Звоните сейчас, мы работаем
8 (800) 550-5724
Звонок по РФ бесплатный
Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
28.11.2023 Автосервис
983
Время чтения: 12 минут

Калильное число свечей зажигания: что это и как узнать

Сохранить статью:

В чем проблема? Не зная калильное число свечей зажиганий, водители при выборе новых чаще всего покупают не те модели. Порой еще бывает непонятно, как совместить данную характеристику с элементами от иного производителя.

Как решить? Знать, что нынешние свечи нужно выбирать индивидуально. Рекомендуется разобраться в особенностях холодной и горячей температуры, а также в обозначениях различных производителей.

 

Что означает калильное число свечей зажигания

Устройства зажигания топливной смеси различаются калильным числом, и каждая свеча зажигания обладает собственной характеристикой. Что это такое? Калильное число сообщает, какими тепловыми свойствами обладает устройство, и зависит от температуры изолятора центрального электрода в нижней части. Характеристика пропорциональна давлению, оказываемому на свечу в ходе тестирования. Устройство размещают на специальной конструкции с мотором и нагнетателем. При определенном давлении в цилиндре происходит калильное зажигание (самопроизвольное зажигание топливной смеси от раскаленных деталей).

Что означает калильное число свечей зажиганияЧто означает калильное число свечей зажигания

Таким образом, калильное число показывает, сколько времени пройдет, прежде чем возникнет калильное зажигание. Чем больше характеристика, тем медленнее греется свеча. Устройства с большим калильным числом называют горячими свечами, а с малым — холодными.

Если на механизмы воздействует небольшая нагрузка, горячие свечи показывают себя отлично. Но чем дольше и интенсивнее работа, тем сильнее нагревается устройство и вероятнее возникновение калильного зажигания, из-за которого двигатель теряет мощность. В таком случае свечу меняют как неисправную и уточняют необходимые характеристики.

У каждого автомобиля температура в камере сгорания повышается по-разному, соответственно, требуются свечи с разными калильными числами.

Температура и калильное число свечей зажигания

При помощи калильного числа определяют тепловые эквиваленты элементов камеры сгорания. Им соответствуют средние температуры на электродах и изоляторе свечи, измеренные при оказании соответствующей нагрузки. Рабочая температура на юбке изолятора не должна выходить за пределы от 400 до 850 °С. При этом температуры выше 400 °С полезны, так как при них удаляются осадки в виде масляного нагара и сажи, то есть происходит самоочищение свечи.

 

Калильное зажигания

Не следует допускать нагрева выше 850 °С, поскольку при более высокой температуре происходит калильное зажигание. Одновременно с этим на электроды действуют химически агрессивные, разрушающие вещества. Чтобы не допустить калильного зажигания, следует соблюдать несколько несложных правил. В первую очередь нужно следить за признаками раннего зажигания. Во-вторых, следует заливать горючее, только соответствующее конкретному мотору. А в-третьих, требуется своевременно проверять состояние свечей.

Виды свечей зажигания по калильному числу

Как мы определили, калильное число сообщает, сколько тепла отдает свеча зажигания. По этому признаку разделяют холодные и горячие свечи. При высоких температурах устройство самоочищается от продуктов горения, и, если свеча будет оставаться холодной, на ней образуются наслоения. Из-за них могут возникнуть проблемы с появлением искры. Стоит учитывать, что на температуру влияют не только особенности устройства, но и нагрузка, оказываемая на силовой агрегат и особенности его конструкции. Поэтому существуют разнообразные модели свечей с различными параметрами.

На форсированных двигателях или при работе с большими нагрузками используют холодные свечи. Их температура будет стабилизирована за счет постоянного и интенсивного горения. Для моторов, работающих при небольших нагрузках и установленных в том числе не только на транспорте, но и различном строительном оборудовании, применяют горячие элементы зажигания.

Виды свечей зажигания по калильному числуВиды свечей зажигания по калильному числу

ГОСТ выделяет три класса свечей согласно их калильному числу:

  • Горячие — 11–14.
  • Средние — 17–19.
  • Холодные — 20 и более.

Таблица обозначений калильного числа свечей зажиганий

Тепловая характеристика обязательно должна быть указана в наименовании модели изделия. Классическая советская схема маркировки подразумевала, что калильное число пропорционально давлению, требуемому для возникновения калильного зажигания. Поэтому горячие свечи обозначались меньшим числом, а холодные, наоборот, большим. В системе маркировки DENSO применяется та же логика: чем ниже число, тем горячее элемент зажигания.

Как влияет на двигатель неправильный подбор свечи

Из-за выбора свечей с неподходящими характеристиками ускоряется износ двигателя. Если на ДВС, работающий под значительной нагрузкой, поставить горячие свечи, возникнет калильное зажигание. Топливная смесь вспыхивает раньше, чем появляется искра. Из-за раннего зажигания на силовой агрегат начинает действовать еще бóльшая нагрузка, что приводит к потере мощности, разогреванию выхлопных газов, и в итоге могут прогореть выхлопные коллекторы.

Стоит знать, что образование нагара является нормой. Его отсутствие или избыток будут сигнализировать о неполадках в моторе.

Если поставить холодные свечи на двигатель, работающий при малой нагрузке и на небольших оборотах, то электроды устройства не смогут самоочищаться. Из-за этого искра возникает с трудом, и ДВС работает с перебоями. Из-за неравномерных вспышек еще сильнее увеличивается закоксованность свечей. На деталях ЦПГ образуются плотные наслоения сажи и других веществ, затрудняющие движение клапанов газораспределительного механизма и поршневых колец. Вследствие этого повышается расход моторного масла и топлива, ускоряется износ деталей.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
232 084 ₽
В кредит от 7 736/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
352 000 ₽
В кредит от 11 733/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
254 000 ₽
В кредит от 8 467/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
154 000 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

Причины возникновения калильного зажигания

В нормальных условиях калильное зажигание не происходит, на что во многом влияет правильный выбор калильного числа свечей зажигания. Неисправность характеризуется ранним зажиганием — соприкасаясь с раскаленной поверхностью свечи, топливная смесь воспламеняется еще до появления искры зажигания. Причина калильного зажигания чаще всего кроется в следующем:

  1. Неподходящие характеристики свечей.
  2. Раскаленный нагар.
  3. Повреждения деталей ЦПГ, из-за чего возникает повышенное трение и резкое увеличение температуры.
  4. Перегрев выпускного клапана.
  5. Использование низкооктанового бензина — часто приводит к детонации, но бывает и причиной калильного зажигания.

Калильное зажигание может возникнуть как следствие детонации при использовании низкооктанового горючего. Несмотря на то, что это разные явления, их часто можно наблюдать вместе. При детонации камера сгорания сильно нагревается, соответственно, раскаленные детали воспламеняют топливную смесь раньше, чем искра зажигания.

Причины возникновения калильного зажиганияПричины возникновения калильного зажигания

Стоит отдельно упомянуть причины перегрева выпускного клапана. Среди них:

  • Отказ самого клапана. Перегревание может стать следствием потери герметичности или опозданиями открытия/закрытия клапана.
  • Неверно отрегулированное зажигание.

В первом случае сквозь прогоревший и деформированный клапан проходит горячий поток отработанных газов, раскаляя детали. Во втором из-за позднего зажигания быстро нагревается поверхность клапана, и топливо воспламеняется от нее раньше, чем от запоздалой искры.

 

3 правила выбора свечей зажигания

Размер

При выборе устройств нужно знать не только, какое калильное число должно быть у свечи зажигания, но и обращать внимание на прочие параметры, и первое из них – размер изделия. При несоответствиях свечу будет невозможно вкрутить на место. А если даже и получится, это запросто может уничтожить поршень (из-за калильного зажигания и/или детонации), что даже хуже. Требуется точно знать, какие диаметр, длина, тип и шаг резьбы должны быть у свечи. Не лишним будет уточнить и размер шлица.

Диаметры свечей могут быть разными: от 8 до 18 мм. Самый маленький диаметр встречается у мотоциклетных моторов (обычно 10 мм). На современные автомобили чаще всего ставят свечи с диаметром 14 мм, а на более старые — 18 мм. 14-миллиметровые свечи обычно имеют шаг резьбы 1,25 мм (маркируется как М14×1,25), у 18-миллиметровых — 1,5 мм (М18×1,5). С этим ошибиться достаточно трудно, и даже если выбрать неподходящий диаметр или шаг, такую свечу установить не выйдет.

Тип резьбы также можно не учитывать, поскольку сейчас выпускают устройства только с плоской резьбой, а свечи с конической формой остались в прошлом. Однако на некоторых изделиях, а особенно часто от отечественных изготовителей, тип резьбы иногда по-прежнему указывается.

Материал

Иридиевые и платиновые свечи — самые дорогие. Их цена гораздо выше, чем у медных или медно-никелевых, и зачастую возникает соблазн выбрать что-то подешевле. Остановить в этот момент может только рекомендация производителя ДВС — если в документации указано, что выбрать для замены свечи нужно только из иридия и платины, то так и стоит поступить.

МатериалМатериал

Однако один и тот же производитель мог ставить устройства с одинаковым калильным числом свечей зажигания, но из разного материала на один и тот же двигатель. Это влияет только на срок службы, хотя иридиевые и платиновые свечи часто рекламируются как способные экономить горючее и увеличить мощность мотора.

Это верно лишь отчасти — с ростом пробега. Новые элементы зажигания из любых материалов будут работать одинаково. Но чем больше километров прошла машина, тем быстрее отказывают медные свечи в сравнении с более дорогими. Раньше и чаще начинают появляться пропуски зажигания, снижающие мощность мотора. Check Engine не загорается, но силовой агрегат меняет режим работы: кислородные сенсоры фиксируют, что состав выхлопных газов изменился, и ЭБУ снижает долю воздуха в топливной смеси, следовательно, расход топлива растет.

Зазор между электродами

По-разному регулировать расстояние между электродами нравилось владельцам карбюраторов. Поле для экспериментов было действительно широким: то ввинчивали жиклеры от «Жигулей» на «Волгу», то крутили контакты трамблера. Некоторые были уверены, что чем больше зазор (в свече или трамблере — не важно), тем мощнее зажигаемая искра, а чем меньше — тем ниже расход горючего. По подобным техническим играм теперь можно только ностальгировать. Сейчас производители указывают четкое значение зазора в свечах, и экспериментировать с ним не стоит.

А вот периодически проверять его будет полезно. Первый раз это нужно сделать перед установкой новых элементов зажигания, у которых зазор может не подходить требуемому заводскому. Иногда расстояние между электродами может измениться из-за удара или другой нагрузки. У большинства современных легковых авто зазор в свечах составляет 0,8–0,9 мм, и за эти пределы выходить нельзя. Со временем расстояние будет увеличиваться, поскольку электроды постепенно выгорают. На первых порах, пока ситуация не критична, можно уменьшить зазор, подогнув боковой электрод, но затем лучше как можно скорее поставить новые свечи.

Часто задаваемые вопросы о калильном числе свечей зажигания

В каком месте указано калильное число?

Соответствующую маркировку наносят на корпус устройства, поскольку по внешнему виду тепловых характеристик свечи определить нельзя. Отечественные изготовители используют калильные числа: 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Чем меньше число, тем горячее свеча зажигания.

Какие свечи ставить на газовый двигатель?

На газовых ДВС лучше всего себя показывают устройства зажигания с тонкими центральными электродами. При работе на газе такие свечи увеличивают мощность до 6 % и до 7,5 % снижают расход топлива, по сравнению с обычными свечами.

Объяснить это легко: газ горит хуже, чем бензин, а значит, интенсивность воспламенения топливной смеси имеет здесь особое влияние. Свечи из платины и иридия зажигают более мощную искру.

Что случится, если поставить слишком холодные свечи?

Если разница между установленными и требуемыми к установке свечами будет слишком большой, то обычно это приводит к нестабильной работе ДВС.

Начнут появляться пропуски зажигания, что, в свою очередь, ведет к ускоренному расходу горючего. Однако, помимо этого, слишком холодные свечи не смогут повысить риск более серьезных проблем с силовым агрегатом или другими узлами.

Что случится, если поставить слишком холодные свечи?Что случится, если поставить слишком холодные свечи?

Теперь вы знаете, на что влияет калильное число свечей зажигания и с какими проблемами можете столкнуться, если подобрать неверные характеристики. Будьте внимательны при выборе устройств, и двигатель вашего автомобиля сможет прослужить дольше.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...
Подобрать оборудование
Напишите
письмо на почту
Написать письмо на почту
Скидка до 46 000 ₽