Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
09.05.2023 Автосервис
2275
Время чтения: 14 минут

Виды обслуживания тормозной системы автомобиля

Сохранить статью:

Зачем это нужно? Регулярное обслуживание тормозной системы автомобиля обеспечивает ее эффективную работу, от которой напрямую зависят здоровье и жизни всех участников дорожного движения.

На что обратить внимание? Действия по обслуживанию данной группы механизмов осуществляются с разной периодичностью. Но чем дольше был перерыв, тем более серьезными будут диагностика и выполняемые в случае необходимости работы.

 

Элементы тормозной системы автомобиля

Под тормозной системой автомобиля понимают группу узлов, деталей и механизмов, отвечающих за контроль и снижение скорости вращения колес машины до полной остановки транспортного средства. Также важной ее функцией является фиксация авто на месте при длительной стоянке.

Разные модели машин оснащаются тормозными системами различных конструкций, однако общим для всех типов является условное деление системы на две основные функциональные группы:

  • приводная группа деталей (отвечает за передачу тормозного усилия на колеса);
  • исполнительные узлы и элементы (контролируют фиксацию автомобиля на месте).

Да, совокупный эффект все тот же (снижение скорости транспортного средства), но разные производители-конструкторы обеспечивают этот результат различными способами.

Элементы тормозной системы автомобиляЭлементы тормозной системы автомобиля

К системе тормозного привода обычно относят следующие детали и механизмы:

  • педаль тормоза;
  • рычаг стояночного тормоза (ручник);
  • вакуумный усилитель тормозной передачи;
  • тормозные цилиндры;
  • система шлангов и тормозных патрубков;
  • тяги, тросы и наконечники;
  • распределитель стояночного тормоза;
  • компрессор (преимущественно в грузовых моделях);
  • бак-ресивер (часть пневматической тормозной системы);
  • дроссельную заслонку и др.

В состав исполнительной системы тормозного механизма входят:

  • тормозные диски;
  • суппорты и поршни в них;
  • накладки на диски;
  • тормозные барабаны;
  • колодки и пр.

Принцип работы

Классический принцип работы системы с момента ее изобретения не претерпел никаких изменений. С помощью трения тормоза преобразуют кинетическую энергию вращения дисков или барабанов в тепло. Однако нюансы данного процесса от модели к модели могут иметь различия или даже комбинироваться. К примеру, на тяжелые или сверхтяжелые транспортные средства, кроме основных тормозов, устанавливают моторный тормоз и/или ретардер (трансмиссионный тормоз).

У легковых машин диски и тормозные барабаны устанавливаются на ту же ступицу, что и сами колеса. Поэтому усилие от кинетического движения корпуса машины в полной мере передается тем же дискам, которые зажимаются тормозными колодками.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Прижимное усилие генерирует сам водитель, нажимая на педаль тормоза. Принцип рычага позволяет трансформировать расстояние в силу. Физического усилия человека оказывается вполне достаточно для того, чтобы, трансформировавшись в давление жидкости в гидравлической системе, оно мощно повлияло на шток цилиндра. Колодки под этим нажатием сдавливают тормозной диск, и от этого давления автомобиль быстро и уверенно сбрасывает лишнюю скорость.

Однако если автомобиль весит существенно более 1–1,5 т, то физической силы ног здесь уже не хватит. На этот случай в систему встроен усилитель тормозов, который получает энергетическую подпитку непосредственно от двигателя.

Кроме того, один из главных секретов эффективного торможения заключен в конструкции тормозной колодки. Ее несущей частью является металлический каркас. Он принимает на себя усилие от штока поршня и покрыт накладкой – слоем фрикционного материала, отличающегося износостойкостью и повышенным коэффициентом трения.

Помимо основной тормозной системы, у любого автомобиля присутствует стояночный тормоз, который удерживает машину в неподвижном состоянии во время длительной стоянки. Также ручником можно пользоваться (с определенными ограничениями, разумеется), если отказывают основные тормоза.

Принцип работыПринцип работы

Стояночный тормоз менее сложный и более эффективный, потому что требования, предъявляемые к нему, намного проще – нужно всего лишь зафиксировать машину на месте (при этом авто изначально находится в статичном состоянии). Традиционно прижатие колодок к дискам или барабанам осуществляется с помощью механического привода (после того, как усилие подводится к тормозным цилиндрам с помощью гидравлики). Усилие ручника также передается на колодки механическим путем (с помощью тросов и рычагов). Однако в более современных моделях прижатие колодок при активации стояночного тормоза осуществляется посредством электрического привода.

 

Периодичность обслуживания тормозной системы автомобиля

Для автомобилей всех типов осуществляются следующие типы технического обслуживания:

  • ЕО – ежедневный осмотр. Сюда относят комплекс мероприятий, который в обязательном порядке необходимо выполнять водителю перед каждым выездом.
  • ТО 1 – техническое обслуживание, которое необходимо осуществлять в зависимости от технических указаний автопроизводителя через каждые 10–15–20 тыс. км.
  • ТО 2 – техническое обслуживание, которое должно производиться каждые 30 тыс. км пробега. Цели проведения техосмотра такие же, как и в случае с ТО 1, только объем и сложность предусматриваемых работ намного более высокий.
  • СО – сезонное техническое обслуживание. Данный тип техосмотра проводится дважды в год. Кроме того, он включает комплекс мероприятий по предварительной подготовке автомобиля к резкому изменению погодных условий.

Впрочем, искушенные автовладельцы редко ориентируются исключительно на нормативы или рекомендации автопроизводителей. Да, обслуживание в рамках действующих норм осуществляется, однако большее внимание уделяется текущему техническому мониторингу. Экономически это выгоднее (проще заблаговременно заменить изнашивающуюся деталь вместо того, чтобы исправлять последствия ее поломки), ведь техосмотр – достаточно дорогая процедура.

Обычно автовладельцы следят за тормозной системой, возникновением посторонних звуков, появлением всевозможных люфтов и пр. Как правило, раз в пару лет осуществляется замена тормозной жидкости (с «продувкой» системы, в результате которой выдавливаются все отложения и выгоняются воздушные пробки). Раз в 5 лет (или примерно через каждые 100 тыс. км пробега) осуществляется комплексное техническое обследование тормозной системы с заменой изношенных деталей и квалифицированной оценкой ее состояния.

Работы по обслуживанию тормозной системы автомобиля

Ежедневное обслуживание (ЕО)

В рамках данного сокращенного ТО проверяются тормозные педали (на предмет их движения без каких-либо заеданий), расстояние педали до пола в каждом ее положении (оно должно соответствовать существующим нормам). Также в обслуживание тормозной системы автомобиля в рамках ЕО входит контроль состояния главного тормозного цилиндра; крепления (если есть) гидровакуумного усилителя; наличия подтеков тормозной жидкости.

Работы по обслуживанию тормозной системы автомобиляРаботы по обслуживанию тормозной системы автомобиля

Далее проверяют ручной и ножной тормоза, осматривают соединения патрубков на предмет герметичности, а также оценивают надежность соединения деталей гидравлического (пневматического) приводов.

В конце рабочего дня водитель сливает конденсат из ресивера (в случае пневматической тормозной системы). Если температура окружающего воздуха менее +5 °С, то как минимум раз в неделю в предохранитель заливается свежая порция этилового спирта для сохранения системы от замерзания (предварительно оттуда сливается образовавшийся конденсат). После подсоединения прицепа проверяют корректность подключения соединительных головок, а также открывают разобщительные краны.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)

К перечню работ, осуществляемому в рамках ЕО, добавляется очистка от всевозможных загрязнений всех доступных элементов тормозной системы транспортного средства. У легковых машин дополнительно прочищают суппорты дисковых тормозов (передних), а также проверяют крепления штуцерных соединений гидравлической магистрали. Кроме того, необходимо проконтролировать уровень тормозной жидкости в расширительном бачке главного тормозного цилиндра. Если диагностировано попадание воздуха в систему гидропривода, производят обязательную прокачку системы.

Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля, осуществляемое впервые, также включает в себя проверку:

  • шплинтовки пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов;
  • величины свободного хода педали тормоза и рукоятки «ручника» (с возможной регулировкой при необходимости);
  • крепления и состояния манометра;
  • тормозного крана пневматического привода тормозов;
  • главного тормозного цилиндра гидравлического привода;
  • состояния трубопроводов и тормозных камер пневматического привода;
  • крепления диска и кронштейнов колодок трансмиссионного тормоза;
  • уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра;
  • качества смазки подшипников валов разжимных кулачков и их осей, а также других деталей привода «ручника».

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2)

Объем работ, выполняемых в рамках ТО-1, дополняют углубленной диагностикой технического состояния тормозной системы. При проведении ТО-2 демонтируют все колеса авто, а также диски и барабаны для контроля состояния ступиц, тормозных механизмов и обслуживания указанных систем. Отсоединяют стяжную пружину и проверяют поворот на опорных пальцах колодок. Помимо прочего, проверяют состояние тормозных колодок, тормозных цилиндров гидропривода, а также компрессора пневмопривода (с помощью манометра).

В обязательном порядке исследуют все соединения тормозной гидравлической и пневматической магистралей тормозного привода. В гидросистеме утечки легко обнаруживают по характерным подтекам тормозной жидкости. Что касается пневматики, то в ней неисправности легко определяют на слух по звуку стравливаемого воздуха либо по пузырям после покрытия сомнительного соединения мыльной эмульсией.

В рамках ТО-2 заменяют любые неисправные детали и узлы.

 

Сезонное обслуживание (СО)

В этом случае в первую очередь проверяют состояние тормозных барабанов и дисков, стяжных пружин, накладок и колодок. Также следует промыть и продуть сжатым воздухом фильтр контроля давления. В рамках сезонного технического обслуживания тормозной системы легкового автомобиля смазывают оси тормозных колодок, при необходимости в гидроприводе меняют тормозную жидкость.

Сезонное обслуживание (СО)Сезонное обслуживание (СО)

Все тормозные механизмы подвергаются регулировке, а изношенные детали и элементы меняют на новые.

В общем, работоспособность основной тормозной системы и стояночного тормоза проверяют при осуществлении всех типов технического обслуживания. Выявляемые дефекты устраняют.

Ценаобслуживания тормозной системы автомобиля, включающая проведение регламентных работ, часто отпугивает многих автовладельцев. Поэтому они предпочитают производить технический осмотр собственными силами, прибегая к услугам профессионалов лишь в случаях, когда своей компетенции для исправления дефектов оказывается недостаточно.

Рекомендации по установке деталей

Для того чтобы тормозная система работала без перебоев в течение длительного времени, нужно следовать простым, но актуальным рекомендациям:

  1. При обслуживании тормозной системы автомобиля своими руками надо использовать только оригинальные запасные части. Сейчас на рынке наблюдается засилье контрафакта сомнительного качества. Чтобы не установить в машине заведомо бракованную деталь, следует приобретать комплектующие лишь известных брендов (и желательно у надежных продавцов).
  2. Диски, барабаны и колодки должны быть от одного производителя. Это гарантирует совместимость деталей и предотвратит быструю потерю эффективности торможения. Ведь такие запчасти у разных производителей могут производиться из плохо сочетающихся друг с другом материалов, к примеру, слишком жесткие колодки могут быстро сточить материал дисков или тормозных барабанов.
  3. Рабочая поверхность дисков перед началом использования должна быть обязательно обработана специальным очистителем, чтобы удалить все следы консервационной смазки.
  4. Замену колодок нужно обязательно сочетать с проверкой прочих узлов и элементов тормозной системы. Направляющие суппортов и поршни должны двигаться без каких-либо затруднений. В противном случае неравномерный износ очень быстро выведет из строя всю тормозную систему авто (не говоря уже о первоначальном существенном снижении эффективности процесса замедления). Перед тем как привести разобранную систему в агрегатное состояние, весь тормозной узел очищают от коррозии и грязи. При необходимости отдельные сочленения элементов обрабатывают специальной смазкой.

Рекомендации по установке деталейРекомендации по установке деталей

Правила бережной эксплуатации тормозной системы

Всегда следует избегать ситуаций, в которых происходит перенапряжение узлов и деталей автомобиля. Это в полной мере касается и тормозной системы. Вот некоторые советы, следование которым позволит сберечь ресурсы тормозов вашей машины:

  • Лучше отказаться от агрессивной езды. Как показывает опыт, практика «педаль в пол» не позволяет экономить время, зато приводит к сильному износу тормозной системы.
  • Также стоит уйти от практики длительных торможений с высоких скоростей. Это может буквально спалить фрикционный материал дисков, барабанов и колодок. По возможности делайте паузы при прикладывании усилий, тем самым разрешая трущимся деталям остывать постепенно. В итоге вы заметите, как сильно увеличится их рабочий ресурс.
  • Лужи – это ваши враги, особенно после длительных простоев в пробке или езды с большой скоростью. Тормозные элементы в таких ситуациях сильно нагреваются, а резкое охлаждение при воздействии воды может привести к деформации тормозных дисков.
  • Не стоит практиковать торможение двигателем – так вы сильно изнашиваете силовой агрегат. Намного эффективнее применять прерывистое торможение.

Правила бережной эксплуатации тормозной системыПравила бережной эксплуатации тормозной системы

Отдельного внимания заслуживает практика использования стояночного тормоза (с механическим приводом). Этот механизм очень быстро изнашивается при интенсивной эксплуатации, однако и при полном игнорировании ручник также способен выйти из строя и не сработать, когда в нем будет острая необходимость. В первом случае ускоренно вытягивается соединительный трос (который может порваться). В другой ситуации механизм ручника «закисает» в оболочке и в итоге теряет подвижность и функциональность.

Вывод: ручником следует пользоваться в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства. То есть не нужно оттягивать рычаг при каждой остановке, но при этом не стоит забывать использовать его на подъемах и спусках. Будьте внимательны – не забывайте снимать машину с ручника перед началом движения. Впрочем, на панели приборов присутствует лампочка, сигнализирующая об активированном стояночном тормозе (это несколько упрощает ситуацию).

Проверку и сервисное обслуживание тормозных механизмов нужно осуществлять в строго установленные для этого моменты времени, которые соответствуют достижению определенного пробега. Изучите регламенты каждого типа ТО и следуйте им – это залог вашей безопасности на дороге. Не стоит надеяться на сложные электронные механизмы (типа ABS, EBD, BAS) – при неисправности основной тормозной системы данные «примочки» остановиться, увы, не помогут!

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...