Что это? Классификация автомобилей предполагает отнесение ТС к тому или иному классу по характерным признакам. Используется для упрощения выбора машины и унификации производителями.
Какая бывает? Общепринятой считается европейская классификация автомобилей с разделением на классы А, B, C, D. Также принято различать машины по назначению, типу кузова. Многие страны имеют собственную классификацию.
В этой статье:
Европейская классификация легковых автомобилей
Действующая сегодня европейская классификация легковых автомобилей признается и используется большинством специалистов по всему миру. Она применяется на рынках стран Евросоюза и на ряде других, включая Российскую Федерацию, несмотря на определенные недостатки.
Согласно европейской системе классификации легковых автомобилей они образуют классы. Для определения принадлежности транспортного средства к тому или иному сегменту главным образом используются два признака – габаритные размеры и рабочий объем двигателя (если речь идет об автомобиле с двигателем внутреннего сгорания).
Класс А
Класс А
Входящие в этот «младший» в классификации сегмент легковушки часто называют микроавтомобилями или сити-карами. Также в ходу и более простое обозначение – класс «мини». Это представители вымирающего семейства – автомобильный рынок год от года предлагает постоянно уменьшающееся количество машин, относящихся к классу А.
Из наиболее популярных представителей класса А можно отметить модели: Daewoo Matiz, Peugeot 107, Kia Picanto с габаритной длиной не более 3 800 мм и рабочим объемом двигателя от 1 до 1,2 л.
Класс B
Сегодня модели этого класса пользуются большой популярностью на европейских автомобильных рынках, где часто используется название класс супермини или «большие мини». Входящие в этот сегмент модели имеют большие габаритные размеры, чем представители класса А.
Класс B
К сегменту В принято относить легковые автомобили с габаритной длиной, слегка превышающей 4 м и рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,6 л. Также к этому классу относится и ряд спортивных моделей, оснащенных атмосферным или турбированным ДВС с рабочим объемом 2000 см2.
К классу В относится большое количество хэтчбэков, среди которых Ford Fiesta, Opel Corsa и Toyota Yaris. Также в Российской Федерации этот сегмент представляют многочисленные седаны. Среди самых популярных моделей: Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo и Lada Granta.
Класс С
Это так называемый гольф-класс, получивший свое название от Volkswagen Golf, который в свое время стал самой популярной в данном сегменте моделью. С этого автомобиля небольшие хэтчбеки начали свое победное шествие по автомобильным рынкам, причем не только в Европе. Строго говоря, первые те машины сегодня правильнее относить к классу В, ведь класс С включает авто с габаритной длиной кузова до 4,5 м и рабочим объемом двигателя от 1,6 до 2 л. С последним показателем возможны нюансы, например, в линейку моторов Volkswagen Golf в разное время попадали и маленький турбированный 1,2 TSI и атмосферник VR6 с 2800 см3.
Среди наиболее популярных представителей класса С следует назвать: Toyota Corolla, Ford Focus, Peugeot 308 и Opel Astra.
Класс D
Этот сегмент с преобладанием седанов и универсалов также часто называют средним классом, который долгое время боролся за лидерство на мировых автомобильных рынках, но в последние годы его на этой позиции потеснили кроссоверы и внедорожники. К классу D относятся модели с габаритной длиной кузова от 4,4 до 4,6 м и рабочим объемом двигателя от 2000 до 2500 см3.
Класс D
Среди типичных представителей класса D следует назвать Ford Mondeo, VW Passat, Mazda 6, BMW 3 серии, Audi A4.
Класс E
Этот сегмент также принято называть бизнес-классом. Автомобили, относящиеся к нему, отличаются не только большими размерами кузова (габаритная длина может достигать 5 м), широкой гаммой мощных двигателей, богатым оснащением, но и дорогой отделкой просторного салона.
Яркие представители класса Е: Audi A6, BMW 5 серии и Mercedes-Benz E-класса.
Класс F
Класс F
В эту «высшую лигу» входит ряд люксовых моделей: Mercedes-Benz S-класса, BMW 7 серии, Audi A8, Bentley Continental Flying Spur, Rolls-Royce Phantom. Габаритная длина автомобилей этого класса может превышать 5 м. В отношении рабочего объема двигателей и уровня оснащения в данном сегменте практически не существует ограничений.
Дополнительные классы по европейской системе
Класс S
На кабриолетах и родстерах, относящихся к этому сегменту, не совершают поездки всей семьей на природу и не берут с собой большое количество багажа. Эти машины, как правило, имеют символический багажник. Они чаще всего бывают двух-, реже – четырехместными. Такие модели позиционируются как спорткары благодаря мощности двигателя, жесткой подвеске, низкой посадке, откидному верху, способности развивать большую скорость. К классу S относятся Mercedes-Benz SLK, Audi TT Coupe, Porsche 911.
Товары из категории
Класс М
В минивэнах предусмотрено до 8 пассажирских мест (от 9 и выше – микроавтобусы). Они отличаются вместительным салоном и большим багажным отсеком. Эти модели очень удобно использовать для дальних путешествий и поездок за город большой семьей. Впереди такие автомобили оснащаются раздвижными дверями для пассажиров, сидящих сзади.
Среди наиболее популярных минивэнов: Ford Windstar, Hyundai H-1, Volkswagen Sharan, Mitsubishi Space Gear, Opel Zafira, Volkswagen Caravelle/Multivan.
Класс J
Класс J
Этот сегмент состоит из внедорожников, кроссоверов и паркетников. Автомобили отличаются надежной подвеской, большим клиренсом, высокой проходимостью, что стало причиной высокой популярности J-класса в нашей стране. Машины выпускаются с салоном, рассчитанным на перевозку от 4 до 8 пассажиров в трех или пятидверном вариантах.
Среди популярных представителей класса J: Infiniti FX, Mercedes Geländewagen, Lexus RX300, Hummer H1, Nissan Murano.
Классификация автомобилей по типу кузова
Виды кузовов легковых автомобилей также лежат в основе классификации, условно относя различные модели к открытым и закрытым. Среди последних:
- Седаны – трехобъемные четырехдверные автомобили с ярко выраженным разграничением капота, салона и багажного отсека.
- Хэтчбэки – двух- и полутораобъемные автомобили с тремя или пятью дверями, включая заднюю – промежуточный вариант между седанами и универсалами.
- Универсалы – двухобъемные пятидверные автомобили с объединенными салоном и вместительным багажником, которые может разделять съемная шторка или сетка.
- Минивэны – промежуточный вариант кузова между универсалами и микроавтобусами. Представляют собой вместительные легковые автомобили с большим багажным отсеком, рассчитанные на перевозку от 4 до 8 пассажиров (могут быть как двух-, так и к однообъемными).
- Купе – трех- или двухобъемные автомобили, обычно спортивные, отличительной чертой которых является двухдверный кузов (двухобъемные модели могут оборудоваться третьей, задней дверью).
- Лимузины – роскошные премиум-автомобили, отличающиеся удлиненной колесной базой, обеспечивающей большую вместительность пассажирского салона, отделенного перегородкой от передних сидений.
- Кроссоверы – семейные автомобили, по вместимости сравнимые с минивэнами или универсалами, а по проходимости приближающиеся к внедорожникам.
- Внедорожники – автомобили повышенной проходимости, предназначенные для езды по бездорожью, имеющие высокий клиренс и колесную формулу 4х4.
- Микроавтобусы – отличаются от минивэнов большим количеством пассажирских мест (8 и больше), могут быть двух- и трехосными.
Классификация автомобилей по типу кузова
Существуют и другие, более редкие варианты кузова.
Закрытые:
- таун-кары – автомобили, которые отличает высокая крыша, например, Lincoln Town Car;
- хард-топы – обычно к ним относят седаны со сниженной посадкой благодаря безрамным боковым стеклам и отсутствию центральных стоек, например: Chevrolet Impala 1966, 1967 года выпуска;
- комби – седаны, хэтчбэки или универсалы, имеющие заднюю дверь (такое обозначение в ходу на германском, австрийском и швейцарском автомобильных рынках);
- фастбэки – этот тип кузова отличает покатая крыша, которая плавно переходит в крышку багажника, например у Ford Mustang Fastback 1964 года выпуска;
- лифтбэки – разновидность хэтчбэка, у которой багажник открывается вместе с задним стеклом, отличающаяся удлиненным багажным отсеком, как, например, у Lada Granta.
Открытые:
- кабриолеты – двухместные автомобили с откидывающимся верхом;
- родстеры – те же кабриолеты, но двухместные;
- фаэтоны – пяти- или шестиместные автомобили со складной крышей без поднимающихся стекол по бокам;
- ландо – модели, у которых крыша откидывается только над пассажирскими местами;
- броги – у этих автомобилей, наоборот, складной крышей оборудованы только передние места;
- тарга – спортивные модели, схожие с родстерами, с лобовым стеклом, расположенным ниже уровня глаз водителя или вовсе отсутствующим.
Особенности классификации автомобилей
Виды легковых автомобилей и их классификация достаточно условны и постоянно меняются. Развитие технологий и изменения в автомобильной моде стирают старые границы и прокладывают новые. Покупателей, как правило, интересует в понравившейся модели не то, к какому она относится классу, а ее эксплуатационные характеристики, наличие тех или иных опций и стоимость. Однако часто возникает потребность в четком разделении на сегменты. Например, маркетологи пользуются этим для анализа рынка и оперативного реагирования на изменения спроса. Кроме того, подобная сегментация нередко связана с налогообложением или применяется при сравнении результатов различных испытаний и краш-тестов.
К примеру, Европейский комитет по проведению независимых краш-тестов EuroNCAP пользуется собственной системой классификации, состоящей из категорий: Superminis; Small family cars, Large family cars; Small off-roaders и т. д.
Особенности классификации автомобилей
В Северной Америке принята классификация, в основу которой положен полезный объем салона: мини – до 85, субкомпакт и компакт – от 85 до 120 и полноразмерные – более 120 кубических футов (на канадском рынке в качестве единиц измерения пользуются литрами). В Китае при определении класса легковых автомобилей отталкиваются от габаритных размеров и рабочего объема двигателей.
Часто задаваемые вопросы о классификации автомобилей
- Как устроена классификация автомобилей в зависимости от их назначения?
В наши дни с помощью автомобилей решаются самые разные задачи – перевозятся грузы и пассажиры, проводятся тяжелые строительные работы и т. д. В соответствии с назначением все транспортные средства принято делить на несколько категорий. Они могут быть:
- легковыми – предназначенными для перевозки не более 8 пассажиров;
- грузовыми – предназначенные для транспортировки грузов, в которых предусмотрена перевозка не более трех пассажиров;
- грузопассажирскими – к этой группе относят минивэны, пикапы и микроавтобусы;
- пассажирскими – автобусы;
- специальными – предназначенными для коммунальных, дорожных, строительных, сельскохозяйственных работ и т. д.
- Как транспортные средства классифицируются по типу двигателя?
В наше время по дорогам ездят ТС, двигатели которых используют разные виды топлива и энергии. Моторы бывают:
- бензиновыми – их двигатели используют в качестве топлива различные марки бензина;
- газовыми – топливом в них служит природный газ;
- дизельными – такие ДВС работают на дизельном топливе (солярке);
- гибридными – в подобных силовых установках совмещаются ДВС и электродвигатели;
- электрическими.
- Какая классификация автомобилей принята в Японии?
Автомобили из Японии очень популярны в нашей стране и пользуются стабильным спросом. Их принято разделять на три больших сегмента. «Японцы» могут относиться к таким классам, как:
- мини – сегмент, включающий автомобили небольших размеров с габаритами меньше, чем у корейской малолитражки Daewoo Matiz (объем двигателя до 600 см3, габаритная длина до 3,3 м и ширина не более 1,4 м);
- малый – этот класс соответствует европейским А и D (длина до 4,7 м, ширина до 1,7 м) с рабочим объемом двигателя не более 2000 см3;
- стандартный – все остальные модели.
- В чем отличие собственной классификации Mercedes-Benz от стандартной европейской?
Компания Mercedes-Benz маркирует модели автомобилей, используя собственную систему классификации, не совпадающую с европейской. Например, Mercedes-Benz А-класса по европейским стандартам можно отнести к гольф-классу, а седаны и универсалы Mercedes-Benz С-класса – к классу D. Тот факт, что бизнес-седаны Mercedes-Benz E-Klasse относятся к европейскому классу Е – просто случайность.
Автомобили, давно уже ставшие неотъемлемой частью жизни любого современного человека, упрощают ее и делают более комфортной. Для многих людей класс их авто также является способом заявить о своем высоком социальном статусе.
В чем отличие собственной классификации Mercedes-Benz от стандартной европейской?
Итак, не существует унифицированной системы классификация легковых автомобилей по конструкции кузова, габаритам или рабочему объему двигателей. Выше мы рассмотрели наиболее часто используемые системы систематизации и классы транспортных средств.