Какая компрессия должна быть в двигателе? Для каждого автомобиля значение будет индивидуальным, так как этот показатель тесно связен с коэффициентом степени сжатия. Иногда эти два понятия даже путают между собой.
На что обратить внимание? Степень сжатия всегда прописывается в технических документах на автомобиль. Зная ее значение, определить компрессию не составит труда: показатель сжатия нужно умножить на 1,4 или 1,5. Понимая, в чем заключается разница между компрессией и степенью сжатия, а также зная о причинах, которые ведут к снижению первой, можно быстро распознать проблему и оперативно исправить ее, продлив жизнь любому двигателю.
В этой статье:
- Разница между компрессией и степенью сжатия
- Основные причины снижения компрессии в двигателе
- Норма компрессии в двигателе
- Пошаговый алгоритм проверки компрессии с помощью компрессометра
- Проверка компрессии двигателя с помощью компрессографа и мотортестера
- 2 дедовских метода проверки компрессии без компрессометра
- Частота проверки компрессии
- Как увеличить мощность двигателя за счёт степени сжатия
- Часто задаваемые вопросы о компрессии в двигателе
Разница между компрессией и степенью сжатия
Компрессия двигателя транспортного средства — это давление в цилиндрах ДВС, создаваемое в такте сжатия, когда поршень находится в максимально верхнем положении. Зная, какая компрессия должна быть в двигателе, во время проверки мотора можно сравнить значение фактической величины с нормальной для вашего автомобиля.
Разница между компрессией и степенью сжатия
Этот параметр весьма важен для силового агрегата машины. Если давление в норме, то двигатель работает стабильно и показывает достаточную мощность. Но когда компрессия слишком низкая, то автомобилю требуется капитальный ремонт двигателя, на что придется затратить серьезные средства.
Итак, чем выше компрессия, тем большую мощность развивает ДВС. Также на значение компрессии напрямую влияет состояние колец поршня. Тарелки клапанов со временем изнашиваются из-за воздействия высоких температур и начинают пропускать газы. Из-за неплотного соединения или прогара поршня давление в цилиндре не остается на прежнем нормальном уровне.
Упущенные клапаном газы просачиваются в картер, и двигатель теряет возможность демонстрировать проектную мощность, его характеристики ухудшаются. Если разница в значениях компрессии одного цилиндра в сравнении с другими составляет 25 % и больше, требуется полная разборка двигателя и капитальный ремонт.
В погоне за большей мощностью двигателя постоянно увеличивать уровень компрессии нельзя. Из-за этого могут возникать детонации воздушно-топливной смеси — под высоким давлением последняя сильнее разогревается, и может произойти ее самопроизвольный преждевременный взрыв. Конечно, из-за этого детали двигателя довольно сильно повредятся.
Разница между компрессией и степенью сжатия
Компрессию двигателя не стоит путать с другой характеристикой — степенью сжатия, которая также указывается в техдокументации на авто. Показатели и смысл этих двух параметров не идентичны.
Товары из категории
Степень сжатия — это математическая характеристика, обозначающая отношение полного объема двигателя к объему камеры сгорания (то есть объему, образуемому над поршнем, который находится в нижней мертвой точке). Эта характеристика описывает геометрию цилиндра двигателя и не меняется во время эксплуатации автомобиля (без учета естественного износа деталей). В отличие от нее компрессия двигателя не является неизменной величиной и постепенно падает.
Основные причины снижения компрессии в двигателе
Значение компрессии может снижаться по следующим причинам:
- Износ цилиндропоршневой группы, увеличившиеся зазоры, различные повреждения.
- Прогары тарелок клапанов, из-за чего те начинают сидеть в седлах недостаточно плотно и пропускать газы.
- Различные дефекты клапанов, потеря ими способности создавать и удерживать нужное давление.
- Задиры на поверхностях цилиндра, также являющиеся причиной протечки газов.
Норма компрессии в двигателе
От вида и различных характеристик мотора зависит, какая должна быть компрессия в двигателе. У бензиновых и дизельных, старых и современных силовых агрегатов нормальное значение отличается. Существует три категории компрессии, при которой мощность мотора остается на приемлемом уровне:
- Для старых карбюраторных двигателей с низкой степенью сжатия — до 9,9 атмосферы.
- Для инжекторных — 10,8 атмосферы.
- Для дизельных — до 29,7 атмосферы.
Нормальные значения отличаются так сильно потому, что цилиндры разных моторов имеют отличающиеся параметры степени сжатия. У двигателей старых моделей машин этот показатель редко бывает выше 8,5 ед. У дизельных моторов объем камеры сгорания значительно меньше, поэтому степень сжатия достигает 24 ед. На новых машинах с бензиновыми инжекторами характеристика обычно составляет 9–11 ед.
Считается, что компрессия напрямую зависит от степени сжатия. Значение последней можно найти в технической документации на машину, а зная ее, несложно вычислить и компрессию. Для этого коэффициент сжатия нужно умножить на 1,4 или 1,5. Полученное значение будет близким к искомому, но все же лучше свериться с официальными документами.
Норма компрессии в двигателе
Например, компрессия двигателя ВАЗ-2106 равно 11 кгс/см2, а у ВАЗ-2110 уже 13 кг/см2. У дизельных моторов BHDA/BHDB, устанавливаемых на Ford Focus, этот показатель больше — 18 кг/см2. У кроссоверов Mitsubishi ASX с 1,6-, 1,8- и 2-литровыми движками значение компрессии составляет 12–13 кг/см2.
Пошаговый алгоритм проверки компрессии с помощью компрессометра
Чтобы самостоятельно измерить уровень давления, используют компрессометр. Прибор представляет собой стрелочный манометр, оснащенный гибким шлангом с резьбовым наконечником, обратным клапаном для обеспечения герметизации и ручным управлением для сброса показаний и стравливания воздуха. Также в комплект могут входить переходники под требуемую резьбу, которые особенно пригодятся для проверки дизельных моторов. Чтобы измерить их компрессию, наконечник прибора вставляют в форсунки или свечи накала.
Алгоритм действий:
- Перед проверкой убедитесь, что аккумулятор заряжен, а система зажигания и стартер исправны.
- Запустите мотор, прогрейте его примерно до 80 °С.
- Заглушите мотор. Обесточьте топливный насос, для этого, например, можно вытащить нужный предохранитель.
- Выкрутите свечи зажигания у бензинового двигателя, у дизельного — форсунки. На место первой свечи вкрутите наконечник шланга компрессометра.
- Максимально выжмите педаль газа и проверните стартер примерно на 5–7 оборотов.
- Зафиксируйте полученные показания манометра.
- Выньте шланг из гнезда первой свечи и вкрутите на место второй. Далее действуйте в том же порядке, и так для каждого цилиндра.
Пошаговый алгоритм проверки компрессии с помощью компрессометра
Проверка покажет реальные показатели компрессии в бензиновом или дизельном двигателе. Сравните их с теми, какие должны быть у полностью рабочего движка. Так можно сделать выводы о состоянии мотора машины. Отклонения значений от нормального и между цилиндрами не должны превышать 10 %. Если разброс окажется больше, а компрессия ниже, значит имеются протечки газа из цилиндров. Придется задуматься, как повысить компрессию, или отремонтировать силовой агрегат.
Чтобы выявить причину снизившегося давления в проблемном цилиндре, можно выполнить дополнительную проверку. Для этого в него нужно влить 50 мл моторного масла и повторить замер компрессии по тому же алгоритму.
Здесь может быть два варианта. Если давление осталось таким же низким, значит, газ просачивается сверху, например через изношенный клапан или прокладку головки блока цилиндров. Если после заливки масла компрессия существенно увеличилась, то стоит проверить поршневые кольца на предмет закоксовки.
Проверка компрессии двигателя с помощью компрессографа и мотортестера
Алгоритм измерения компрессографом почти такой же, как у компрессометра. В отличие от последнего этот прибор фиксирует результаты на специальных карточках, благодаря чему удобно вести хронику изменения давления. Минус компрессографа в том, что с его помощью затруднительно оценить динамику повышения давления.
Проверка компрессии двигателя с помощью компрессографа и мотортестера
Самое передовое и удобное устройство для замера давления — мотортестер.
Прибор определяет значение компрессии по амплитуде пульсаций электрического тока во время поворотов коленчатого вала. Преимущество мотортестера в том, что устройство способно измерять показатели давления во всех цилиндрах одновременно, не требуя выкручивания свечей зажигания. Это особенно удобно при проверках транспорта с многоцилиндровыми двигателями.
2 дедовских метода проверки компрессии без компрессометра
- Демонтаж свечей зажигания и проворачивание коленвала
Снимите свечи со всех цилиндров, кроме первого. Поворачивайте коленвал, пока в первом цилиндре не завершится такт сжатия (при этом должны совпасть метки). По очереди вкручивайте свечи обратно в цилиндр, каждый раз проворачивая коленвал. По уровню нагрузки, которую приходится прикладывать для прокручивания коленчатого вала, можно выяснить, в каком цилиндре давление ниже.
Стоит отметить, что это весьма условная проверка, поскольку во многом зависит от субъективных ощущений. Даже если вы точно знаете, какая компрессия должна быть в двигателе, то все равно не сможете сказать, как результат такой проверки соотносится с нормальными показателями. Поэтому лучше применять специализированную измерительную технику.
- С использованием газет
Сначала также понадобится выкрутить все свечи. Затем на место каждой из них в гнездо нужно вставить пыж, сделанный из смятой сухой газеты. Далее снова крутим коленвал — если при этом пыж стремительно вылетает из цилиндра, значит, давление в норме. А если комок из газеты остается на месте, то это может говорить о сниженной компрессии. Конечно, в наши дни данный способ проверки практически не применяется в силу того, что таким образом невозможно узнать точные показатели давления.
Частота проверки компрессии
Удобнее всего будет совместить такую проверку с заменой свеч зажигания, которая обычно выполняется каждые 30–40 тыс. км пробега.
Частота проверки компрессии
Однако ЦПГ потребуются внеплановые профилактические мероприятия при обнаружении подобных проблем:
- Расход масла увеличился до 150 мл на каждую 1000 км.
- После стоянки и в холодную погоду двигатель стал с трудом запускаться.
- Из глушителя выходит сизый дым.
- На нейтральной передаче мотор необычно вибрирует или глохнет.
Эти симптомы могут говорить и о других неисправностях. Например, нестабильное движение на холостом ходу часто указывает на неполадки системы зажигания. Поэтому требуется устранить подобные симптомы перед замером компрессии, в противном случае результаты могут оказаться неточными.
Как увеличить мощность двигателя за счет степени сжатия
Некоторые умельцы, зная, какая должна быть компрессия в двигателе, увеличивают мощность бензинового ДВС за счет степени сжатия. Как мы уже выяснили, от этой характеристики зависит уровень давления и, следовательно, мощность мотора. Представьте цилиндр в разрезе. Его поршень совершает движения вверх-вниз. В верхнем положении поршня под ним остается пространство объемом V1. Здесь будет находиться топливная смесь под давлением, поджигаемая затем искрой.
Расширяющиеся газы заставляют поршень опуститься обратно вниз. При достижении им самого нижнего положения над ним открывается объем V2, куда также поступает топливо и воздух; и цикл повторяется.
Как увеличить мощность двигателя за счет степени сжатия
Степень сжатия является отношением V2 к V1, то есть под этой величиной понимают, во сколько раз сжимается смесь при перемещении поршня из нижнего положения в верхнее. Чем сильнее сжимается топливо, тем выше полезное действие ЦПГ.
Допустим, старый шестицилиндровый 3-литровый двигатель со степенью сжатия 5 ед. имеет мощность 100 л. с. Если увеличить степень сжатия до 11 ед., мощность уже будет 130 л. с. При этом расход топлива останется на прежнем уровне.
Одни из самых ранних ДВС — «Отто» — имели значение степени сжатия в 4–5 ед. На старых карбюраторных ВАЗ топливная смесь сжималась в 9,5–10 раз. На инжекторах — в 10,5–11. Сегодня современные турбированные агрегаты способны сжимать смесь топлива с воздухом в 12 раз и даже больше.
Часто задаваемые вопросы о компрессии в двигателе
- Почему в моторе слишком высокая компрессия?
Компрессия может иметь завышенные показатели из-за нагара на клапанах ГРМ, избытка кокса в камере сгорания, залегания маслосъемных колец, перегрева двигателя (при этом перегревается и теряет свое качество моторное масло, из-за чего камера сгорания быстрее загрязняется).
- На что влияет уровень давления в двигателе?
- На полноту сгорания топливной смеси.
- Расход масла.
- Скорость запуска мотора. Чем ниже компрессия, тем сложнее будет завести двигатель, особенно в холодную погоду.
- Работоспособность цилиндров. Пониженное давление увеличивает риск троения двигателя.
- Мощность. Чем больше давление, тем выше мощность мотора.
- При каком уровне компрессии двигатель не заведется?
При снижении давления до отметки в 6,5 кг/см2 запускать мотор будет все труднее. Чем дольше вы пытаетесь завести мотор, тем больше топлива проходит через цилиндры. Бензин смывает масло со стенок цилиндров, из-за чего снижается компрессия и увеличивается усилие для проворачивания двигателя.
При каком уровне компрессии двигатель не заведется?
Теперь вы знаете, что такое степень сжатия и компрессия в бензиновом или дизельном двигателе, и какое должно быть давление для нормальной работы и высокой мощности мотора. Со временем уровень компрессии может снижаться из-за износа запчастей, но степень сжатия при этом остается неизменной.