Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
30.01.2024 Автосервис
1241
Время чтения: 12 минут

Причины и последствия старения моторного масла

Сохранить статью:

О чем речь? Старение масла, а значит, ухудшение его качественных характеристик – неизбежные процессы. В жидкости накапливается вода, туда попадают разного рода механические примеси и продукты окисления, изменяются вязкость и коксуемость.

На что обратить внимание? Сроки старения моторного масла зависят от режима эксплуатации машины, климатических условий и конструкционных особенностей двигателя. То есть и периодичность замены привязана к этим факторам.

 

Факторы, влияющие на сроки старения масла

На работающий двигатель внутреннего сгорания воздействуют различные факторы, которые могут быть отнесены к эксплуатационным, климатическим и конструкционным. Именно они приводят к постепенному старению моторного масла и ухудшению технического состояния силового агрегата автомобиля.

Эксплуатационные факторы

Специалисты отмечают, что старение моторного масла и изменение его рабочих характеристик в основном зависят от режимов эксплуатации транспортного средства.

Эксплуатация на автомагистралях. При движении автомобиля по трассе в двигателе соблюдается оптимальная температура. Топливный и водяной конденсаты при этом практически не накапливаются в моторном масле. Работа в таком режиме создает наиболее щадящие условия как для силового агрегата, так и для технических жидкостей.

Эксплуатация в режиме «Старт/Стоп». Речь идет о движении в городе, при котором двигатель часто работает на холостых оборотах. При этом не происходит прогревания моторного масла до температуры, при которой начинается активное испарение влаги и топлива, конденсирующихся в нем. В результате детали двигателя подвергаются коррозии, а на их поверхности накапливаются отложения.

При движении в пробках возрастает тепловая нагрузка на силовой агрегат, что в свою очередь приводит к ускоренному старению моторного масла.

Факторы, влияющие на сроки старения маслаФакторы, влияющие на сроки старения масла

Эксплуатация в тяжелых условиях. При буксировке тяжелых грузов или перевозке пассажиров на двигатель ложится дополнительная нагрузка, требующая использования моторного масла с повышенным уровнем защиты от старения.

Агрессивный или спортивный стиль вождения. При постоянных ускорениях и езде на высокой скорости моторное масло подвергается интенсивному нагреванию, которое снижает его вязкость. По этой причине двигатель нуждается в максимальной защите.

Использование некачественного топлива, которое является одной из главных причин старения масла, приводит к тому, что химически активные соединения попадают в смазку, загрязняют ее и вызывают ускоренное устаревание и накопление отложений.

Если производитель транспортного средства рекомендует длительные интервалы между заменами, к качеству моторного масла предъявляются дополнительные требования, так как оно должно дольше сохранять эксплуатационные характеристики.

 

Климатические условия

Интенсивность процессов старения масел в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха. В холода повышается вязкость смазки, ей труднее циркулировать по системе, а значит, на смазывание и защиту ДВС уходит больше времени.

В жару моторное масло утрачивает вязкость, что отрицательно сказывается на его защитных свойствах.

Попадание в смазку частиц пыли при повышенной запыленности часто приводит к ускоренному износу деталей и старению моторного масла.

Климатические условияКлиматические условия

При повышенной влажности воздуха в моторном масле конденсируется влага, в нем формируются кислотные компоненты, вызывающие коррозию металлических поверхностей и приводящие к ускоренному старению смазочного материала.

Особенности конструкции ДВС

У дизельных моторов и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском в масле происходит накопление частиц сажи, которые формируют агломераты и приводят к абразивному изнашиванию поверхностей.

У турбированных ДВС отложения внутри турбокомпрессора собираются, когда на смазку воздействует высокая (до +850 °C) температура. Низкокачественные масла при этом могут коксоваться, выводя из строя турбину.

Кроме того, моторное масло в дизельном двигателе может стареть под действием следующих факторов:

  • использования некачественного топлива;
  • неправильного способа заправки, условий хранения топлива и масла (перепад температуры может приводить к конденсации влаги в емкостях и коррозии их стенок);
  • нарушения режима обслуживания систем смазки и очистки воздуха, а также периодичности замены масляных и воздушных фильтров;
  • холодного запуска двигателя в морозы;
  • повышенных нагрузок на двигатель (транспортировка тяжелых грузов, перевозка пассажиров, буксировка других автомобилей и т. п.).

Особенности конструкции ДВСОсобенности конструкции ДВС

К выбору периодичности замены масла следует подходить ответственно, учитывая конструктивные особенности ДВС, условия эксплуатации (в том числе и климатические). Подробнее эту тему разберем ниже.

Изменение характеристик масла в процессе старения

Главные признаки старения масла – изменение его основных эксплуатационных характеристик:

  1. Вязкость. Ее увеличение обычно говорит о накоплении продуктов неполного сгорания – частиц сажи и окисленных углеводородов, которые становятся причиной ускоренного старения масла и испарения легких фракций. Если смазка стала слишком жидкой, это следствие того, что в нее попало топливо, а полимерная присадка разрушилась.
  2. Температура вспышки. От этого показателя зависит интенсивность испарения и сгорания масла на поверхностях, разогретых до высокой температуры, которые приводят к загрязнению двигателя золой и сажей.
  3. Коксуемость. Этот показатель зависит от количества примесей продуктов окисления масла и сгорания топлива.
  4. Наличие конденсата. Включения влаги в моторном масле свидетельствуют о ее проникновении из системы охлаждения вследствие разгерметизации уплотнителей и прокладок.
  5. Щелочность, кислотность. Снижение степени насыщения щелочью моторного масла говорит об уменьшении концентрации моющих присадок, а увеличение степени содержания кислоты – об окислении добавок и их разложении.
  6. Наличие нерастворимого осадка. Его появление – признак того, что топливо в двигателе не сгорает до конца.
  7. Присутствие продуктов изнашивания деталей двигателя в моторном масле. Для их выявления в сервисных центрах используют разные методы, в том числе и спектральный анализ.
 

Последствия использования старого масла

Если масло в двигателе эксплуатируется, несмотря на его старение, это может привести к весьма серьезным последствиям.

Старение моторного масла приводит к тому, что детали и маслопроводы покрываются слоем отложений. Это ведет к преждевременному изнашиванию деталей и сокращению срока службы силового агрегата.

Последствия использования старого маслаПоследствия использования старого масла

При старении моторного масла на поверхности деталей двигателя образуются низко- и высокотемпературные отложения, которые становятся причиной:

  • закоксовки поршневых колец, которые пригорают и полностью утрачивают подвижность, «залегая» в канавки поршней;
  • перегрева деталей из-за снижения отведения тепла, которое происходит вследствие накопления теплоизолирующих отложений;
  • заклинивания клапанов в направляющих втулках – так называемого «зависания»;
  • растрескивания и прогорания клапанов;
  • уменьшения проходного сечения маслопроводов;
  • засорения сеток маслоприемников насоса, фильтров, жиклеров центрифуги, дренажных отверстий в маслосъемных кольцах и поршнях;
  • ускоренного коррозионного износа поршней и стенок цилиндров;
  • абразивного изнашивания деталей твердыми частицами.

Визуальные признаки старения моторного масла

Опытные водители обычно принимают решение о замене моторного масла, оценивая его состояние визуально:

Цвет и вязкость

Первым делом необходимо оценить прозрачность, цвет и запах смазочного материала, а также его вязкость. Нужно посмотреть, как стекает смазка с кончика щупа. Если она ведет себя как вода, это нехороший сигнал. В норме капля должна срываться вниз после паузы от 5 до 7 секунд.

Также плохим признаком является полностью черный цвет масла. В норме оно светлого желтовато-коричневого оттенка.

Если масло почернело, это говорит о том, что двигатель сильно засорен продуктами сгорания. Смазка, вымывая золу и сажу, формирует мелкодисперсную взвесь. Кроме того, черный цвет может быть следствием перегрева ДВС, например, при движении в пробках. От пережженного смазочного материала исходит запах гари. Это – тревожный сигнал, свидетельствующий о локальных повышениях температуры, причиной которых могут быть нарушения в работе системы охлаждения из-за воздушных пробок или вышедшего из строй термостата.

Осадок в масле

При пережигании моторного масла в нем происходит образование осадка, следы которого несложно обнаружить, капнув на бумагу. Растекаясь, смазка оставит небольшое количество микроскопических частиц. Если речь идет о плотном пятне грязи, окруженном смазывающей жидкостью, это говорит о необходимости замены смазки, а также, возможно, проведения диагностики ДВС.

Визуальные признаки старения моторного маслаВизуальные признаки старения моторного масла

Наличие большого количества осадка приводит к изменению консистенции смазки, в результате которого последняя перестает эффективно справляться со своими функциями. Защита трущихся поверхностей ухудшается, что приводит к интенсивному изнашиванию деталей и снижению рабочего ресурса ДВС.

Опытные водители без труда обнаруживают в осаждающихся хлопьях присутствие мелких металлических частичек, образующих в пятне смазки второй круг. Их количество зависит от выработки деталей цилиндропоршневой группы, но в любом случае говорит о том, что замену масла лучше выполнить незамедлительно.

Также существуют такие признаки старения моторного масла, как наличие мелких белых пузырьков, которые возникают, если в смазку попадает влага. Кроме того, масляная жидкость может пахнуть бензином, который забрасывается в него, когда предпринимаются безуспешные попытки запустить двигатель.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Оптимальные сроки замены масел

Рекомендованная периодичность замены масла, которую содержат руководства по эксплуатации ДВС, определяется в ходе стендовых испытаний с тщательным и всесторонним контролем качества смазывающих жидкостей. По этой причине, определяя время использования смазки, следует в первую очередь опираться на рекомендации производителя.

Постепенное увеличение зазоров между деталями сопряжений в ходе эксплуатации двигателя внутреннего сгорания приводит к возрастающей утечке смазки. Для того чтобы предотвратить потери, нужно заливать в систему масло, принадлежащее к той же группе, но с большей вязкостью. Однако необходимо учитывать, что слишком густая смазочная жидкость не справляется со своими функциями при запуске мотора в холода.

Каждое моторное масло, залитое в двигатель, по истечении определенного времени начинает стареть и нуждается в замене. Для определенных моделей транспортных средств эти периоды различны, поэтому необходимо ориентироваться на рекомендации производителя конкретного автомобиля/мотора. На практике существует множество факторов, вносящих поправки в периодичность замены смазочных материалов, которая может зависеть от климатических, погодных условий, нагрузок, манеры вождения и ряда других условий.

В среднем моторное масло в двигателях внутреннего сгорания, работающих как на бензине, так и на дизтопливе, колеблется от 10 000 до 20 000 км пробега. Для современных смазочных материалов нормальным является ресурс от 20 000 до 40 000 км или от 500 до 1 000 моточасов. По истечении этих лимитов жидкость подлежит замене.

Помимо перечисленных, существуют и другие факторы, влияющие на периодичность замены масла. В каждом конкретном случае она должна определяться отдельно.

Часто задаваемые вопросы о старении масел

Какие факторы влияют на скорость старения моторных масел?

Устаревание моторного масла могут ускорять разные факторы. Например, срок службы смазочных материалов в форсированных двигателях намного меньше, чем в обычных. Также на свойства смазки оказывают влияние температура, качество ГСМ, износостойкость деталей и узлов, технические характеристики автомобиля и т. д.

Чем определяется устойчивость моторных масел к старению?

Старение моторного масла вызывает целый ряд факторов, поэтому и его устойчивость зависит от многих условий, среди которых, например, сопротивляемость окислению. Полностью избежать его нельзя, но для замедления реакций в состав смазочных материалов вводят специальные антиокислительные присадки.

Возможно ли увеличение интервала между заменами моторного масла?

Каждый водитель хотел бы пореже менять масло, экономя на его приобретении и оплате труда мастеров автосервиса. Однако необходимо понимать, что устаревание смазки со временем приводит к тому, что она перестает выполнять свои функции, а значит, детали и узлы двигателя начинают испытывать повышенные нагрузки, приводящие к их активному изнашиванию. Таким образом, экономия на замене смазочных материалов может в результате привести к серьезным поломкам, требующим дорогостоящего ремонта.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽