В чём проблема? Мнения среди водителей расходятся: одни уверены, что развал после замены резины нужно делать непременно, а другие считают, что нет. Кто прав? И как не упустить время своевременной регулировки, чтобы потом не столкнуться с негативными последствиями в виде поломки и износа машины?
На что обратить внимание? Обычно резину автолюбители в нашей стране меняют два раза в год. В эти моменты многие из них должны решить для себя этот важный вопрос. Для повышения безопасности вождения нужно понимать, стоит ли проводить процедуру диагностики и коррекции развала – схождения, а также какими особенностями и нюансами этот процесс может сопровождаться.
В этой статье:
Что такое развал-схождение
Развал и схождение — это важные параметры подвески транспортного средства, которые влияют на его управление. Настройка подвески должна проверяться регулярно. А при некоторых видах ремонтных работ, например, замене нижних поперечных рычагов или рулевых тяг, ее требуется делать заново.
Что такое развал-схождение
Угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса называется развалом. Его значение принято считать отрицательным в том случае, если верхняя сторона колес имеет внутренний наклон; и, наоборот, положительным – при наружном наклоне.
Размерными единицами схождения являются градусы/минуты и миллиметры. Этот параметр в миллиметровой размерности составляет расстояние между задними кромками колес, от которого отнимают расстояние между передними кромками. Важно помнить, что в справочной литературе представлены данные по штатным колесам, а в случае другого диаметра резины необходимо произвести пересчет.
Товары из категории
Это определение относится только к правильно установленным колесам, которые не имеют никаких повреждений. Одной из главных причин быстрого выхода из строя покрышек автомобиля является неправильная регулировка схождения. Этот момент можно отследить самостоятельно. Если при осуществлении поворота на небольшой скорости слышен визг колес, то это значит, что схождение установлено неправильно.
Как показывает практика, схождение в 5 и более миллиметров полностью убивает покрышку за пробег в 1000 км. В некоторых автомобилях может потребоваться вместо настройки схождения колес, их расхождение. Например, это необходимо делать с задними покрышками, если у авто независимая подвеска колес.
Важность регулировки развал-схождения колес
Почему так важна регулировка развал-схождения колес? Без этого, кроме ускоренного износа резины автомобиля, наблюдаются еще следующие отрицательные тенденции:
- Уменьшается эксплуатационный ресурс ступичных подшипников и других деталей подвески (сайлент-блоков, рычагов и т. д.). Это обусловлено их работой под действием длительной усиленной нагрузки.
- Автомобиль становится неустойчивым в случае появления неисправностей в одном из контуров тормозной системы.
- Появляется необходимость увеличения усилия на руле.
- При езде по неровной дороге, проезде лежачих полицейских и съезде на обочину руль будет стремиться вырваться из рук.
Важность регулировки развал-схождения колес
Регулировка углов установки колес не обязательна в том случае, если размер зимних и летних покрышек одинаковый, они имеют незначительный износ. Также необходимо использовать одинаковые колесные диски. Если же при эксплуатации автомобиля наблюдается возникновение нижеперечисленных симптомов, то регулировка необходима.
- Износ протектора покрышек стал неравномерным;
- При езде по прямой автомобиль отклоняется от заданной траектории или стал неадекватно реагировать на резкие повороты руля;
- Неоднократное попадание автомобиля в глубокие ямы или неровности.
Безопасность – не повод для экономии. К тому же, если до очередной (раз в 15 000 километров) проверки осталось совсем немного, стоит ли откладывать на потом и ехать в сервис ещё раз.
Рекомендации о том, нужно ли делать развал после замены резины
Некоторые начинающие автолюбители не в курсе, нужно ли делать развал после замены резины. Специалисты рекомендуют при смене летней резины с изношенным протектором на новую зимнюю осуществлять процедуру регулировки развал-схождения. Разность высоты протекторов незначительно, но влияет на положение рычагов подвески. Тут решение делать или не делать регулировку углов должен принимать непосредственно владелец автомобиля.
А вот если изменился тип и размер колес, то в этом случае делать развал нужно обязательно. Если раньше на автомобиле стояла широкая резина, а теперь узкая, или наоборот, то это может привести к нарушению геометрии подвески. Следовательно, машину может уводить в сторону, скат будет неравномерно и ускоренно истираться. Причем, если регулировка производилась недавно, но на старой резине, все равно ее нужно делать при смене на новую.
В случае, если тип и размер колес одинаковые и комплект дисков остался неизменным, то требуется только проверка регулировки углов установки колес.
Рекомендации о том, нужно ли делать развал после замены резины
Также эту процедуру необходимо производить в следующих случаях:
- Старая резина имеет характерные черты износа. Это свидетельствует о нарушении позиционной настройки ведущих колес автомобиля в результате активной езды. Для того чтобы на новой резине не появлялись такие же признаки износа, нужно проверить углы установки и при необходимости сделать регулировку.
- Замена покрышек произошла в результате проезда глубокой ямы или наезда на бордюр, следствием чего стало повреждение корда или деформация колесного диска. От сильного удара или пробоя подвески могут нарушиться углы предустановки колес. В таких случаях процедура сход-развала поможет предотвратить возможный износ нового комплекта покрышек. Также после сильного удара не лишним будет осуществить и проверку кастера (угла наклона стойки относительно вертикальной оси). Все эти мероприятия производят в специализированной мастерской на автоматизированном стенде, в активе которого есть лазерная координатная система.
- После смены колес, которая сопровождалась некоторыми ремонтными работами в подвеске автомобиля или рулевом управлении.
- Если длительное время на транспортном средстве не проверялось состояние подвески. Наиболее удобно будет совместить замену покрышек и процедуру регулировки.
Особенности регулировки развала-схождения
Несмотря на то, что эта процедура не особо сложная, при ее проведении присутствует несколько нюансов.
- В случае, когда летняя резина меняется на зимнюю аналогичного размера, при этом комплект колесных дисков не меняется, то регулировка необязательна.
- Часто можно встретить сторонников «улучшайзинга», которые вместо стандартных дисков R15 устанавливают литье на R17. В таком случае специалистами рекомендована процедура сход-развала.
- Также процедуру регулировки развала-схождения нужно делать, если меняется ширина и профиль покрышки, так как происходит изменение плеча приложения силы, следствием чего является изменение положения подвески.
Нередко особо мнительные водители перестраховываются и делают сход-развал даже при замене идентичных по типоразмеру колес.
Особенности регулировки развала-схождения
Другие причины, почему авто тянет в сторону после смены резины
Как было сказано выше, неправильно выставленный сход-развал может стать первопричиной поломки автомобиля. Но существуют и другие причины, по которым транспортное средство может вести себя на дороге непредсказуемо. Самыми распространенными ошибками в настройке элементов ходовой части автомобиля, из-за которых его тянет в сторону, являются:
- Неправильно установленные покрышки. Каждый скат имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Для определения сторон и направления движения колеса на боковой стороне покрышки имеется четко указанная стрелка. В случае, когда на одной оси по-разному установлены колеса, то руль будет тянуть в сторону.
- Неправильное и неодинаковое давление. Мало кто из водителей еженедельно проверяет давление в колесах. Чаще всего колеса накачиваются или подкачиваются только во время проведения шиномонтажных работ. Но шина может и спускать по какой-либо причине, может измениться давление из-за перепада температур, и т. д. Все это приводит к тому, что автомобиль перестает ехать четко по прямой.
- Наличие проблем с тормозной системой транспортного средства. Если во время смены колес неквалифицированный работник случайно задел тормозные колодки, то это может привести к их подклиниванию, из-за чего машина будет ехать в сторону.
- На автомобиле установлены одинаковые по типоразмеру покрышки, но с одной стороны протектор как новый, а с другой сильно изношенный. Это тоже влияет на прямолинейность движения.
Другие причины, почему авто тянет в сторону после смены резины
Итоговые рекомендации по развал-схождению колес
Немногие автолюбители знают, что такой параметр, как плечо обката, может иметь как положительное, так и отрицательное значение, и что он вообще означает. Все просто – это расстояние от центра пятна контакта до оси поворота колеса на дороге.
До 70-х годов прошлого века многие автопроизводители склонялись к использованию положительного плеча. Из отечественного автопрома в качестве примера можно привести классические модели АвтоВАЗа. Применение такой конструкции уменьшало усилие на руле. Но, несмотря на это, если ездить по грунтовке, неровному асфальту или с сильно спущенным колесом, то руль стремился жить своей жизнью и выскакивал из рук.
Отрицательное плечо начали применять американцы во второй половине 60-х годов на автомобиле «Кадиллак Эльдорадо». А уже в начале 70-х на Ауди–80 в дополнение к отрицательному значению стали применять диагональное распределение тормозных усилий. Это решение позволило уменьшить вероятность заноса транспортного средства при неисправностях тормозной системы.
Итоговые рекомендации по развал-схождению колес
Самыми распространенными причинами, из-за которых автолюбители приезжают на регулировку установки угла колес, являются усиленный, неравномерный износ протектора или плохая управляемость, выраженная в уводе машины в сторону при езде по прямой.
Опытные водители рекомендуют проверять сход-развал даже на новых автомобилях. Ведь производитель авто производит установку средних параметров в расчете на то, что продавец будет делать предпродажную подготовку и в зависимости от установленных дисков и покрышек сделает окончательную доводку. Но зачем дилеру брать на себя лишнюю работу?
В инструкции по эксплуатации автомобиля производителем предписано проводить регулировку при пробеге каждые 15 000 километров. При годовом пробеге 30 000 километров это как раз соответствует сезонной замене колес.
Также регулировку сход-развала производят после замены таких элементов, как шаровые опоры, пружины, сайлент-блоки, рулевая рейка, стоики и т. д.
Если автомобиль начинает «водить» по дороге в процессе движения, то это еще один повод заглянуть на СТО для проверки и регулировки угла установки колес.
Любителям совершенствования своего транспортного средства после очередного увеличения клиренса, путем установки дополнительных проставок, или его уменьшения, за счет срезания пружин, тоже нужно делать сход-развал.
Итоговые рекомендации по развал-схождению колес
Таким образом, процедура необходима после ремонта авто, смены колес, усиленном износе протектора, плохой управляемости. Перед регулировкой опытный мастер обязан проверить состояние подвески и уточнить наличие тяжелых грузов в багажнике и салоне транспортного средства. Также проверяется давление воздуха в колесах и возможная деформация колесных дисков.
В качестве общей рекомендации специалисты советуют лишний раз проверить сход-развал, чем потом исправлять последствия его неправильной регулировки.