Дарим купон до 46 000 ₽ на первый заказ на ВСЕ!
Осталось 8 из 50
Забрать купон
16.05.2024 Автосервис
1024
Время чтения: 12 минут

Как отключить ESP: разбираемся в нюансах

Сохранить статью:

О чём речь? ESP, или электронная система стабилизации, – это функция безопасности, предназначенная для поддержания управляемости автомобиля в экстремальных условиях. Однако иногда возникает необходимость её отключения, например, при застревании в снегу или песке. Разберемся, как отключить ESP при необходимости.

 

Что такое ESP

Электронная система курсовой устойчивости автомобиля (ESP) появилась на основе ABS и имеет схожий принцип действия. Ее задача — сохранять траекторию машины при заносе.

Датчик на каждом колесе авто считывает частоту вращения. Полученная информация передается на блок управления ABS/ESP. Система также собирает данные о скорости движения, поперечном ускорении с помощью специального датчика на кузове и угле поворота рулевого колеса.

Что такое ESPЧто такое ESP

Как только начинается занос и колеса входят в состояние пробуксовки, система немедленно фиксирует это. Она анализирует направление заноса и через гидроблок АБС направляет тормозную жидкость на соответствующее колесо, слегка его замедляя. В отличие от обычной тормозной системы, которая стремится разблокировать застопорившееся колесо, здесь происходит его притормаживание. Череда таких мягких торможений помогает восстановить прямолинейное движение автомобиля, предотвращая дальнейший занос.

Активация этой системы сопровождается для водителя ощущением легких рывков и видимым миганием индикатора на панели приборов. В эти моменты часто происходит уменьшение подачи топлива или ограничение открытия дроссельной заслонки.

 

Как работает ESP

Система ESP реагирует на потерю контроля над автомобилем или начало заноса в различных дорожных условиях, активно вмешиваясь в управление. Это может происходить при ускорении, замедлении или движении с постоянной скоростью, из-за скользкости дороги, колейности или других факторов. Основанная на алгоритмах, система в реальном времени анализирует данные от датчиков, отслеживая скорость колес, угол руля, боковое ускорение, угловую скорость, позиции педалей и состояние тормозной системы.

Понимание механизма работы ESP подводит к вопросу о том, как отключить ESP, если возникает такая необходимость, особенно в условиях, когда автовладелец стремится получить больший контроль над машиной в специфических ситуациях на дороге.

При прохождении поворотов ESP контролирует траекторию автомобиля. Если контрольный блок определит, что происходит занос или скольжение передних колес, то система начинает активно вмешиваться. Может быть принято решение об уменьшении подачи топлива для снижения мощности двигателя, о замедлении одного или нескольких колес, об изменении передачи в автоматической КПП.

Более продвинутые версии систем стабилизации могут корректировать угол поворота передних колес, а в машинах с адаптивной подвеской — дополнительно влиять на активные амортизаторы. Все эти действия происходят без участия человека и выполняются в кратчайшие сроки. Даже если водитель продолжит нажимать на акселератор, электронные ассистенты ограничат скорость автомобиля, обладая при этом абсолютным приоритетом.

Товары из категории

Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
Поршневой компрессор Aircast с ременным приводом СБ 4/Ф-500.LT100/16
  • Производительность на входе, л/мин 1400
  • Объем ресивера, л 500
244 781 ₽
В кредит от 8 159/мес
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
Автоматическая цифровая установка для заправки автокондиционеров GrunBaum AC8000S BUS
  • Хладагент R134A
  • Вакуумный насос 120 л/мин
370 800 ₽
В кредит от 12 360/мес
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
ТЕЛЕГА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 387 ПР., 7 ПОЛОК, ПЛАСТ. СТОЛ., СИНЕ-СЕРАЯ LICOTA AWX-2603BTSK08
  • Количество предметов, шт 387
  • Вес, кг 110
279 400 ₽
В кредит от 9 313/мес
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
Сварочный инвертор MIG REAL MIG 250 F (N253)
  • Напряжение питающей сети, В 380 
  • Рабочий диапазон сетевого напряжения 323–437 В
138 600 ₽
154 000 ₽
- 15 400 ₽
В кредит от 5 133/мес
Перейти в каталог

В реальных условиях система ESP демонстрирует эффективность следующим образом. Возьмем ситуацию, когда машина входит в поворот на чрезмерной скорости, что приводит к заносу. Занос усилится, если водитель в попытке замедлиться не сможет точно определить степень необходимого торможения, что может привести к еще более быстрому развитию ситуации. В таких условиях машину может не только развернуть, но и сильно закрутить на скользкой дороге. Не тормозить тоже нельзя, потому что это приведет к невозможности выполнить поворот.

В этот критический момент на помощь приходит ESP, которая, независимо от действий водителя, тормозит определенные колеса и адекватно уменьшает подачу топлива, а также обороты двигателя. Таким образом, авто возвращается на нужную траекторию движения без вмешательства человека, предотвращая развитие опасной ситуации.

Условия, при которых нужно отключать систему стабилизации ESP

Блок управления ABS/ESP, когда транспортное средство движется, анализирует положение машины с помощью различных датчиков, размещенных на ней.

Система ESP, получив данные, может регулировать тормозное усилие между колесами. При необходимости определенное колесо притормаживается, чтобы выровнять движение авто. Это позволяет электронике предотвратить боковое движение или занос автомобиля. В результате автомобиль получает хороший динамический баланс.

Несмотря на то что система очень полезна и в большинстве случаев облегчает водителю управление, бывают обстоятельства, при которых она становится помехой. Разберем, когда и как следует отключить ESP.

На машине стоят цепи противоскольжения

Если ваш автомобиль оборудован цепями противоскольжения, лучше отключите систему ESP. В противном случае ESP будет передавать неправильные данные блоку управления стабилизацией, что приведет к необходимости коррекции поведения автомобиля на дороге. Это может оказать влияние на безопасность вождения.

При движении в гору по скользкой из-за дождя и снега дороге

Во время дождя и снега система ESP значительно увеличивает уверенность водителя за рулем, обеспечивая надежное сцепление автомобиля со скользкой дорогой. Благодаря этой системе вождение в сложных метеорологических условиях становится безопаснее, поскольку она эффективно контролирует стабильность авто.

Но, подъезжая к подъемам по мокрой или скользкой дороге рекомендуется отключить ESP, чтобы облегчить движение вверх. В противном случае система может непреднамеренно вызвать занос при попытке заехать в гору.

В поездках по песку и грязи

Отключение ESP на природе или грязных дорогах предотвращает задержки от ее активации при скольжении колес и требуется достаточная мощность для предотвращения застревания из-за ограничений системы стабилизации. Если машина уже застряла, отключить ESP нужно для облегчения ее освобождения.

Быстрый разгон, дрифт

Гонщикам и всем, кому нравится дрифтить и кто хочет избежать вмешательства системы стабилизации в процесс управления, рекомендуется отключить ESP. Если этого не сделать, система предотвратит дрифт, активно препятствуя потере сцепления колес с поверхностью дороги. Без деактивации система будет ограничивать скольжение колес, используя как торможение, так и снижение передачи крутящего момента на колеса.

Быстрый разгон, дрифтБыстрый разгон, дрифт

Как отключить ESP

Многие спорткары имеют возможность поэтапного отключения электроники. Нажатие кнопки отключает контроль тяги, давая возможность водителю управлять автомобилем на скользкой дороге, не сильно газуя и с умеренным пробуксовыванием, что важно для дрифта. Отключение контроля тяги в полноприводных и заднеприводных машинах позволяет контролировать заднюю часть автомобиля для повышения поворачиваемости и прохождения поворотов в скольжении.

Как отключить ESP? Если удерживать кнопку нажатой в течение примерно трех секунд, произойдет снижение контроля как над системой тяги, так и над ESP, что позволит автомобилю свободно скользить, не сталкиваясь с вмешательством электроники в работу тормозов. Впрочем, следует учитывать, что система может не отключаться насовсем. В ситуациях с интенсивным заносом система ESP способна повторно активироваться и вмешаться в процесс управления автомобилем.

В то же время на спорткарах существует возможность полного отключения электронного контроля. Например, BMW предлагает специальный режим Sport++, разработанный не для гоночных трасс, а для практики дрифта. В таком режиме водитель находится в прямом контакте с мощью двигателя, что может привести к неожиданной пробуксовке колес и потере контроля над машиной. Это идеально подходит для дрифта, но опасно для использования на обычных дорогах.

 

Такой режим считается рискованным для быстрой езды, и большинство опытных водителей избегают его использования не только на общественных дорогах, но и на гоночных треках. Они уверены, что режим, при котором электроника остается активной, вполне подходит для спортивного вождения.

Некоторые водители, игнорируя электронных помощников и разгоняясь до высоких скоростей без контроля тяги, часто попадают в аварии. Важно внимательно относиться к функционалу спортивных авто, так как необдуманное отключение систем контроля может привести к трагическим последствиям.

Как отключить ESPКак отключить ESP

Ошибки в системе курсовой устойчивости

Автоматическое отключение системы ESP часто происходит из-за сбоев в работе датчиков скорости, отслеживающих вращение колес в экстремальных условиях. Когда любой из датчиков выходит из строя, система стабилизации лишается доступа к необходимой информации. Кроме неисправности датчика, к подобным проблемам могут приводить повреждения в проводке, накопление грязи на зубчатом венце или износ ступичного подшипника, где расположены маркеры для датчика.

Сбои в ESP часто вызваны также отказами датчиков угла поворота рулевого колеса и положения педалей газа и тормоза. В таких ситуациях система также неспособна функционировать должным образом. Необходима замена неисправных датчиков.

Помимо этого, сбои в работе ESP могут быть обусловлены неисправностями электронных модулей. В некоторых случаях достаточно перепрограммирования ПО, однако иногда требуется замена поврежденных блоков.

Часто задаваемые вопросы о том, как отключить ESP

Зачем нужно отключать ESP?

ESP предотвращает скольжение и буксование, облегчая проезд по сложным участкам. Отключение системы нужно для освобождения застрявшего авто или движения вне дорог. При нажатии кнопки отключения ESP деактивируется, давая колесам вращаться без ограничений.

Почему на бездорожье необходимо выключить ESP?

Рекомендация отключать ESP на бездорожье связана с необходимостью дополнительной мощности, доступ к которой возможен только при отключении системы. Это снижает риск застревания. Если возникают проблемы при активной системе, следует немедленно ее деактивировать.

Требуется ли деактивировать ESP при пробуксовке по снегу?

Когда автомобиль начинает скользить на высоких скоростях, потеря контроля может стать серьезной проблемой, особенно для водителей-новичков, у которых отсутствует опыт в управлении в сложных условиях. В такие моменты система стабилизации дорожного положения играет ключевую роль, предотвращая потенциальные аварии.

Однако есть ситуации, когда знание того, как отключить ESP, становится необходимым. Эксперты утверждают, что только опытные водители должны рассматривать возможность отключения ESP, и лишь в случаях, когда продолжение движения без пробуксовки невозможно из-за условий на дороге. Дополнительно, если ТС застряло в снегу, отключение ESP может значительно упростить процесс его извлечения из снежной ловушки.

Система ESP помогает обеспечить безопасность водителей на дорогах. Во множестве стран Европы использование автомобилей без данной системы запрещено на уровне законодательства, что подчеркивает ее значимость как наиболее эффективного средства для предотвращения дорожно-транспортных происшествий в сложных ситуациях.

close icon
Евгений Ковальчук
Ведущий менеджер по автобизнесу
Евгений Ковальчук печатает ...