Нужно ли регистрировать фаркоп? При установке на автомобиль, конструкция которого не предусматривает использование тягово-сцепных устройств, его придется задокументировать в ГИБДД. Предстоит сложная процедура одобрения изменений.
В каких случаях? Однако если фаркоп установлен на заводе или к нему прилагается документация, где указана сертификация ТСУ для конкретной марки авто, необходимость в регистрационных действиях отпадает.
В этой статье:
Что собой представляет фаркоп
Фаркопы представляют собой тягово-сцепные устройства, предназначенные для установки на легковых автомобилях, пикапах, малотоннажных грузовых машинах и внедорожниках. С их помощью к автомобилям прикрепляются прицепные транспортные средства (прицепы и буксируемые авто).
Некоторые модели фаркопов представляют собой обычные буксирные крюки. Основная проблема в том, что не всегда получается плотно прикрепить к ним прицепную штангу, поэтому во время торможения сцепка иногда ломается.
Что собой представляет фаркоп
ГОСТ 28248 указывает, что сцепное устройство должно представлять собой крюк со сцепным шаром, который жестко фиксируется на головке прицепной штанги. Только это может обеспечить четкое соединение автомобиля и буксируемого средства.
Сцепной шар не позволяет штанге «болтаться», с его помощью фаркоп перераспределяет нагрузку на кузов автомобиля-буксира без каких-либо ударных воздействий. Благодаря такому простому приспособлению автомобиль без ущерба для корпуса «воспринимает» не только горизонтальные нагрузки (при трогании или торможении), но и вертикальные (например, при движении по неровной поверхности).
Товары из категории
Стандарты фиксирующих головок отличаются. На машинах российского производства диаметр сцепных шаров составляет 50 мм, а на иномарках возможны варианты: 47,6 мм; 50,8 мм; 58,7 мм. Фаркоп с шаровой головкой предназначен для транспортирования прицепа массой до 3,5 т.
Разъяснения ГИБДД по процедуре внесения изменений в конструкцию ТС
Возникает логичный вопрос о том, нужно ли регистрироватьфаркоп на авто. Современные ПДД запрещают владельцам самостоятельно модернизировать свои машины, равно как и устанавливать на них какие-либо детали и приспособления, не соответствующие требованиям регламента Таможенного союза. Такие элементы перечислены в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а в данный перечень они попадают после прохождения соответствующих испытаний в аккредитованных лабораториях.
Запрещается:
- Устанавливать колеса большего радиуса, чем тот, который предусмотрен автопроизводителем. На заводе уже осуществлен полный цикл их испытаний на устойчивость, исследованы тормозные характеристики автомобиля. Также стандартам ОТТС должны отвечать сами покрышки.
- Устанавливать лифты подвески, если они нарушают требования техрегламента Таможенного союза и снижают общую безопасность движения ТС.
- Монтировать сцепное устройство, когда оно не в полной мере удовлетворяет требованиям технического регламента. К примеру, если буксировка прицепа данным авто не предусмотрено регламентом, то и установку фаркопа осуществлять недопустимо.
- Устанавливать дополнительное оборудование (к примеру, лебедки или холодильно-обогревательные устройства), если оно не прошло цикл испытаний в аккредитованной лаборатории. Для регистрации в ГИБДД соответствующей разрешительной документации заявителю понадобится предоставить результаты тестов.
- Переоборудовать автотранспортное средство посредством установки на нем не предусмотренных штатной конструкцией тентов или цистерн. Это тоже можно сделать лишь после того, как данные конструкционные доработки пройдут испытания в лаборатории.
Багажник на крыше, крышка грузового отсека, обтекатель над крышей кабины тентованного малотоннажного грузовика никаких дополнительных разрешений не требуют. Однако их установка должна проводиться в строгом соответствии с инструкцией (в которой данные действия должны быть предусмотрены).
Нужно ли регистрировать фаркоп? Здесь регистрационные мероприятия обязательны лишь в том случае, если сцепное устройство рассчитано на значительную силовую нагрузку и его не требуется приваривать к силовым конструкциям машины. Если же ваш прицеп рассчитан лишь на перевозку пары велосипедов, то никакого оформления не понадобится.
Как узнать, сертифицировано ли ТС на перевозку прицепа
Нужно ли регистрировать установку фаркопа?
Здесь все просто: если есть сертификат, значит, установка фаркопа в конструкции авто в целом предусмотрена и дополнительные регистрационные процедуры не требуются. Обычно это отражено в руководстве по эксплуатации и в инструкции по установке и использованию самого элемента (сцепного устройства) говорится о возможности его монтажа на данной модели транспортного средства.
Также проверить, рассчитан ли автомобиль под транспортировку прицепов, можно, изучив данные о весовых характеристиках машины. Эти сведения обычно прописываются на табличке, которая крепится в проеме двери водителя (иногда производители размещают ее под капотом или в других местах на корпусе).
Как узнать, сертифицировано ли ТС на перевозку прицепа
На шильдике в самой верхней строчке указывается наибольший вес авто с грузом. На второй строке указывается наибольший вес загруженной машины вместе со штатно нагруженным прицепом. Если присутствует и та, и другая информация, значит, автомобиль сертифицирован для транспортировки прицепа.
Нужно ли регистрировать съемный фаркоп?
Если во второй строчке на шильдике информация отсутствует, то для установки фаркопа вам придется пройти полный цикл сертификационных испытаний, чтобы внести легальные изменения в конструкцию ТС. Данная процедура включает следующие этапы:
- Предварительная экспертиза. С документами на машину и с необходимым оборудованием нужно обратиться в аккредитованную лабораторию (данная услуга всегда осуществляется за дополнительную плату).
- Подача заявления в ГИБДД на получение разрешения для осуществления модернизации ТС (до начала производства работ).
- Фактическое внесение корректив в конструкцию авто, то есть установка оборудования и выдача документов, которые подтверждают проведенные испытания.
- Получение протокола проверки из аккредитованной лаборатории.
- Техосмотра и сопутствующая проверка соответствия осуществленных изменений и полученных документов.
- Получение свидетельства о соответствии измененной конструкции ТС нормам безопасности.
- Внесение вышеуказанных изменений в ПТС, а также в свидетельство о регистрации ТС.
Какие документы нужны, чтобы не регистрировать фаркоп
В настоящее время на территории РФ действует технический регламент № 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», принятый на всей территории Таможенного союза. Все автомобили и пассивно транспортируемые транспортные средства должны ему соответствовать. Интерес вызывает пункт 77 раздела 4 главы V Технического регламента:
«Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
При установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого ТС и прошедших оценку соответствия в составе данного ТС, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем ТС в эксплуатационной документации.
При серийном внесении изменений в конструкцию
На основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений».
Так всегда ли нужно регистрировать фаркоп для легкового автомобиля? Из приведенной цитаты следует, что есть два варианта, когда фаркоп в ГИБДД можно не регистрировать:
- При наличии серийных конструкционных изменений. Такие коррективы вносятся на предприятии-изготовителе.
- Если фаркоп представляет собой дополнительное оборудование, отвечающее одновременно двум условиям:
- его установка должна быть предусмотрена в официальном руководстве по эксплуатации ТС (в соответствующем разделе);
- есть соответствующий документ от изготовителя, в котором прописано, что данный элемент может быть установлен именно на данной модели транспортного средства (это значит, что в свое время была произведена оценка технического соответствия).
Какие документы нужны, чтобы не регистрировать фаркоп
Перечень необходимой документации для официальной установки фаркопа:
- Пользовательская инструкция (или руководство по эксплуатации) автотранспортного средства.
- Техническая документация на фаркоп, где указывается, что он подходит для данной модели авто.
- Сертификат технического соответствия, где указывается, что конструкция фаркопа удовлетворяет Техническому регламенту.
Всю перечисленную документацию водитель по закону совершенно не обязан возить с собой. Однако если сотрудник ГИБДД все-таки составит протокол, поставив под сомнение конструкционное соответствие фаркопа вашей модели ТС Техническому регламенту, то такой протокол будет очень просто оспорить, предъявив имеющуюся документацию, например, в суде. В результате штраф платить не придется.
Нюансы установки фаркопа
Фаркоп не является универсальным элементом – для каждой модели транспортного средства разработана определенная версия. Крюк может быть прикреплен к раме авто, к корпусу, на болтах или посредством сварки. Иногда модель комплектуется штатным сцепным устройством, в противном случае его всегда можно приобрести на рынке (причем оригинальный и соответствующий вашей модели автомобиля). Но даже если вы решитесь на покупку неоригинального приспособления, необходимо убедиться, что с ним идет сертификат технического соответствия.
После установки фаркопа необходимо смонтировать электрику – на прицепе обязательно должны работать стоп-сигналы и поворотники. Очень удобно, если в комплекте со сцепным устройством идут провода и розетка, хотя их можно приобрести и отдельно. Это значит, что не имеет смысла переплачивать за полный комплект (фаркоп + электрика) – по частям иногда выходит намного дешевле.
Нюансы установки фаркопа
В некоторых случаях потребуется набор реле, которые нужны для корректной работы электрики прицепа. Перечислим проблемы, которые могут возникнуть в этом случае с сигналами:
- повышенная частота работы поворотников;
- компьютер автомобиля выдает ошибку фаркопа (в итоге движение с прицепом невозможно);
- в бортовой системе машины перегорают предохранители, отвечающие за питание стоп-сигналов.
Часто задаваемые вопросы о регистрации фаркопа
Какой штраф предусмотрен за фаркоп, установленный незаконно?
Если регистрация конструкционных изменений (при установке фаркопа) необходима, но водитель этого не сделал, то это нарушение попадает под КоАП 12.5.1. Здесь предусмотрен штраф в размере 500 рублей (если оплатить в течение 14 суток, то размер штрафа составит 250 рублей).
Откуда пошло название «фаркоп»?
Термин Fahrkopf имеет немецкие корни. Изначально так называлась рабочая часть конных экипажей, которая служила для крепления или подвешивания негабаритного багажа. Далее данным словом стали обозначать вагонную сцепку. И, наконец, слово (с текущим значением) перешло в лексикон дальнобойщиков. Сейчас фаркопом называют любое приспособление для транспортировки прицепов.
Нужно ли регистрировать фаркоп в 2023 году, если он уже установлен?
Необходимо проверить наличие сертификата соответствия, а также документа, который подтверждает техническую возможность монтажа фаркопа на данной модели. Но даже если таких бумаг нет, их можно запросить у производителя сцепного устройства (в случае оригинальности изделия).
Если вы приобрели б/у автомобиль с фаркопом, необходимо запросить эти документы у предыдущего собственника. Если бумаг нет, то дорожная полиция может потребовать демонтировать сцепное устройство.
Фаркоп – самая распространенная фича автомобилей – новых и с пробегом. Очень часто автовладельцы самостоятельно устанавливают данный элемент (в гаражах и на СТО). Но где бы ни была проведена установка фаркопа на автомобиль, нужно озаботиться его документальным оформлением и регистрацией в ГИБДД.