О чем речь? Безопасность на дороге – это в первую очередь исправность тормозной системы. Каждое плановое обслуживание автомобиля обязательно включает и диагностику тормозов. Эксперты считают, что ТО раз в год недостаточно, и рекомендуют проводить процедуру каждые полгода.
Как проверяют? Используют специальное оборудование для диагностики тормозной системы. На стенде механик производит осмотр барабанов, шлангов и дисков, анализирует степень износа колодок и ход педали.
В этой статье:
Обслуживание тормозной системы
При выполнении ТО-1 (по достижении 15 000 км пробега) необходимо проверить количество тормозной жидкости в бачке. Оно должно доходить до отметки MAX или нижнего края заливной горловины. Если жидкости меньше, то ее необходимо добавить. Также проверяется износ колодок, качество торможения на передних колесах, работа тормозного крана, рычагов, остальных узлов привода, механические соединения педалей.
Обслуживание тормозной системы
При последующих ТО сначала раз в два года, а потом по прохождении очередных 20 000 км обследуется качество работы стояночного тормоза, состояние задних тормозов, износ колодок, корректность работы регулятора давления. Состояние вакуумного усилителя должно проверяться не реже одного раза в три года (в среднем за это время автомобиль проходит 35 000-40 000 км).
Товары из категории
У транспортных средств, выпущенных заводом ВАЗ, через каждые 5 лет залитую тормозную жидкость полностью меняют. Для определения работоспособности сигнализатора уровня жидкости толкатель на крышке бачка нужно нажать. Топливные шланги через 5 лет службы меняют полностью, даже если они не изношены. Это позволит полностью исключить их разрыв при эксплуатации.
Важнейшей частью проверки работоспособности топливной системы является обслуживание шлангов и системы впрыска тормозной жидкости. Это позволяет исключить опасность отказа тормозов во время движения авто.
Для проверки состояния шлангов необходимо максимально сильно нажать педаль тормоза. Если шланг вздулся, то его необходимо заменить. О неисправности также свидетельствует нарушение целостности скоб, потеки жидкости у штуцера. Часть работ по обслуживанию является сезонной. В частности, летом в бачок могут попасть пары воды, которые приводят к образованию воздушной пробки.
Риски и задиры на тормозных барабанах удаляют при помощи расточки и шлифовки на токарном станке. Задний тормозной диск в сборе с задней полуосью также шлифуется с использованием специального стенда.
Отверстие под кольцом эксцентрика, которое крепит опорное кольцо колодки, также может износиться. В этом случае необходимо либо заварить старое гнездо, либо высверлить новое, имеющее заданный производителем диаметр. Ребро колодки может отставать от обода, в этом случае желательно приварить их при помощи электросварки.
Методы диагностирования тормозных систем
Проверка работоспособности тормозной системы транспортного средства выполняется двумя основными способами: дорожным и стендовым.
- Дорожный метод используют для расчета протяженности тормозного пути, замедления и курсовой устойчивости авто при торможении, периода срабатывания тормозной системы, угла склона, при котором тормоза удерживают автомобиль в неподвижном состоянии.
- Стендовый метод позволяет установить удельную тормозную силу, показатель неравномерности тормозной силы на передней и задней осях.
Сегодня автомастера используют следующее оборудование для проверки состояния тормозной системы:
- силовые роликовые стенды;
- статические силовые стенды;
- инерционные платформенные стенды;
- приборы, определяющие замедление транспортного средства при проведении дорожных испытаний;
- инерционные роликовые стенды.
Инерционный платформенный стенд позволяет определить силу инерции, вызванную вращательным и поступательным движением узлов авто, которые проявляются при торможении и фиксируются при помощи динамометрических платформ.
Статические силовые стенды имеют роликовые и платформенные механизмы, при помощи которых проворачивается срыв тормозящего колеса, определяется возникающая в этот момент сила. Различают стенды с пневматическими, гидравлическими, механическими приводами. Сила торможения определяется при подвесе колеса или его опоре на ролики стенда. Данный метод не отличается точностью измерений, он не повторяет в полной мере динамическое торможение, возникающее при реальной эксплуатации авто.
Роликовые стенды для диагностики тормозной системы
После размещения транспортного средства на инерционном стенде выполняется разгон колес до линейной скорости 50-70 км/ч, затем осуществляется резкое торможение, в тот же момент происходит разобщение кареток стенда с выключением магнитных муфт. На участках соприкосновения колес с барабаном стенда проявляется сила инерции, которая противодействует силе торможения. По прошествии некоторого времени барабаны и колеса останавливаются. Измеряется длина пути, пройденного каждым колесом с момента начала. Полученные величины показывают длину тормозного пути и значение тормозной силы.
Роликовые стенды для диагностики тормозной системы
Для расчета длины тормозного пути используется счетчик, измеряющий частоту вращения барабанов, либо секундомер, который определяет время их вращения. Замедление измеряется угловым деселерометром.
Силовой роликовый стенд, в котором используется сила контакта колеса с барабаном, дает возможность определить силу торможения при вращении колеса со скоростью 2,10 км/ч. Колеса приводятся в движение роликами стенда. Сила торможения вычисляется по реактивному моменту, проявляющемуся при статоре редуктора стенда при выполнении торможения колеса.
Роликовый тормозной стенд дает более точные данные о состоянии тормозов авто. Это достигается возможностью повторять от теста к тесту одни и те же условия (главным образом – скорость вращения осей) благодаря точной скорости начального замедления внешним приводом. Также подобные стенды позволяют определить овальность – разницу тормозных сил на отельных частях колеса.
Также силовой роликовый стенд гарантирует безопасность, поскольку при испытаниях сам автомобиль не движется. Если в ходе дорожных испытаний тормоза выйдут из строя или не смогут обеспечить необходимое тормозное усилие, то возникнет опасность серьезной аварии.
По возможностям проверки и безопасности для обслуживающего персонала силовые роликовые стенды являются лучшим оборудованием для проверки тормозной системы, как для автосервисов, проводящих диагностику исправности автомобиля, так и для организаций, ответственных за государственный технический осмотр.
Используемые сегодня силовые роликовые стенды способны измерять целый ряд важнейших параметров:
- Общие параметры: противодействие вращению незаторможенных колес; разница усилия торможения, приходящегося на каждый полный оборот оси; вес, выпадающий на каждое колесо и ось.
- По рабочей и стояночной тормозным системам: максимальное усилие торможения, период работы тормозной системы, показатель неравномерности (включая относительную) силы торможения, которая обеспечивается каждым колем оси, сила торможения колес оси.
Результаты проверки отображаются на цифровом дисплее или предоставляются в виде графической информации. Отчет можно вывести на печать или сохранить в памяти программы, чтобы можно было к нему вернуться при выполнении последующих технических осмотров.
Кроме того, итоги тестирования могут отображаться на приборной стойке.
График наглядно представляет процесс торможения в динамике. Отображается сила торможения в вертикальном направлении в зависимости от силы нажатия на педаль тормоза по горизонтали. Такая корреляция определяется и для левого колеса (верхняя линия), и для правого (нижняя линия).
Также график позволяет выявить различия в силе торможения, обеспечиваемой правым и левым колесом по отдельности. Получившаяся в ходе испытаний кривая должна оставаться в пределах, определяемых заводом-изготовителем и требованиями нормативных технических документов. Анализируя график, автомеханик может сделать точное заключение о состоянии системы торможения и необходимости ее ремонта либо замены отдельных деталей и узлов.
Диагностирование тормозной системы ABS
Обычно диагностика анти-пробуксовочной системы (ABS) требуется при следующих условиях:
- Горящий на приборной панели сигнал о неполадках в системе ABS во время движения авто (обычно выглядит как надпись ABS внутри желтого кружка).
- Включение сигнализатора о сбое в работе тормозной системы (значок brake красного цвета).
- Включение сигнала неполадок в системе traction control (значок ТС). В ряде моделей премиум-класса можно также увидеть сигнализатор о неполадках в работе системы курсовой устойчивости StabiliTrak в виде желтой машинки на извилистой дороге (Chevrolet Tahoe, Chevrolet Suburban, Chevrolet Express).
Отметим, что, если все перечисленные индикаторы загорелись одновременно, это не значит, что вышли из строя и ABS, и круиз-контроль, и тормоза. Проблема может возникнуть только в одной из этих систем, однако неполадки в работе одной из них делают невозможной нормальное функционирование других узлов, даже если они исправны.
Диагностирование тормозной системы ABS
Обслуживание системы ABS в автосервисе включает в себя следующие работы:
- Диагностика неполадок при помощи сканера.
- Тестирование блока ABS, в том числе тестовая поездка, калибровка агрегатов.
- Проверка на отсутствие повреждений самого датчика ABS.
- Проверка исправности электропроводки, соединяющей датчик с системой ABS.
- Чистка всех точек присоединения устройств.
- Выявление люфтов на ступицах и подшипниках полуосей.
Зачастую некорректные данные, получаемые от колесных датчиков, обусловлены наличием люфта в подшипнике. В этом случае считываемое устройство неравномерно приближается к датчику на разных участках и ослабляет сигнал. На моделях Chevrolet для измерения используется гребенка, а на Mazda, World Focus, Volvo S40 – магнитная лента.
После проведения перечисленных диагностических процедур автомеханик даст рекомендации по устранению неполадок в работе системы ABS либо сразу предложит выполнить ремонт и замену вышедших из строя узлов. Часто бывает, что для восстановления работоспособности системы необходимо только удалить окислы с контактов, почистить разъемы, поставить новый предохранитель. В этом случае, как правило, оплачивается только сама диагностика и стоимость расходных материалов.
В исправном состоянии система ABS не только повышает комфорт и плавность хода, но и позволяет избежать заноса, вызванного отрывом колес от дорожного полотна. При возникновении неполадок в этой системе автолюбитель получает транспортное средство, на котором антиблокировочная система фактически отсутствует. Кроме того, если один из датчиков имеет более высокую скорость, чем остальные, то программа может расценить такое различие как показатель блокировки колеса, включив его растормаживание и убрав с оси тормозное усилие. Практически это будет означать частичный отказ тормозной системы.
Очевидно, что нормальная работы тормозной системы совершенно необходима для безопасности автомобиля. Не составит труда представить, какие последствия может вызывать отказ тормозов на скорости 100 км/ч. Уделяйте работе этой системы самое пристальное внимание и при возникновении неполадок сразу обращайтесь в автосервис.