Какое масло заливать в ГУР? Ответ будет банальным – то, которое рекомендовал производитель автомобиля. Однако ситуации в жизни бывают разные, например, у владельца нет возможности купить жидкость от General Motors. В таком случае ищут альтернативу брендированной гидравлической жидкости.
Что учесть? Автовладельцы уверяют, что масло в ГУР можно смешивать. Да, доливать другую жидкость можно, но строго того же вида и неважно, какого цвета. Однако лучше не идти на такие рискованные меры, а слить все остатки и залить новую смазку.
В этой статье:
Классификация жидкости для ГУР
В гидроусилителях руля используются жидкости, отличающиеся по различным параметрам:
- цвету;
- структурному химическому составу;
- иным разновидностям.
Удивительно, но очень часто встречаются ситуации, когда автовладельцы выбирают жидкость для ГУР, исходя только из ее цветовых характеристик. Более того, многие даже дают рекомендации относительно смешивания тех или иных составов, основываясь именно на сочетаниях цветов… Очевидно, что определяющим должен быть фактор химического состава, поскольку такие смазки могут быть изготовлены как на минеральной, так и на синтетической основе.
Однако те или иные цвета, как правило, как раз и свидетельствуют о химсоставе. К примеру, красное масло ATF (например, марки Dexron от General Motors, Revenol, Motul, Shell, Zic и пр.) является синтетическим. А жидкость желтого цвета, например, производства концерна Daimler, которое применяется в ГУРах Mercedes-Benz, может быть как синтетическим, так и минеральным.
Классификация жидкости для ГУР
Масло зеленого цвета обычно является универсальным, то есть его можно смешивать как с чисто минеральными, так и с синтетическими смазками. Данные жидкости применяются не только в рулевых гидроусилителях, но также и в различных узлах подвески и в других гидросистемах.
Жидкость зеленого цвета недопустимо смешивать со смазками других оттенков, за исключением полностью заменимых составов (пример: состав Comma PSF MVCHF совместим с несколькими видами Dexron).
Состав гидравлических жидкостей
Правильнее будет подразделить химсостав масел для ГУР на три категории:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Их химический состав характеризуется следующими особенностями:
- вязкостными характеристиками;
- смазывающими особенностями;
- эффективностью при защите деталей гидроусилителя от различных коррозионных эффектов;
- отсутствием склонности к пенообразованию;
- высокими полезными температурными характеристиками.
Минеральные и синтетические масла недопустимо смешивать, так как их химические компоненты в присутствии друг друга становятся склонны к окислению с образованием трудно контролируемого количества продуктов реакции. И, конечно же, меняются их физические свойства.
Синтетическое масло
Оно представляет собой продукт высоких технологий, потому что в процессе его производства используются наиболее современные присадки. Все нефтяные фракции очищаются в процессе гидрокрекинга.
Выдающиеся свойства таким маслам придают:
- полиэфиры;
- многоатомные спирты;
- наборы синтетических присадок.
В итоге жидкость для гидросистемы обретает способность не терять рабочих характеристик в широком диапазоне температуры, создавать на омываемых поверхностях стойкую масляную пленку, которая не разрывается даже при заметном нагреве сверх штатного уровня. Кроме того, такая смазка не теряет полезных свойств в течение очень долгого времени.
Товары из категории
Почему же иногда недопустимо заливать синтетику в ГУР? Главной причиной является наличие в таких системах большого числа силиконовых уплотнителей. Резина, выполненная на основе силикона, прекрасно растворяется в составляющих синтетического масла. Гидросистема, предназначенная для минеральных жидкостей, очень быстро придет в полную негодность, если в нее добавить заметную долю синтетических веществ.
Полусинтетика
Так называют микс минеральных и синтетических масел, куда дополнительно добавляются стабилизирующие компоненты, существенно улучшающие практические характеристики конечного продукта: снижается склонность к пенообразованию, стабилизируется текучесть, становится выше теплоемкость.
Полусинтетическими являются такие известные масла, как Zic ATF Dex 3, Comma PSF MVCHF, Motul Dexron III.
Минералка
Полностью минеральные масла содержат в себе до 89 % нефтяных фракций. Остальная массовая доля приходится на присадки, которые улучшают полезные качества жидкости для ГУР.
Подобные смазки подходят гидравлическим системам, в которых уплотнители выполнены из обычной резины. Их компоненты по отношению к резине инертны и не способствуют разложению материала на составляющие.
Минералка
Наиболее бюджетными для гидроусилителей руля являются минеральные жидкостные составы. Относительно неплохими «минералками» считаются:
- Mobil ATF 320 Premium;
- масла Dexron до маркировки IID включительно.
Классы масел для ГУР
Dexron
Это отдельный класс ATF-жидкостей производства компании General Motors. Они изготавливаются с 1968 года. Масло при этом выпускается как самой GM, так и многими альтернативными производителями по лицензионным соглашениям.
ATF (Automatic Transmission Fluid)
Масла, предназначенные для автоматических трансмиссий. Их облюбовали автопроизводители из Японии.
PSF (Power Steering Fluid)
Узкоспециализированный масляный состав, предназначенный для использования в качестве жидкости именно для ГУР.
Multi HF
Данные жидкостные составы весьма универсальны. Они предназначены для заливки в ГУР и при этом рассчитаны на использование большинством автопроизводителей. К примеру, жидкость СHF производства немецкой фирмы Pentosin имеет допуски от GM, BMW, Ford, Chrysler, Dodge, Porsche, Chrysler, Saab и Volvo.
Можно ли смешивать масла? Да, однако нужно следовать инструкциям производителя. Обычно данные рекомендации указаны непосредственно на упаковке. При этом если попытаться бездумно (то есть без прямого разрешения производителей) смешать синтетическую и минеральную жидкость, да еще и имеющие разные цвета, то последствия будут крайне пагубными. И не факт, что получится исправить ситуацию, даже заменив «некорректную смесь» на рекомендуемую.
Можно ли заливать в ГУР моторное или трансмиссионное масло
Заливать в гидроусилитель моторное масло недопустимо ни при каких сочетаниях. Трансмиссионную жидкость использовать можно, но есть ограничения в зависимости от того, какие именно функции должна выполнять смазка, а задачи у нее следующие:
- образование масляной пленки для качественной смазки трущихся поверхностей гидроусилителя;
- предохранение деталей от коррозии;
- качественная передача давления;
- отсутствие пенообразования;
- эффективное охлаждение всей системы в целом.
Для каждого перечисленного фактора предусмотрены собственные присадки. Более того, эксплуатируются также выгодные свойства, которые образуются в результате сочетания различных добавок. У моторных масел задачи совершенно иные, а потому и физические свойства отличаются.
Можно ли заливать в ГУР моторное или трансмиссионное масло
Что касается масла для трансмиссии, то здесь тоже присутствуют исключения. К примеру, производители из Японии используют ATF и в качестве трансмиссионной жидкости, и для заполнения гидроусилителя. А европейцы делают ставку на сепаратном применении масел PSF (Power Steering Fluid).
Какое масло заливать в ГУР
В ГУР нужно лить исключительную ту жидкость, которую рекомендует производитель авто. Никаких экспериментов! О катастрофических последствиях заливки некондиционной жидкости было сказано выше, но также возможны и трудности меньших масштабов, связанные с тем, что физические свойства залитого масла могут не соответствовать «ожиданиям» материалов, которые задействованы в гидроусилителе руля.
Чтобы понять, какое масло заливать в ГУР, необходимо принимать во внимание следующее:
- Прямые и безальтернативные советы автопроизводителя.
- Смешивать различные масла можно, если они имеют похожий химический состав. Впрочем, даже их лучше использовать в течение ограниченного времени, а потом менять на штатные смазки (рекомендуемые производителем).
- Составы должны выдерживать существенные температурные перепады.
- Особые требования предъявляются к текучести смазки. Если она слишком жидкая, то масляная пленка постоянно разрывается. Но излишняя густота приводит в итоге к выходу из строя насоса.
- Масло должно быть «долгоиграющим», то есть оно не должно требовать частой замены. Нормальная периодичность обновления – раз в 2-3 года (или через 80 тыс. км).
Какое масло заливать в ГУР
Более всего распространены составы:
- Dexron;
- Power Steering Fuel (PSF).
Dexron при этом имеет большую популярность. Как следствие, чаще всего применяются масла стандартов Dexron II и Dexron III, которые были разработаны специалистами General Motors. В настоящее время большая часть таких смазок выпускается по лицензии. Главное различие между типами II и III заключается в диапазоне рабочей температуры.
Концерн Daimler (производитель Mercedes-Benz) также разработал собственный состав для ГУР. Он имеет характерный насыщенный желтый цвет. Его тоже производят по лицензии:
Марка автомобиля | Жидкость для ГУР |
---|---|
FORD FOCUS 2 | Зеленая – WSS-M2C204-A2, красная – WSA-M2C195-A |
RENAULT LOGAN | Elf Renaultmatic D3 или Elf Matic G3 |
Chevrolet CRUZE | Зеленые – Pentosin CHF202, CHF11S и CHF7.1, красная – Dexron 6 GM |
MAZDA 3 | Оригинальная ATF M-III или D-II |
ВАЗ Lada Priora | Рекомендовано типа Pentosin Hydraulik Fluid CHF 11S-TL (VW52137) |
OPEL | Dexron разных типов |
TOYOTA | Dexron разных типов |
KIA | Dexron II или Dexron III |
HYUNDAI | RAVENOL PSF |
AUDI | VAG G 004000 М2 |
HONDA | Оригинальные PSF, PSF II |
Saab | Pentosin CHF 11S |
Mercedes | Специальные составы желтого цвета для концерна Daimler |
BMW | Pentosin CHF 11S (оригинал), Febi 06161 (аналог) |
Volkswagen | VAG G 004000 М2 |
Geely | Dexron II или Dexron III |
Признаки утечки масла ГУР
Понять, что из гидроусилителя руля вашего автомобиля подтекает масло, просто. Существует несколько явных признаков:
- В расширительном бачке ГУР падает уровень жидкости.
- На рулевой рейке, а также под уплотнителями и на сальниках появляются характерные подтеки.
- При движении рулевая рейка начинает издавать стуки.
- Поворот руля требует больших усилий.
- От насоса ГУР начинают исходить шумы, которые в штатном режиме он издавать не должен.
- Появляется люфт руля.
Если наблюдается хотя бы один из указанных признаков, то сначала необходимо проверить уровень жидкости в расширительном бачке системы ГУР. Долив масла следует осуществлять только в случае уверенности в том, что новый состав подходит к уже присутствующему в системе. Начать эксплуатацию авто с нештатным объемом жидкости в ГУР (или же вовсе с пустым контуром) небезопасно и для водителя, и для окружающих.
Часто задаваемые вопросы о масле для ГУР
Как проверить уровень жидкости в ГУР?
Самый простой способ – посмотреть в соответствующий расширительный бачок. Как правило, на стенке емкости присутствует шкала, где отмечен минимальный и рекомендованный уровни. Если же бак выполнен из непрозрачного материала, следует использовать специальный щуп (обычно он вмонтирован в крышку).
Сколько масла заливать в ГУР?
Обычно для легковых автомобилей достаточно 1 л жидкости, подходящей по составу. Грузовые машины требуют не менее 4 л. Допустимое превышение или недостаток должен находиться в пределах +/-6 %.
Как долить масло в ГУР?
Долив масла в ГУР – это не то же самое, что, например, наполнение охлаждающей жидкостью расширительного бачка. В этом случае не нужно ждать, пока состав остынет, однако намного сподручнее доливать его при неработающем двигателе. Уровень смазки должен находиться между метками Max и Min.
Основная задача водителя – выбрать подходящий состав. Если ранее долив не осуществлялся, значит, в ГУРе находится жидкость с завода-изготовителя. Тогда просто покупаем ту смазку, которая указана в сопроводительных документах к машине. Если же жидкость уже менялась, требуется точно знать, какой именно состав масла был долит в ГУР.
В общем, разумнее всего следовать указаниям автопроизводителя и не экспериментировать с составами. Лучше вовремя доливать ту смазку, которая изначально присутствовала в ГУР. Также следует помнить, что при нехватке масла в системе гидроусилитель может выйти из строя. И не нужно тянуть с заменой – недопустимо, чтобы жидкость в бачке почернела.