В чем преимущества? Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой – легкий способ узнать работоспособность АКБ. Автовладельцы считают, что с помощью устройства получают крайне точную информацию об уровне заряда.
Как действует? Принцип работы нагрузочной вилки – имитация запуска стартера. Благодаря такому действию аккумулятор демонстрирует, как он функционирует в штатном режиме. Важные условия проверки – соответствие типа вилки виду АКБ и соблюдение инструкции по применению.
В этой статье:
- Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора
- Распространенные виды и типы нагрузочных вилок
- Эксплуатация нагрузочной вилки
- Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой
- Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой
- Когда лучше использовать нагрузочную вилку
- Общие правила использования нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
- Часто задаваемые вопросы о проверке аккумулятора нагрузочной вилкой
Способы проверки аккумулятора
Обычно современные модели аккумуляторов могут работать без обслуживания, в частности нет необходимости заливать в него дистиллированную воду. Тем не менее это не означает, что данное устройство вообще не требует никакого ухода. Увеличить срок его эксплуатации позволяет периодическая проверка напряжения на клеммах и своевременная подзарядка.
Способы проверки аккумулятора
Для проверки аккумулятора дома можно использовать один из следующих приборов:
- Мультиметр.
- Нагрузочная вилка.
- Тестер тока холодной прокрутки.
Наиболее точный инструмент для проверки аккумулятора автомобиля – нагрузочная вилка. Она используется у официальных дилеров и в крупных автомастерских.
Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора
Стандартная вилка нагрузочная рассчитана для проверки аккумуляторов на 12 V. Также существует универсальное оборудование, которое позволяет делать замеры и на АКБ с 24 V.
Купить нагрузочную вилку для проверки аккумулятора не составляет труда – она есть в каждом специализированном автомобильном магазине. Сделанные таким прибором измерения позволяют получить достоверные сведения о состоянии АКБ вашего авто.
Конструкция нагрузочной вилки для проверки аккумулятора
Нагрузочная вилка конструктивно состоит из мощного резистора, двух щупов, вольтметра и штыря.
Это устройство выглядит следующим образом:
- снаружи – металлический кожух;
- внутри корпуса находится вольтметр;
- присутствуют одна или несколько спиралей (резистор/сопротивление).
К положительному выходу присоединяется кабель с большим сечением, выход вилки с отрицательным зарядом подключается к металлическому штырю, находящемуся позади кожуха.
Товары из категории
На обратной стороне нагрузочной вилки можно найти специальный зажим, используемый для подключения устройства к аккумулятору.
Также на задней панели имеются две гайки, необходимые для подключения спиралей (сопротивлений).
Входящий в конструкцию устройства вольтметр может быть применен для тестирования любого прибора с электрическим питанием, входящего в бортовую сеть авто.
Распространенные виды и типы нагрузочных вилок
В продаже можно найти нагрузочные вилки разных моделей, которые различаются между собой конструкцией, диапазоном измерений, силой измеримого тока.
Также разные нагрузочные вилки используются для аккумуляторов со щелочной и кислотной конструкцией.
Основное отличие между ними заключается в разной нагрузке, как правило – от 1 до 12 А.
Кроме того, в продаже можно увидеть вилки, которые позволяют тестировать отдельные банки АКБ, если последняя имеет соответствующую конструкцию.
Чаще всего автомобилисты используют для проверки аккумулятора нагрузочной вилкой следующие модели:
НВ-Б
Прибор, который дает возможность измерять напряжение от 0 до 3 В. Предельная сила тока может достигать 100 А. Прибор подходит для тестирования кислотных АКБ с напряжением не более 2 В, щелочных АКБ с напряжением 1,2 В.
Э 107 УХЛ4
Прибор, позволяющий тестировать 12-вольтовые аккумуляторы. Предельное напряжение достигает 20 В. Максимально допустимая сила тока – 100 А.
BH-01
Нагрузочная вилка, которая подходит для тестирования напряжения не более 15 В. Допустимая температура эксплуатации составляет от 1 до 35 градусов по Цельсию. Интервал между несколькими последовательными проверками должен быть не менее 15 секунд.
HB-01
Нагрузочная вилка, обеспечивающая точность измерений с погрешностью не более 2,5 %, диапазон допустимых напряжений оставляет от 0 до 15 В. Максимальная нагрузка – до 200 А. Температура – от 20 до 60 градусов по Цельсию.
НВ-03
Устройство, кото наиболее часто используется рядовыми автомобилистами. Прибор оснащен электронным вольтметром с жидкокристаллическим дисплеем. Также в комплект входит пара нагрузок, способных подключаться к вилке по отдельности. Наибольшая сила тока составляет 200 А. Напряжение – от 0 до 16 В. Таким устройством можно тестировать аккумуляторы с емкостью от 15 до 240 А*ч. Вилка может применяться для проверки АКБ на обычное напряжение 12 В.
При подключении только одной нагрузки предельно допустимая сила тока составит 100 А при емкости АКБ от 15 до 100 А*ч. При использовании обеих нагрузок максимальная величина удваивается и составляет 200 А.
HB-04
Проверка аккумулятора такой нагрузочной вилкой допускается под нагрузкой 12 и 24 В. Также это устройство позволяет тестировать отдельные элементы аккумулятора на 2 В. Погрешность измерений не превышает 0,5 %. Допустимый диапазон напряжений составляет 0-32 В. Допустимая температура использования колеблется от 20 до 60 градусов тепла.
Эксплуатация нагрузочной вилки
Для того чтобы корректно протестировать состояние АКБ, необходимо присоединить клемму устройства к положительному проводу АКБ, а штырь прибора – к отрицательному кабелю.
В принципе, ничего сложного в данной процедуре нет. Тем не менее во избежание проблем рекомендуется перед использованием ознакомиться с устройством по эксплуатации, которое входит в комплект любой модели нагрузочной вилки.
Первое, что нужно принимать во внимание, это то, что температура вилки не должна быть менее 20 градусов по Цельсию, сам аккумулятор также не должен быть холодным. Если пренебречь этим условием, то АКБ может сильно разрядиться. Соответственно, не рекомендуется проводить замеры на морозе, при этом перед проверкой аккумулятор лучше снять. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой прямо на автомобиле может привести к получению неточных результатов
Обратите внимание. Как и при эксплуатации любого электроприбора, необходимо строго соблюдать правила безопасности, в противном случае можно получить удар током. Кроме того, при замерах штырь нагрузочной вилки нагревается до высоких температур, поэтому нужно быть осторожным, чтобы не обжечься.
Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой
Замеры показаний АКБ нагрузочной вилкой выполняются по следующему алгоритму.
Без нагрузки
Измерения выполняются при выключенной АКБ, что позволяет узнать заряд и иные характеристики аккумулятора.
Последовательность действий такая:
- АКБ нужно демонтировать из моторного отсека, после чего ею не следует пользоваться примерно 7 часов.
- Проводится проверка аккумулятора нагрузочной вилкой, при этом для точных показаний с АКБ соединяется только положительная клемма, а минусовой контакт остается незадействованным.
- Штырь прикладывается к минусовой клемме, проводится замер показаний заряда. На дисплее отображаются одно следующих значений:
- 6-13 В – максимальный заряд;
- 3-12.5 В – 75-80 % заряда;
- 1-12.2 В – 45-55 %;
- 7-12 В – 20-30 %;
- менее 11.7 В – аккумулятор разряжен.
Этапы проверки аккумулятора нагрузочной вилкой
Имейте в виду, что если аккумулятор заряжен только частично, то тестирование с нагрузкой не допускается. Замеры можно выполнять только при максимальном заряде.
Нагрузка
Выполняя данную процедуру, нужно соблюдать осторожность и предварительно внимательно изучить руководство по эксплуатации нагрузочной вилки.
Алгоритм действий следующий:
- На нагрузочной вилке включается нагрузка. Как это сделать на вашем устройстве, можно узнать из руководства пользователя.
- Плюсовая клемма подключается к аккумулятору.
- Штырь прикладывается к минусовой клемме не больше чем на 5 секунд.
- Фиксируются значения на дисплее прибора. Показания имеют следующие значения:
- Свыше 9 В – АКБ полностью заряжена и готова к использованию.
- Ниже 9 В – аккумулятор нужно подзарядить, а затем провести замеры под нагрузкой еще раз. Если показания по-прежнему не превышают 9 В, то аккумулятор вышел из строя и его придется заменить на новый.
Имейте в виду, что тестирование при помощи вилки может ухудшить состояние АКБ, так как на нее подается дополнительная нагрузка.
Если при подключении штыря с отрицательным проводом возникает искрение, то переживать не стоит – такое явление считается нормальным и не говорит о неисправности вилки или аккумулятора.
Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой
Алгоритм, которого нужно придерживаться при тестировании с помощью цифровой нагрузочной вилки, не сильно отличается от действий, выполняемых при использовании аналогового устройства.
Для примера приведем пример работы с нагрузочной вилкой Орион НВ-04. Сначала АКБ нужно подготовить так же, как и для тестирования обычным устройством. В первую очередь проверяется напряжение без нагрузки, а затем прибор устанавливается в режим вольтметра с одновременным отключением измерительных сопротивлений. Контакт с «крокодилом» нужно подключить к отрицательному контакту АКБ, а штырь прикладывается к положительной клемме. Выполняется измерение напряжения.
Для проверки износа АКБ необходимо измерить напряжение под нагрузкой. Для этого присоединяется соответствующая спираль. Далее в режиме замера напряжения подключается щуп к положительному проводу не больше чем на 5 секунд. Когда данные будут зафиксированы, устройство сообщит об этом подачей звукового сигнала. После этого на дисплее отобразятся результаты измерений.
Проверка аккумулятора цифровой нагрузочной вилкой позволяет обойтись без таблиц значений под нагрузкой. Это очень удобно – не нужно расшифровывать вручную показания прибора.
Как проверять аккумулятор цифровой нагрузочной вилкой
Обратите внимание, что вышеуказанные советы по времени работы вилки под нагрузкой применимы ко всем моделям устройства. Для более полных рекомендаций внимательно изучайте руководство по использованию вашего тестера.
Когда лучше использовать нагрузочную вилку
Нагрузочная вилка позволяет получить достоверную информацию о состоянии АКБ, степени ее заряда, необходимости замены или подзарядки. Кроме того, этот прибор может использоваться для оценки напряжения при тестировании других электроприборов автомобиля – стартера или генератора.
Применение нагрузочной вилки оправдано в тех случаях, когда замеры мультиметром фиксируют достаточную мощность батареи, однако аккумулятор быстро разряжается.
Общие правила использования нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
Выполнить проверку аккумулятора нагрузочной вилкой при покупке нового аккумулятора совсем нетрудно. При наличии этого прибора можно сэкономить время и деньги на посещении автосервиса.
Чтобы результаты измерений были точными, нужно следовать нескольким советам:
- Изучите таблицы показаний нагрузочной вилки.
- Подберите нагрузочную вилку с походящими для вашей АКБ характеристиками.
- Обеспечьте температуру окружающего воздуха не ниже 20 градусов по Цельсию. Некоторые модели устройства допускают выполнение замеров в более широком температурном диапазоне.
- Не дотрагивайтесь до спирали во время измерений, чтобы не обжечься.
- Удостоверьтесь, что все клеммы и их крепления не имеют повреждений. Наличие таковых может исказить показания.
- Используйте только нормальный ток, который возникает в бортовой системе авто при старте мотора.
- Проводите замеры не более 10 секунд. В противном случае может разрядиться АКБ или выйдет из строя сама нагрузочная вилка.
- По возможности не проводите тестирование более 5 секунд. Это позволит снизить интенсивность выгорания спирали и увеличит эксплуатационный ресурс прибора.
Часто задаваемые вопросы о проверке аккумулятора нагрузочной вилкой
Можно ли проводить замеры самодельной нагрузочной вилкой?
Своими руками изготовить нагрузочную вилку можно при помощи вольтметра, проволочного резистора и пары зажимов. Задача решаемая, однако стоить иметь в виду, что подобные самоделки не гарантируют точности измерений.
Подходит ли нагрузочная вилка, чтобы выяснить, идет ли зарядка АКБ?
Для тестирования заряда АКБ необходимо подключить загрузочную вилку с учетом полярности. Контакт не должен превышать по времени 5 секунд. На первой секунде показания обычно составляют 12-13,0 В. В конце замера эта величина падает до 10 В. В этом случае АКБ находится полностью в работоспособном состоянии. Если напряжение не превышает 9 В, то аккумулятор будет быстро разряжаться.
Какое напряжение должно быть на АКБ под нагрузочной вилкой?
При измерении нагрузочной вилкой производимый ею ток на АКБ должен составлять 1-1,4 от емкости аккумулятора. Как правило, для АКБ с зарядом 15-100 А*ч применяются вилки на 100 А. Для АКБ на 100-240 А*ч подойдут вилки на 200 А. Большинство моделей нагрузочной вилки рассчитаны на нагрузку 100 А.
акое напряжение должно быть на АКБ под нагрузочной вилкой?
Выполнить проверку аккумулятора нагрузочной вилкой можно при его покупке в магазине. Также эту процедуру следует выполнять при подготовке авто к зиме. Даже в том случае, когда АКБ не обнаруживает никаких признаков неисправности, тестировать ее необходимо уже после трехлетнего использования. При низком напряжении АКБ ее необходимо заменить.