В чем проблема? Порез на шине – нарушение ее целостности на боковой части, часто сопряженное с разрывом корда. В отличие от проколов, такое повреждение гораздо опасней, так как снижается жесткость покрышки и в разы увеличивается вероятность взрыва колеса даже после ремонта.
Какое решение? Боковые порезы можно отремонтировать. Небольшие повреждения поддаются восстановлению относительно неплохо, а вот заделать крупный порез можно не всегда, и далеко не каждому специалисту это под силу.
В этой статье:
Опасность порезов на шине
Прежде чем приступить к ремонту шины, необходимо изучить ее конструкцию. Прокол боковой поверхности покрышки нарушает ее жесткость, упругость, герметичность.
Опасность порезов на шине
Главным элементом шины является корд из стали или синтетического материала, на который наносятся остальные слои.
Корд выполняет функцию ребра жесткости, поддерживающего форму шины. Благодаря ему находящийся в камере воздух равномерно распределяется по всему ее объему, позволяя колесу выдерживать массу транспортного средства. Также корд определяет площадь пятна контакта покрышки с асфальтом, а от этого зависит управляемость, расход бензина при езде, протяженность тормозного пути.
Покрышки могут быть одного из двух видов:
- Радиальные (каркас корда проложен от центра к внешней окружности шины).
- Диагональные (нити корда располагаются под углом относительно друг друга). В продаже их уже не найти.
Порезы на боковой части покрышки могут быть четырех типов:
- Радиальные. В данном случае повреждение находится между радиальными нитями корда, не влияя на целостность шины и ее прочность.
- Продольные. Перерезается несколько нитей корда, что снижает прочность покрышки.
- Косые. Этот тип похож на продольный и отличается от него расположением пореза относительно окружности шины.
- Смешанные. Порез обладает признаками нескольких повреждений, описанных выше.
Ремонт порезов радиальных шин выполнить проще, чем починить диагональные покрышки. Предварительно нужно осмотреть повреждения и оценить важнейшие линейные размеры.
Товары из категории
- Длина продольного разреза. Если она не превышает 50 мм, то ремонт возможен.
- Если длина поперечного разреза более 30 мм, то ремонт выполнить не удастся.
- Расстояние от конца пореза до края покрышки. Если остается менее 40 мм, то ремонт также невозможен.
- При порезе на шине грузового транспорта ремонт невозможен, если разорвано более чем 10 нитей корда.
Опасность порезов на шине
Оборудование для ремонта порезов
Для ремонта пореза бескамерной шины потребуется инструмент, который обычно лежит в багажнике у каждого автомобилиста. Приблизительный набор состоит из таких предметов:
- специальные щетки для зачистки покрышки;
- жгут для ремонта бескамерных покрышек;
- балансировочные клещи;
- инструмент для металла корда;
- стойка для ремонта покрышки;
- комплект для ремонта бескамерных покрышек;
- маркировочный мел;
- адаптеры и патроны;
- ножи, ролики и скребки;
- калибровочные фрезы;
- инструмент для штрихования;
- экструдер;
- набор инструментов для ремонта покрышек;
- сырая резина для вулканизации.
Как видите, перечень довольно внушительный, но и он является лишь приблизительным, могут потребоваться и иные инструменты с учетом типа шины, например механический борторасширитель, карбидная шарошка.
Часть инструментов из указанного списка поможет выполнить и иные работы, например шиномонтаж, когда нет возможности обратиться в специализированную мастерскую.
Оборудование для ремонта порезов
Ремонт порезов на шине
В отличие от ситуации с односторонним сильным износом резины, обнаружить место пореза корда шины не составляет труда. Колесо спускается за считанные секунды, и продолжать движение с такой неисправностью просто опасно. Размеры разрыва нужно смотреть изнутри, поскольку с этой стороны они обычно меньше, чем снаружи. 2-3 мм прокола ремонтируются без особых проблем.
Алгоритм ремонта
Суть технологии в том, что с внутренней стороны устанавливается кордовая заплатка, а с наружной выполняется вулканизация и зачистка отремонтированного участка. Поэтапно алгоритм работ можно представить следующим образом:
- На внутренней стороне поврежденной шины отмечаются границы повреждения. Это можно сделать водостойким мелом.
- Порез зачищается буферным очистителем резины и отшлифовывается скребком.
- Место дефекта обрабатывается при помощи дрели и шлифовальной насадки с малой частотой вращения.
- Порез зачищается металлической щеткой.
- Поверхность пореза очищается от пыли и грязи автомобильным пылесосом.
- На подготовленный участок наносится клей в соответствии с указаниями производителя.
- После просыхания клея на него устанавливается заплатка, из-под которой необходимо выгнать пузыри от центра к краям.
- Заплатка разглаживается валиком движениями крест-накрест.
- Заплатка прижимается при помощи пневматического молотка.
Специалисты по шиномонтажным работам обращают внимание на важность качества заплатки, а также использования пневматического инструмента для ее прижатия к шине. Пневматический молоток улучшает адгезию до 30 %. Брендовые заплатки из специальных полимерных материалов от фирм Tip-Top, Rossvik и Maruni повышают эффективность ремонта по сравнению с кусками резины, нарезанными вручную.
Алгоритм ремонта
Заклеить порез шины длинной более 5 мм уже сложнее. Заплатки здесь недостаточно, так как на большой площади она может начать пропускать воздух. В этих случаях необходимо воспользоваться грибком, которым закрывается место пореза при большом размере повреждения.
Сегодня многие шиномонтажные мастерские предлагают ремонт корда с применением вулканизации. В результате покрышка практически полностью восстанавливает свою жесткость и может отслужить заявленный производителем срок. Однако стоимость такой процедуры слишком высока, чтобы считать ее универсальным способом ремонта – 6-7 тысяч рублей. Подобная технология актуальна только при порезе новой резины малораспространенного размера.
Возможные ошибки при ремонте порезов шин
Одна их наиболее часто встречающихся ошибок – это использование некачественного вулканизатора. Применение механического вулканизатора требует некоторых навыков, а главное, желания получить наилучший результат. Увы, в большинстве шиномонтажек есть проблемы как с первым, так и со вторым условием.
При неправильной установке вулканизатора заплатка может сместиться. Особенно сложно ремонтировать низкопрофильную резину. Ситуация усугубляется тем, что автовладелец, забирая колеса из ремонта, может не увидеть следов неправильного или некачественного ремонта покрышек.
В частности, вряд ли удастся обнаружить некачественную зачистку поверхности шины, на которую установлена заплатка, неправильно выбранный угол скоса (бортиков) на монтажной чаше, недостаточно плотное приклеивание резины. В последнем случае по окончании вулканизации на заплатке образуются поры, что приводит к пропусканию воздуха.
Также для вулканизатора очень важен правильный подбор температурного режима. Если резину недогреть, то заплатка приклеится к шине непрочно, а если перегреть, то можно сжечь материал покрышки. Эта проблема особенно актуальна при использовании вулканизатора без автоматического управления.
Как правило, подобные ошибки совершаются из-за недостатка опыта монтажников. Но есть случаи, когда специалисты намеренно пытаются уменьшить расходы на ремонт, чтобы получить максимальную прибыль, например при выборе заплатки.
Заплатка № 25
Каждая заплатка имеет свой номер, который указывает на количество слоев корда и размер. Большинство автомобилистов пользуются заплаткой № 25, которая относительно дешева и вроде бы вполне надежна. Однако есть один нюанс. Это изделие можно применять только для заклеивания проколов на беговой дорожке, а для ремонта боковых порезов шин автомобиля оно не годится в принципе. В результате экономия средств и незнание функций соответствующего ремкомплекта приводит к некачественному ремонту.
Все производители ремкомплектов для шин указывают в инструкции к изделию виды ремонта, для которых его можно использовать. Для этого составляются специальные таблицы. Например, одна и та же заплатка может подходить для заклеивания прокола беговой дорожки, но быть при этом совершенно непригодной для починки посадочного кольца покрышки.
Еще одна ошибка, которую совершают неквалифицированные шиномонтажники, – это несоблюдение направления корда. От этого зависит, будет ли заклеенная шина сгибаться так же, как и до ремонта. При неправильном расположении нитей покрышка нагревается при эксплуатации сильнее допустимых температур, что приводит к девулканизации и отпадению заплатки.
При сборке колеса после сквозного пореза шины нередко делается неправильная балансировка. На новых покрышках можно найти специальную маркировку, которая указывает на наиболее тяжелый участок шины. Его необходимо совместить самым легким участком на диске. Если этого не сделать, то колесо также будет вести при езде.
Часто задаваемые вопросы о порезах на шине
С какой периодичностью нужно осматривать покрышки на присутствие боковых порезов?
Данную процедуру нужно выполнять при каждой проверке давления в шинах, а также перед началом поездки. Если обнаружился порез боковой поверхности, то желательно сразу обратиться в автосервис, чтобы получить достоверное заключение о возможности езды на поврежденном колесе и предпочтительной технологии его ремонта.
Если нельзя отремонтировать боковой порез, как выбрать новую покрышку?
При покупке новых шин обращайте внимание на их диаметр, тип, условия, в которых преимущественно используется автомобиль. В продаже можно найти множество моделей покрышек на любой кошелек.
Как сравнить цену ремонта и вулканизации пореза шины и ее замены?
Цена ремонта боковых парезов варьируется в зависимости от локализации повреждения, его линейных размеров и расположения на корде, репутации шиномонтажной мастерской и навыков работающих в ней специалистов. Также влияние на стоимость работ оказывает регион. Нередко бывает, что проще и дешевле купить новую шину, чем возиться с ремонтом пореза.
Решить, выполнять ремонт или покупать новую покрышку – это первое, что нужно сделать при обнаружении бокового пореза. Конечно, замена лучше ремонта в том плане, что она гарантирует качество. Однако порой на автомобиле установлены экзотические покрышки, подобрать аналог которым очень сложно. В этом случае ремонт может оказаться единственным вариантом решения проблемы.
Если пришлось делать ремонт пореза на корде шины, рекомендуется ставить такую покрышку на заднее колесо либо на запаску, которая будет лежать в багажнике на всякий случай.