О чем речь? Если скрипят тормоза на машине, это не значит, что нужно искать серьезную поломку (хотя и такой сценарий не исключен). Чаще всего неприятный звук возникает из-за причин, которые легко устранить самостоятельно.
Что делать? Для начала проверить износ колодок – может скрипеть датчик износа. Также стоит отчистить элементы тормозной системы от грязи, смазать подвижные части в суппорте. Если скрипят новые колодки, нужно либо дать им время на притирку, либо заменить на другие.
В этой статье:
Устройство тормозного узла автомобиля
Чтобы выяснить, почему скрипят тормоза на машине, следует знать, как устроена система и что происходит при торможении. За остановку движения отвечают такие элементы, как тормозной диск, колодки и поршень, активация которых происходит посредством нажатия на педаль тормоза. Тормозные диски прикреплены к ступицам колес. При отсутствии торможения диски и колеса вращаются синхронно. При нажатии на педаль расположенные сбоку от диска колодки прижимаются к нему. Из-за трения создается сопротивление, автомобиль тормозит и останавливается.
Устройство тормозного узла автомобиля
Если у водителя возник вопрос, почему начали скрипеть тормоза на машине, стоит проверить состояние следующих деталей:
- тормозные диски;
- колодки;
- суппорт;
- тормозной привод;
- сигнализатор износа колодок;
- уплотнительные элементы системы торможения;
- направляющий палец и его защитный чехол;
- защитный кожух.
4 причины, почему скрипят тормоза на машине
Некоторые неполадки возможно устранить только в автосервисе, например если на приборной панели загорелась надпись Check Engine. Однако, если скрипят тормоза на машине, зачастую причину этой проблемы можно выявить самостоятельно. Причем посторонние звуки могут означать не наличие неисправности, а предупреждать об износе деталей тормозной системы.
Товары из категории
Сигнал датчика износа
Это механический датчик, который издает резкий звук при достижении тормозными колодками максимальной степени износа. Выглядит как небольшая пластина из металла, прикрепленная к основанию колодки. По ходу эксплуатации машины накладка постепенно стирается. Пластина, соприкасаясь с поверхностью диска, начинает вибрировать, свистеть или скрипеть, что и является сигналом к тому, что пора менять колодки.
Износ накладок тормозных колодок
Если за состоянием тормозных накладок не следить, они могут полностью износиться. При этом во время снижения скорости движения сильно скрипят и скрежещут тормоза на машине. Такой звук создается соприкосновением металлических поверхностей диска и колодок.
Низкое качество накладок
Состав многих накладок на тормозные колодки дополняют специальными противоскрипными присадками. Однако некоторые изготовители запчастей экономят на производстве, и наиболее бюджетные детали могут не иметь таких компонентов. В таком случае скрип и скрежет будет раздаваться до тех пор, пока автовладелец не заменит накладки.
Загрязнение рабочих поверхностей
Допустим, что песок или другой абразивный материал попал на диск. После торможения и прижатия к диску колодок абразив интегрируется в мягкую поверхность накладок, что и становится причиной скрипа при каждом соприкосновении деталей. Если начали скрипеть тормоза на машине при торможении, возможно, на колодки просочилась техническая жидкость: тормозная, антифриз или др. На качество торможения это может не повлиять, но посторонние звуки появятся.
Загрязнение рабочих поверхностей
Шум может возникнуть во время движения, а не при торможении, и в таких случаях причина обычно совсем в другом. Скрип часто появляется из-за того, что какие-то элементы системы соприкасаются с диском даже при отпущенной педали тормоза. Понадобится разборка и чистка, также стоит проверить суппорты.
Неочевидные причины скрипа тормозов
Естественные вибрации
Когда колодки прижимаются к диску, возникает вибрация. Колесные арки на разных моделях машин формируют определенный акустический эффект, из-за чего вибрация и шум могут усиливаться. При такой конструкции даже на новой машине достаточно громко скрипят тормоза, хотя тормозная система полностью исправна. Если звук кажется водителю и пассажирам слишком громким и неприятным, устранить причину можно установкой дополнительных накладок на тормозные колодки.
Есть и другой способ ликвидировать скрип. Для этого на поверхности накладок делают прорези длиной 2–4 мм, чтобы уменьшить площадь соприкосновения. В любом случае эта причина не является признаком серьезной неисправности, требующей дорогостоящего ремонта в сервисном центре.
Новые тормозные колодки
Некоторые изготовители покрывают детали специальным защитным материалом. В таком случае новые колодки будут продолжать скрипеть до тех пор, пока защитный слой не сотрется. Со временем посторонние звуки становятся все тише и тише.
Неподходящие друг другу материалы тормозных дисков и колодок
Несовместимость возникает по двум причинам. Во-первых, каждый изготовитель сам выбирает состав материалов, из которых производятся детали тормозного механизма. Но даже если заявлен один состав, по факту соотношение компонентов материала может немного разниться, что и приведет к появлению посторонних шумов. Дело в том, что из-за этих отличий возникнет конфликт между материалами дисков и колодок — усиленное трение, сопровождаемое характерным скрипом и скрежетом.
Неподходящие друг другу материалы тормозных дисков и колодок
Вторая причина, по которой скрипят дисковые тормоза на машине, — изменение физических свойств колодок. Такое происходит при перегреве или, наоборот, переохлаждении деталей. Колодки могут подвергаться температурному воздействию в зависимости от погодных условий, а также после длительного времени автомобиля в пути и интенсивной работы тормозной системы. Также физические свойства могут измениться после аварии, из-за попадания колеса в яму или наезда на препятствие.
Чтобы устранить скрип, появившийся по этим причинам, придется поставить новые колодки. Хотя на эффективности торможения это обычно не сказывается, и с заменой деталей можно не торопиться, демонтаж и установку новых колодок самостоятельно осуществить будет достаточно трудно, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Перегрев диска
Температурное воздействие влияет на физические свойства не только колодок, но и тормозных дисков. Характерные звуки могут проявиться еще сильнее при сочетании перегрева детали и больших длительных нагрузок на авто. Скрип в данном случае становится следствием деформации диска, которая происходит даже без последующего резкого охлаждения металлической поверхности. В итоге тормозной диск во время вращения начинает соприкасаться с другими элементами системы. Для устранения скрипа нужно заменить поврежденную деталь.
Необходимость смазки тормозов
В работе детали тормозной системы подвергаются постоянной нагрузке и трению, поэтому их следует регулярно смазывать, что указано в руководстве по эксплуатации авто. Если скрипят тормоза на машине, первое, что нужно сделать, — смазать шайбу дискового механизма и прочие механические узлы. Благодаря этому тормоза будут работать бесшумно.
Из-за недостаточного количества смазки тормозная система может издавать посторонние звуки и при нажатии на педаль, и будучи неактивной. Возникает излишнее трение между деталями, что приводит не только к неприятному шуму, но и к повышенному износу. Такая неполадка не снижает эффективность торможения, однако, если изношенные детали сломаются, это вызовет трудности с остановкой разогнавшейся машины и риски ДТП.
Количество смазки в тормозной системе снижается по естественным причинам. Привести его в норму и смазать механизмы можно самостоятельно, без обращения в сервисный центр. Для этого понадобится получить доступ ко всем деталям и узлам системы и использовать специальное смазочное масло.
Как производители решают проблему скрипа тормозов на машине
Скрипеть могут начать не только старые или неисправные тормозные системы. Как уже упоминалось, причиной того, почему скрипят новые тормоза на машине, является дополнительный слой защитного материала, издающий шум в первое время эксплуатации колодок.
Изготовители запчастей используют многочисленные способы, чтобы снизить вероятность появления посторонних звуков. Например, для этого конструкции придают определенную форму, используют дополнительные накладки и смазку.
Данные методы эффективны для полного или частичного устранения скрипа до того, как детали притрутся друг к другу. Перечислим наиболее широко применяемые способы:
Применение противоскрипных пластин
Применение противоскрипных пластин
Данные изделия служат балансировочными элементами. Производители ставят противоскрипные пластины с обратной стороны накладки колодки. Благодаря такому дополнению возможно более равномерно распределить усилие, передаваемое поршнем тормозного привода в момент нажатия на педаль. Так нагрузка на колодку выравнивается по всей поверхности детали.
Скосы
Выполняются на колодках. Эффективно способствуют снижению уровня шума, создаваемого элементами тормозной системы. Как утверждают производители, за счет таких выемок сдвигается резонансная колебательная частота, что и обеспечивает совершенно бесшумную работу тормозных колодок.
Прорези
На фрикционных накладках на колодки стандартно выполняется одна прорезь. Для большего эффекта снижения шума некоторые изготовители добавляют дополнительную проточку.
Изогнутые скобы с пружинами
Эффективное дополнение конструкции тормозов, улучшающее их работу и уменьшающее скрип сразу после их установки на автомобиль. Также скобы защищают колодки от окисления, которое приводит к образованию коррозии.
Чтобы не скрипели тормоза при движении на машине и непосредственно при нажатии на педаль, производители машин и запчастей работают над усовершенствованием не только колодок, но и других частей тормозной системы. Чтобы избавиться от лишних звуков и вибраций, изготовители активно модернизируют диски, суппорты и прочие детали.
Использование специальных смазок против скрипа тормозов
Смазочные материалы, используемые для тормозов, имеют временный эффект, ведь эта система всегда находится под влиянием повышенных нагрузок. Поэтому даже наиболее стойкие к воздействию высоких температур смазки со временем теряют свои свойства.
Обычно смазку применяют в начале эксплуатации новых тормозов, пока детали еще не притерлись друг к другу. Чтобы уменьшить скрип, используют дополнительные смазочные материалы, среди которых выделяют следующие виды:
Противозадирные составы
Противозадирные составы
Такими смазками и пастами обрабатывают скобы, колодки с противоположной накладке стороны и пластиковые элементы. Эти материалы редко применяются как самостоятельные средства и используются в качестве дополнения к другим. Однако с их помощью эффективность снижения уровня шума в разы повышается.
Составы для обработки суппортов
Предназначены специально для суппортов, которые необходимо обработать, если обнаружилось, что причина появления скрипа именно в них. Смазывать детали нужно максимально осторожно.
Универсальные смазочные составы
Если скрипит передний или задний тормоз на машине, любые подвижные элементы системы, вне зависимости от их материала, можно обрабатывать универсальной смазкой.
Специальные пластиковые детали, скобы и смазочные составы применяют, чтобы избавиться от скрипа новых колодок. Если автовладелец правильно подобрал запчасти для замены, произвел установку строго по инструкции и при вождении не нарушал правил эксплуатации, то после того, как детали притрутся друг к другу, скрип полностью исчезнет и не появится вновь.
Однако в ряде случаев даже с применением всех перечисленных средств для устранения посторонних шумов скрип все же может появиться. Дело здесь не в том, что данные решения не эффективны, а скорее, в низком качестве тормозных колодок. Качественные детали не будут скрипеть, если установить и пользоваться ими правильно. В противном случае колодки придется как можно скорее заменить. Все время пользоваться смазками, пастами и скобами — не вариант, ведь нужно не маскировать симптомы, а устранить причину скрипа.
Часто задаваемые вопросы о скрипах тормозов на машине
Может ли пылезащитный экран стать причиной скрипа тормозов?
Материал пылезащитного экрана, так же как и тормозной диск, может стать неровным из-за перегрева, удара или некачественного ремонта. Скрип или скрежет возникает, когда края экрана оказываются согнутыми внутрь таким образом, что при движении или торможении машины соприкасаются с диском. Чтобы решить проблему, необходимо отремонтировать или заменить пылезащитный экран.
Что делать, если новые колодки скрипят?
Если почему-то скрипят новые тормоза на машине, скорее всего, придется заменить колодки на детали другого изготовителя. Однако если тормозные колодки заскрипели сразу после установки, то не спешите с выводами, ведь до их полной притирки к другим деталям скрип защитного покрытия при контакте с диском — вполне нормальное явление. Слой сотрется после пары дней езды или нескольких резких торможений, и тормоза перестанут скрипеть.
Могут ли скрипеть тормозные колодки при движении?
Посторонние звуки могут возникнуть не только при снижении скорости, но и во время движения авто. Колодки имеют своеобразные металлические лепестки, которые со временем начинают касаться тормозного диска и издавать громкий скрип. Это предусмотрено производителем специально для того, чтобы давать водителю сигнал о том, что пришло время заменить колодки.
Любые посторонние звуки, возникающие при использовании автомобиля, служат индикатором различных неполадок или предупреждают об их скором возможном появлении. Чтобы избежать большинства проблем с тормозной системой, следует своевременно обслуживать ее механизмы. Визиты в автосервис для проверки и ремонта продлят жизнь тормозам и сделают поездки на машине более безопасными.