Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
23.01.2024 Автосервис
1022
Время чтения: 14 минут

Прыгает стрелка спидометра: причины, диагностика, ремонт

Сохранить статью:

Стоит ли волноваться? Скорее всего, вы хоть раз, да замечали, что при движении или на холостом ходу прыгает стрелка спидометра. Это некритичная поломка, однако очень неприятная – прибор и вовсе может отказать.

Что делать? Есть несколько возможных причин такого поведения стрелки: неисправная приборная панель, неудачный тюнинг, износившийся тросик или поломка датчика. Прежде чем менять всё подряд, выясните, что именно стало причиной поломки в вашем случае.

 

Почему прыгает стрелка спидометра

Прыгающая стрелка спидометра — частая неисправность, мешающая точно определить скорость движения. Это представляет опасность, поскольку неправильная оценка скорости приведет к тому, что вы не сможете правильно маневрировать на крутом повороте и уйдете в кювет. Поэтому, если при движении прыгает стрелка спидометра, стоит срочно обратиться в автосервис.

На СТО работают профессионалы с необходимым оборудованием для быстрой диагностики и ремонта. Однако поломки часто случаются вдали от автомастерских. Поэтому полезно заранее изучить возможные причины неисправностей, включая неполадки спидометра. Недооценив серьезность поломки, вы рискуете оказаться в опасной ситуации.

Почему прыгает стрелка спидометраПочему прыгает стрелка спидометра

Подергивание стрелки, как правило, происходит по нескольким основным причинам:

Заканчивается срок эксплуатации троса спидометра

Возможно, тяга, отвечающая за передачу скорости на спидометр, повреждена внутри оболочки. Это часто сопровождается странными звуками из приборной панели.

Для выявления этой проблемы требуется произвести диагностику путем демонтажа тяги привода спидометра и извлечения гибкого вала из защитной оболочки. При обнаружении разрушения или искривления компонентов необходимо заменить трос.

Отвернулись гайки, фиксирующие наконечники на механической тяге спидометра

В некоторых ситуациях проблема со спидометром может быть вызвана тем, что квадратный наконечник троса спидометра скользит в своем посадочном месте, не позволяя шестерням устройства вращаться должным образом. Это приводит к тому, что стрелка спидометра начинает скакать или даже падать до нулевого значения.

Неисправность может возникнуть из-за вибраций автомобиля или недостаточно затянутых после ремонта гаек. Для устранения проблемы нужно отключить приборы и затянуть гайку на верхнем наконечнике троса спидометра, а затем сделать то же самое с нижней гайкой на коробке передач.

Для этих действий специальные инструменты и ключи не требуются — гайки затягиваются вручную. После затяжки необходимо проверить работу прибора, протестировав на различных скоростях и на холостом ходу, чтобы посмотреть, прыгает ли стрелка спидометра.

 

Износ наконечника троса привода и посадочного гнезда

В некоторых случаях проблема может быть обусловлена износом или повреждением квадратных наконечников троса, а также посадочных мест в спидометре или на коробке передач.

Это может произойти, например, если автомобиль ездил с недостаточно затянутыми гайками наконечников троса, что приводит к более свободному перемещению, деформации и износу.

При обнаружении износа или повреждений этих компонентов рекомендуется заменить трос привода на новый. Это часто позволяет восстановить работу спидометра, даже если посадочные места для наконечников повреждены. В случае серьезных дефектов может потребоваться замена не только троса, но и самого спидометра, а также привода на КПП.

Износ зубцов механизма привода

Износ зубцов механизма приводаИзнос зубцов механизма привода

Или, что еще хуже, износились зубцы на шестерне, входящей в состав коробки передач. В таком случае требуется снять и заменить привод. Для замены зубчатой шестерни придется разобрать коробку передач.

Поломка самого спидометра

Если после проверки всех вышеперечисленных деталей стрелка спидометра при езде по-прежнему прыгает, то следует рассмотреть замену самого прибора. Спидометр можно приобрести отдельно и легко установить в приборную панель, поскольку устройство крепится всего двумя винтами.

Прыгает стрелка спидометра из-за неисправности приборной панели

Сначала убедитесь, что нестабильное движение стрелки не вызвано неисправностью приборной панели. Проверьте, не нарушились ли контакты. Если контакты в порядке, обратите внимание на состояние пластмассовых шестеренок и крепления разъема одометра. Если появились следующие признаки, можно предположить, что источник неисправности находится именно в приборной панели:

  • Одновременный сбой одометра и прибора измерения скорости, перестала работать подсветка.
  • Жужжание или хруст, исходящие из приборной панели.

Такие неполадки могут возникнуть вследствие длительного использования авто без должного технического обслуживания и, как правило, связаны со следующими причинами:

  • Повреждение электропроводки в силу износа или интенсивной эксплуатации, что может привести к короткому замыканию.
  • Попадание влаги в приборную панель, что способно вывести из строя электронику.
  • Поломка пластмассовых шестеренок, работавших при повышенных нагрузках или изготовленных с нарушением технологии.
  • Поломка крепления тросика, передающего момент вращения от вала к спидометру.

Прыгает стрелка спидометра из-за неисправности приборной панелиПрыгает стрелка спидометра из-за неисправности приборной панели

Несмотря на то что ремонт таких неисправностей прост и не требует больших затрат, многие предпочитают замену спидометра или даже приборной панели. Однако это не всегда гарантирует полное устранение проблемы, ведь могут существовать и другие факторы, вызывающие неправильное отображение скорости и неравномерное движение стрелки.

 

Диагностика прыгающей стрелки спидометра

Следуя инструкции, вы сможете самостоятельно выявить, почему прыгает стрелка спидометра, и устранить причину без использования специального оборудования.

Измерение напряжения на соединительном разъеме датчика

Что понадобится сделать:

  • Необходимо обратиться к руководству на ваш автомобиль, чтобы найти расположение датчика скорости, который обычно установлен на коробке передач.
  • Снимите разъем с датчика и осмотрите контакты внутри на наличие окисления, которого быть не должно.
  • Обычно в разъеме имеются три провода: два из них, «плюс» и «минус», располагаются по бокам, а импульсный (сигнальный) провод находится посередине.
  • Включите зажигание и с помощью автомобильного светового индикатора проверьте наличие напряжения на плюсовом и минусовом контактах. Если напряжения нет, причиной может быть поврежденный предохранитель или провод.
  • Для проверки импульсного провода подсоедините один конец индикатора к «минусу» аккумулятора. Затем, касаясь другим концом импульсного провода, наблюдайте за изменениями показаний стрелки спидометра на щитке приборов.

Диагностика датчика скорости

После проверки, показавшей, что на разъеме датчика есть питание и стрелка спидометра реагирует на импульсы, выполните следующее:

  • Осмотрите датчик скорости и убедитесь, что разъем надежно установлен.
  • Включите зажигание и резкими движениями руками вращайте выходной вал датчика скорости. Если датчик не имеет выходного вала, просто подносите магнит.
  • Внимательно следите за показаниями стрелки спидометра на приборной панели.

Диагностика прыгающей стрелки спидометраДиагностика прыгающей стрелки спидометра

Тестирование привода датчика скорости

Алгоритм диагностики следующий:

  • Поднимите автомобиль с помощью домкрата так, чтобы одно из ведущих колес было в воздухе.
  • Снимите датчик скорости и обратите внимание на выходной вал привода спидометра, который находится снизу.
  • Включите пятую передачу и, прокручивая колесо вручную, наблюдайте за вращением привода. Также можно запустить двигатель, выбрать третью передачу или опустить авто на землю и попытаться передвигать привод в нейтральном положении.
  • Если привод остается неподвижным, извлеките деталь и осмотрите на наличие изношенных зубьев. Если привод в порядке, но не вращается, то, возможно, причиной является дефект приводной шестерни дифференциала, расположенной внутри КПП.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Замена датчика для решения проблемы с прыгающей стрелкой

Когда все возможные причины, почему прыгает стрелка спидометра, рассмотрены, можно начать ремонт. В первую очередь следует заменить датчик скорости. Для этого:

  • Найдите местоположение датчика, который обычно закреплен внутри коробки передач.
  • Для замены вам потребуется около получаса времени, а также следующие инструменты: головка размером 10 мм и две отвертки — крестообразная и плоская.
  • В моторном отсеке автомобиля найдите воздуховод, ведущий к фильтрующему элементу воздуха, и демонтируйте.
  • Найдите датчик скорости и отсоедините разъем проводов.
  • Ослабьте гайку, крепящую датчик. Это может потребовать некоторых усилий из-за неудобного расположения.
  • Достаньте датчик скорости, аккуратно поддев отверткой.
После проведенных манипуляций стрелка спидометра должна перестать скакать. Однако, если проблема сохраняется, следует искать неисправность в другом месте.

Вероятной причиной может быть обрыв провода, соединяющего приборную панель и датчик скорости. Для выявления такого обрыва необходимо использовать тестер, чтобы прозвонить провода и удостовериться в целостности.

Если проблему не удалось решить, следующий шаг — демонтаж приборной панели для проверки моторчика привода спидометра. Часто бывает, что внутренняя обмотка моторчика выходит из строя, что может вызвать отказ спидометра или неправильное отображение скорости. Замена моторчика требует определенных навыков в распайке электрической схемы, и в таком случае рекомендуется обратиться к квалифицированному автоэлектрику.

Ремонт механического спидометра

Аналоговый спидометр имеет стрелку, которая перемещается по цифровой шкале, работая на основе взаимодействия электрического тока и магнитного поля. Электрический ток создает вращательное усилие в катушке, связанной со стрелкой, а магнит, находящийся внутри катушки, вращается благодаря гибкому валу, соединенному с датчиком скорости.

Датчик скорости обычно устанавливается на вторичном валу двигателя или на приводе левого переднего колеса, и скорость вращения магнита пропорциональна скорости авто, что отображается на шкале спидометра.

Ремонт механического спидометраРемонт механического спидометра

Разобравшись, как работает механический спидометр, вы сможете понять, в чем причина поломки устройства. Признаки неисправности обычно заметны сразу: стрелка спидометра прыгает при включении зажигания, колеблется или застревает на нуле, не отображая реальную скорость авто. В большинстве случаев это связано с механическими дефектами устройства. Чтобы точно установить причину неисправности, нужно разобрать спидометр, начиная с приборной панели.

Для извлечения приборной панели надо выполнить следующие шаги:

  • Найдите и аккуратно отожмите все клипсы, которые крепят приборную панель по периметру. Местоположение клипс может варьироваться в зависимости от модели авто. Для этой операции лучше использовать твердую пластиковую пластину.
  • Отсоедините разъемы контактов, которые находятся с тыльной стороны панели.
  • Затем открутите гайку, которая крепит гибкий трос. После этого станет ясно, исправен ли трос. Если трос разорван или поврежден, следует заменить деталь на новую.
  • Если причина неисправности все еще не обнаружена, проверьте целостность узлов и деталей приборной панели, а также оцените надежность креплений.
  • Замените все поврежденные элементы на новые и протяните контакты соединений.
  • Установите приборную панель на место.

Проблема наверняка будет успешно устранена, и спидометр заработает как новенький. Важно понимать, что спидометр – это простое механическое устройство. Однако в более современных моделях авто разборка и ремонт прибора требуют профессиональных навыков и специального оборудования, поэтому лучше доверить такие операции опытному мастеру.

Часто задаваемые вопросы о прыгающей стрелке спидометра

Что еще может вызывать странное поведение стрелки спидометра?

Указанные выше причины неисправности далеко не исчерпывают весь спектр возможных неполадок. Существуют и другие факторы:

  • Заедание стрелки в одном положении у аналогового спидометра, что может возникнуть из-за механических неисправностей.
  • Неравномерное движение стрелки или перекос в показаниях прибора, что часто приводит к поломкам, вызванным повреждением вращающихся шестеренок в механических системах или блокировкой в электронных устройствах.
  • Неисправность спидометра, связанная с попытками настройки двигателя во время тюнинга.

Может ли датчик ABS влиять на показания стрелки спидометра?

Система антиблокировки тормозов и спидометр — это две отдельные системы в авто, которые функционируют независимо друг от друга. Выключение ABS не оказывает воздействия на работу спидометра, и последний все равно точно показывает скорость движения машины.

Почему одновременно прыгают стрелки тахометра и спидометра?

Если скачет стрелка не только спидометра, но и тахометра, это может быть связано с различными факторами:

  • Нестабильная частота вращения коленчатого вала, возможно, вызванная неисправностями в двигателе или связанных с ним системах.
  • Проблемы с самим тахометром или неисправности в датчиках, измеряющих обороты двигателя и передающих данные на тахометр.

Важно, чтобы тахометр функционировал без сбоев и водитель получал точные данные о частоте вращения двигателя.

Неисправность спидометра не сильно влияет на основные характеристики и срок службы авто, если обслуживание и ремонт выполняются вовремя. Однако иногда из-за этого можно получить штраф за превышение, поскольку водитель не знает точно, с какой скоростью едет машина. Кроме того, всегда следует поддерживать все устройства автомобиля в рабочем состоянии, чтобы ездить безопасно.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽