрах используют разные методы, в том числе и спектральный анализ.
 

Последствия использования старого масла

Если масло в двигателе эксплуатируется, несмотря на его старение, это может привести к весьма серьезным последствиям.

Старение моторного масла приводит к тому, что детали и маслопроводы покрываются слоем отложений. Это ведет к преждевременному изнашиванию деталей и сокращению срока службы силового агрегата.

Последствия использования старого маслаПоследствия использования старого масла 

При старении моторного масла на поверхности деталей двигателя образуются низко- и высокотемпературные отложения, которые становятся причиной:

  • закоксовки поршневых колец, которые пригорают и полностью утрачивают подвижность, «залегая» в канавки поршней;
  • перегрева деталей из-за снижения отведения тепла, которое происходит вследствие накопления теплоизолирующих отложений;
  • заклинивания клапанов в направляющих втулках – так называемого «зависания»;
  • растрескивания и прогорания клапанов;
  • уменьшения проходного сечения маслопроводов;
  • засорения сеток маслоприемников насоса, фильтров, жиклеров центрифуги, дренажных отверстий в маслосъемных кольцах и поршнях;
  • ускоренного коррозионного износа поршней и стенок цилиндров;
  • абразивного изнашивания деталей твердыми частицами.

Визуальные признаки старения моторного масла

Опытные водители обычно принимают решение о замене моторного масла, оценивая его состояние визуально:

Цвет и вязкость

Первым делом необходимо оценить прозрачность, цвет и запах смазочного материала, а также его вязкость. Нужно посмотреть, как стекает смазка с кончика щупа. Если она ведет себя как вода, это нехороший сигнал. В норме капля должна срываться вниз после паузы от 5 до 7 секунд.

Также плохим признаком является полностью черный цвет масла. В норме оно светлого желтовато-коричневого оттенка.

Если масло почернело, это говорит о том, что двигатель сильно засорен продуктами сгорания. Смазка, вымывая золу и сажу, формирует мелкодисперсную взвесь. Кроме того, черный цвет может быть следствием перегрева ДВС, например, при движении в пробках. От пережженного смазочного материала исходит запах гари. Это – тревожный сигнал, свидетельствующий о локальных повышениях температуры, причиной которых могут быть нарушения в работе системы охлаждения из-за воздушных пробок или вышедшего из строй термостата.

Осадок в масле

При пережигании моторного масла в нем происходит образование осадка, следы которого несложно обнаружить, капнув на бумагу. Растекаясь, смазка оставит небольшое количество микроскопических частиц. Если речь идет о плотном пятне грязи, окруженном смазывающей жидкостью, это говорит о необходимости замены смазки, а также, возможно, проведения диагностики ДВС.

Визуальные признаки старения моторного маслаВизуальные признаки старения моторного масла 

Наличие большого количества осадка приводит к изменению консистенции смазки, в результате которого последняя перестает эффективно справляться со своими функциями. Защита трущихся поверхностей ухудшается, что приводит к интенсивному изнашиванию деталей и снижению рабочего ресурса ДВС.

Опытные водители без труда обнаруживают в осаждающихся хлопьях присутствие мелких металлических частичек, образующих в пятне смазки второй круг. Их количество зависит от выработки деталей цилиндропоршневой группы, но в любом случае говорит о том, что замену масла лучше выполнить незамедлительно.

Также существуют такие признаки старения моторного масла, как наличие мелких белых пузырьков, которые возникают, если в смазку попадает влага. Кроме того, масляная жидкость может пахнуть бензином, который забрасывается в него, когда предпринимаются безуспешные попытки запустить двигатель.

Товары из категории

Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Компрессор Aircast поршневой с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
295 434 ₽
В кредит от 9 848/мес
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
Зарядно-десульфатирующий шкаф Светоч-04-06.40В.50А.R18А(250ВТ).ПК
  • Напряжение питания, В 40
  • Количество каналов, шт 6
682 560 ₽
В кредит от 22 752/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
331 200 ₽
В кредит от 11 040/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Оптимальные сроки замены масел

Рекомендованная периодичность замены масла, которую содержат руководства по эксплуатации ДВС, определяется в ходе стендовых испытаний с тщательным и всесторонним контролем качества смазывающих жидкостей. По этой причине, определяя время использования смазки, следует в первую очередь опираться на рекомендации производителя.

Постепенное увеличение зазоров между деталями сопряжений в ходе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания приводит к возрастающей утечке смазки. Для того чтобы предотвратить потери, нужно заливать в систему масло, принадлежащее к той же группе, но с большей вязкостью. Однако необходимо учитывать, что слишком густая смазочная жидкость не справляется со своими функциями при запуске мотора в холода.

Каждое моторное масло, залитое в двигатель, по истечении определенного времени начинает стареть и нуждается в замене. Для определенных моделей транспортных средств эти периоды различны, поэтому необходимо ориентироваться на рекомендации производителя конкретного автомобиля/мотора. На практике существует множество факторов, вносящих поправки в периодичность замены смазочных материалов, которая может зависеть от климатических, погодных условий, нагрузок, манеры вождения и ряда других условий.

В среднем моторное масло в двигателях внутреннего сгорания, работающих как на бензине, так и на дизтопливе, колеблется от 10 000 до 20 000 км пробега. Для современных смазочных материалов нормальным является ресурс от 20 000 до 40 000 км или от 500 до 1 000 моточасов. По истечении этих лимитов жидкость подлежит замене.

 

Помимо перечисленных, существуют и другие факторы, влияющие на периодичность замены масла. В каждом конкретном случае она должна определяться отдельно.

Часто задаваемые вопросы о старении масел

Какие факторы влияют на скорость старения моторных масел?

Устаревание моторного масла могут ускорять разные факторы. Например, срок службы смазочных материалов в форсированных двигателях намного меньше, чем в обычных. Также на свойства смазки оказывают влияние температура, качество ГСМ, износостойкость деталей и узлов, технические характеристики автомобиля и т. д.

Чем определяется устойчивость моторных масел к старению?

Старение моторного масла вызывает целый ряд факторов, поэтому и его устойчивость зависит от многих условий, среди которых, например, сопротивляемость окислению. Полностью избежать его нельзя, но для замедления реакций в состав смазочных материалов вводят специальные антиокислительные присадки.

Возможно ли увеличение интервала между заменами моторного масла?

Каждый водитель хотел бы пореже менять масло, экономя на его приобретении и оплате труда мастеров автосервиса. Однако необходимо понимать, что устаревание смазки со временем приводит к тому, что она перестает выполнять свои функции, а значит, детали и узлы двигателя начинают испытывать повышенные нагрузки, приводящие к их активному изнашиванию. Таким образом, экономия на замене смазочных материалов может в результате привести к серьезным поломкам, требующим дорогостоящего ремонта.

close icon
Евгений Ковальчук (менеджер)

Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽