Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
31.10.2023 Автосервис
1167
Время чтения: 12 минут

Почему плавают обороты двигателя: основные причины и диагностика

Сохранить статью:

Почему плавают обороты двигателя? Самые частые причины – нагар в дроссельной заслонке и неисправность регулятора холостого хода. Также плавающие обороты могут вызывать ДМРВ, свечи зажигания, пропуск воздуха на впускном коллекторе.

Каковы «симптомы»? Нестабильная работа может проявляться на холостых оборотах, непрогретом ДВС, на ходу. Если вы заметили, что стрелка тахометра бегает, а мотор то сильно «рычит», то затихает, нужно искать причину.

 

Что значит плавающие обороты двигателя

Начали плавать обороты двигателя? Не игнорируйте проблему. Ведь именно этот фактор одним из первых указывает на то, что с вашим транспортным средством не все в порядке. Своевременная диагностика и устранение неисправности помогут избежать поломки важных систем и узлов, а также дорогостоящего ремонта автомобиля.

Почему плавают обороты двигателя? Причина может крыться как в самом моторе, так и в других системах. Обнаружить корень проблемы самостоятельно непросто, поэтому если мотор начал «чудить», поспешите обратиться в автомастерскую.

На наличие сбоев в количестве оборотов могут указывать такие признаки:

  • на тахометре скачет стрелка;
  • наличие то усиливающихся, то ослабевающих посторонних вибраций и звуков.

Что значит плавающие обороты двигателяЧто значит плавающие обороты двигателя

Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу? Это проблема те только лишь холостого хода. Просто при езде вы можете не заметить серьезных колебаний – они практически не привлекают внимание.

Как распознать? Мотор заведенного авто, который еще не начал движение, работает примерно на 700-800 об/мин. А вот уже диапазон колебаний 500-1000 оборотов свидетельствует о наличии явной проблемы.

Плавающие обороты двигателя из-за некорректной работы дроссельной заслонки

Неправильная работа дроссельной заслонки – одна из причин, почему плавают обороты двигателя. Подача воздуха в цилиндры на холостом ходу осуществляется с помощью регулятора холостого хода (РХХ). Регулирующий механизм пропускает требуемое количество вещества для создания топливовоздушной смеси. При езде дроссельная заслонка выполняет ту же роль, только она при этом должна быть закрытой.

Именно дроссельная заслонка, а вернее, ее неправильная работа, может стать причиной скачущих оборотов на холостом ходу. Чаще всего это происходит из-за возникновения зазора либо по причине загрязнения детали.

При попадании чрезмерного количества воздуха электронный блок управления (ЭБУ) начинает выделять много горючего для топливовоздушной смеси. В результате повышаются обороты. Распознав ошибку, ЭБУ автоматически уменьшает подачу топлива, и обороты снижаются. Все повторяется по кругу.

Заслонка, при наличии загрязнений, закрывается неплотно, что приводит к вбросу лишнего воздуха в систему. Чтобы исправить неполадку, необходимо прочистить дроссельный узел.

Неплотное прилегание заслонки является более сложной проблемой, решить которую можно двумя способами:

  1. Установить новую заслонку.
  2. Восстановить герметичность методом нанесения специального покрытия.

Отметим, что в закрытом состоянии заслонка тоже пропускает воздух, то есть она негерметична, однако просачивание настолько незначительное, что это никак не сказывается на работе мотора. Под герметичностью здесь стоит понимать отсутствие визуального просвета.

Плавающие обороты двигателя из-за некорректной работы дроссельной заслонкиПлавающие обороты двигателя из-за некорректной работы дроссельной заслонки

Производитель при выпуске детали выполняет обработку ее краев антифрикционным составом, облегчающим процесс открывания/закрывания и повышающим износостойкость трущихся элементов.

Защитный слой при интенсивной эксплуатации либо в результате усиленного удаления загрязнений может стереться. Иногда это происходит потому, что водитель пытается избавиться от покрытия, приняв его за нагар.

Герметичность восстанавливается с помощью нанесения нового слоя антифрикционного материала. Составы можно приобрести в автомагазине, они поставляются в баллончиках и наносятся методом распыления. Полимеризация осуществляется при комнатной температуре, в результате чего формируется новый сухой защитный слой, понижающий трение и повышающий износостойкость детали. Герметичность заслонки в итоге восстанавливается, она становится более чувствительной, меньше загрязняется, на ней не так быстро образуется нагар.

Если воздух начал поступать в результате износа уплотнителей или обрыва шлангов, то необходимо произвести замену этих расходников.

9 частых причин, почему плавают обороты двигателя

Нарушение герметичности системы впуска автомобиля

Если впускная система разгерметизировалась, мотор на холостом ходу глохнет или вообще отказывается запускаться.

Если микротрещин или прочих повреждений на коллекторе не наблюдается, но присутствуют плавающие обороты, необходимо проверить прокладку. Возможно, произошло усыхание детали и начал проходить воздух. В этой ситуации происходит обеднение смеси за счет попадания большего, чем нужно, количества воздуха в цилиндры.

Трещины возникают чаще всего на коллекторах, выполненных из пластика.

Еще, как вариант, могут рассохнуться и потрескаться воздушные патрубки. Происходит это из-за резких температурных перепадов.

Если в машине есть система EVAP, выполните проверку клапана адсорбера. Если элемент вышел из строя, то может наблюдаться нестабильная работа двигателя, при этом появятся характерные звуки щелчков клапана. Чтобы избежать вероятных поломок системы, некоторые автолюбители предпочитают удалить адсорбер.

 

Неисправности регулятора холостого хода (РХХ)

Роль этого датчика (клапана) состоит в регулировании воздуха, который поступает, минуя закрытую дроссельную заслонку на холостом ходу, через дополнительный канал. Это может быть еще одним объяснением, почему начали плавать обороты двигателя.

При этом, кроме колеблющихся холостых, выход из строя регулятора холостого хода может привести к затрудненному пуску двигателя, его остановке в момент переключения передач или сброса газа, а также к полной невозможности перехода на холостой ход.

В данном случае можно выполнить промыву РХХ составом для очистки карбюратора.

Что необходимо первым делом выполнить при подозрении на наличие данной проблемы:

  • Проверить качество контакта, подающего питание датчику. Выполняется осмотр фишки клапана, очистка от окисления и прочих загрязнений, проверка сопротивления и напряжения.
  • Удалить нагар с датчика (если таковой имеется).
  • Заменить РХХ, если на нем обнаружились видимые механические повреждения. В данной ситуации рекомендуется получить консультацию у специалистов, поскольку важно выяснить первопричину неисправности.

Поломка клапана вентиляции картерных газов

Внутри системы повышается давление, если клапан забит или плохо открывается. В данном случае в камеру сгорания попадает превышенное количество газов. Распознать проблему можно по масляным подтекам, выдавленным картерными газами из сальников и прокладок.

Цена нового клапана вентиляции картера невысокая, поэтому при обнаружении проблем с этой деталью лучше сразу ее заменить.

Почему еще обороты двигателя на холостом плавают? Мотор может работать нестабильно еще и по причине изношенных патрубков вентиляционной системы, в особенности если на них уже появились трещины. Трубки со временем утрачивают эластичность и упругость, а это значит, что они забиты нагаром. Чаще всего их меняют, но, если состояние некритичное, вполне можно произвести чистку.

Выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)

ДМРВ находится между дросселем и воздушным фильтром. Его задача – контролировать количество поступающего воздуха. Электронный блок управления определяет объем впрыскиваемого горючего на основе данных, которые передает ему ДМРВ.

Выход из строя датчика массового расхода воздухаВыход из строя датчика массового расхода воздуха

При неработающем двигателе напряжение исправного датчика составляет 1 вольт (отклонение – до 0,02 вольта). Ремонтировать деталь или устанавливать новый датчик нужно, если значение составляет свыше 1,05 или менее 0,98 вольта.

Внутри ДМРВ расположен терморезистор, который также может выйти из строя, что приводит к неправильным регулировке и распределению объема воздуха. В некоторых случаях решить проблему помогает прочистка датчика, однако чаще всего деталь приходится менять. Специалисты настоятельно рекомендуют приобретать качественные оригинальные запчасти.

 

Загрязненные топливные форсунки

Если форсунки забились, они начинают неправильно распылять ГСМ. Признаки неполадок:

  • увеличенный расход топлива;
  • снизившаяся мощность;
  • затрудненный пуск ДВС;
  • остановка мотора на холостом ходу.

Качественно почистить форсунки с помощью присадок не получится, поэтому лучше всего сразу обратиться в автосервис, где мастера произведут профессиональную чистку на стенде.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
242 417 ₽
В кредит от 8 081/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Вышедшие из строя свечи зажигания

При поломке даже одной свечи можно столкнуться с нестабильными оборотами. Главными причинами неисправности являются:

  • исчерпание естественных ресурсов детали (срок службы обычных свечей составляет 20-30 тысяч километров, иридиевых – до 100);
  • увеличение зазора между электродами;
  • образование нагара на электроде свечи, который препятствует искрообразованию.

Если появился масляный нагар, выполните проверку поршневых колец и сальников клапанов. Заброс масла также может быть вызван загрязненной системой вентиляции картерных газов. При попадании на свечи бензина рекомендуется выполнить диагностику форсунок.

Слабое давление в топливной системе

Это также может быть ответом на вопрос, почему при запуске двигателя плавают обороты. В данном случае проверяют состояние топливных фильтров тонкой и грубой очистки, при наличии проблем производят замену расходников.

Недостаточное давление также может наблюдаться по причине поломки вакуумного клапана-регулятора, расположенного в топливной рампе, либо из-за выхода из строя топливораздаточного устройства.

Проблемы с клапаном рециркуляции выхлопных газов (EGR)

Основная задача EGR заключается в перенаправлении определенного объема газов из выпускного во впускной коллектор. Это позволяет улучшить экологические показатели ДВС. Однако этот клапан способен забиваться сажей, вот почему плавают обороты и глохнет двигатель.

Причем самым очевидным признаком наличия проблем с клапаном рециркуляции выхлопных газов является выключение мотора из-за резкого падения оборотов при торможении. Автомобиль можно снова завести, и он будет ехать дальше, пока опять не залипнет EGR.

Проблема решается посредством чистки или замены детали.

Снижение компрессии в цилиндрах

Компрессия может упасть по следующим причинам:

  • Прогорела прокладка головки блока цилиндров. Это может произойти из-за чрезмерного нагрева или неправильного сгорания горючего в цилиндре. В данном случае масло попадает внутрь расширительного бака, в результате чего происходит понижение уровня антифриза и образование белой пены на щупе. Вот почему при прогреве двигателя могут плавать обороты.
  • Вышел из строя гидравлический компенсатор теплового зазора или была произведена неправильная регулировка клапанов. Распознать проблему можно по металлическому стуку.
  • Залегают поршневые кольца. Такое может случиться, если используется некачественное масло или редко выполняется обслуживание авто.
  • Появились задиры в цилиндрах. Как правило, после 200 000 километров пробега задиры могут возникнуть на любом двигателе. Если это произошло раньше, то причины надо искать в низком уровне или плохом качестве масла, перегреве мотора. Также проблема может появиться в результате работы системы EGR – на дроссельном узле, трубках и стенках коллектора оседают различные продукты горения.

Часто задаваемые вопросы о плавающих оборотах двигателя

Могут ли наблюдаться скачки оборотов из-за аккумулятора?

В каком бы состоянии ни был аккумулятор, он никоим образом не оказывает влияния на работу мотора. Из наблюдений опытных автомобилистов можно сделать вывод, что нестабильность оборотов иногда проявляется сразу после замены АКБ, но показатели через время стабилизируются. Чтобы быстро решить проблему, рекомендуется отключить и снова подключить клеммы. Если такая манипуляция не помогла, отправляйтесь в автосервис.

Почему плавают обороты на дизельном двигателе или бензиновом при включении системы кондиционирования?

Если кондиционер работает исправно, то выполните диагностику регулятора холостого хода и дросселя. В принципе, здесь нужен тщательный анализ плавающих оборотов, следовательно, лучше всего сразу отправить машину на диагностику.

От каких датчиков зависят обороты ДВС?

На самом деле их много, однако из основных стоит выделить: датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), датчик расхода воздуха (ДМРВ), регулятор холостого хода (РХХ), датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Почему плавают обороты двигателя при движении во время нажатия на тормоз?

Такое происходит, если есть неполадки с вакуумным усилителем тормозной (ВУТ) системы, напрямую связанным со впускным коллектором. При ослаблении герметичности воздух из системы уходит в топливо.

Однако это не единственная причина, почему на прогретом двигателе плавают обороты. Нестабильность может быть связана не только с поломкой ВУТ, но и с другими неполадками. Поэтому лучше обратиться в сервис, где специалисты быстро и точно поставят «диагноз» и устранят имеющиеся проблемы.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽