Нужна ли? Лицензированию подлежат отдельные виды предпринимательской деятельности. Для СТО лицензия не нужна, это упрощает и ускоряет процедуру открытия автосервиса.
Что оформлять? Чтобы повысить привлекательность СТО в глазах частных и корпоративных клиентов, можно пройти добровольную сертификацию видов деятельности. Также нельзя забывать об обязательной сертификации запчастей и расходников, а также о других требованиях.
В этой статье:
Нужна ли лицензия для открытия СТО
Лицензирование предприятия входит в число мер, которые призваны исключить вероятность оказания некачественных услуг и предпринимаются государством в рамках защиты как отдельных клиентов, так и общества в целом.
Лицензией принято называть документ, разрешающий осуществлять тот или иной вид деятельности. Ее наличие является условием для начала работы предприятия или компании.
Нужна ли лицензия для открытия СТО
Согласно статье № 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» работа станций технического обслуживания автомобильного транспорта и других автосервисных предприятий не требует наличия лицензии, что избавляет предпринимателей от лишних хлопот и денежных затрат.
Сертификатом называется документ, который подтверждает, что качество оказываемых предприятием услуг и/или реализуемой им продукции соответствует требованиям соответствующих стандартов, технических условий или иных нормативов. Сертификация услуг и товаров может быть обязательной и добровольной.
Добровольная сертификация вместо лицензии для СТО
Предприниматели, которые собираются открывать свое предприятие, не обязаны получать лицензию на СТО. ИП или ООО по закону обязаны обзавестись разрешениями от ряда надзорных ведомств, таких как санитарно-эпидемиологическая станция, государственный пожарный надзор и т. д. Кроме того, владелец бизнеса берет на себя затраты на арендную плату и закупку необходимого оборудования и инструментов.
Для открытия автосервисного предприятия можно добровольно пройти процедуру сертификации. Нужен сертификат или в нем нет необходимости – выбор за владельцем.
Добровольная сертификация вместо лицензии для СТО
Наличие сертификата позволяет значительно расширить сферу деятельности предприятия и повысить его прибыльность.
Получив сертификат, компания получает возможность:
- Сотрудничать с крупными компаниями и учреждениями, так как большинство юридических лиц избегают работы с автосервисными предприятиями, которые не имеют сертификата на осуществляемый ими вид деятельности. СТО, пройдя добровольную сертификацию, может, к примеру, заключить договор на обслуживание автомобилей большого автотранспортного предприятия.
- Принимать участие в тендерах и получать заказы на обслуживание автомобильного транспорта от государственных предприятий и крупных компаний.
- Заключать договоры со страховыми компаниями, осуществляя ремонт автомобилей при наступлении страхового случая. Страховщики работают исключительно с сертифицированными автосервисами.
- Выступать дилером крупных производителей.
Товары из категории
Пройди добровольную сертификацию, станция технического обслуживания становится более конкурентоспособной за счет возможности выигрывать тендеры и конкурсы, сотрудничать с государственными предприятиями и автостраховщиками, осуществлять плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, устранение поломок, установку дополнительного оборудования и восстановительный ремонт автомобилей при наступлении страхового случая.
Что подлежит добровольной сертификации в СТО
Добровольной сертификации подлежит деятельность, касающаяся:
- ремонта двигателей внутреннего сгорания и коробок передач;
- сварочных и жестяных работ;
- смазочно-заправочных операций;
- зарядки, технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей;
- обслуживания тормозных и топливных систем автомобилей;
- электротехнических работ;
- контроля и диагностики неисправностей;
- покрасочных и кузовных работ;
- ремонта систем рулевого управления;
- переоборудования автомобилей для работы на газе;
- монтажно-демонтажных, шиномонтажных и балансировочных работ.
Сертификаты выдаются на срок от 1 года до 3 лет.
Стандарты и нормативы сертификации СТО
Для получения сертификата предприятие должно пройти всестороннюю проверку на предмет соблюдения принятых стандартов и нормативов.
Сертификаты могут обладать разным статусом. Это могут быть документы, подтверждающие соответствие как отечественным, так и международным системам стандартов.
- Система сертификации ГОСТ Р
Данные документы, подтверждающие соответствие оказываемых услуг государственным стандартам ГОСТ Р или техническим условиям, действительны только в РФ.
- Международные стандарты серии ISO
Стандарты и нормативы сертификации СТО
Оформляя сертификат в соответствии со стандартами ISO, предприятие подтверждает, что качество оказываемых им услуг отвечает требованиям этой международной системы сертификации. Экспертиза проверяет наличие и функциональность системы менеджмента предприятия, а также подтверждает, что она соответствует серии международных стандартов.
Следует отметить, что в нашей стране международные стандарты имеют аналоги – нормы ГОСТ Р ИСО.
Сертификат должен содержать:
- наименование и реквизиты уполномоченной организации, выдавшей документ;
- порядковый номер сертификата;
- срок действия документа;
- перечень услуг с указанием кодов общероссийского классификатора;
- перечень нормативных документов, на соответствие которым проводилась экспертиза;
- сведения о предприятии (наименование, юридический адрес, ОГРН);
- перечень документов, на основании которых был выдан сертификат: протоколы, акты, схема сертификации;
- подпись руководителя компетентного органа, эксперта, печать.
Действие сертификатов ограничено тремя годами. Документ выдается в течение нескольких рабочих дней с момента получения сертификационным центром заявления на проведение экспертизы.
Как пройти добровольную сертификацию СТО
Выдачей сертификатов на деятельность автосервисных предприятий занимается транспортная инспекция. Пакет документов, которые необходимо предоставить, состоит из:
- заявления на выдачу сертификата;
- разрешений от коммунальной и экологической служб, Государственного пожарного надзора, Энергосбыта, СЭС;
- перечня оказываемых услуг;
- устава ООО, если речь идет о юридическом лице.
Процедура сертификации состоит из нескольких этапов:
- Подача заявления и пакета требуемых документов в центр сертификации.
- Проверка поданных документов сотрудниками центра. Выездная проверка на предприятии.
- Вынесение решения на основании результатов документальной и выездной проверок.
- Оформление сертификата.
- Регистрация в Едином реестре и выдача документа уполномоченному сотруднику предприятия.
Как пройти добровольную сертификацию СТО
Если вы владеете автосервисом в качестве ИП или юридического лица, оказывая различные услуги, необходимо сертифицировать каждую из них, чтобы проводить технический осмотр транспортных средств. Однако транспортная инспекция не выдает единого документа для нескольких типов услуг. В частности, сертификаты выдаются для шиномонтажа, ремонта аккумуляторов, зарядки, ремонта двигателей, малярных работ, смазочно-заправочных работ и т. д. – список довольно обширен.
Строгое выполнение требований технологических процессов обеспечивается благодаря сертификации. Когда вы заключаете договор на поставку запчастей для вашего автосервиса, компания должна предоставить вам соответствующие сертификаты, которые соответствуют общепринятому образцу. Каждый измерительный прибор, включая штангенциркуль и весы, должен пройти поверку перед использованием.
Для выполнения работ, которые предусматривают внесение изменений в конструкцию автомобиля, автосервисное предприятие должно обладать соответствующим сертификатом, необходимым для выдачи владельцам транспортных средств заключения предварительной технической экспертизы. Такой документ требуется при оформлении протоколов.
Иными словами, каждый владелец вправе принимать решение о прохождении экспертизы и получении сертификата. Важно иметь в виду, что наличие таких документов существенно повышает статус вашего предприятия и его привлекательность в глазах потенциальных клиентов.
Обязательная сертификация в СТО
После того как наличие лицензии для СТО перестало быть обязательным, владельцы автосервисов столкнулись с новыми трудностями, связанными с сертификацией всех расходных материалов и комплектующих. Все запчасти, горюче-смазочные материалы, оборудование должны проходить экспертизу в соответствии с установленными нормативами. Контракты на поставку запчастей заключаются только с компаниями, которые предоставляют необходимые сертификаты.
Кроме того, очень важно проверить работоспособность всех измерительных приборов: весов, штангенциркулей, калибров и т. п. Рекомендуется также, чтобы работники имели, по крайней мере, среднее образование в профильной сфере.
Хотя обязательной лицензии в настоящее время не требуется, наличие добровольной позитивно воспринимается потенциальными клиентами и помогает повысить репутацию автосервисного предприятия. Следует понимать, что многие крупные компании предпочитают сотрудничать исключительно со станциями технического обслуживания, имеющими соответствующие сертификаты.
С учетом изложенного выше, выбирайте свою собственную стратегию, т. е. если планируете открыть небольшую мастерскую с одним или двумя мастерами, то наличие документов, подтверждающих качество услуг, необязательно. Если же всерьез настроены на завоевание рынка, то важно обзавестись всеми необходимыми сертификатами.