Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
до
Закажите комплект от 250 т.р. и окупите его уже в 1й месяц
ВЫбрать комплект
АКЦИЯ ДО 
26.06.2023 Автосервис
1934
Время чтения: 14 минут

Нормо-часы автосервиса – преимущества и недостатки

Сохранить статью:

Что это? Нормо-часы автосервиса – это показатель, регулирующий затраты труда на выполнение различных операций в мастерской. Эти требования прописаны в нормативных документах, на которые удобно опираться при составлении графика работ.

Зачем рассчитывать? Зная эти нормы, владелец автомастерской может грамотно распределять время на проведение различных операций в сервисе, чтобы максимально эффективно использовать труд своих специалистов.

 

Понятие нормо-часа

Если говорить о понятии нормо-часа, то с его помощью измеряют затраты на труд при выполнении действий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в строго определенный период времени.

Как появляются нормо-часы автосервиса? В большинстве случаев нормы затрат труда на обслуживание и ремонт каждой модели транспортного средства устанавливает сам завод-изготовитель. Утвержденные нормо-часы отражаются в справочниках, которые производитель передает дилерам автомобиля данной модели.

Понятие нормо-часаПонятие нормо-часа

Таким образом, заказ-наряд будет содержать тот объем нормо-часов автосервиса, который требуется на осуществление проводимых с автомобилем работ. Автомеханики руководствуются данными автопроизводителя, потому что именно он знает, какое количество нормо-часов необходимо, чтобы устранить ту или иную неисправность в автомобиле, который он изготовил.

Преимущества введения нормо-часов

Нормо-часы выполнения ремонтных работ автомобиля являются единицей измерения затрат на труд, необходимый при выполнении его технического обслуживания. Подобные нормы дают возможность установления стандарта в ремонте и техническом обслуживании автомобиля, к тому же повышают эффективность СТО. Достоинствами нормо-часов автосервиса являются:

Возможность измерить реально существующую загруженность автосервиса

Этот показатель определяет текущую наполненность СТО требующими ремонта автомобилями, время, которое необходимо для освобождения рабочего места, и то, с какой скоростью работает персонал. Показатель способствует анализу, прогнозу и оптимизации электронной очереди заказчиков на сервисные услуги.

Учет рабочего времени мастеров

Контроль при помощи нормо-часов дает возможность стандартизировать деятельность каждого специалиста и улучшить рабочий процесс в целом. Это позволит предупредить неэффективность труда сотрудников и неисполнение работниками своих задач.

Планирование получения прибыли организации

При помощи нормо-часов определяются доходность автомастерской и издержки, возникшие в ходе рабочего процесса. Использование нормоконтроля позволяет с учетом уровня сложности выполняемых работ и степени износа всех элементов автомобиля рассчитать расходы любого ремонта и определить объем прибыли.

Уменьшение документооборота

Мультибрендовым станциям техобслуживания использование в своей работе нормо-часов позволяет существенно снизить расходы на обработку внутренних документов. Это же способствует сокращению прайс-листа, облегчает обработку заказов-нарядов, а также выдачу чеков.

Упрощение бухгалтерского учета

Применение нормо-часов предполагает закрепление стоимости за каждый час труда работника СТО. Это позволяет проще производить расчеты и формировать бухгалтерскую отчетность.

Неизменность качества предоставляемых автосервисом услуг

Это тоже обусловлено учетом и стандартизацией нормо-часов автосервиса. Если на станции технического обслуживания рабочее время учитывается по нормо-часам, это ведет к улучшению привычных процессов и помогает при подсчете сложности работы и ее стоимости.

 

Минусы использования нормо-часов в автосервисе

Возможность применения только авторизированными сервисными центрами

Нормо-часы являются отдельными для каждой конкретной модели автомобиля. И если вы решите их использовать в своей работе, вам необходимо будет своевременно следить за обновлением автомобильного рынка, обеспечивать себя новыми справочниками, устанавливать расчетные программы, а также производить сверку с регламентированными нормами. Сделать это будет крайне сложно, если ваш сервисный центр не является авторизированным, а представляет собой большой гараж с широким профилем услуг для автомобилей различных марок и годов выпуска.

Несоответствие реалиям

Применение нормо-часов автосервиса напоминает ситуацию, когда реальность не соответствует ожиданиям, потому как показатель, установленный автопроизводителем, не всегда возможно сопоставить с возникшими в сервисном центре условиями, например, когда заржавела гайка, не подошел ключ, произошло растекание масла или инструмент оказался слишком старым. На замену колодок в автомобиле, пробег которого не превышает 10 тыс. км, тратится минут 30. А выполнение той же самой работы в машине, прошедшей более 200 тыс. км, займет в два, а то и три раза больше времени. Однако учет этого факта в нормо-часы не заложен.

Лишение гибкости

При работе с регламентированными производителем нормами в случае, если вы решили увеличить стоимость определенной услуги, вам придется либо повысить тариф официальных часов этой услуги, либо прибавить официальные часы, что крайне неудобно и является основанием для создания конфликтных ситуаций с клиентами, которые не знают, когда им нужно проверять официальные нормы для их типа автомобиля.

Сложные расчеты

Расчет заработной платы также не может опираться на чистые нормо-часы автосервиса. Это исключает учет опыта и сложности работы, фактически уравниваются все специалисты, что совершенно неправильно. Если же вводить в расчеты нормо-часов индивидуальный коэффициент работника, то требуется очень много времени.

Кроме того, если зарплата мастера привязана к нормо-часам (например, 50 %), его заработок также будет расти по мере увеличения стоимости нормативов. Увеличить прибыль путем повышения цен становится все труднее, и приходится искать другие методы. Это и есть содержание следующего пункта.

Ограничение в росте прибыли

Предприниматели, устанавливающие цены по нормо-часам, теряют в прибыли. Цена является одним из тех элементов маркетинга, который необходимо тестировать. Рамки нормо-часа лишают цены гибкости, и возникает риск, что прибыль будет получена не полностью. Клиенты оплачивают не только конкретные услуги, но и качество, гарантии и, в конечном счете, удобное место для ожидания.

Непрозрачность для клиентов

Клиентам важно знать, за что они отдают свои деньги. Первое, стоимость нормо-часа автосервиса, указанная на сайте, а не реальная цена услуги, является слишком абстрактной. Второе, люди намерены платить за фактически оказанную услугу, а не за единицу рабочего времени. Это связано с тем, что никто точно не знает, каким образом будет потрачено время.

Однако эти недостатки – не самая печальная часть истории нормо-часов. Вся суть заключается в том, что многими владельцами автосервисов движет желание использовать нормы для расчета часов, цен и зарплаты персонала. Просто потому, что это общепринятый метод. Однако есть и другие альтернативы, которые могут помочь автосервисам увеличить прибыль, не загоняя их в рамки и не отнимая лишнего времени на неправильные расчеты.

Расчет нормо-часа

Как считать нормо-часы автосервиса? Рассчитывая нормо-час на определенные виды работ, важно учитывать необходимость соблюдения требований безопасности и принципов технологии ремонта. Это означает, что в нормо-час включается время, которое необходимо тратить механику на надевание перчаток, перемещение автомобиля в ремонтной зоне, протирание ремонтной зоны салфеткой и т. д. Также расчет выполняется исходя из того, что работа выполняется мастерами средней квалификации, работающих в состоянии умеренного утомления.

В целом есть несколько способов формирования нормо-часов автосервиса на обслуживание автомобилей конкретного производителя. Наиболее распространенным методом является расчет фактического количества часов, затраченных на выполнение конкретной задачи. Случается также, что применяется нормирование по конкретным элементам, когда четкие нормы считаются для простых задач, таких как откручивание/закручивание болтов, сверление отверстий или снятие фасок. Эти операции являются частью технологической цепочки, для которой и составляются нормы.

Расчет нормо-часаРасчет нормо-часа

Стоит заметить, что официальные дилеры автомобилей несут ответственность за строгое соблюдение нормо-часов автосервиса, рекомендованных производителем транспортных средств. Если сотрудник уполномоченного дилерского автосервиса будет уличен в превышении нормативных часов, он не только потеряет статус дилера, но и может лишиться лицензии и прочих разрешений, дающих право вести коммерческую деятельность. Таким образом, клиенты, оставляющие свои автомобили на станции технического обслуживании, получат счет на оплату только за чистые нормо-часы, установленные производителем автомобиля.

В случае если сотрудники не укладываются в рамки регламентированных нормо-часов, необходимо улучшить трудозатраты таким образом, чтобы не превышать нормативы, рекомендованные производителем автомобиля.

Почему в разных мастерских разная цена нормо-часа? Стоимость нормо-часа формируют несколько параметров: класс автомобиля, его марка и модель, расчет рыночной цены на конкретные услуги по обслуживанию и ремонту транспорта в определенном регионе, а также затраты, понесенные в автосервисе в результате работы. Для того чтобы рассчитать стоимость нормо-часа, зачастую те автосервисы, что официально сотрудничают с производителями автомобилей, применяют следующую формулу:

Нч = сумма(Нi) / 60,

где:

  • Нч – нормо-часы, [часы];
  • Нi – норма времени на выполнение одной операции, [мин.].

Формула расчета стоимости работ по нормо-часам:

Ср = Нч * Сн,

где:

  • Ср – стоимость работ, [руб.].
  • Нч – количество нормо-часов, [ч].
  • Сн – стоимость одного нормо-часа, [руб.].

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Факторы, влияющие на расчет нормо-часа в автосервисе

Нормо-час технического обслуживания автомобиля рассчитывается персонально для каждой модели. При расчете показателей учитываются такие факторы:

Техническое состояние деталей

На этот показатель оказывает влияние степень износа деталей и связанных с ними компонентов, которые необходимо извлечь при ремонте каждого узла. Таким образом, можно изменить время, а также стоимость работ при обслуживании подержанных и старых автомобилей.

 

Сложная конструкция узла

Нормо-час регулирует все технические работы, которые необходимы при ремонте или обслуживании автомобиля, с учетом технологичности СТО и квалификации механика. Также он определяет тот объем работ, который необходим при проведении процедур диагностики, технического обслуживания, сборки и разборки.

Особенности кузова автомобиля

От формы кузова автомобиля во многом зависит то, насколько сложным будет доступ к определенным деталям. В нормы закладываются соответствующие сложность и объем выполняемой работы каждым механиком. Также это позволяет избежать расходов, которые могут возникнуть в результате несоответствия времени на ремонт одной и той же модели с разными типами кузова, разным навесным оборудованием и т.д.

Функциональное оснащение

Конфигурация и технологичность автомобиля вызывают сложности в его диагностике и обслуживании. Нормоконтроль стандартизирует процесс работы автосервиса и позволяет координировать все моменты при оказании дополнительных или вспомогательных услуг.

Сложность, возникшая при доставке комплектующих для технического обслуживания

В цену нормо-часа автосервиса включаются все транспортные расходы, которые появляются при обеспечении автомобиля запчастями. Это удобно для клиента и оптимизирует расчет затрат автосервиса на заказ и хранение комплектующих.

К тому же этот показатель зависит от времени, которое необходимо на сбор и получение инструментов и материалов для мастерской, содержание рабочего места и личные потребности каждого сотрудника.

Эти затраты добавляются самостоятельно мастерской к рассчитанным нормо-часам, рекомендованным производителем марки автомобиля. Именно поэтому стоимость нормо-часа автосервиса разнится в зависимости от СТО.

Все эти факторы используются для расчета стоимости нормо-часа при ремонте автомобиля, его обслуживании или замены каждого компонента. Расчет нормо-часов дает автосервису полный контроль над рабочим процессом и исключает вероятность того, что цена будет занижена или завышена. От установки программы, учитывающей нормо-часы, в плюсе остаются как станции технического обслуживания, так и клиенты, пользующиеся их услугами.

Особенности составления нормативов времени ремонта для легкового и грузового транспорта

Безусловно, для разных типов автомобилей существуют свои нормы ремонта. Эта разница особенно заметна для грузовых и легковых автомобилей, и на многих станциях технического обслуживания существуют отдельные зоны для их обслуживания.

Вполне естественно, что грузовикам требуется больше времени для выполнения одной и той же работы. Кроме того, возникают трудности в следующих случаях:

  • Парковка автомобиля, особенно при отсутствии собственного хода.
  • Подготовка автомобиля к ремонту.
  • Подготовка инструментов.
  • Разборка и демонтаж.

Когда СТО имеет смысл переходить на работу по нормам времени

В большинстве случаев методика полезна каждой станции. Даже если выполнение работы осуществляется по нормо-часам автосервиса и вы обнаруживаете, что ни один из ваших ремонтов не укладывается в стандартное время (вы тратите больше или меньше времени, чем обычно), это является основанием для изменений в менеджменте и маркетинге.

Так или иначе, у руководителя мастерской, работающей с применением нормо-часов, существует больше вероятности того, что принятое им управленческое решение будет безошибочным. А именно:

  • снижение затрат: стоимость и скорость ремонта определяются быстрее для клиента, что облегчает принятие им решения о проведении ремонта именно у вас;
  • повышение уровня квалификации: если обнаружится, что мастерство значительно ниже, то навыки специалистов будут улучшены;
  • ускорение ведение бухгалтерии и любой бумажной работы;
  • надежная система управления рабочим временем.

Когда СТО имеет смысл переходить на работу по нормам времениКогда СТО имеет смысл переходить на работу по нормам времени

Нормо-часы автосервиса на проведение ремонтных работ автомобиля устанавливаются заводом-изготовителем, но могут подвергаться корректировке станцией технического обслуживания исходя из ее возможностей. Этот показатель содержит только рекомендуемое время, необходимое для выполнения конкретных задач, хотя и упрощает управление организацией, улучшая большую часть бизнес-процессов.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽