Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
05.05.2023 Автосервис
2520
Время чтения: 13 минут

Неисправности электрооборудования автомобиля: как обнаружить и устранить

Сохранить статью:

О чем речь? Неисправности электрооборудования автомобиля – частая проблема, особенно для подержанных авто, эксплуатирующихся в крупных городах. Перепады температуры, реагенты и повышенная влажность не добавляют срока службы сложным устройствам.

На что обратить внимание? Чтобы точно определить неисправность, необходимо провести ряд диагностических манипуляций. После этого будет понятен дальнейший план: ремонтировать или менять.

 

Признаки неисправности электрооборудования автомобиля

О поломках в электрическом оборудовании свидетельствуют:

  • неравномерная работа двигателя и/или плавающие обороты;
  • увеличенный расход топлива, который чаще всего становится следствием сбоя в работе электронного блока управления и/или датчиков, передающих системе неверные сигналы;
  • проблемы с запуском двигателя (наиболее вероятные причины – неисправность электрических элементов в стартере и/или контактной группе замка зажигания);
  • горящий индикатор Check Engine и высвечивающиеся на дисплее бортового компьютера коды ошибок (причина, как правило, в неисправной электропроводке);
  • сбои в работе электроприборов (неработающая подсветка, остановившийся вентилятор и т. д. – все это признаки проблем в электросистеме автомобиля).

Признаки неисправности электрооборудования автомобиляПризнаки неисправности электрооборудования автомобиля

Основные неисправности электрооборудования автомобиля

Аккумуляторная батарея

Автомобильный аккумулятор состоит из шести отделений, которые генерируют электрический ток напряжением 2 В каждое. В ходе эксплуатации пластины в этих емкостях могут разрушиться, снижая емкость батареи, а иногда и не позволяя ей полностью зарядиться. Как правило, неисправности АКБ проявляются следующим образом:

  • быстрое истощение в силу избыточной или недостаточной зарядки (причина нередко заключается в неисправном регуляторе напряжения);
  • саморазряд батареи из-за уменьшения количества активного вещества в батарее;
  • возможное размыкание электрической цепи между аккумулятором и другими элементами бортового оборудования из-за окисления контактов;
  • повреждение картера АКБ, приводящее к утечке электролитной жидкости.

Работоспособность аккумуляторной батареи проверяется мультиметром, ареометр позволяет определить плотность находящегося в контейнерах электролита, а с помощью нагрузочной вилки диагностируется работоспособность АКБ при подключенном устройстве, которое потребляет электроэнергию.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Генератор

Аккумулятор и генерирующее устройство взаимозависимы, а значит, неполадки в работе одного из этих элементов системы могут оказать негативное влияние на другой. К примеру, когда генератор перестает подавать ток, остается единственный источник электрической энергии – аккумуляторная батарея, и когда она разряжается, двигатель окончательно «замирает».

ГенераторГенератор

О неисправности генератора свидетельствует непривычный шум, возникающий, если изношены подшипники и контактные кольца и/или деформированы крепления, которые удерживают устройство. Существует несколько наиболее часто встречающихся видов неполадок:

  • слишком сильно натянутый, потерявший упругость или оборванный приводной ремень;
  • изношенные в ходе длительной эксплуатации и/или работы в сложных условиях щетки и ламели;
  • разрушившиеся по причине низкого качества металла или недостаточной смазки подшипники;
  • неисправность обмоток (обрыв цепи, замыкание витков или «пробой на массу»);
  • вышедшие из строя по причине низкого качества или слишком высокого напряжения в сети выпрямительные диоды.

Причины неисправности генерирующего устройства можно выявить в ходе диагностики с помощью мотор-тестера и осциллограммы выходного напряжения.

 

Электростартер

Если стартер работает неправильно, то автомобиль может попросту заглохнуть на ходу. Поэтому важно проверить работоспособность этого устройства, определив силу тока в цепи и частоту вращения вала на холостых оборотах.

Существует несколько видов неисправностей в стартере:

  • нагар, образующийся на контактах тягового реле и перемычках;
  • деформированный или окисленный коллектор якоря, а также появившийся на нем налет;
  • контакт обмотки с массой на рамках якоря или между витками – на коллекторе;
  • сильно изношенные или поврежденные щетки;
  • поломки или наслоения на креплениях, приводящие к заклиниванию щеток.

Система зажигания

До 12 % неполадок в электрическом оборудовании, которые могут привести к увеличению расхода топлива на 5-6 % и снижению мощности ДВС, а также к его полному отказу во время движения, происходят в системе зажигания.

Система зажиганияСистема зажигания

Наиболее часто встречающаяся неисправность – отсутствие искры на свечах. Однако неполадки могут возникать и по другим причинам:

  • поврежденная изоляция высоковольтных проводов;
  • перегоревшие или покрытые нагаром свечные наконечники;
  • налет на конусах свечей;
  • поврежденный изолятор;
  • обрывы в 12-вольтной цепи, которая питает прерыватель и первичную обмотку катушки зажигания.

Чтобы проверить состояние системы зажигания, необходимо провести ее диагностику с помощью осциллографа и мотор-тестера. Все неисправные детали подлежат замене. Также необходимо очистить или восстановить поврежденные контакты, чтобы устранить все неполадки.

ЭСУД

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) – это сложный механизм, который контролирует работу мотора. Однако, как и любое оборудование, ЭСУД подвержена поломкам. В дизельных моторах чаще всего может встречаться обрыв проводов и утраченная связь с тем или иным датчиком, а в двигателях внутреннего сгорания, работающих на бензине, в перечне наиболее часто встречающихся неполадок, специалисты указывают:

  • обрыв проводки и нарушенная связь между датчиками и электронным блоком управления – порядка 35 %;
  • нарушения работы топливного насоса (заклинившие якорь и щетки, пробой между витками обмотки или оборванная проволока) – около 22 %;
  • поломки электромагнитных форсунок (пробои, обрыв проводов) – примерно 9 %.

Однако система самодиагностики способна обнаружить и локализовать эти неисправности, выдавая коды ошибок. Это позволяет быстро определить проблему и выполнить ремонт. Поэтому, чтобы сохранить надежность и безопасность автомобиля, необходимо проводить регулярную диагностику системы управления и своевременно устранять возникшие неполадки. Ряд подобных проблем приводит к срабатыванию индикатора «Check engine» на приборной панели.

Считывать выдаваемые электронной системой управления двигателем коды неисправности можно, используя подключенный к ней напрямую или через автосканер ноутбук или мобильное устройство.

Короткое замыкание

Летом 2021 года неподалеку от Оренбурга из-за неполадок в работе электрического оборудования загорелся припаркованный неподалеку от жилого дома автомобиль. Пламя быстро перекинулось на здание. В результате произошло возгорание на площади около 150 м2. При пожаре пострадал и был доставлен в ожоговый центр один из местных жителей. Это далеко не единичный случай – неисправная бортовая сеть нередко становится причиной чрезвычайных происшествий.

Короткое замыканиеКороткое замыкание

По статистике возгорание в подкапотном пространстве транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания чаще всего происходит вследствие короткого замыкания в электрической сети автомобиля или из-за неисправностей в топливной системе. О возможном пожаре свидетельствуют дым, поваливший из-под капота и запах горелой резины или проводов, который проникает в салон. При появлении этих признаков не следует поддаваться панике. Специалисты советуют:

  • прекратить движение и припарковаться, съехав с проезжей части вдали от других машин, людей и зданий;
  • выключить зажигание и попросить пассажиров покинуть салон и отойти от автомобиля на безопасное расстояние;
  • поставить автомобиль на стояночный тормоз, собрать документы и взять их с собой, покидая салон;
  • при обнаружении признаков возгорания во время движения нельзя пытаться решить проблему, увеличивая скорость, – пламя разгорится еще сильнее;
  • при появлении дыма необходимо осторожно поднять крышку капота с помощью монтировки и погасить пламя, направив струю пены из огнетушителя на очаг возгорания;
  • если пламя грозит перекинуться на топливный бак, необходимо немедленно отойти от автомобиля на безопасную дистанцию;
  • следует незамедлительно известить о происшествии экстренные службы.

Диагностика неисправностей электрики

Если причиной неисправности электрооборудования автомобиля стал сбой в работе того или иного исполнительного механизма (или электроприбора), то он необязательно подлежит немедленной замене. Возможно, отказ является следствием повреждения электрической проводки, и установка новых элементов не поможет устранить неполадки.

Специалисты рекомендуют при выявлении проблем с работой какого-либо элемента электрического оборудования первым делом «прозвонить» участок проводки, отвечающий за подключение этого механизма или прибора к бортовой сети, посредством мультиметра или сигнальной лампочки на 12 вольт с соединительными проводами.

 

Проверка напряжения

При обнаружении неполадок в работе того или иного электронного элемента первым делом необходимо измерить напряжение тока в участке цепи, соединяющей это устройство с другими. Порядок действий:

  • Переключить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить щуп мультиметра к минусовой клемме аккумуляторной батареи или к массе автомобиля, выбрав для этого участок, на котором можно добиться устойчивого контакта.
  • Оставшийся щуп прижать к подающему питание кабелю, заранее снятому с клеммы неисправного устройства.

Проверка напряженияПроверка напряжения

Если прибор отреагирует – провод цел и по нему проходит электрический ток. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока не будет обнаружен участок проводки с отсутствующим напряжением или не станет понятно, что причина неисправности скрывается не в нарушении целостности проводки.

Внимание! Отдельные электрические цепи могут находиться под напряжением, только если в замок зажигания вставлен и повернут в соответствующее положение ключ.

Поиск короткого замыкания

Эту процедуру проводят при обесточенной электроцепи автомобиля. Порядок действий:

  • Извлекаем плавкий предохранитель, отвечающий за конкретную цепь.
  • Переводим мультиметр в режим омметра.
  • Соединяем щуп прибора с клеммами предохранителя (все приборы в этой цепи должны быть отключены от питания).
  • Шевелим провод. Если стрелка прибора приходит в движение – место короткого замыкания обнаружено.
Часто такая проблема возникает при повреждении изоляции на проводах.

Проверка качества заземления

Большая часть транспортных средств оборудована электропроводкой с однопроводной схемой. Электрические приборы получают минусовый заряд от металлического корпуса, а значит, от качества заземления критически зависит их работа. При длительной эксплуатации автомобиля корпусные детали могут:

  • разбалтываться;
  • покрываться оксидной пленкой;
  • ржаветь.

Потеря или ухудшение контакта между приборами и корпусом автомобиля приводит к сбоям в их работе или полному отказу одного или нескольких элементов электрооборудования. Для проверки исправности и качества заземления необходимо:

  • Отсоединить аккумуляторную батарею и соединить мультиметр с массой автомобиля одним из щупов.
  • Вторым щупом необходимо подсоединить прибор к месту заземления или соединению, которое нужно проверить.
  • Появившиеся на мониторе мультиметра показания следует сравнить с заводскими. Близость значений свидетельствует об исправности заземления.

Проверка качества заземленияПроверка качества заземления

Проверка целостности цепи

Для диагностики необходимо:

  • Обесточить цепь, скинув с аккумуляторной батареи одну из клемм или сняв плавкий предохранитель.
  • Проверить исправность электроцепи, соединив щупом мультиметра ее контакты.
  • Второй щуп нужно подключить к массе автомобиля. Любые появившиеся на экране мультиметра значения свидетельствуют об отсутствии разрывов. Если же прибор никак не реагирует – налицо нарушение целостности электрической цепи.

Ремонт и замена электрооборудования автомобиля

Провести диагностику и устранить неисправности электрооборудования автомобиля можно как своими силами, так и обратившись к специалистам. Выявив неисправные участки цепи, нужно избавиться от замыкания или обрыва проводов – спаять либо заменить на новые. Следует помнить, что соединение на скрутки с обжимом может быть лишь временным решением проблемы.

При замене поврежденных участков проводки необходимо подбирать новые комплектующие с аналогичным сопротивлением и из того же металла. При ремонте следует избегать установки слишком длинных проводов. Перекручиваясь, они быстрее выходят из строя под действием температурных колебаний, влажности и загрязнений, и становятся причиной короткого замыкания цепи. Важно убедиться в том, что разъемы новых проводов очищены от оксидной пленки.

Влажность и температурные колебания могут приводить к разрушению защитного слоя на поверхности клемм и разъемов, которые соединяют с цепью реле, конденсаторы, предохранители и другие компоненты, расположенные в моторном отсеке. При ремонте необходимо восстановить и очистить от окислов, нагара и грязи все контакты и дорожки, а также обеспечить защиту этих элементов с помощью специального лака.

Замену проводки и отдельных элементов электрического оборудования транспортного средства необходимо осуществлять только при неработающем двигателе и отключенном питании – следует заранее заглушить мотор и скинуть с аккумуляторной батареи клеммы, чтобы исключить короткое замыкание.

На ремонт и замену может понадобиться от нескольких минут, если речь идет, например, о замене проводов, отвечающих за соединение генератора с аккумуляторной батареей, до нескольких часов, когда проводка нарушена под обшивкой салона, возникли проблемы с заземлением или перестал работать бортовой компьютер автомобиля. Ремонтируя электрическое оборудование, следует быть внимательным, ведь неправильно подключенные провода, к примеру, с нарушенной полярностью, могут привести к короткому замыканию, выходу из строя дорогостоящих приборов или механизмов и даже возгоранию. Если нет соответствующих знаний и навыков, лучше доверить работу профессионалам.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...