О чем речь? Неисправности электрооборудования автомобиля – частая проблема, особенно для подержанных авто, эксплуатирующихся в крупных городах. Перепады температуры, реагенты и повышенная влажность не добавляют срока службы сложным устройствам.
На что обратить внимание? Чтобы точно определить неисправность, необходимо провести ряд диагностических манипуляций. После этого будет понятен дальнейший план: ремонтировать или менять.
В этой статье:
Признаки неисправности электрооборудования автомобиля
О поломках в электрическом оборудовании свидетельствуют:
- неравномерная работа двигателя и/или плавающие обороты;
- увеличенный расход топлива, который чаще всего становится следствием сбоя в работе электронного блока управления и/или датчиков, передающих системе неверные сигналы;
- проблемы с запуском двигателя (наиболее вероятные причины – неисправность электрических элементов в стартере и/или контактной группе замка зажигания);
- горящий индикатор Check Engine и высвечивающиеся на дисплее бортового компьютера коды ошибок (причина, как правило, в неисправной электропроводке);
- сбои в работе электроприборов (неработающая подсветка, остановившийся вентилятор и т. д. – все это признаки проблем в электросистеме автомобиля).
Признаки неисправности электрооборудования автомобиля
Основные неисправности электрооборудования автомобиля
Аккумуляторная батарея
Автомобильный аккумулятор состоит из шести отделений, которые генерируют электрический ток напряжением 2 В каждое. В ходе эксплуатации пластины в этих емкостях могут разрушиться, снижая емкость батареи, а иногда и не позволяя ей полностью зарядиться. Как правило, неисправности АКБ проявляются следующим образом:
- быстрое истощение в силу избыточной или недостаточной зарядки (причина нередко заключается в неисправном регуляторе напряжения);
- саморазряд батареи из-за уменьшения количества активного вещества в батарее;
- возможное размыкание электрической цепи между аккумулятором и другими элементами бортового оборудования из-за окисления контактов;
- повреждение картера АКБ, приводящее к утечке электролитной жидкости.
Работоспособность аккумуляторной батареи проверяется мультиметром, ареометр позволяет определить плотность находящегося в контейнерах электролита, а с помощью нагрузочной вилки диагностируется работоспособность АКБ при подключенном устройстве, которое потребляет электроэнергию.
Товары из категории
Генератор
Аккумулятор и генерирующее устройство взаимозависимы, а значит, неполадки в работе одного из этих элементов системы могут оказать негативное влияние на другой. К примеру, когда генератор перестает подавать ток, остается единственный источник электрической энергии – аккумуляторная батарея, и когда она разряжается, двигатель окончательно «замирает».
Генератор
О неисправности генератора свидетельствует непривычный шум, возникающий, если изношены подшипники и контактные кольца и/или деформированы крепления, которые удерживают устройство. Существует несколько наиболее часто встречающихся видов неполадок:
- слишком сильно натянутый, потерявший упругость или оборванный приводной ремень;
- изношенные в ходе длительной эксплуатации и/или работы в сложных условиях щетки и ламели;
- разрушившиеся по причине низкого качества металла или недостаточной смазки подшипники;
- неисправность обмоток (обрыв цепи, замыкание витков или «пробой на массу»);
- вышедшие из строя по причине низкого качества или слишком высокого напряжения в сети выпрямительные диоды.
Причины неисправности генерирующего устройства можно выявить в ходе диагностики с помощью мотор-тестера и осциллограммы выходного напряжения.
Электростартер
Если стартер работает неправильно, то автомобиль может попросту заглохнуть на ходу. Поэтому важно проверить работоспособность этого устройства, определив силу тока в цепи и частоту вращения вала на холостых оборотах.
Существует несколько видов неисправностей в стартере:
- нагар, образующийся на контактах тягового реле и перемычках;
- деформированный или окисленный коллектор якоря, а также появившийся на нем налет;
- контакт обмотки с массой на рамках якоря или между витками – на коллекторе;
- сильно изношенные или поврежденные щетки;
- поломки или наслоения на креплениях, приводящие к заклиниванию щеток.
Система зажигания
До 12 % неполадок в электрическом оборудовании, которые могут привести к увеличению расхода топлива на 5-6 % и снижению мощности ДВС, а также к его полному отказу во время движения, происходят в системе зажигания.
Система зажигания
Наиболее часто встречающаяся неисправность – отсутствие искры на свечах. Однако неполадки могут возникать и по другим причинам:
- поврежденная изоляция высоковольтных проводов;
- перегоревшие или покрытые нагаром свечные наконечники;
- налет на конусах свечей;
- поврежденный изолятор;
- обрывы в 12-вольтной цепи, которая питает прерыватель и первичную обмотку катушки зажигания.
Чтобы проверить состояние системы зажигания, необходимо провести ее диагностику с помощью осциллографа и мотор-тестера. Все неисправные детали подлежат замене. Также необходимо очистить или восстановить поврежденные контакты, чтобы устранить все неполадки.
ЭСУД
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) – это сложный механизм, который контролирует работу мотора. Однако, как и любое оборудование, ЭСУД подвержена поломкам. В дизельных моторах чаще всего может встречаться обрыв проводов и утраченная связь с тем или иным датчиком, а в двигателях внутреннего сгорания, работающих на бензине, в перечне наиболее часто встречающихся неполадок, специалисты указывают:
- обрыв проводки и нарушенная связь между датчиками и электронным блоком управления – порядка 35 %;
- нарушения работы топливного насоса (заклинившие якорь и щетки, пробой между витками обмотки или оборванная проволока) – около 22 %;
- поломки электромагнитных форсунок (пробои, обрыв проводов) – примерно 9 %.
Однако система самодиагностики способна обнаружить и локализовать эти неисправности, выдавая коды ошибок. Это позволяет быстро определить проблему и выполнить ремонт. Поэтому, чтобы сохранить надежность и безопасность автомобиля, необходимо проводить регулярную диагностику системы управления и своевременно устранять возникшие неполадки. Ряд подобных проблем приводит к срабатыванию индикатора «Check engine» на приборной панели.
Считывать выдаваемые электронной системой управления двигателем коды неисправности можно, используя подключенный к ней напрямую или через автосканер ноутбук или мобильное устройство.
Короткое замыкание
Летом 2021 года неподалеку от Оренбурга из-за неполадок в работе электрического оборудования загорелся припаркованный неподалеку от жилого дома автомобиль. Пламя быстро перекинулось на здание. В результате произошло возгорание на площади около 150 м2. При пожаре пострадал и был доставлен в ожоговый центр один из местных жителей. Это далеко не единичный случай – неисправная бортовая сеть нередко становится причиной чрезвычайных происшествий.
Короткое замыкание
По статистике возгорание в подкапотном пространстве транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания чаще всего происходит вследствие короткого замыкания в электрической сети автомобиля или из-за неисправностей в топливной системе. О возможном пожаре свидетельствуют дым, поваливший из-под капота и запах горелой резины или проводов, который проникает в салон. При появлении этих признаков не следует поддаваться панике. Специалисты советуют:
- прекратить движение и припарковаться, съехав с проезжей части вдали от других машин, людей и зданий;
- выключить зажигание и попросить пассажиров покинуть салон и отойти от автомобиля на безопасное расстояние;
- поставить автомобиль на стояночный тормоз, собрать документы и взять их с собой, покидая салон;
- при обнаружении признаков возгорания во время движения нельзя пытаться решить проблему, увеличивая скорость, – пламя разгорится еще сильнее;
- при появлении дыма необходимо осторожно поднять крышку капота с помощью монтировки и погасить пламя, направив струю пены из огнетушителя на очаг возгорания;
- если пламя грозит перекинуться на топливный бак, необходимо немедленно отойти от автомобиля на безопасную дистанцию;
- следует незамедлительно известить о происшествии экстренные службы.
Диагностика неисправностей электрики
Если причиной неисправности электрооборудования автомобиля стал сбой в работе того или иного исполнительного механизма (или электроприбора), то он необязательно подлежит немедленной замене. Возможно, отказ является следствием повреждения электрической проводки, и установка новых элементов не поможет устранить неполадки.
Специалисты рекомендуют при выявлении проблем с работой какого-либо элемента электрического оборудования первым делом «прозвонить» участок проводки, отвечающий за подключение этого механизма или прибора к бортовой сети, посредством мультиметра или сигнальной лампочки на 12 вольт с соединительными проводами.
Проверка напряжения
При обнаружении неполадок в работе того или иного электронного элемента первым делом необходимо измерить напряжение тока в участке цепи, соединяющей это устройство с другими. Порядок действий:
- Переключить мультиметр в режим вольтметра.
- Подсоединить щуп мультиметра к минусовой клемме аккумуляторной батареи или к массе автомобиля, выбрав для этого участок, на котором можно добиться устойчивого контакта.
- Оставшийся щуп прижать к подающему питание кабелю, заранее снятому с клеммы неисправного устройства.
Проверка напряжения
Если прибор отреагирует – провод цел и по нему проходит электрический ток. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока не будет обнаружен участок проводки с отсутствующим напряжением или не станет понятно, что причина неисправности скрывается не в нарушении целостности проводки.
Поиск короткого замыкания
Эту процедуру проводят при обесточенной электроцепи автомобиля. Порядок действий:
- Извлекаем плавкий предохранитель, отвечающий за конкретную цепь.
- Переводим мультиметр в режим омметра.
- Соединяем щуп прибора с клеммами предохранителя (все приборы в этой цепи должны быть отключены от питания).
- Шевелим провод. Если стрелка прибора приходит в движение – место короткого замыкания обнаружено.
Проверка качества заземления
Большая часть транспортных средств оборудована электропроводкой с однопроводной схемой. Электрические приборы получают минусовый заряд от металлического корпуса, а значит, от качества заземления критически зависит их работа. При длительной эксплуатации автомобиля корпусные детали могут:
- разбалтываться;
- покрываться оксидной пленкой;
- ржаветь.
Потеря или ухудшение контакта между приборами и корпусом автомобиля приводит к сбоям в их работе или полному отказу одного или нескольких элементов электрооборудования. Для проверки исправности и качества заземления необходимо:
- Отсоединить аккумуляторную батарею и соединить мультиметр с массой автомобиля одним из щупов.
- Вторым щупом необходимо подсоединить прибор к месту заземления или соединению, которое нужно проверить.
- Появившиеся на мониторе мультиметра показания следует сравнить с заводскими. Близость значений свидетельствует об исправности заземления.
Проверка качества заземления
Проверка целостности цепи
Для диагностики необходимо:
- Обесточить цепь, скинув с аккумуляторной батареи одну из клемм или сняв плавкий предохранитель.
- Проверить исправность электроцепи, соединив щупом мультиметра ее контакты.
- Второй щуп нужно подключить к массе автомобиля. Любые появившиеся на экране мультиметра значения свидетельствуют об отсутствии разрывов. Если же прибор никак не реагирует – налицо нарушение целостности электрической цепи.
Ремонт и замена электрооборудования автомобиля
Провести диагностику и устранить неисправности электрооборудования автомобиля можно как своими силами, так и обратившись к специалистам. Выявив неисправные участки цепи, нужно избавиться от замыкания или обрыва проводов – спаять либо заменить на новые. Следует помнить, что соединение на скрутки с обжимом может быть лишь временным решением проблемы.
При замене поврежденных участков проводки необходимо подбирать новые комплектующие с аналогичным сопротивлением и из того же металла. При ремонте следует избегать установки слишком длинных проводов. Перекручиваясь, они быстрее выходят из строя под действием температурных колебаний, влажности и загрязнений, и становятся причиной короткого замыкания цепи. Важно убедиться в том, что разъемы новых проводов очищены от оксидной пленки.
Влажность и температурные колебания могут приводить к разрушению защитного слоя на поверхности клемм и разъемов, которые соединяют с цепью реле, конденсаторы, предохранители и другие компоненты, расположенные в моторном отсеке. При ремонте необходимо восстановить и очистить от окислов, нагара и грязи все контакты и дорожки, а также обеспечить защиту этих элементов с помощью специального лака.
На ремонт и замену может понадобиться от нескольких минут, если речь идет, например, о замене проводов, отвечающих за соединение генератора с аккумуляторной батареей, до нескольких часов, когда проводка нарушена под обшивкой салона, возникли проблемы с заземлением или перестал работать бортовой компьютер автомобиля. Ремонтируя электрическое оборудование, следует быть внимательным, ведь неправильно подключенные провода, к примеру, с нарушенной полярностью, могут привести к короткому замыканию, выходу из строя дорогостоящих приборов или механизмов и даже возгоранию. Если нет соответствующих знаний и навыков, лучше доверить работу профессионалам.