Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
26.07.2023 Автосервис
1875
Время чтения: 11 минут

Проверка реле стартера: способы диагностики

Сохранить статью:

О чем речь? Стартер приводит в движение маховик, который в свою очередь заводит двигатель. Если тот не срабатывает, то машина не сдвинется с места. Если вместо бодрого старта слышны только щелчки, необходима проверка реле стартера.

Что делать? Проверить работу механизма можно несколькими способами: мультиметром, аккумулятором, контрольной лампой. Важно при этом осмотреть целостность проводки и замерить напряжение.

 

Принцип действия стартера и частые причины отказа

Стартер является двигателем постоянного тока. Когда на это устройство от аккумулятора подается напряжение 12 В, стартер начинает вращение.

Стартер соединен с маховиком мотора автомобиля, этот механизм осуществляет передачу вращения на ДВС, когда водитель поворачивает ключ зажигания.

Принцип действия стартера и частые причины отказаПринцип действия стартера и частые причины отказа

При заведенном моторе (под нагрузкой либо в режиме холостого хода) стартер начинает выполнять функцию генератора. Работающий двигатель вращает вал стартера, в результате вырабатывается электрический ток напряжением от 12 до 14 В, от которого заряжается аккумулятор.

Работа стартера управляется тяговым реле, которое отвечает за переключение между режимами генератора или двигателя. Поэтому в случае поломки в обязательном порядке проводится проверка реле стартера.

Чаще всего из строя выходят следующие элементы стартера:

  • втягивающее реле;
  • втулка и коллектор якоря;
  • бендикс;
  • демпферная пружина и вилка;
  • пятаки.

Стартер иногда выходит из строя, причем проявляться это может противоположным образом – вы либо не сможете завести мотор совсем, либо стартер будет работать непрерывно после запуска ДВС.

Еще одна ситуация, требующая проверки реле стартера, когда он запускается, но не может набрать оборотов для раскручивания маховика.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

На проблему в работе стартера указывает то, что вы не слышите характерный щелчок при повороте ключа зажигания. Этот звук возникает из-за того, что якорь втягивается в корпус, при этом шестерня зацепляется с маховиком. Когда специфический звук есть, но стартер не работает, значит, выгорели контактные пары.

Поломки возникают по разным причинам. Прежде всего, это обычный износ, из-за которого механизм перестает работать либо нарушается его нормальное функционирование, например при втягивании якоря возникает задержка. Поэтому проверку реле стартера надо выполнять регулярно. Чтобы устранить проблему, следует заменить вышедшие из строя детали. К примеру, если перегорели контактные пары или обмотка, придется их поменять.

Проверка втягивающего реле аккумулятором

Чтобы выполнить проверку втягивающего реле стартера, снимаем механизм с машины. Не нужно демонтировать втягивающее реле, проверить его аккумулятором можно без снятия механизма. Для этого подготовьте провода с «крокодилами».

Если «крокодилы» отсутствуют, зачищаем концы провода, делаем кольцо, соответствующее габаритам клемм АКБ и силовых болтов.

Проверка втягивающего реле аккумуляторомПроверка втягивающего реле аккумулятором

У втягивающего реле со стороны подключения проводки есть две шпильки с гайками, на одной из которых расположена гибкая коса, соединяющая механизм и электродвигатель стартера. Третий контакт (выполнен в виде штекера типа «папа») служит для подключения управляющего провода от замка зажигания.

На клеммы АКБ накидываем три провода – один на «-», два на «+». Плюсовой провод нужно накрутить на свободный силовой болт, минусовой – намотать на «ухо» крепления стартера к машине, таким образом заземлив его.

Вторым плюсовым проводом следует коснуться штекера. Кстати, вместо провода вы можете воспользоваться отверткой для замыкания силового болта и штекера. Вы заметите, что сработало втягивающее реле, услышите специфический щелчок, выскочит бендикс, включится электрический двигатель стартера. Если все условия соблюдены, но двигатель не крутится, следует его проверить.

Тем же проводом нужно коснуться шпильки в области присоединения «косы». Если электродвигатель включился, то проблема не в нем, а в подвижном контакте. Если двигатель не заработал, значит, он поломался.

Подвижный контакт замыкает два силовых болта, шляпки которых расположены внутри втягивающего реле. Через подвижный контакт проходит ток от АКБ к электродвигателю стартера. Поэтому в области контакта болтов и площадки появляется нагар, надежность соединения снижается, ток блокируется.

 

Проверка втягивающей обмотки

Если во время проверки втягивающего реле стартера вы не услышали щелчков, следует продиагностировать втягивающую обмотку.

Вторым плюсовым проводом надо коснуться свободного штекера. Будет слышен щелчок, произойдет выброс бендикса. Эти признаки указывают на то, что втягивающая обмотка исправна.

Проверка втягивающей обмоткиПроверка втягивающей обмотки

Если щелчка не было и не произошел выброс бендикса, налицо поломка: это может быть обрыв внутри обмотки либо плохой контакт между болтом и «косой». Возможно, отсутствует контакт между щеточным аппаратом и якорем электродвигателя стартера.

Важно, чтобы ток протекал от штекера через обмотку, болт, «косу», щетки и корпус стартера, к которому подсоединяется минусовый провод. Возможная причина неисправности – обрыв в этой цепи.

Выполняем вышеописанные действия. Если бендикс выскочил, но не остался на своем месте, а вернулся в изначальное положение, при этом пока вы прижимаете плюсовой провод к штекеру, бендикс выскакивает и возвращается обратно, значит, проблема в удерживающей обмотке.

Втягивающее реле устроено так, что во время замыкания подвижной пластины на выводе втягивающей обмотки образуется «+», происходит ее обесточивание. В это время ток течет через удерживающую обмотку.

В удерживающей обмотке может быть обрыв, тогда якорь втягивающего реле, в результате действия возвратной пружины, вернется в изначальное положение, отодвинув подвижную пластину, разомкнув контакты силовых болтов.

На выводе втягивающей обмотки будет «-», и она станет функционировать, втягивая якорь внутрь. Этот процесс повторяется снова, происходит замыкание силовых болтов благодаря подвижной пластине, обесточивается втягивающая обмотка, в результате якорь снова занимает свое первоначальное положение.

 

Данный процесс повторяется, пока вы прижимаете плюсовой провод к штекеру. Бендикс непрерывно выскакивает и уходит внутрь, раздается характерный щелчок реле.

При успешном прохождении первого этапа проверки удерживающей обмотки втягивающего реле приступаем к следующим действиям. Второй этап проверки необходим, в противном случае на машине стартер не провернет коленчатый вал, несмотря на то что слышны щелчки и осуществляется работа электрического двигателя.

Алгоритм проверки следующий: вооружившись отверткой, зафиксировав бендикс удерживающей обмоткой в выдвинутом состоянии, давим на него. Важно, чтобы бендикс ушел внутрь корпуса стартера. Если вы легко вдавливаете его, то не все ветки удерживающей обмотки функционируют.

Обмотка удерживает якорь в прижатом состоянии к силовым болтам. Если произошел обрыв в витках, электромагнитной силы мало для сопротивления прилагаемым отверткой усилиям.

Проверка реле стартера мультиметром

Устанавливаем на приборе режим «Прозвонка» или включаем звуковой сигнал. Рекомендуется снять втягивающее реле со стартера. Однако допустима диагностика без демонтажа.

Проверка реле стартера мультиметромПроверка реле стартера мультиметром

Откручиваем гайку со шпильки, где подсоединены гибкая «коса» электродвигателя стартера. Ее нужно отвести в сторону.

Один щуп мультиметра подсоединяем к штекеру управляющего провода. Второй щуп прикладываем к шпильке, к которой прикручивается «коса».

Мультиметр подаст звуковой сигнал, указывающий на то, что обрыв во втягивающей обмотке отсутствует. Когда сигнала нет, значит, в витках цепи произошел обрыв.

Плюсовой провод нужно оставить на штекере, минусовым коснуться корпуса. Если устройство издает звук, значит, удерживающая обмотка находится в идеальном состоянии. Когда звука нет, это указывает на обрыв.

Также нужно прозвонить подвижный контакт и силовые болты. При осуществлении этой манипуляции вы сможете проверить втягивающее реле без стартера. Ваша задача – сымитировать втягивание якоря внутрь реле для замыкания силовых болтов.

Когда реле установлено на стартере, выполнить данную проверку сложно, придется вытаскивать бендикс из кожуха.

Рекомендуется использовать щупы мультиметра с «крокодилами». Минусовый провод фиксируем на шпильке, где расположена «коса», плюсовой располагаем на противоположной шпильке.

Рукой охватываем корпус, его нужно перевернуть вниз якорем, а затем нажать на него, утопив внутрь. Прибор издаст писк, это указывает на то, что подвижная площадка замыкает силовые болты. При отсутствии писка подвижная площадка плохо касается их или в области контакта есть нагар, не дающий току проходить.

В данном режиме мультиметра проверяем втягивающее реле стартера, чтобы обнаружить обрывы в обмотках, а также удостовериться, что контакты силовых болтов надежны.

Далее замеряем сопротивление проводов втягивающей и удерживающей обмоток. В этой ситуации если якорь втягивается, однако с трудом удерживается магнитным полем либо втягивается не полностью, значит, электромагнитной силы слишком мало для преодоления упругости возвратной пружины.

Показатели сопротивления обмоток:

  • Втягивающей обмотки – 0,55 Ом.
  • Удерживающей обмотки – 0,75 Ом.

Когда показания мультиметра меньше вышеуказанных значений, значит, в цепях обмоток произошло короткое замыкание. При слишком высоких показателях соединение их вводов с «землей» или силовыми контактами плохое.

Для проверки сопротивления обмоток втягивающего реле стартера выполняем такие же манипуляции, с той лишь разницей, что мультиметр ставим в режим «измерение сопротивления». Нужно выбрать поле с надписью «Ом», значения «20».

Проверка реле стартера контрольной лампой

Чтобы выполнить данную проверку реле стартера, потребуется АКБ. Последовательность действий следующая: контрольную лампу подсоединяем к «+» аккумулятора. На минусовую клемму нужно накинуть провод, который следует заранее скрутить в форме кольца, он должен плотно сидеть на клемме.

Также можно воспользоваться «крокодилами».

Дальнейший алгоритм работы идентичен тому, что и при проверке втягивающего реле мультиметром. Однако в данном случае вместо щупов прибора применяем контрольную лампу и минусовый провод АКБ.

Если вы заметили, что загорелась лампа, это указывает на то, что в цепи нет нарушений:

  • Втягивающая и удерживающая обмотка в рабочем состоянии, обрыв отсутствует, есть контакт с «землей» и силовыми выводами.
  • Подвижная площадка якоря замыкает силовые болты, через них протекает ток.

Когда лампа горит слабо, то это говорит об излишнем сопротивлении в цепи либо плохом контакте. Оптимальный вариант для устранения проблемы – выполнить разборку реле, осмотреть механизм, возможно, нарушена пайка либо оборвало провода.

На новых авто установлены такие реле, которые невозможно разобрать. Будет сложно даже демонтировать верхнюю крышку.

При желании можно выполнить развальцовку, достать все элементы, провести визуальный осмотр реле, однако завальцевать механизм не представляется возможным.

Провести проверку втягивающего реле стартера вы сможете сами в гараже. Чтобы не допустить ошибок, придерживайтесь описанных способов диагностики. При отсутствии мультиметра воспользуйтесь контрольной лампой либо аккумулятором.

Использование для проверки АКБ дает возможность продиагностировать стартер вместе с электродвигателем и втягивающим реле. Если же предварительно снять электродвигатель со стартера, то это позволит исключить его неисправность.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...