Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
09.11.2023 Автосервис
1025
Время чтения: 11 минут

Кипит антифриз: что делать в такой ситуации

Сохранить статью:

О чем речь? Антифриз — это химический раствор, используемый в автомобилях и других транспортных средствах для охлаждения двигателя. Он является неотъемлемой частью любого автомобиля, но иногда с ним могут возникать неожиданные проблемы. Одной из таких является закипание антифриза, что может привести к серьезным неполадкам, если не принять срочных мер. О том, почему кипит антифриз и что с этим делать, читайте далее.

 

Принцип действия систем охлаждения

Чтобы установить причину, из-за чего именно кипит антифриз, нужно иметь представление о том, как устроена система охлаждения двигателя в современных машинах.

Алгоритм работы системы:

  • Пока мотор не нагрет, жидкость циркулирует по малому контуру, в который входит охлаждающая рубашка ДВС, термостат и отопитель. В данном случае объем антифриза в контуре остается нормальным.
  • После нагрева двигателя до нужной температуры термостат открывает большой контур, включающий в том числе основной радиатор. Постепенно охлаждающая жидкость (ОЖ) во всем круге увеличивается в объеме, начинают появляться ее излишки, сбрасывающиеся в расширительный бачок. Вместе с объемом увеличивается и давление в системе, которое снижается при помощи клапана, расположенного в крышке бачка.
  • При достижении мотором температуры 95 °С антифриз начинает протекать через радиатор. Объем жидкости увеличивается до максимума, излишки отводятся через патрубок радиатора, находящийся в верхней части устройства. Как раз в этот момент может показаться, что кипит антифриз.
  • После выключения мотор остывает, объем и давление антифриза снижаются. Чтобы не допустить разрежения, возникающего из-за разницы температур, в расширительном бачке предусмотрен специальный клапан, подающий в него атмосферный воздух.

Принцип действия систем охлажденияПринцип действия систем охлаждения

Во многих современных авто система охлаждения оборудована двумя клапанами для передачи избытков антифриза в бачок: один отводит жидкость из радиатора, второй — из отопителя.

В зависимости от конструкции клапанное устройство может находиться на расширительной емкости либо на горловине радиатора. В последнем случае излишки сбрасываются в момент, когда давление в системе достигает определенных показателей. Воздух поступает снаружи через специальное отверстие в бачке.

Симптомы закипания антифриза

Закипания охладителя допускать не следует, ведь из-за этого могут стать неисправными блоки цилиндров и деформироваться детали поршней. Водителю нужно бдительно следить, не кипит ли антифриз. Об этом напоминают и автопроизводители — в технической документации на машину есть указания, как контролировать нагрев ОЖ во время поездки.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Обычно температурные показатели контура выводятся на панель управления. Если стрелка или цифровой индикатор приближается к красной зоне, это сигнализирует о том, что система перегревается. В таком случае водителю следует остановиться, выключить двигатель и постараться выяснить причину неполадки. Ездить на машине с кипящей охлаждающей жидкостью недопустимо.

Контрольные приборы или лампы перегрева работоспособны, пока исправен датчик температуры, который расположен в охлаждающей рубашке блока цилиндров. Поэтому если на панели управления нет сведений о температуре в системе или наблюдаются другие неисправности, водитель должен проверить, присутствуют ли следующие признаки:

  • клубы пара, выходящие из-под капота;
  • плавающие обороты на холостом ходу;
  • сниженная мощность двигателя и увеличивающееся время на разгон;
  • шум, возникающий и усиливающийся на разных оборотах;
  • звон, металлический гул;
  • резкое самопроизвольное глушение двигателя;
  • темный цвет антифриза в бачке;
  • налет или трещины на электродах свечей;
  • протечка ОЖ из-под прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ).

Когда кипит антифриз, температура ДВС достигает критических значений. Из-за этого значительно ухудшается динамика разгона и возникают детонации в цилиндрах. В расширительной емкости образуются хлопья и разводы моторного масла, попавшего в контур охлаждения. Это происходит, когда прокладка ГБЦ прогорает из-за температурного воздействия кипящего охладителя. Если антифриз попадет в картер мотора, то можно будет увидеть эмульсию и пену под крышкой горловины для заливки моторного масла и на измерительном щупе.

Симптомы закипания антифризаСимптомы закипания антифриза

Причины закипания антифриза

Необходимо срочно остановить автомобиль, если ОЖ начинает кипеть одновременно со скачком температуры двигателя выше 120 °С. С большей долей вероятности произошло одно из следующих повреждений:

  • Отказал датчик электровентилятора.
  • Вышел из строя термостат. Если его клапан недостаточно открывается, это мешает нормальной циркуляции жидкости.
  • Уровень антифриза снизился, и от блока цилиндров не отводится тепло. Неисправность возникает, когда автовладелец забывает своевременно пополнить ОЖ или если в системе есть протечки.
  • Основной радиатор засорился изнутри.
  • Сломался перепускной клапан, регулирующий давление в системе. В таком случае можно заметить, что кипеть антифриз начинает спустя примерно 5 минут после выключения двигателя.
  • Воздушная пробка в системе. Может появиться после замены или доливки антифриза, а также если некоторые соединения системы стали слишком слабыми.
  • Неисправен электродвигатель, отвечающий за принудительную циркуляцию. В норме его работа запускается, когда температура ОЖ достигает определенных значений (80–90 °С).
  • Виден густой белый дым — сорвана прокладка ГБЦ.
  • Заклинил компрессор.

Еще одной причиной, по которой нередко происходит подобное, является применение антифриза низкого качества. В его составе может находиться большое количество различных примесей и воды, из-за чего охлаждающая жидкость начинает бурлить в расширительном бачке.

Как правило, крайне трудно самостоятельно распознать, из-за чего кипит антифриз и перегревается мотор. Обычная рабочая температура современных ДВС превышает 100 °С. Качественные охладители способны не закипать даже при 125 °С.

 

Какие последствия, когда антифриз закипел

Отразится ли закипание ОЖ на работе системы охлаждения, зависит от того, насколько при этом перегрет мотор. В свою очередь, это во многом определяется техническими характеристиками авто (в частности, мощности двигателя), конструкцией мотора, а также отрезком времени между закипанием и моментом отключения двигателя. Последствия этого можно условно разделить на три степени вреда: легкую, среднюю и тяжелую.

Во время легкого перегрева мотора (до 10 минут от момента закипания) могут незначительно оплавиться и деформироваться его поршни. Чаще всего такие дефекты некритичны в том случае, если и ранее с геометрией поршней не было проблем. Если вовремя заметить, когда начинает кипеть антифриз, и незамедлительно принять соответствующие меры, о которых будет сказано ниже, то значительных поломок можно избежать, просто устранив причину неполадки.

Перегрев средней степени тяжести наступает примерно спустя 20 минут после закипания ОЖ. Следствием этого становятся следующие повреждения:

  • Деформация корпуса ГБЦ (происходит при нагреве мотора выше 120 °С);
  • Появление трещин на ГБЦ — могут быть как микроскопическими, так и большими и видимые невооруженным глазом.
  • Расплавление, прогорание прокладки ГБЦ.
  • Поломка перегородок двигательных поршней.
  • Протечка моторного масла сквозь сальники, вытекание его наружу или смешивание с кипящей охлаждающей жидкостью.

Этого списка возможных неисправностей достаточно, чтобы представить, какой ущерб может принести кипящий антифриз. Любое повреждение повлечет за собой дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Какие последствия, когда антифриз закипелКакие последствия, когда антифриз закипел

Но если автовладелец не замечает или игнорирует, что кипит антифриз, и продолжает движение, то разрушение деталей начинает происходить одно за другим. В некоторых случаях перегретый двигатель может даже взорваться, но такое происходит редко. Цепочка разрушений обычно происходит по следующей последовательности:

  1. Поршни мотора плавятся и сгорают.
  2. Расплавленный металл растекается и попадает на цилиндры, что еще сильнее затрудняет работу поршней и в итоге разрушает их.
  3. После отказа поршней двигатель обычно глохнет, и машина останавливается. Но если этого не произойдет, то возникнут проблемы с моторным маслом.
  4. Масло разогревается до предела и перестает выполнять свои функции. Из-за этого повреждаются все детали мотора, трущиеся друг о друга.
  5. Все мелкие детали также плавятся, становятся жидкими и пристают к коленвалу, затрудняя его вращение.
  6. Вылетают клапанные гнезда. Если после этого на коленвал продолжает передаваться хотя бы небольшая нагрузка, деталь деформируется или ломается.
  7. Сломанный коленвал с легкостью пробивает ближайшую стенку блока цилиндра. Это полностью выводит двигатель из строя, и восстановить его после такого повреждения уже вряд ли возможно.

Очевидно, что, если кипит антифриз, нужно срочно устранить эту проблему. В противном случае весьма вероятен вред не только для машины, но и для водителя. Поэтому важно контролировать температуру системы охлаждения и следить за исправностью ее элементов. Необходимо своевременно менять ОЖ и доливать ее до нужного уровня. Если закипание уже произошло, нужно заглушить двигатель и как можно скорее выполнить действия, позволяющие быстрее избавиться от неполадки.

Как устранить неисправность

Если охлаждающая жидкость начала бурлить, а термометр двигателя показывает 110 °С или выше, следует отключить двигатель и провести следующую диагностику:

  1. Прикоснитесь к нижней части радиатора. Если она холодная, то, скорее всего, вышел из строя термостат. Нужно дать мотору остыть и проследовать в гараж или автосервис. Термостат возможно заменить, но отремонтировать его нельзя.
  2. Если электрический вентилятор не срабатывает вовремя, необходимо подключить его напрямую к аккумулятору и отправиться на СТО, где опытный автоэлектрик разберется с проблемой.
  3. Невозможно определить, насколько радиатор засорен изнутри, без его демонтажа и разборки других частей системы. Если вы подозреваете, что проблема в радиаторе, сначала убедитесь, что другие элементы в порядке.
  4. Если заклинит и лопнет помпа, происходит резкий скачок температуры ОЖ и протекает сальник водяного насоса. Передвигаться на автомобиле дальше нельзя, машину придется эвакуировать на ближайшую станцию техобслуживания и заменить деталь.
  5. Симптомы появления воздушной пробки в системе схожи с признаками сломанного термостата. Однако ее образование не происходит само по себе: неполадка возникает в ближайшее время после неправильной замены антифриза или его доливания.

Если кипит антифриз при образовавшейся воздушной пробке, нужно снять верхний шланг системы охлаждения (обычно расположен рядом с дроссельной заслонкой) и заливать охладитель до тех пор, пока жидкость не потечет из это патрубка наружу.

Если неисправно клапанное устройство радиатора или расширительного бачка, проще и лучше всего заменить деталь на новую, ведь ее ремонт поможет избавиться от проблемы лишь на короткое время. Также проверьте, не появились ли трещины на пластиковой поверхности, которые могли образоваться из-за избыточного давления антифриза и пара. Крайне нежелательно продолжать движение с заклинившим переливным клапаном.

Как устранить неисправностьКак устранить неисправность

Вышедшую прокладку ГБЦ нужно менять как можно скорее. Если моторное масло смешается с охладителем, это принесет большой вред. В частности, может произойти гидроудар, последствием которого будет критическое повреждение камеры сгорания дизельного мотора. Помните, что при пробое прокладки белый дым из выхлопной трубы выходит не всегда. Следует наблюдать за тем, какую консистенцию и цвет имеет ОЖ в расширительной емкости.

Если у вас кипит антифриз во время движения машины, остановитесь и выполните диагностику по вышеизложенному алгоритму. Эвакуация автомобиля на станцию техобслуживания понадобится в трех случаях: при пробое помпы и прокладке ГБЦ, а также если охлаждающая жидкость вытекла полностью. При остальных неисправностях ехать в автосервис можно своим ходом, но стоит периодически останавливаться и давать мотору остыть. Если антифриз вытек частично, на время позволительно долить дистиллированную воду.

 

Чего нельзя делать, когда кипит двигатель

Некоторые действия строго запрещено выполнять в случае, если в каких-либо частях системы охлаждения кипит антифриз. Несоблюдение этих правил чревато возникновением опасности для здоровья и получением тяжелых травм, а также существенным ущербом для автомобиля.

  • Не нагружайте двигатель. Если вы решили продолжить движение, не газуйте; нужно ехать примерно на 1000 оборотах в минуту.
  • Не останавливайте машину слишком резко. Двигатель не перестанет кипеть моментально, проблема может только усугубиться.
  • Не прикасайтесь к раскаленным деталям под капотом авто!
  • Ни в коем случае не открывайте крышку расширительного бачка, пока из-под нее идет пар и ОЖ продолжает кипеть!
  • Категорически запрещается лить на мотор холодную воду! Двигатель должен остыть самостоятельно.
  • После того как мотор остынет и вы зальете антифриз или дистиллированную воду, движение на машине разрешается продолжать, только пока система охлаждения не нагревается выше 90 °С.

Соблюдать эти правила нетрудно, однако с их помощью возможно избежать серьезных поломок и, следовательно, дорогостоящего ремонта, также это исключит возможную опасность для водителя.

Профилактика закипания антифриза

Чтобы не кипел антифриз и не перегревался мотор, водитель должен действовать следующим образом:

  • Постоянно следить за показаниями температуры ОЖ во время движении на авто.
  • До того как совершить дальнюю поездку и при постоянных перемещениях по городу проверять уровень антифриза в расширительном бачке.
  • Обращать внимание, не появляются ли потеки охлаждающей жидкостью под машиной после стоянки.
  • При первых признаках закипания глушить двигатель и не заводить до тех пор, пока не выяснится причина проблемы.
  • Использовать только сертифицированные охлаждающие составы от проверенных производителей, рекомендованные для конкретной модели авто.

Профилактика закипания антифризаПрофилактика закипания антифриза

Часто задаваемые вопросы о кипении антифриза

  • Как определить, у какого антифриза самая высокая точка кипения?

У различных марок и составов довольно существенно отличаются химические свойства, так как в них добавляются разные присадки.

Чтобы выбрать ОЖ, максимально подходящую для конкретных погодно-климатических условий, можно воспользоваться цветовой маркировкой. Самый высокий порог кипения имеют антифризы с красной маркировкой, самый низкий — с синей маркировкой.

  • Может ли кипеть антифриз из-за низкого уровня в системе?

Да, и это самая частая причина его закипания. Из-за малого объема жидкость не способна выполнять свои охлаждающие функции, циркулирует по раскаленному контуру и закипает.

Чтобы определить недостаток антифриза, достаточно посмотреть на расширительную емкость — если уровень находится ниже минимальной отметки, это и означает, что охлаждающей жидкости слишком мало. Доливать охладитель разрешается только после того, как машина полностью остынет, ведь открывая крышку можно серьезно обжечься горячим тосолом.

  • При какой температуре кипит антифриз G12?

Эти составы имеют красную маркировку и наиболее высокий порог кипения. Содержат этиленгликоль, воду и присадки на основе карбоновой кислоты. Такие антифризы не оставляют налета на стенках контура циркуляции, что положительно влияет на теплообмен деталей. Температура кипения составляет 150 °С, замерзания — минус 60 °С. Сохраняют свои свойства в течение 4–5 лет.

  • Может ли неисправность крышки бачка способствовать закипанию ОЖ?

Крышка расширительной емкости не влияет на нагрев жидкости, но от ее исправности зависит температура закипания антифриза.

Изучив все причины закипания охлаждающей жидкости и устранив их, выбирайте для своей машины соответствующие рекомендации автопроизводителя качественные составы с высоким порогом кипения.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...