Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
13.11.2023 Автосервис
1023
Время чтения: 12 минут

Расход моторного масла и способы его сокращения

Сохранить статью:

Почему важен? Расход моторного масла – важнейший показатель работы двигателя. Норма у каждого автомобильного «сердца» своя, а ее превышение – очевидный признак неисправности.

К чему приводит? Моторное маслодолжно служить защитой двигателя от износа. Если расход масла увеличивается или его уровень, наоборот, становится меньше нормы, это может привести к его поломке. Поэтому важно регулярно замерять количество масла.

 

Норма расхода моторного масла

В полностью исправном состоянии двигатель расходует примерно 3 литра моторного масла на 1000 км, то есть не более 0,3 % от потребления горючего. Каждый автомобиль имеет собственные нормы потребления смазки, которые выражаются количеством масла на 100 л топлива или 1000 километров пробега.

Определение нормы расхода моторного масла на 100 л топлива более точно, так как расчет этого показателя по пробегу не учитывает работу двигателя в пробке. Постоянные рывки и остановки машины приводят к повышению нагрузки на силовую установку, хотя показания одометра меняются при этом незначительно.

Для вычисления нормы расхода масла для конкретной модели авто необходимо учесть тип мотора, объем масла, объем потребляемого бензина с поправкой на состояние поршневой группы.

Чтобы вычислить реальный расход моторного масла на угар за каждый цикл его работы (от замены до замены), используют следующую формулу:

Qy = ∑q + (Qз-Qсл)

Здесь ∑q обозначает объем масла, долитого в течение цикла (между техническими осмотрами), — масло, залитое при заправке, Qсл – масло, слитое при замене.

Расход моторного масла в двигателе по норме на 100 литров топлива рассчитывается следующим образом:

Mз = V / (P * k),

Здесь V – это объем системы смазки мотора, P – количество израсходованного топлива, k – коэффициент, показывающий износ поршневой группы (k для дизельного двигателя равен 1,25, бензинового –1,15, турбированного – 1,3).

Расход моторного масла в зависимости от типа двигателя

Расход моторного масла в двигателе напрямую определяется конструкцией силовой установки.

Бензиновые

Нормальным показателем является 5–25 мл на 100 л топлива. Для автомобиля с пробегом расход повышается до 25-100 мл. О проблемах говорит потребление масла на уровне 300-400 мл.

Дизельные

Расходуют 30–50 мл. Потребление свыше 200 мл явятся критическим. Вместе с тем при росте нагрузки на мотор увеличивается и расход моторного масла.

Турбомоторы

Такие двигатели наиболее мощные. Соответственно, и масла они расходуют больше. Для них нормальным является 80 мл на 1000 км на каждую турбину. Изношенный двигатель может расходовать еще больше – до 2 литров на 100 литров топлива. Если отмечается повышенный расход моторного масла, то возникает риск выхода мотора из строя.

Норма расхода моторного маслаНорма расхода моторного масла

Кроме того, при расчете допустимого расхода моторногомасла имеет значение стиль вождения автомобиля.

  • спокойный — 0,25 л на 1000 км;
  • агрессивный — 0,4 л на 1000 км;
  • в горах — 0,5 л на 1000 км.

По мере износа мотора потребление смазки также растет. Расход моторного масла по прохождении 100-150 тысяч км достигает 0,35-0,55 л.

Любопытно, что автомобиль, только что вышедший с завода, тоже потребляет больше масла по сравнению с расчетным, поскольку механизмы и детали еще не притерлись друг к другу.

 

Причины повышенного расхода масла

Конструктивные недостатки

К сожалению, часто можно столкнуться с ситуацией, когда большой расход моторного масла оказывается следствием недоработок в системе двигателя, выдаваемых производителем за конструктивные особенности. И если для высокопроизводительных и оппозитных движков повышенное потребление – это нормально, то прожорливость силовой установки массовых авто скорее указывает на недоработки инженеров. Особенно это характерно для немецких брендов.

Чтобы не разориться на расходниках для авто, перед покупкой внимательно изучите его техническое описание. Насторожить должен заявленный производителем расход в несколько литров между двум техническими осмотрами. Это явный недостаток, однако, указывая на него в документах, изготовитель снимает с себя ответственность после продажи.

Естественный износ маслосъемных колец

По мере использования автомобиля детали его двигателя изнашиваются, из-за чего может увеличиться расход моторного масла. У дорогих авто такие проблемы возникают по прохождении нескольких сотен тысяч километров пробега.

Естественный износ маслосъемных колецЕстественный износ маслосъемных колец

На любом моторе есть специальное кольцо, функция которого – удаление масла со стенок цилиндров во время работы. При износе кольца увеличивается зазор, вследствие чего масло начинает расходоваться активнее. Об этом дефекте говорит появление характерного дыма из выхлопной трубы.

Высокий износ стенок цилиндров

Изнашиваться способны и сами стенки цилиндра — это может происходить по причине закоксовывания уплотнительного кольца, нагар на нем оставляет царапины на цилиндре, через которые масло начинает попадать в топливно-воздушную смесь. В результате снижается степень компрессии топлива, что приводит к повышенному износу мотора и его выходу из строя.

Износ маслосъемных колпачков

На стержнях клапанов установлены специальные маслосъемные колпачки, которые препятствуют попаданию масла в камеру сгорания. Колпачки изготовлены из жаропрочных материалов, но и они с временем изнашиваются, дубеют. По прохождении примерно 100 000 километров они перестают нормально выполнять свою функцию, что приводит к повышенному потреблению масла.

Замена колпачков не составляет труда, поэтому проводить ее нужно регулярно.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Негерметичность стыков и сальников коленвала

Утечки через негерметичные стыки и сальники коленчатого вала также вызывают повышенный расход моторного масла.

При неисправности сальников масло может вытекать наружу, под днищем автомобиля при этом обнаруживаются масляные лужи. Замену этих деталей следует проводить регулярно, при этом желательно одновременно выполнять и обслуживание привода ГРМ или системы сцепления

Утечки через ротор турбины

Данная неполадка встречается только на турбированных моторах. По мере износа втулки на роторе турбины начинается поступление масла в камеру сгорания. Картер двигателя быстро высыхает. Устранение подобной неисправности нужно проводить как можно быстрее.

Повреждение прокладки ГБЦ

Блок и головка цилиндров соединены между собой болтами через особую прокладку.

Повреждение прокладки ГБЦПовреждение прокладки ГБЦ

По каналам этой детали текут охлаждающая жидкость и масло. Срок ее эксплуатации не превышает 200 000 километров пробега. После этого герметичность прокладки ухудшается, масло попадает в цилиндры, систему охлаждения, выступает на внешних стенках камеры сгорания. Для установки новой прокладки придется обращаться в автосервис, поскольку добраться до нее без специальных инструментов довольно сложно.

Некачественный ремонт мотора

Рост расхода масла бывает вызван некачественным ремонтом. В частности, ошибки могут быть допущены при замене маслосъемных колпачков и повреждении стержней поршня. Задиры приводят к быстрому износу уплотнителей и перерасходу смазки. Также проблемы могут возникать из-за некачественной расточки цилиндров, неправильной замены прокладки ГБЦ, поршневых колец.

Также нельзя забывать и о такой причине, как использование некачественных комплектующих. Об этом нередко говорит «масложор», возникший после ремонта. В этом случае можно требовать устранения дефектов от работников автосервиса.

 

Способы сокращения расхода масла

  • При агрессивной езде давление в камере сгорания увеличивается, газы начинают проникать через кольца в систему вентиляции картера, а оттуда смазка попадает в камеру сгорания. Аналогично влияет на работу двигателя и вождение на повышенных скоростях. Из-за этого угар будет гораздо интенсивнее, чем при спокойном вождении.
  • На турбомоторах может возникать обратная проблема. После езды на высокой скорости водитель тормозит и останавливается. Двигатель глушится, и турбокомпрессор не получает достаточного охлаждения. Это приводит к закоксовыванию газодинамических уплотнителей, вызывая повышенный расход масла.
  • При росте температуры масла возрастают и потери, что объясняется испарением с поверхностного слоя смазки и попаданием паров в картер. Чтобы избежать таких проблем, необходимо следить за чистотой радиатора мотора, состоянием термостата, объемом антифриза в системе охлаждения.
  • Своевременно заменяйте сальники, уплотнители, прокладки.
  • Если масло попало в систему охлаждения, то необходимо срочно ехать на СТО. Двигатель может заклинить, и тогда будет неизбежен дорогостоящий ремонт.

Снизить потребление масла поможет его замена на более вязкий вид, в частности полусинтетическое вместо синтетического. Для двигателей со значительным износом целесообразно перейти на минеральные типы масел.

Способы сокращения расхода маслаСпособы сокращения расхода масла

В зависимости от сезона, особенно при значительных перепадах температур в разное время года, масло также нужно менять. Капитальный ремонт понадобится российским и китайским авто после 100-150 тысяч километров пробега, а для иномарок – после 250 тысяч километров.

Часто задаваемые вопросы о расходе моторного масла

На что ориентироваться при покупке автомобиля?

При выборе авто необходимо учитывать, что норма расхода моторногомасла у наддувных двигателей выше, чем у безнаддувных. У авто с пробегом выявить признаки «масложора» на глаз не всегда просто. Опытные автолюбители при обслуживании таких машин чистят даже выхлопную трубу. Если же выхлопной дым имеет неестественный сизый цвет, то это явно указывает на повышенное потребление смазки двигателем.

Какое влияние оказывают присадки на расход моторного масла?

В состав качественного моторного масла входят различные присадки, противопенные добавки, ингибиторы коррозии и др. В результате обеспечивается достаточная вязкость или текучесть при высоких и низких температурах соответственно, нейтрализация кислот, остающихся при сгорании топливно-воздушной смеси.

Специалисты рекомендуют воздерживаться от добавления в масло сторонних присадок, так как они меняют состав смазки и ее качество. Однако при грамотном выборе добавки могут повысить качество работы мотора и увеличить мощность. Обычно положительный эффект приносит использование минеральных присадок.

Почему моторное масло расходуется на угар?

Поршневые кольца должны постоянно смазываться. Первое компрессионное кольцо может оставлять на стенках цилиндра масляную пленку, которая угорает при росте температуры. На этот процесс приходится до 80 % потерь смазки.

Имейте в виду, что на новых автомобилях угар больше, чем на машинах с пробегом. Текучая смазка (например, 0W‑16) расходуется интенсивнее, чем вязкая.

При использовании поддельного масла риск его повышенного расхода повышается, при этом потребление постепенно приходит в норму при доливе в дальнейшем качественного продукта.

При замене или добавлении масла необходимо строго соблюдать рекомендации производителя. Нельзя смешивать масла разных типов, например минеральное и синтетическое. Это может привести к серьезным неполадкам в работе двигателя.

Если мотор начал расходовать масло в большем объеме, чем раньше, то не следует игнорировать эту проблему, нужно незамедлительно провести диагностику. В противном случае «масложор» может привести к серьезной поломке двигателя и дорогостоящему ремонту.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽