Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
12.07.2023 Автосервис
1364
Время чтения: 13 минут

Остаток протектора шины: что это и как его определить

Сохранить статью:

О чем говорит? Остаток протектора шин – это допустимая высота вершины канавки на них. Если покрышка изношена ниже установленного предела, то дальнейшая ее эксплуатация небезопасна.

Почему это важно? Использование шин с изношенным протектором может стать причиной ДТП, ведь именно он обеспечивает сцепление автомобиля с дорогой. Поэтому важно следить за этим параметром и менять покрышки, если их утолщенная наружная часть с определенным рельефным рисунком ниже нормы.

Факторы, влияющие на остаток протектора шин

Остатком протектора шин принято называть измеряемую в миллиметрах величину, на которую нижняя точка дренажных канавок эксплуатируемого протектора отстает от верхней. Общая проблема любых, даже самых качественных и дорогих покрышек – их постепенное изнашивание, интенсивность которого зависит от:

  • манеры вождения;
  • состояния дорожного покрытия;
  • внутреннего давления в шинах;
  • загруженности автомобиля;
  • правильности балансировки;
  • технического состояния транспортного средства.
.Стирание протектора приводит к постепенной утрате функциональности колес и снижению уровня безопасности. Если износ становится чрезмерным, шины не могут эксплуатироваться дальше и подлежат замене.

Каждая шина рассчитана на эксплуатацию в течение определенного времени, однако существуют методы, позволяющие продлевать срок службы. Чтобы увеличить ресурс автомобильных покрышек, пользуются различными профессиональными методами, например, холодной или горячей наваркой резины, а также восстановлением высоты протекторов с помощью нарезки. Маркировка «Regroovable» указывает на возможность безопасного увеличения высоты протектора на 3 или 4 мм.

Реставрация шины позволяет добиваться увеличения срока эксплуатации примерно на 40 %. Глубина протектора также успешно восстанавливается с помощью современных технологий, предусматривающих наварку дополнительных слоев. Холодным называют метод нанесения резины при температуре до +100 °С, а горячий подразумевает реставрацию шины при температуре от +120 до +160 °С. Для успешного восстановления необходимо применять методику с учетом возраста покрышек, их внешнего вида, наличия и характера дефектов, а также состояния корда. Такой ремонт выполняют опытные мастера, пользующиеся в работе специальным профессиональным оборудованием.

Факторы, влияющие на остаток протектора шинФакторы, влияющие на остаток протектора шин

Нормативы по минимальному допустимому остатку протектора шин устанавливаются соответствующими ПДД. Несоблюдение требований – нарушение, влекущее за собой наказание в виде штрафа. По результатам проверки шин на износ сотрудники ГИБДД вправе выносить предупреждения или составлять протоколы об административном взыскании.

Правилами дорожного движения четко ограничивается допустимый остаток протектора легковых шин, после достижения которого автомобиль с такими покрышками не подлежит дальнейшей эксплуатации. Для того чтобы не возникала путаница, транспортные средства делятся на категории в соответствии с осевой нагрузкой и толщиной резины.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Некоторые модели автомобильных шин снабжаются специальными метками, достижение которых – сигнал о необходимости замены или реставрации.

 

Нормы остатка протектора шин

В приведенной ниже таблице транспортные средства разделены на категории с указанием допустимого минимального остатка высоты протектора в случае отсутствия соответствующих меток:

КатегорияВид транспортного средстваМинимальная допустимая высота протектора, мм
LМотоциклы0,8
N2, N3, O2, O4Грузовики и прицепы со снаряженной массой не более 3 500 кг1
M1, N1, O1, O3Грузовики и прицепы со снаряженной массой более 3 500 кг1,6
M2, M3Крупногабаритные автобусы2

Допустимая степень изношенности протектора регламентируется нормами ГОСТ, содержащимися в приложении № 1 к «Правилам дорожного движения»:

Допустимый остаток протектора шин легкового автомобиля

В соответствии с правилами дорожного движения норма минимального допустимого остатка высоты протектора шин легкового автотранспорта – 1,6 мм. Регламентом предусмотрена возможность изменения этого показателя, но исключительно в сторону увеличения.

Допустимый остаток протектора летних шин легкового автомобиля

Помимо установленной ПДД нормой в 1,6 мм, для летних шин легкового автотранспорта существует ряд пользовательских стандартов. Если высота протектора составляет менее 3 мм, это приводит к критическому снижению сцепления с дорожным покрытием и ухудшению управляемости автомобиля. Такие покрышки хуже держат дорогу и подвержены аквапланированию. Специалисты советуют не допускать «облысения» скатов и своевременно менять резину.

Допустимый остаток протектора зимних шин легкового автомобиля

В приведенной выше таблице нет нормативов для зимних шин. На новых покрышках высота протектора колеблется от 12 до 18 мм в зависимости от рисунка и назначения изделий.

Для зимней резины указанные нормативы недействительны, так как во время движения по снегу или льду изношенные покрышки ухудшают управляемость автомобиля. Даже если по летним нормам высота протектора достаточна, в зимнее время машина может стать неуправляемой.

Минимальная допустимая высота протектора для зимних шин составляет 4 мм вне зависимости от их ширины и конструкции.

Минимальная допустимая высота протектора для колес прицепов к легковому транспорту

Прицепное оборудование делится на классы грузоподъемности:

  • малотоннажные – до 3 500 кг включительно;
  • тяжеловозы – от 3 500 до 10 000 кг.

Для первого класса допустима остаточная высота не менее 1 мм, а на прицепах второго – допустимый минимум равен 1,6 мм.

Допустимый остаток протектора грузовых шин

Эксплуатация грузовых автомобилей регламентируется нормами ПДД, в соответствии с которыми минимальная допустимая глубина протектора составляет 1 мм.

При нарушении этих правил сотрудники ГИБДД вправе составлять протоколы о наложении административного взыскания в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

 

Допустимый остаток высоты протектора крупногабаритных автобусов

Правила дорожного движения содержат нормативы, согласно которым у крупногабаритных автобусов, относящихся к категориям М2 и М3, высота протектора должна составлять на меньше 2 мм.

Данные нормативы не относятся к покрышкам, на которых имеются специальные метки. У некоторых моделей шин индикаторы ставятся на уровне 5 мм из-за специфического состава резины.

Индикаторы износа шины

Для определения такого важного параметра, как остаток высоты протектора, ряд моделей шин содержит так называемые индикаторы износа, подразделяющиеся на три группы:

Цифровые индикаторы остатка протектора

Эти метки – наиболее наглядные. На протектор с помощью специальной краски или выдавливания в резине наносятся цифровые значения остатка высоты протектора в миллиметрах.

Индикаторы износа шиныИндикаторы износа шины

Новый протектор содержит полную линейку цифр, выдавленных на разную глубину. Если нанесены цифры, к примеру, от 1 до 8, то высота протектора на новой резине составляет 8 мм. В ходе эксплуатации покрышка изнашивается, и когда на ней останутся только 1 и 2, это будет сигналом о необходимости замены шин (у зимней резины этот предел составляет 4 мм).

Цветовые индикаторы остатка высоты протектора

Некоторые марки колесных шин снабжаются более простой маркировкой – цветовой. Появление на резине покрышек полос (обычно красных или желтых) свидетельствует о критическом износе.

Объемные индикаторы остатка высоты протектора

Многие шины также оснащаются объемными маркерами, которые сложно заметить на новых покрышках, но при критическом изнашивании резины они начинают перекрывать водоотводящие канавки.

Способы измерения остатка протектора шины

Как измерить остаток протектора шин? При эксплуатации автомобиля, приводящей к изнашиванию покрышек от постоянных нагрузок, необходимо контролировать состояние протектора. Важно помнить, что качественная резина известных брендов, как правило, исправно служит в течение заявленного производителем периода.

В среднем, при должном уходе автомобильные покрышки служат от 5 до 7 сезонов. Если владелец предпочитает агрессивную манеру вождения, содержит ходовую часть автомобиля в плохом состоянии и пренебрегает элементарными правилами эксплуатации, срок службы резины может быть намного меньше.

Измерение с помощью штангенциркуля

Проще всего определить степень износа покрышек, измерив высоту остатка протектора штангенциркулем, который позволяет производить замеры с точностью до десятых долей миллиметра. Приступая к измерениям, необходимо владеть методикой, в частности, понимать, что точные значения следует искать в поле, расположенном под основным.

Способы измерения остатка протектора шиныСпособы измерения остатка протектора шины

Как определить остаток протектора шин штангенциркулем? Для проведения замеров необходимо:

  • отмыть шины или место, где планируется провести измерения (первый вариант позволяет провести общую оценку износа);
  • при неравномерном износе резины выбрать место, где она истерлась сильнее всего;
  • разместить инструмент поперек канавки и выдвинуть до упора глубиномер;
  • зафиксировать шкалу с помощью зажима, поворачивая колесико.

В результате мы получаем точное значение остаточной глубины протектора, отсчитав на вспомогательной шкале десятые доли миллиметра и сложив их с показаниями основной шкалы. Современные электронные штангенциркули удобнее и позволяют производить измерения с большей точностью.

Измерение глубины протектора с помощью специальных инструментов

Профессионалы используют для определения степени износа специальные глубиномеры. Такие устройства с пластиковым или металлическим корпусом снабжены шкалой с соответствующими насечками.

Измерение глубины протектора с помощью специальных инструментовИзмерение глубины протектора с помощью специальных инструментов

Для получения максимально полной информации об износе покрышек следует замерять глубину протектора на всех колесах, причем в нескольких местах на каждом из них. Таким образом можно составить полное представление о состоянии резины, особенности истирания которой, в частности, позволяют судить об исправности ходовой части и правильности регулировки углов установки колес.

Измерение с помощью линейки

Минимальный остаток протектора летних шин на легковом и грузовом транспорте нередко замеряют обычной металлической линейкой. Важно понимать, что такой метод не обеспечивает высокой точности и служит в основном для грубой оценки, уточнять результаты которой при необходимости следует уже с помощью более точного измерительного инструмента.

Надеемся, что ответили на вопрос о том, что такое остаток протектора шин. А теперь подведем итог. Правила безопасной эксплуатации колесных транспортных средств требуют регулярного контроля остаточной глубины протектора шин с помощью глубиномера, штангенциркуля, обычной линейки или специальных индикаторных меток. Специалисты рекомендуют не доводить дело до предельно допустимого износа и менять резину уже при истирании на 50 %.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...