Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
10.11.2023 Автосервис
973
Время чтения: 13 минут

Масло в картере двигателя: причины появления и способы решения проблемы

Сохранить статью:

К чему приводит? Масло в картере двигателя провоцирует скопление на нем грязи, пыли и смазки. Это опасно, так как влияет на теплообмен, создает дополнительную нагрузку на систему охлаждения и может привести к перегреву двигателя.

Что делать? Если в двигателе скопилось масло и новая смазка, автомобиль следует отвезти в автосервис и осмотреть как верхнюю, так и нижнюю части мотора. При установлении утечки необходимо провести ремонт.

 

Конструкция картера

Картер представляет собой достаточно крупную полую деталь, в которой расположены механизмы двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Он крепится снизу к блоку цилиндров. По факту это резервуар, оснащенный поддоном, куда стекает масло и откуда осуществляется его засос для повторения циркуляционного цикла. Снаружи данный металлический корпус делается оребренным (для повышения прочностных характеристик). Также он может иметь и гладкую поверхность.

Картер крепится к блоку цилиндров с помощью болтов, а для герметичности в месте соединения предусмотрена силиконовая или резиновая прокладка.

Материал изготовления картера – листовая сталь, впрочем, часто можно встретить и изделия из алюминиевых сплавов или нержавейки. Более редким материалом является современный прочный углепластик, который стоек к температурному воздействию. Его редкость обусловлена высокой себестоимостью.

На моторах старых машин можно встретить картеры, выполненные из чугуна, но этот материал в настоящее время не применяется из-за хрупкости.

У картера выделяют следующие функциональные особенности:

  • Сбор и хранение масла, залитого вдвигатель. Для этого в картере присутствует поддон, который и формирует полость для слива смазки. В нем предусмотрена пробка, через которую осуществляется слив отработанной смазывающей жидкости.
  • Размещение и фиксация деталей двигателя (в частности, коленчатого вала). Кроме того, вкартере присутствует часть системы смазки (патрубок, фильтр для масла и пр.).
  • Картер призван защищать коленчатый вал с кривошипно-шатунными механизмами каждого поршня от попадания каких-либо загрязнений.

Чрезмерный расход моторного масла

Подчас автовладельцы начинают замечать, что уровень масла в системе снижается. Этот процесс может происходить медленно (в течение нескольких недель) или очень быстро, буквально на глазах – это очень плохо.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Объем смазывающей жидкости может снижаться по следующим причинам:

  • из-за появления течи в различных уплотнителях в смазочной системе;
  • износ сальников коленвала;
  • полностью исчерпан эксплуатационный ресурс колпачков маслосъемников;
  • происходит «залегание» уплотняющих маслосъемных колец, в результате чего выхлопные газы прорываются в картердвигателя, а масло – попадает в камеру сгорания.

Все причины падения уровня масла (кроме сгорания вместе с топливом) оставляют отметины на наружных поверхностях корпуса двигателя в виде характерных разводов. Если же смазка горит в цилиндрах вместе с топливом, то из выхлопной трубы начинает идти черный дым.

Чрезмерный расход моторного маслаЧрезмерный расход моторного масла

Так называемое залегание маслосъемных колец означает, по сути, потерю герметичности камеры сгорания. Для степени непроницаемости производители устанавливают собственные нормы, которые при «залегании» нарушаются в разы. В итоге имеем не только повышенный расход горючего и масла, но и падение давления в системе смазки. Но все равно, чтобы точно определить причину попадания смазывающей жидкости в камеру сгорания, следует провести полную диагностику силового агрегата.

Что делать для снижения расхода масла

Для длительной безотказной эксплуатации авто используемое машинное масло играет первостепенную роль, причем его стоимость составляет значительную часть эксплуатационных затрат. Для снижения расхода смазывающей жидкости нужно принимать следующие меры:

  • все протечки нужно быстро устранять, иначе только на долив за пару дней может уйти месячная норма масла;
  • необходимо вовремя менять масляный фильтр (чем чаще, тем лучше), потому что грязное масло способно полностью «убить» оставшийся ресурс двигателя;
  • мотор должен содержаться в чистоте;
  • следует использовать лишь то масло, которое рекомендовано производителем.

Если придерживаться данных рекомендаций, то смазывающая жидкость в моторе подтекать и расходоваться не будет. Более того, затраты на доливку существенно сократятся, даже исходя из норм, указанных производителем.

 

Признаки утечки масла

Существуют следующие признаки утечки масла:

  • после длительной стоянки автомобиля на асфальте остаются характерные масляные пятна;
  • на приборной панели появляется предупреждение о необходимости долива масла в систему;
  • во время работы мотора из выхлопной трубы валит заметный серый или черный дым, сопровождающийся неприятным запахом;
  • из-под капота начинает просачиваться дым с голубым оттенком (в этом случае масло обычно попадает в какой-либо из коллекторов).

Масло – это дисперсное жидкое вещество, поэтому оно будет течь по корпусу силового агрегата, пока не достигнет низшей его точки. Уже там сформируются капли, а потому масляную лужу нужно искать между передними колесами авто. Однако пятно может образоваться и в проекции КПП – в этом случае имеет место протечка не машинной, а трансмиссионной смазывающей жидкости.

Признаки утечки маслаПризнаки утечки масла

Самыми уязвимыми с точки зрения возможных протечек являются:

  • сальники коленчатого вала;
  • уплотнительные и маслосрезывающие кольца блока цилиндров;
  • дно картера (здесь течь может начать прокладка);
  • прокладки масляного фильтра, клапанов, коробки передач, коллекторов и выхлопной трубы.

Чем больше у автомобиля пробег, тем больше риск появления протечек (пороговым рубежом является 250 000 км). Также высок риск разгерметизации при длительном простое машины без промежуточных прогревов, неисправность в системе вентиляции картера, переизбыток смазки, использование некачественного масла.

Следует отметить, что утечки масла из картера (в силу его универсальности), например, двухтактного двигателя происходят по тем же самым причинам, что и у 12-цилиндрового 4-тактного танкового дизеля.

Откуда может протекать масло из ДВС

При заметном снижении уровня масла в системе неисправность нужно выявлять как можно скорее. И начинать нужно с поиска места возможной протечки.

Утекать масло может:

Из-под клапанной крышки

Обычно такое происходит, если нарушается герметичность клапанной головки. Масло в этом случае вытекает непосредственно на горячий блок цилиндров или же попадает на раскаленный выпускной коллектор, поэтому характерным признаком проблемы является запах гари.

Далеко не всегда решением проблемы является замена прокладки, иногда протечка вызвана чрезмерным давлением в системе. В последнем случае причиной может быть сбой работы редукционного клапана.

Откуда может протекать масло из ДВСОткуда может протекать масло из ДВС

Сальник коленчатого вала

Герметичность любой прокладки обычно восстанавливается посредством ее замены. Но вот сальник коленвала поменять так просто не получится – это крайне трудоемкая процедура. Поэтому лучше сначала точно определить, действительно ли дело именно в этом.

Возможные причины нарушения герметичности данного элемента с попаданием в него загрязнений:

  • выработанный эксплуатационный ресурс;
  • сбой в вентиляции картера (не работает вытяжка прорвавшихся в картер газов);
  • некачественные и откровенно бракованные детали и элементы;
  • некомпетентно произведенный ремонт.

Если имеет место что-то из указанного выше, значит, необходима замена сальника.

 

Течь масла между двигателем и коробкой

Маховик сцепления оснащен сальником, который подвержен износу. Если на поверхности кожуха коробки сцепления присутствует масляное пятно, то это прямое указание на проблему. В данном случае потребуется загнать машину на яму или же на эстакаду, демонтировать сцепление и поменять сальник – по-другому проблему не решить.

Данная неисправность может быть вызвана тем, что:

  • вязкость смазочных материалов не соответствует нормативам;
  • картер переполнен прорвавшимися в него выхлопными газами;
  • потеряна эластичность РТИ;
  • детали и элементы плохого качества.

Впрочем, ремонт можно начинать и при наличии обычных масляных подтеков в соответствующем месте.

Прокладка масляного фильтра

Иногда начинает протекать уплотнительная манжета масляного фильтра. Чтобы этого не происходило, при замене масла и, соответственно, фильтра, последний нельзя ни перетягивать, ни затягивать слишком слабо. Также нужно помнить, что обновление фильтрующего элемента должно сопровождаться заменой всех сопутствующих РТИ. В противном случае вероятность утечки будет крайне высокой.

Проблемы с картером двигателя

Очень часто у автомобилей, пробег которых переваливает за первую сотню тысяч километров, появляются проблемы с проветриванием картерных газов. По мере износа поршневых колец все больше отработанных газов начинает прорываться в картер и скапливаться в нем. Если вентиляционная система работает штатно, то все побочные газообразные вещества отводятся во впускной коллектор.

Однако во время длительной эксплуатации элементы вентиляции обычно засоряются. Это приводит к тому, что давление газов в картере растет – они начинают выдавливать масло из поддона или сочиться из всех уплотнительных элементов, нарушая их герметичность.

Чем опасна течь масла

При падении уровня масла снижается и его давление, из-за чего увеличивается трение движущихся деталей. Происходит ускоренный эксплуатационный износ мотора – его ресурс начинает заметно сокращаться, а риск заклинивания, наоборот, возрастает.

Также увеличивается вероятность перегрева двигателя вследствие возросшего внутреннего сопротивления и нарушения теплообмена. Протечки формируют замасленные области, на которых налипает пыль и грязь разнообразной природы. Когда таких пятен становится много, силовой агрегат словно укутывается в своеобразную «шубу», препятствующую отдаче тепла в атмосферу. Если проблема не будет оперативно решена, ДВС может даже воспламениться.

Чем опасна течь маслаЧем опасна течь масла

Попадание масла в свечные колодцы может привести к троению двигателя (когда перестает работать один из цилиндров) из-за пропусков в зажигании. Дело в том, что машинная смазка – это вовсе не инертная жидкость (по крайней мере, по отношению к полимерам), поэтому при попадании на изоляцию проводов она может:

  • вступить в химическую реакцию с пластиком (в результате возможно короткое замыкание на корпус двигателя);
  • размягчить резиновые подушки изоляторов;
  • разъесть химически нестойкие уплотнители;
  • повредить любые другие пластиковые детали.

Способы решения проблемы

Иногда утечка масла может быть вызвана тем, что автовладелец заливает его в мотор в избыточном количестве. Но при исправном двигателе, после того как излишки смазки таким естественным образом удаляются, давление внутри системы нормализуется, утечки прекращаются.

Также масло может начать вытесняться из-за прорывающихся в картер двигателя выхлопных газов. Они создают повышенное давление внутри, в результате чего вырастает напор в системе смазки. Для нормализации ситуации следует заменить герметизирующие поршневые кольца.

Когда начинает протекать крышка картера, ее прокладку следует дополнительно обработать герметиком.

Если масло начинает течь под трамблером, последний необходимо снять, промазать место стыка герметиком и установить обратно.

Кроме того, может иметь место неграмотное техническое выполнение некоторых операций, в частности, при замене масла своими силами автовладелец может не до конца закрутить масляный фильтр. В итоге смазка начнет сочиться, причем весьма интенсивно.

Если в процессе эксплуатации оказывается поврежденным поддон, его следует заменить и установить защиту картера.

Часто задаваемые вопросы о масле в картере двигателя

Что находится в картере двигателя?

Картер можно считать резервуаром для моторного масла, который к тому же защищает шатунно-поршневую группу от ударов и попадания загрязнений. Также он служит базой для крепления коленчатого вала и некоторых элементов системы смазки, скрепляется с блоком цилиндров. Для предотвращения проникновения масла наружу сочленение корпуса и блока осуществляется посредством прокладки.

В стенках картера высверливаются специальные маслоточные каналы, по которым масло стекает в поддон, остывает там, втягивается через патрубок и нагнетается насосом обратно в систему.

Можно ли ездить на промывочном масле для двигателя?

Теоретически ДВС может работать на любой смазочной жидкости, однако следует принимать в расчет последствия эксплуатации мотора на некондиционной смазке. Уровень защиты у промывочного средства минимальный, кроме того, у него пониженная вязкость. Если же для промывки используется штатное масло, то, во-первых, это весьма затратно, а во-вторых, речь фактически идет о том, чтобы просто сменить его через малый промежуток времени.

Масло угорает в двигателе. Что это значит?

Любой двигатель штатно рассчитан на некоторый расход масла, которое «размазывается» по стенкам цилиндров и не до конца собирается маслосрезывающими кольцами. Угаром называется такой штатный расход смазывающего материала. Чтобы понять, не выходит ли он за нормативные показатели, нужно понаблюдать за уровнем смазки в течение трех дней интенсивной эксплуатации авто.

Особенно полезно это сделать после преодоления автомобилем 100 000 км. Уровень такой жидкости проверяется обычным щупом, когда двигатель полностью остыл. Если он остается без изменений, то волноваться не о чем.

Когда рекомендуется проверять уровень масла в картере двигателя?

Вообще, проверку объема смазывающей жидкости следует производить каждые две тысячи километров пробега. Впрочем, автопроизводитель выставляет собственные рекомендации (особенно внимательно нужно относиться к контролю уровня масла в картере двухтактного двигателя, так как его конструкция предусматривает усиленный расход смазки).

Когда рекомендуется проверять уровень масла в картере двигателя?Когда рекомендуется проверять уровень масла в картере двигателя?

Моторное масло необходимо для смазки деталей и элементов силового агрегата, защиты от коррозии всех внутренних поверхностей (за малым исключением) и даже охлаждения некоторых его узлов. Если хотите максимально продлить срок полезной эксплуатации двигателя вашего автомобиля, то качество и уровень смазывающей жидкости следует контролировать как можно чаще и регулярно менять.

Выбирая масло для ДВС, нужно ориентироваться на рекомендации производителя вкупе с фактическими условиями эксплуатации. От качества смазки зависит срок безотказного функционирования автомобиля.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...